«Самым сложным для меня был первый шаг»

В Новосибирске вслед за Москвой стремительно растет популярность бега, в том числе и в бизнес-среде. Принимать участие в марафонах и полумарафонах начинают офисные сотрудники, которые еще вчера не могли себе этого представить. В ходе своего визита в Новосибирск основатель федеральной школы бега I LOVE RUNNING МАКСИМ ЖУРИЛО рассказал «КС», доволен ли он популяризацией бега в Сибири, как сам встал на этот путь, и стоит ли ожидать онлайн-трансформации этого направления.

Первый шаг

— Максим, как вы сами пришли к бегу? Расскажите о своем первом марафоне.

—  Точкой отсчета можно считать 2008 год. Тогда у меня — тогда еще простого офисного сотрудника — появилась первая важная цель: я решил покорить Эверест. Но возможность ее реализации была очень далека от моего физического состояния на тот момент. Как то раз я встал с утра, посмотрел на себя в зеркало и побоялся встать на весы. Тогда я весил около сотни килограмм и подумал, что если увижу три цифры на шкале весов, то моя жизнь закончится. Надо было что-то с этим делать. Самым простым способом я тогда посчитал бег.  Я решил сразу же приступить к нему, подумав, что для начала можно с утра преодолеть 10 километров. Но стоило мне только стартовать, как я понял, что не могу пробежать и нескольких километров. Это был удар по моему эго.  Как же так? Я молодой парень, но не могу даже «десятку» пробежать! Меня это задело. У меня появилась цель — преодолеть 10 км.  Вскоре я ее реализовал и был очень горд собой.  Теперь нужна была новая цель, и я подумал, что хорошо было бы пробежать марафон.  В 2008 году их еще особо не было, даже в Москве.  Но я подумал, что если ориентироваться на марафон, то выбирать самый крутой, ведь если это будет последний забег в моей жизни, то хотя бы будет не так обидно.  Итак, это был Нью-Йорк. На старт там выходит около 52 тысячи человек.  Воодушевленный,  я пришел на работу и сказал коллегам, что буду бежать марафон. Они на меня с недоумением посмотрели, кто-то вообще спросил, а что такое марафон, а когда я сказал, что это 42 километра, то услышал в ответ: «ты на машине столько не проезжаешь». Но это меня только раззадорило и укрепило в осознании того, что я встал на правильный для себя путь.

Однако реализовать такой замысел было непросто хотя бы потому, что число желающих принять участие в марафоне кратно больше, чем количество мест. В прошлом году организаторы собрали 1,2 млн заявок, из которых случайным образом были выбраны 52 тысячи. То есть конкурс был почти как в МГИМО.  Но мое желание принять участие в марафоне росло с каждым днем.

Кстати говоря, в газете New York Times печатают всех финишеров марафона. Американцы шутят, что для многих эта единственная в жизни возможность попасть в эту газету. Для меня это тоже стало заветной целью.

— Как после этого изменилась ваша жизнь и текущая работа?

—  Знаете, можно катиться по рельсам, а можно прожить такой год, что захочется воскликнуть «вау». Моя жизнь поменялась с момента принятия решения об участии. Появилась цель, и все заиграло новыми красками. Если раньше, я с трудом вставал утром, то теперь стал надрываться, чтобы с утра тренироваться. Кстати говоря, на тот момент по прежней работе я ездил в командировку в Новосибирск  – у нас реализовывался в городе большой проект. Так вот: я рано вставал, когда еще было темно, и бегал.  Со временем все это стало влиять на остальную жизнь.  Ведь если я могу подорваться ради марафона, то я тем более могу сделать это ради чего-то еще. Поэтому дела на работе тоже пошли в гору.  Несмотря на то, что на дворе был 2008-ой год, мы реализовали столько проектов, что кризис попросту не заметили.

— Тяжело ли дался первый марафон? И как вы в итоге взобрались на Эверест?

Да, конечно,  было тяжело, ведь это был мой первый марафон. Но если говорить кратко, то счастье от осознания того, что все в этой жизни возможно, полностью все перекрывало.  А Эверест я пока так и не покорил. Поэтому эта история как раз про то, что как долгосрочная цель, пусть и не реализованная на текущем этапе, мотивирует тебя здесь и сейчас. Эверест еще впереди.

—  А вообще всегда ли появляются новые цели, или все же этот процесс конечен?

— Можно бесконечно совершенствоваться и искать новые вызовы. Неправильно думать, что за далёким тёмным лесом кончается мир: ты это точно узнаёшь, когда дойдёшь до леса. То же самое со спортивными целями. Стоит лишь, к примеру,  завершить IronMan, как приходит понимание, что спектр дальнейших целей очень широк.

— Что было наиболее сложным лично для вас на всем пути с точки зрения спорта? Сделать первый шаг, или преодолеть какую-то конкрентную планку?

— Самым сложным для меня был первый шаг. Включаться в работу после долгого расслабления тоже сложно. Но обычно цели мотивируют.

школа I LOVE RUNNING

— Какой совет вы бы дали,  как правильно мотивировать себя и организовать свое время?

— Во-первых, важна цель: чем она конкретнее, тем лучше. Во-вторых, ограничение по времени: достичь цели не «когда-нибудь», а в определённый срок. В-третьих, конкретное место: где, когда, что. И лучше делать тренировку в первой половине дня, потому что во второй половине гораздо выше шанс её не сделать.

Развитие в Сибири

—  Максим, как  ваши занятия бегом трансформировались в I LOVE RUNNING, и как появилась школа?

— Когда я стал заниматься бегом, у меня возникло понимание того, что реализовывать цели интереснее и эффективнее не в одиночку, а с единомышленниками.  На тот момент мои друзья и знакомые знали, чем я занимаюсь, и многие из них выразили желание присоединиться ко мне. Поэтому я стал формировать группу друзей для того, чтобы к следующему рубежу готовиться вместе. Информация об этом быстро разлетелась, и когда мы уже начали тренировки, меня стали спрашивать, как примкнуть к нам. В итоге мы стали формировать вторую группу. Так по сути и родился проект I LOVE RUNNING. Вначале в Москве,  а потом постепенно и в других городах России.

—  Прошел уже год после запуска вашей школы бега I LOVE RUNNING в Новосибирске.  Оправдал ли регион ваши ожидания с точки зрения популяризации бега и с точки зрения бизнеса?

— Меня в первую очередь порадовало, что наши новосибирские франчайзинговые партнеры — Ксения и Егор Егошины перевыполнили планы, которые сами себе поставили. И по количеству людей, вовлечённых в бег, и по мероприятиям. На мой взгляд, сегодня можно ставить большие планы на будущее. Новосибирск — большой и прогрессивный город, в нём есть практически все форматы ритейла, ресторанов, но в области спорта пока ещё поле не пахано.

— Какие города Сибири для вас интересны с точки зрения дальнейшего развития?

—  Сейчас среди городов Сибири I LOVE RUNNING есть в Красноярске, Омске, Томске, Кемерово. В ближайшее время мы запустимся в Иркутске — у нас уже найден партнер, и проходит обучение. Нам интересны и другие крупные города региона, к примеру тот же Барнаул. Однако цели любой ценой зайти в тот или иной город Сибири до конца 2017 года у нас нет. Мы вообще сейчас не занимаемся активной продажей франшиз — люди из регионов выходят на нас сами. Поэтому вопрос выхода в новые регионы определяется наличием в них партнеров.

На сегодня I Love Running представлена в 36 городах России, Украины, Казахстана, Киргизии, Латвии.  Также компания готовится к выходу в Канаду.  Среди городов Сибири I Love Running есть в Новосибирске, Красноярске, Омске, Томске, Кемерово.

«Беговой бизнес» сложно назвать понятным с точки зрения бизнеса для инвестирования. Это ведь не пиццерия или автомойка. Когда ты приходишь на автомойку, ты можешь примерно подсчитать, сколько можно обслужить машин за день, каким образом, и сколько это будет стоить. С такими проектами, как I LOVE RUNNING, ничего нельзя подсчитать наперёд. Ты будто выходишь в чистое поле и предлагаешь людям новое занятие, где можно ставить перед собой новые цели и вообще начать новую жизнь. Для нас важен не столько бизнес, сколько желание самого человека заниматься бегом и популяризировать его в своем регионе. А уже дальше мы его можем доучить, добавить знаний и навыков, чтобы это ему пригодилось в дальнейшем. Поэтому мы будем запускаться в тех городах, где интересы и цели людей — наших потенциальных партнеров — совпадут с нашими.

— В вашем бизнесе важно находить не просто франчайзинговых партнеров, но очень увлечённых людей, которые запускали бы его в регионах, и при этом были на волне с вами, двигались с вами в одном направлении и жили бы этим делом. Какие подходы вы используете, чтобы находить таких людей?

— Есть такое слово — контекст. Это совокупность взглядов человека на мир.  Не то, что он делает, а то, какой он.  Что он делает — уже вторично. Представьте, что за стойкой стоит бармен, который наливает в бокалы напитки и при этом дарит любовь, внимание, уважение, и его коллегу, который  делает формально тоже самое, но в контексте усталости или высокомерия.  И тот, и другой делает одно и то же — наливает бокал вина, но каждый из них делает это в совершенно разном контексте. Поэтому когда мы договариваемся с партнёром, наша задача —  понять, находится ли он сам по себе в нашем контексте, или нет. Потому что если нет, то мы не начинаем работать. Тут секрет прост. А всё остальное — как, сколько и кому наливать, — мы уже научим, это несложно.

— У вас есть правило, чтобы в «городе-миллионнике» должна быть только одна школа I LOVE RUNNING, или их может быть несколько, причем с разными франчайзинговыми партнерами?

— Сейчас у нас действует такое правило: один город — одна школа. Пока, по крайней мере. Возможностей каждой из них хватает для удовлетворения имеющегося спроса в том или ином регионе.

школа I LOVE RUNNING

— В целом по России I LOVE RUNNING помимо бега развивает лыжи, плавание, велоспорт и триатлон. В Новосибирске в декабре в дополнение к бегу запустились лыжи. Планируется  ли со временем открывать в Новосибирске все пять направлений, или зависит сугубо от желания регионального партнёра и каких-то других условий?

— Это выбор партнёра. У каждого из них есть приоритетное право открытия других наших направлений. В случае, если партнёр не хочет запускать ещё одно направление, его может открыть другой партнёр, проявляющий к этому желание. Но пока таких случаев не возникало, так как с действующими партнерами у нас очень близкие отношения. Думаю, в Новосибирске в скором времени может открыться плавание, поскольку оно уже есть примерно в 24 городах России.

— Насколько беговая культура в Сибири отстаёт от Москвы?

— Думаю, на пару лет. А беговая культура Москвы отстаёт от Нью-Йорка на ещё лет на десять. В регионах сейчас главная задача — всколыхнуть людей. Именно это и стараются делать региональные партнеры.

— Среди беговых школ есть конкуренция, или вы скорее все вместе работаете на формирование рынка?

— Скорее, последнее. Мы первыми появились на рынке, потом начали появляться похожие проекты, но не думаю, что они — достойные конкуренты.   Только сейчас игроки этого рынка стали более пристально работать над сервисом — то, чего у них не было в приоритетах на начальном этапе. Конкуренция возможна, когда рынок уже созрел. И мы сейчас вступаем на зрелые рынки. Недавно мы открыли филиал в Дубае и собираемся запускать филиал в Торонто. В Дубае немного людей занимается спортом, там конкуренция возникла именно в области клиентского сервиса, качества услуг. А Торонто для нас — новый рубеж. Люди там занимаются бегом уже 30-40 лет, давно есть свои беговые клубы и школы. Очень интересно, сможем ли мы привлечь их к себе. Это вызов для нас.

— Насколько российскую систему обучения I LOVE RUNNING можно считать универсальной с точки зрения применения в Торонто?  Есть ли какие-либо нюансы?

— Нюансы, конечно, есть, и мы с ними ещё столкнёмся в Торонто, но основа обучения остаётся прежней. Это цель, срок, программы, тренер, группа, атмосфера.

— За счёт чего вы планируете закрепиться в Канаде, учитывая, что там есть свои школы бега?

— Пока в Канаде по нашим наблюдениям ни у кого нет такого формата срочных курсов, как у нас. Там есть формат бегового клуба, где люди платят годовой членский взнос, и весь год могут хоть ходить на тренировки, хоть пропускать. Тренировки почти не ориентированы на какие-либо цели. Можно работать с индивидуальным тренером один на один либо удалённо, либо прямо лицом к лицу.  Но это достаточно дорого. Цена начинается от $200 в месяц до $80-100 за одну тренировку. А мы хотим сделать «кост-шеринг», то есть, схему, при которой вы могли бы тренироваться в группе, при этом идти к целям, но со своим тренером.

— Сейчас все больше компаний проявляют активный интерес к бегу. Например, та же компания BMW устраивала с вами совместный проект, в рамках которого клиенты официальных дилеров баварской марки в городах России обучались бегу, а потом принимали участие в полумарафоне в Мюнхене. Планируете ли вы запускать подобные проекты с другими компаниями, чтобы приобщить к бегу больше людей?

— Да, мы в Москве очень активно этим занимаемся, потому что через корпоративный сегмент можно привлечь больше людей. Сейчас мы проводим большие проекты с несколькими банками. Возможно, нам удастся реализовать совместный проект с РЖД.

— Насколько в целом развит корпоративный сегмент на рынке школ бега? Отличаются ли технологии работы от работы с физлицами?

— Это большой и важный для нас сегмент, и он развит достаточно хорошо. У большинства компаний, как правило, есть бюджет на физкультуру и на фитнес, и вопрос состоит в том, как они его будут тратить. Либо они просто сделают скидки на карточки в фитнес-клуб, и никто не будет в эти клубы ходить, либо они предложат своим сотрудникам какую-нибудь отличную игру на полгода-год, например, связанную с подсчётом количества шагов. Сейчас в одной компании мы запускаем проект, где все участники пользуются мобильным приложением, которое подсчитывает шаги. У каждого при этом есть своя планка по числу шагов за день. Мы делаем различные мастер-классы о том, как правильно ходить, потом уже обучаем бегу. В Сколково запускали такой проект: участвовала команда в 70 человек, была цель — пробежать расстояние, равное экватору, время на выполнение составляло полгода. Каждый день надо было бегать, записывать, сколько вы пробежали, складывать результаты и тем самым приближать суммарный итог своей команды к 40 000 километрам. Поэтому на мой взгляд, в этом сегменте важно придумать «кастомные» продукты (изготовленные на заказ — «КС») и соединить их со спортом, сделать что-то интересное для сотрудников, чтобы им было интересно, и они были бы счастливы.

— Можно ли считать фитнес конкурентом бега?

— Прямой конкуренции нет, потому что бизнес фитнес-клубов всё-таки заключается в другом, но то, что мы предлагаем людям альтернативу, в своём роде можно назвать конкуренцией.

— Изначально проект I LOVE RUNNING формировался вокруг бега, потом  появились дополнительные направления, такие как плавание, лыжи, и.т.д. Куда все будет двигаться дальше? Каким вы видите этот проект через несколько лет?

— Наша цель — вовлечение людей в спорт. А если говорить о проекте, то, скорее всего, часть его пойдёт в цифровой формат. Мы уже в следующем году планируем сделать смешанную программу, чтобы можно было получать задания и видео дистанционно и при этом очно посещать занятия. На мой взгляд, будущее именно за этим. Плюс одна из наших целей — завершение экосистемы. Мы сейчас активно работаем над собственным проектом в области спортивной медицины, чтобы люди могли проходить осмотр, получать консультации перед тренировками, лечить травмы.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ