Противодействие черным доходам или биржевые игры?

Почему новосибирские бизнесмены испытывают проблемы с «обналичкой» средств в банках

Одним из трендов уходящего финансового года можно считать активизацию борьбы с обналичкой. Банки ужесточают правила в этом отношении, и представителям деловых кругов все чаще приходится собирать документальные доказательства того, что они ведут бизнес прозрачно и в рамках закона. Последнее время случаев недовольства бизнеса действиями банков становится все больше, о чем свидетельствуют и обращения самих предпринимателей, и иски в судах. Являются ли такие случаи единичными или проблема носит комплексный характер, разбирался «КС».

Напомним, что в ноябре текущего года в деловых кругах Новосибирска активно обсуждалась тема ограничений, связанных с возможностью снятия наличных в ряде банков. Представители бизнеса недоумевают по поводу отсутствия денег в банкоматах и ужесточения требований по обналичиванию средств, которые, по их мнению, произошли без предупреждения и в одностороннем порядке. Достаточно часто в этом контексте упоминается Сбербанк.

«У меня есть зарплатная карта, которой пользуюсь больше девяти лет. 15 лет я не менял номер телефона, то есть проблем с выводом средств с карты возникнуть не должно, но, приехав в свое отделение, выяснил, что на меня поставили метку, якобы я — мошенник», — рассказывает деловой партнер руководителя мелькомбината № 3 Станислав Пушкарев, обратившийся в редакцию «Континента Сибирь». С момента «заморозки» прошел месяц. Согласно условиям тарифа, предприниматель имел право пополнять карту до 600 тысяч рублей, обналичивать — до 300 тысяч. «Лимита я не превысил. Сотрудники Сбербанка затребовали документы об источнике денежных средств, запросили справку по форме 2-НДФЛ. Возникает вопрос, не много ли на себя берет банк?» — продолжает Станислав Пушкарев.

По словам предпринимателя, средства на карте «заморозили». Станислав Пушкарев не сомневается, что их вернут, но придется подождать, что неприятно. А пока он обратился с иском в суд, правда, в успехе дела сомневается. «Объясняют, что деньги «заморожены». Средства заблокировала питерская служба безопасности. Обещают вернуть через 45 дней. В этой истории я — не единственный пострадавший. Проблемы с обналичиванием средств возникли и у знакомых предпринимателей. Перегоняя деньги между счетами, банк мог «заморозить» около триллиона рублей», — подсчитал Станислав Пушкарев.

В службах поддержки клиентов банка подобного рода ситуации, по словам опрошенных «КС» бизнесменов, объясняют работой программы по противодействию «черным доходам». Мошенникам не дают обналичивать средства. Исходя из этого банк имеет полное право затребовать от клиента документы на источник полученных средств. Для снятия наличных через отделения требуются паспорт, сберкнижка (если деньги снимают с вклада), договор об открытии депозита, чековая книжка. С ноября у предпринимателей могут дополнительно запросить документы об источнике средств.

«Мы предоставили в банк необходимые документы. Две недели — тишина. По телефону нужную информацию сотрудники предоставить не могут. Приходится ехать в отделение, разбираться. Это время. Мы предложили перевести деньги в другой банк. Позиция банка: переводите, но эта операция платная», — добавляет Станислав Пушкарев и недоумевает, зачем ему вновь необходимо платить.

Случай Станислава Пушкарева — не единичный в России. На форумах, посвященных банковским тематикам, индивидуальные предприниматели задают вопрос: «Почему мы не можем обналичить заработанные деньги через банкомат?» На подобную проблему с еще одним государственным банком — ВТБ — на отраслевом форуме «Банки.ру» ссылалась предприниматель из Москвы. «Почему я не могу использовать деньги от предпринимательской деятельности? Для чего же тогда я ее веду-то? И понятие дохода у банка какое-то свое. В итоге банк фактически заставляет снимать деньги с расчетного счета на хознужды или прочие нужды, — пишет участница форума. — Переводила свой доход с расчетного счета на физ. счет, делала транзакции по карте, в том числе снимала наличные (более установленного лимита в 600 000 — 2 000 000), и никаких проблем и вопросов от банка не было два года. Недавно мне заблокировали счет».

Комментируя текущую ситуацию со снятием наличных, в пресс-службе Сибирского банка Сбербанка России отмечают, что тарифы и лимиты по выдаче денежных средств по банковским картам различны в зависимости от типа карты, поясняя, что вся информация доступна на сайте кредитного учреждения.  При этом, по данным самого банка, условия снятия наличных с карт 2016-м году не менялись.  В свою очередь суточные ограничения на снятие средств устанавливаются из соображений безопасности и в целях борьбы с нелегальным обналичиванием. «Банк вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия обслуживания карты в части, не влекущей за собой возникновения новых или увеличения существующих денежных обязательств клиента. В случае внесения изменений банк уведомляет клиента не менее, чем за 15 календарных дней», — поясняют в пресс-службе Сибирского банка Сбербанка России.

Стоит отметить, что по словам представителей бизнеса, лимиты на обналичивание введены во всех крупных банках. Сумма разового снятия зависит от карты и тарифного плана. Ужесточить правила обещали еще год назад. В учреждениях объясняют принятые меры упором на «качество» финансов и их безопасность, а с мошенниками разговор короткий: денег не дадим.

Согласно данным в открытых источниках, в ВТБ максимальный лимит (официально) снятия наличных с карты — 1 млн рублей в день и 3 млн в месяц. В Сбербанке — до 300 тыс. через банкомат и 300 тыс. через отделение (максимум 600 тыс. в день) и не более 3 млн в месяц. В Райффайзенбанке — не более 500 тыс. в сутки. По сути, можно говорить о том, что все тарифные планы схожи.

Тем не менее сами предприниматели недовольны сложившейся ситуацией и не готовы вставать в положение банков. Так, новосибирский бизнесмен Андрей Шеметов в разговоре с «КС» посетовал, что ему пришлось объехать полгорода, чтобы обналичить 900 тысяч рублей в банкоматах одного из крупных частных банков.

«Сейчас многие банки блокируют сомнительные операции с последующим закрытием счета. Но ведь при этом никто ни чего не сообщает. Блокируют, а дальше сам выясняй. Независимо от назначения платежа, будь то арендная плата или возврат заемных средств», — сетует в онлайн-сообществе комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска бизнесмен Роман Пасечник.

Жалобы на ограничение обналичивания уже рассматриваются в судах. Проблема носит общероссийский характер. Так, в 2015 году арбитражный суд Санкт-Петербурга запретил Сбербанку устанавливать лимиты на снятие наличных с карты Maestro. Жалобу рассматривали четыре года. Петербуржец попытался обналичить средства и узнал о введенном в одностороннем порядке лимите: снимать не более 50 тыс. рублей в сутки и до 1,5 млн в месяц. Однако здесь играло роль то, что в подписанном договоре фигурировали другие суммы. Действия банка в Роспотребнадзоре признали незаконными и ущемляющими права потребителей. Дошли до суда, который поддержал ведомство и встал на сторону петербуржца. Однако такой случай скорее можно считать прецедентом.

По мнению опрошенных «КС» представителей правовой сферы, ничего противозаконного в действиях банков, как правило, нет. Юрист компании «Финправ» Александр Гычев ссылается на статью 115-ФЗ, согласно которой операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей или превышает ее. «Если банк не осуществит контроль таких операций, то по отношению к нему будут применены определенные санкции за неисполнение законодательства, вплоть до отзыва лицензии», — отмечает Александр Гычев. Однако он обращает внимание на то, что обязательные к контролю операции не устанавливают нижнюю грань для проверок: не важно, идет ли речь о 300 тыс. рублей зарплаты или о поступлении 25 тыс. рублей на личный счет.

По оценкам управляющего партнера ЮК «Ветров и Партнеры» Виталия Ветрова, шансы признать действия банка неправомерными небольшие, и выиграть такой судебный спор будет непросто. Помимо этого, стоит подумать о том, что именно требовать у банка — возврата «замороженных» средств либо компенсации убытков, вызванных такой «заморозкой». «Поскольку вид предъявляемых к банку требований будет влиять на объем действий по доказыванию клиентом своей позиции, то количество затраченных усилий может быть неравноценным полученному эффекту. Я бы рекомендовал клиентам быть максимально прозрачными для банка, не ориентироваться только на прежний опыт общения с ним. Целесообразно предоставлять информацию и документы — не только те, что банк сам требует, но и те, которые могли бы ускорить принятие нужных клиенту решений от банка», — поясняет Виталий Ветров.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ