Компания года/Персона года. Автобизнес: извлечь прибыль на стагнирующем рынке

Выбор компании года и персоны года в сфере автобизнеса в этом году оказался непростым. Уход бывших лидеров новосибирского авторынка — компаний «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс»  — показал, что в условиях кризиса соревнования в активном пополнении портфелей брендов вряд ли целесообразно считать стратегией успеха.  Компаний, которые в тяжелейших для рынка условиях вышли на новые рынки и действительно укрепили свои позиции, можно пересчитать по пальцам. Тем впрочем и значительнее их достижения.

Компания года

«Компанией года» в сфере автобизнеса по версии «КС» стала группа компаний «Евразия Моторс» (официальный дилер Hyundai, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Ford в Омске).  Появившаяся на свет в 2010 году после раздела ГК «Барс» между его акционерами, «Евразия-Моторс» быстро стала набирать вес как в Омской области, так и в целом по Сибири. Подобно крупным новосибирским авторитейлерам компания также не отказывалась от пополнения портфеля брендов, но делала это достаточно осмотрительно.  Индикатором может служить то, что именно «Евразия Моторс» стабильно удерживала первые строчки в общесибирском рейтинге автодилеров «КС», сформированном по доле рынка в основном регионе присутствия. Для сравнения:  новосибирская группа компаний «МАКС Моторс» несмотря на самый большой среди дилеров СФО портфель брендов никогда не входила в ТОП-3 этого рейтинга.

Анализируя позиции «Евразии-Моторс», нельзя не отметить, что омский рынок традиционно по своему потенциалу продаж не соответствует «городу-миллионнику», что ставит дилеров в очень сложные условия, поскольку для московских дистрибьюторов они попадают в ту же категорию, что и гораздо более обеспеченные Новосибирск с Красноярском. Однако несмотря на это, омские авторитейлеры отмечают, что «Евразии-Моторс» удается развиваться и в таких условиях. Комментируя позиции «Евразии-Моторс», один из участников рынка отмечает, что группа компаний просто «стабильно генерирует «кэш» на массовых брендах, не испытывая проблем с дефицитом оборотных средств».  Важную роль в обеспечении позиций «Евразии Моторс» собеседники «КС» отводят и лично бенефициару группы компаний Илье Фридману. «Он умеет извлечь прибыль даже в самых сложных рыночных условиях и даже при небольшой марже», — уверен один из омских бизнесменов.

Стоит отметить, что в 2016 году «Евразия Моторс» запустила в Омске второй дилерский центр Nissan, подхватила Citroen, объединив мощности по этому бренду с Peugeot, и в декабре запустила Ford, который когда-то уже был в ее портфеле.  Останавливаться на этом «Евразия Моторс» пока не планирует. Свой опыт группа компаний может тиражировать и в соседних регионах. Во всяком случае в 2016 году омский авторитейлер пристально посматривал на Новосибирск в противоположность новосибирской «МАКС Моторс»,  вынужденной покинуть Омск.

Среди номинантов на «Компанию года» нельзя не выделить группу компаний «Крепость» (официальный дилер Toyota, Lexus, Volvo, Jaguar, Land Rover, Bentley, Porsche, Mazda, KIA в Красноярском крае и Хакасии) Александра Кангуна.  С точки зрения докризисных критериев успешности, «Крепость» однозначно среди лидеров.    Ведь она не только смогла выстоять в текущих экономических условиях, не закрывая свои подразделения, но и сумела реализовать ранее намеченные планы по запуску новых салонов. 2016-ый год пополнил копилку «Крепости» четырьмя новыми брендами — Jaguar, Land Rover, Bentley и Porsche. И если для бренда Porsche был использован дилерский центр, ранее занимаемый маркой Skoda, то для Jaguar и Land Rover, а также Bentley были построены отдельные салоны.  Вместе с тем, в условиях кризиса строительство и запуск новых полнофункциональных дилерских центров влекут к увеличению финансовой нагрузки на компанию.  Кроме того, если в случае с Bentley «Крепость» является единственным официальным дилером во всей Сибири, поэтому может ориентироваться и на клиентов из соседних городов, то с  Jaguar и Land Rover она конкурирует с «Арсенал Груп», которая также представляет эти бренды в Красноярске. Насколько обоснованы такие амбиции в этом случае, покажет рынок, который порой бывает беспощадным.  Впрочем, в профессионализме «Крепости» и ее топ-менеджмента ни у кого из участников рынка не возникает сомнений, поэтому первенство авторитейлера вполне оправдано.  Как минимум, компания не боится рисковать.

Также в числе номинантов, которые были близки к победе, можно выделить двух кузбасских авторитейлеров —  ГК «Сибинпэкс» (официальный дилер Audi, GM-Avtovaz, Cadillac, Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai, Suzuki, Mazda в Кемеровской области)  Фании Сапожниковой и ГК «Картель Авто» (официальный дилер Nissan, Datsun, Subaru, Honda, Mitsubishi, Citroen в Кемеровской области)  Сергея Малянова. Обе компании планомерно вот уже несколько лет забирают отдельные бренды, которые теряют другие игроки. Так, в этом году «Картель Авто» получила Mitsubishi вместо «Трансхимресурса», а «Сибинпэкс» ─ Hyundai вместо «Хендэ-Вектора».

Дилерский центр BMW "Медведь-Холдинга" в Новосибирске, фото Ильи Барышева
Дилерский центр BMW «Медведь-Холдинга» в Новосибирске, фото Ильи Барышева

В числе хедлайнеров по итогам года оказался и «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi, Lada в Красноярском крае, Новосибирской области и республике Хакасия) Николая Бякова ─ в этом году он также продолжил экспансию, но более взвешенно, использовав для этого действующие мощности, а не строя новые салоны. Так, компания запустила салон Lada и Citroen в Красноярске, а также готовится к открытию Suzuki. Что касается других городов присутствия, то в автомобильных кругах активно обсуждается возможность выхода «Медведь-Холдинга» в Кемерово с брендом BMW подобно уже произошедшей в прошлом году экспансии в Новосибирск, а также расширение портфеля брендов в самом Новосибирске. Однако во многом возможность таких шагов будет зависеть от конъюнктуры рынка. В любом случае, несмотря на все изначальные сложности в Новосибирске, авторитейлеру успешно удалось следовать намеченным планам и добиться результатов. Как минимум за это «Медведь-Холдинг» достоин быть в числе победителей по итогам года.

Fit ServiceВпрочем, в текущей экономической ситуации автодилеры с их моделью бизнеса становятся все более уязвимыми, вследствие чего набирают обороты независимые игроки рынка как в сфере продаж автомобилей, так и их обслуживания. «КС» впервые выделил в автомобильном рынке сегмент автосервисных услуг. В  этой категории в 2016 году отличилась основанная в Новосибирске федеральная сеть сервисов постгарантийного обслуживания автомобилей Fit Service. На сегодня сеть присутствует в 22 городах. За 2016-ый год Fit Service открылся в Барнауле, Кургане, Махачкале, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Северске, Челябинске, Сергиеве Посаде, Ишиме, Черемхово, Братске, Владивостоке, а также запустил новые станции в Новосибирске, Томске, Красноярске, Москве.  До конца года в компании планируют открыть ещё 10 станций.

Персона года

Андрей Бец«Персоной года» в сфере автобизнеса в 2016 году по версии «КС» стал Андрей Бец, основатель и председатель совета директоров компании «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях).  После ухода с рынка «СЛК-Моторс» и «МАКС Моторс» лично Андрея Беца и его компанию можно считать самым старейшим игроком сферы авторитейла в Новосибирске.  Если по брендам Audi и BMW в Новосибирске уже сменилось по 3 дилера, и в настоящее время по Audi нет ни одного, то Mercedes-Benz был и остается в руках Андрея Беца — начиная с 1998 года, когда был открыт первый салон марки в Новосибирске на Большевистской, и заканчивая 2016-ым годом, когда у Андрея Беца уже 4 дилерских центра Mercedes-Benz — два в Новосибирске, по одному в Кемерове и Томске.

Стоит отметить, что Андрей Бец имел финансовые возможности  представлять в Новосибирске сразу несколько автомобильных брендов, однако предпочел заниматься только Mercedes-Benz, но не в одном, а сразу в трех регионах. Концентрация на одном бренде в противовес активному пополнению портфеля дала свои результаты. И хотя многие участники авторынка сетуют не без основания, что компания «СТС-Автомобили» отнюдь не может служить примером для подражания другим дилерам региона, нельзя не отрицать, что простого везения было бы мало для того, чтобы удержаться на рынке в противовес ушедшим конкурентам. Во всяком случае пока.

Впрочем, не только поэтому именно Андрей Бец в этом году стал «Персоной года». В этом году бизнесмен расширил границы своей деятельности, став дилером Mercedes-Benz в Германии. Вместе с экс-главой дистрибьютора марки в России Юргеном Зауером он купил дилерское предприятие в земле Баден-Вюртенберг, где расположена штаб-квартира Mercedes-Benz. Речь идет о мультибрендовом салоне площадью 4,5 тыс кв м., где пока представлены Mercedes-Benz, Mitsubishi и Hyundai. По словам Андрея Беца, на стадии завершения переговоры по Porsche, а со временем, по его планам, будут представлены еще четыре марки, в числе которых Nissan и даже Tesla.  В результате именно  Андрей Бец становится «Персоной года» в автобизнесе по версии «КС».

Также среди номинантов на «Персону года» в сфере автобизнеса редакция выделила главу ГК «Евразия Моторс» Илью Фридмана, генерального директора ГК «Крепость» Александра Кангуна, генерального директора «Медведь-Холдинга» Николая Бякова, главу ГК «Сибинпэкс» Фанию Сапожникову, генерального директора ГК «Картель Авто» Сергея Малянова.

Роман ГречухинДругим хедлайнером года стал Роман Гречухин, глава «Harley-Davidson Новосибирск». Не являвшийся байкером и никогда ранее не связанный с автобизнесом, в 2014 году, в непростое для рынка время он вместе с женой открыл первый мотосалон Harley-Davidson в Новосибирске. Уже тогда скептики считали, что инвестиции в такой бренд в тех рыночных условиях необоснованны, и серьезного бизнеса на мотоциклах не построить, тем более с учетом особенностей сибирского климата.  Однако финансист Роман Гречухин по сути доказал обратное, закрепив бизнес-модель и успешно запустив в 2016 году мотосалон в соседнем Красноярске.

Елена МарисинаЕще одним победителем можно признать Елену Марисину, генерального директора нескольких предприятий ГК «Терминал Моторс», включая «Альбион Моторс». Ее усилиями бийский  авторитейлер успешно вышел в Новосибирск, получив  дилерство Jaguar и Land Rover и тем самым оказавший значительную услугу дистрибьютору марки, «обжегшемуся» на прошлом партнере — «МАКС Моторс».

Игорь Кошкин
Фото: «Форд-Центр-Сибирь»

В другой «весовой» сегмент в этом году перешел Игорь Кошкин, компании которого являются дилерами УАЗа, SsangYong и FAW.  В 2016 году в «копилку» авторитейлера добавился Ford, что стало выходом группы компаний в новую лигу. Открытый в 2016-ом году полнофункциональный салон, включающий как легковые, так и коммерческие автомобили, показывает серьезность намерений Игоря Кошкина, ранее стоявшего у истоков ГК «МАКС Моторс» (до ребрендинга — «Новосибспецпроект»).  Однако имея «в рукаве» неплохие возможности, группа автодилерских предприятий  Игоря Кошкина не торопится наращивать портфель брендов, но можно не сомневаться, что компания даст о себе знать, когда появится подходящий момент.

Наконец, по итогам года можно выделить и главу ГК «Сиал Авто» (официальный дилер Renault, KIA, авторизованный сервисный партнер Citroen в Красноярском крае) Сергея Нощика, которому удалось усилить свои позиции по оставшимся в портфеле брендам. Сергей НощикВ частности  ГК «Сиал Авто» в 2016 году запустила второй салон Renault вместо ушедшего с рынка конкурента — «Рено центра Атлант», тем самым став единственным дилером по этому бренду в Красноярске. Удвоение присутствия может в дальнейшем произойти и по бренду KIA. Таким образом, возглавляемый Сергеем Нощиком «Сиал Авто» остался верен своим основным партнерам среди автопроизводителей и при этом продолжил наращивать позиции по ним.

Приз зрительских симпатий

Одновременно с выбором «Компании года» «КС» провел голосование на своем сайте. Всего в опросе приняло участие 9282 человек. Победителем стала компания Fit Service, получив приз зрительских симпатий. На втором и третьем местах оказалась красноярская компания «Сиал-Авто» и «Harley-Davidson Новосибирск».

Для участия в голосовании нужна авторизация.

Кто из игроков автомобильного рынка, на ваш взгляд, в наибольшей степени достоин быть «Компанией года»?
  • Fit Service (38%)
  • «Сиалавто» (Красноярский край) (28%)
  • «Harley-Davidson Новосибирск» (Новосибирская область) (20%)
  • «Медведь-Холдинг» (Красноярский край) (5%)
  • «Альт-Парк»/«Мегапарк»/«Премиумпарк» (Новосибирская область) (3%)
  • ГК «Автомир» (Новосибирская область) (1%)
  • «Альбион Моторс» (Алтайский край) (1%)
  • ГК «Сибинпэкс» (Кузбасс) (1%)
  • «Эксперт НСК»/«Эксперт Авто»/«НСК-Авто» (Новосибирская область) (1%)
  • Другая компания (0%)
  • ГК «Крепость» (Красноярский край) (0%)
  • «Барнаул Моторс» (Алтайский край) (0%)
  • «Вилгуд» (0%)
  • «Форд Центр Сибирь»/«УАЗ Центр»/«Автолига» (Новосибирская область) (0%)
  • ГК «Картель авто» (Кузбасс) (0%)
  • ГК «Евразия Моторс» (Омская область) (0%)
Загрузка ... Загрузка ...

«Компания года» в сфере «Авто» 2016 — «Евразия-Моторс»

«Персона года» в сфере «Авто» 2016 — Андрей Бец

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ