Муниципальный транспорт в приоритете

Представители мэрии Новосибирска во главе с Анатолием Локтем, эксперты и общественники обсудили итоги работы пассажирского транспорта в 2016 году и перспективы его развития в рамках дискуссионной площадки «Городские приоритеты», прошедшей в выставочном зале Архитектурной академии 31 января. В центре внимания: разгрузка центральных магистралей Новосибирска, внедрение системы транзитной оплаты и развитие экологически безопасных видов городского транспорта.

«Мы сторонники развития пассажирского транспорта, и в первую очередь муниципального», — заявил Анатолий Локоть, открывая форум.

В дальнейшем позиция мэра нашла подтверждение не только в докладе начальника управления пассажирских перевозок мэрии Романа Дронова, но и в выступлениях экспертов. Они привели в качестве примеров города Европы и Северной Америки. Рассказали, как выстроены приоритеты, с помощью каких мер в разные годы решались проблемы загруженности центральной части мегаполисов и транспортной доступности пригородов. Впрочем, ничего нового эксперты к уже сказанному не добавили. Роман Дронов достаточно ясно обрисовал задачи по развитию пассажирского транспорта на ближайшие несколько лет. Еще яснее он представил нынешнюю ситуацию: доля муниципальных перевозок наземным пассажирским транспортном сегодня составляет лишь 24%.

Все остальное – частные компании, для которых основной критерий – пассажиропоток. Именно поэтому в центральной части города сегодня избыток транспорта, а на так называемых «непопулярных» направлениях его дефицит.

Самой действенной мерой борьбы с «погоней за пассажирами», специалисты мэрии считают практику муниципальных контрактов. Когда перевозчик будет получать деньги за качество обслуживания маршрута, а не количество перевезенных пассажиров. Но для того, чтобы перейти к подобной форме взаимодействия с частными транспортными компаниями, необходимо более тщательно изучить экономику перевозок. Здесь поможет система безналичной оплаты проезда. Правда сегодня по безналу оплачивают проезд менее половины пассажиров — только 160 из 370 миллионов, перевезенных в 2016 году.

Еще одним действенным шагом по развитию пассажирских перевозок станет создание сети пересадочных пунктов. Чтобы пассажиры, следующие из отдаленных районов, могли с комфортом совершить пересадку и следовать дальше уже по центральным маршрутам. Правда для этого необходимо внедрить практику сетевой оплаты, когда пассажиры покупают единый билет сразу на несколько видов транспорта. Как это реализовано сегодня в Москве.

Новосибирск уже имеет опыт внедрения решений, зарекомендовавших себя в столице. Именно в Москве впервые появились выделенные полосы для пассажирского транспорта. Теперь такая практика распространяется и в сибирской столице. Всего за несколько лет на 22-х улицах Новосибирска создано 34 участка дорог с выделенной полосой. Теперь очередь за транзитными проездными билетами. И уже скоро их можно будет оплачивать не только при помощи муниципальной транспортной карты, карты студента, или школьника. Сегодня на городском пассажирском транспорте Новосибирска отрабатывается бесконтактная система расчетов с помощью банковских карт, а в будущем и смартфонов.

Такие же современные системы расчетов заработают и на будущих платных автопарковках и пунктах велопроката, теме которых, кстати, была посвящена едва ли не треть всех выступлений. Уже не один год энтузиасты велосипедного движения пытаются достучаться до горожан, убеждая пересесть из комфортабельных автомобилей на самый безопасный с точки зрения экологии двухколесный транспорт. На этот раз приводили в пример один из финских городов, где пункты велопроката работают даже зимой. Так что и суровый сибирский климат, в качестве аргумента против, приверженцами велосипедного движения уже не рассматривается. Отдавая должное их настойчивости, модератор форума, советник мэра Новосибирска, архитектор Александр Ложкин предложил Академгородок в качестве пилотной площадки для развития велопрокатов.

Новосибирск как велосипедный город — это пока еще далекая мечта, которая возможно когда-нибудь и найдет свое воплощение. А пока Новосибирск — это город машин, стоящих в пробке. И, конечно, рассуждая о программе развития транспортной инфраструктуры участники форума не могли не вспомнить о самом удобном на сегодня способе передвижения по мегаполису – подземном. Только вот никаких реальных прогнозов о появлении новых станций метрополитена, при нынешнем положении в экономике, никто делать не рискнул. Новосибирское метро упоминалось исключительно в контексте создания пересадочных узлов на конечных станциях. Так что генеральный план, утвержденный 10 лет назад, где говорится о 54-х станция метрополитена в Новосибирске к 2030 году, можно смело отнести к разряду даже ненаучной фантастики.

Из наиболее реальных задач на ближайшие год-два – развитие транспортной сети вокруг новых микрорайонов. Среди них «Чистая Слобода», «Стрижи», «Матрешки», сразу два новых квартала, «Акатуйский» и «Матрешки» на Южно-Чемском направлении. Но эти планы нужно рассматривать прежде всего в контексте развития дорожной сети. А это уже тема следующего дискуссионного клуба, который состоит в ближайший четверг.

По итогам же прошедшей встречи, Анатолий Локоть анонсировал создание специальной аналитической группы, которая будет работать при департаменте транспорта и дорожно-устроительного комплекса мэрии Новосибирска. Планируется, что в это группу войдут специалисты по транспорту, а главной ее задачей станет аналитика и выработка рекомендаций по созданию единой стратегии развития городского транспорта.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ