Федеральные власти вновь озаботились состоянием улично-дорожной сети крупнейших городских агломераций страны, инициировав новый проект «Безопасные и качественные дороги». Такая инициатива сулит вливанием немалого объема финансовых ресурсов до 2025 года в развитие дорожной инфраструктуры крупнейших городов страны и их пригородных зон. Перед Новосибирском вновь замаячила перспектива очередной «дорожной революции». Подробности — в материале «КС».

Это уже не первый случай, когда проблема безопасности движения и качества улично-дорожной сети крупнейших городов страны находится в поле зрения федеральных властей. Видимые перемены в дорожном строительстве Новосибирска после длительного застоя наступили в середине прошлого десятилетия, когда началась реализация партийной программы «Новые дороги Единой России». В течение нескольких лет городам-миллионникам перечислялись федеральные субвенции в размере одного миллиарда рублей в год.

И хотя программа носила, скорее, политический характер, в областном центре построены ряд крупных объектов, существенно усиливших связность улично-дорожной сети (УДС). В 2009 году было открыто движение по улице Кирова до ул. Выборной с полукилометровым путепроводом. Реконструированы улица Большевистская, Старое и Бердское шоссе. Закончен долгострой Ипподромской магистрали с открытием сквозного движения на всем протяжении. В 2010 году был проведен рекордный за всю историю ремонт улично-дорожной сети на площади 2,2 млн кв.м.

«В тот год в Новосибирск пришло 1,7 млрд руб. из федерального бюджета. Гарантийный срок по тем ремонтам составляет 5 лет. Он уже закончился. И теперь без дополнительных вливаний можно видеть систематическое ухудшение состояния улично-дорожной сети, — считает председатель общественного совета при минтрансе Новосибирской области Алексей Носов. — Предыдущая программа «Новые дороги Единой России» имела больше предвыборный эффект для того, чтобы повлиять на электоральные настроения».

2010 год стал последним в выполнении рассматриваемой программы. Начавшийся экономический кризис не позволил продолжить ее реализацию. На ряде объектов строительно-дорожные работы пришлось заморозить (развязка на Южной площади и ул. Г. Колонды).

Состояние дорог в НовосибирскеПо мнению советника по транспортным вопросам Совета депутатов Новосибирска Михаила Никулина, ввод в строй объектов позволил тогда разрядить ситуацию, например, снять часть автомобильного потока с улицы Большевистской, улучшилась доступность района ул. Выборной и Ключ-Камышенского плато.

После непродолжительного временного затишья при софинансировании областного и городского бюджетов удалось достроить транспортную развязку на Южной площади и участок Советского шоссе в Кировском районе, построить первую очередь ул. Г. Колонды (ул. Объединения). В областном центре появился такой знаковый объект, как Бугринский мост.

Приоритеты для нации

В новом федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» имеются весьма существенные отличия от партийной программы. Во-первых, проект будет беспрецедентно долгосрочным, до 2025 года включительно. Во-вторых, ставятся цели приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети крупнейших агломераций страны. Одними из показателей признаны снижение уровня ДТП, а также снижение уровня доли УДС, работающей в режиме перегрузки автотрафиком. Также намечены мероприятия по развитию и внедрению в городских агломерациях интеллектуальных систем управления дорожным движением и объектами транспортной инфраструктуры.

Выполнение этой программы, как ранее отмечал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов, возможно только на условиях софинансирования из областного и местных бюджетов. Всего на реализацию мероприятий запланировано до 2025 года выделить из федерального бюджета сумму 270 млрд руб., и еще столько же из бюджетов, принимающих участие в программе 34 регионов, где расположены 37 крупных городских агломераций.

Схема УДС Новосибирска до 2030 года. Источник: НИПИ ТРТИ
Схема развития улично-дорожной сети г. Новосибирска до 2030 года, разработчик НИПИ ТРТИ (Санкт-Петербург). Объявленная программа «Безопасные и качественные дороги» не сможет реализовать все, что отражено на схеме. Источник: НИПИ ТРТИ

Хронологически программа разбита на три этапа — первый, до 2018 года включительно. В течение двух лет предусматриваются некапиталоемкие мероприятия, направленные на ликвидацию мест концентрации ДТП и проведение ремонтно-восстановительных работ на дорожной сети населенных пунктов агломерации. Реализация второго и третьего этапов, соответственно, планируется в период 2019–2025 гг. Именно в этот хронологический период в областной центр «придет» масштабное дорожное строительство.

Большая стройка

Согласно требованиям Министерства транспорта РФ, после предоставления регионами подготовленных ими программ комплексного развития транспортной инфраструктуры в начале 2017 года будет заключено соглашение о предоставлении необходимых средств федеральной поддержки на условиях 50%-го софинансирования из региональных и местных бюджетов. Если предстоящий двухлетний период в областном центре пройдет под знаком большого дорожного ремонта (более 60  объектов), то, как отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, «город получит возможность участвовать в этой программе, и это позволит резко увеличить объемы ремонта дорог, а в перспективе — построить ряд необходимых развязок».

В распоряжении «КС» имеется список основных объектов, предлагаемых к реализации в  период 2019–2025 гг. как в городской черте Новосибирска, так и на территории Новосибирской агломерации.  Информация предоставлена минтрансом НСО.

Согласно этим данным, дорожные объекты реконструкции и строительства, в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации, можно подразделить на четыре группы.

«Вылетные» направления участков автодорог регионального значения, которые будут приведены в первую техническую категорию (четыре полосы с барьерным разделителем), —   «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий», «Новосибирск — Садовый» (выход на Северный обход Новосибирска), «Новосибирск — Колывань», «Новосибирск — Кочки — Павлодар» в пределах Новосибирской агломерации.

Проектное решение транспортной развязки на пересечении ул. Большевистской и Восход
Проектное решение транспортной развязки на пересечении ул. Большевистской и Восход на въезде на Октябрьский мост. Проект компании «Стройпроект» (Санкт-Петербург)

Вторая группа объектов — подходы к «вылетным» магистралям. Это участки примыкания к автодорогам регионального значения в городской черте — Гусинобродское шоссе, ул. 2-ая Станционная от ул. Клубной до Колыванского шоссе, ул. Петухова от ул. Сибиряков-Гвардейцев до ул. Хилокской, окончание проспекта Дзержинского в направлении с. Каменка, а также реконструкция Бердского шоссе от пр-та Строителей до городской черты.

Также в программе ряд объектов, которые в свою очередь были отложены на неопределенное время по причине недостатка финансирования: ул. Зыряновская в Октябрьском и Центральном районах, транспортная развязка на пересечении ул. Большевистская и ул. Восход на въезде на Октябрьский мост.

Подавляющая часть дорожных строек в черте Новосибирска была ранее предложена специалистами ГУБО (Главным управлением благоустройства и озеленения мэрии) в качестве основы для муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной системы города Новосибирска на 2016–2020 годы». Однако по ним не были установлены конкретные сроки исполнения работ. Муниципальные чиновники  намерены также вернуться к строительству моста через реку Иня и пешеходного перехода на разъезде Иня, продлить лево- и правобережные автодорожные подходы Бугринского моста (до ул. Сибиряков-Гвардейцев в лево-  и ул. Кирова в правобережье).

Четвертая группа —  участки на улично-дорожной сети городов Бердска, Искитима, Оби и пгт. Кольцово.

Откупорка пробок

«При повышении связности городской улично-дорожной сети происходит развязка проблемных узлов, и каждый из заявленных участков реконструкции и строительства может внести вклад в разрешение проблемы», — считает Михаил Никулин. Перспективная  транспортная развязка на пересечении ул. Большевистской и ул. Восход,  а также въезда на Октябрьский мост позволит «расшить» сложный узел на Южной площади и улицах Фабричная и Большевистская. Советник также отмечает, что реализация программы должна идти в определенной очередности. Только тогда будет заметен ее эффект.

Впрочем, для перелома ситуации в областном центре необходимо задействовать дополнительно ряд других механизмов. Федеральный проект предлагает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы организации дорожного движения и оптимизацию транспортных потоков, синхронизацию развития транспортной инфраструктуры с градостроительной политикой.

«Проблема подавляющего числа пробок решается меньшими деньгами, в некоторых случаях не надо даже строить дороги. Для этого просто надо запустить неработающую в городе систему управления дорожным движением. У нас на огромном количестве перекрестков образуются совершенно нелепые заторы. Из-за непродуманной работы светофорных циклов поток перед перекрестком стоит, а за перекрестком дорога совершенно свободная», — считает Алексей Носов. Однако для Новосибирска дополнительные средства на дорожное строительство и реконструкцию не будут лишними, добавляет он.

Экономика рисков

Несмотря на детально проработанный федеральный проект, где крупным городам и агломерациям предоставляются возможности для развития улично-дорожной сети, его авторы не исключают появления ключевых рисков, которые могут сильно затормозить реализацию новой дорожной программы. В частности, риски ухудшения социально-экономической ситуации в стране, которые могут выразиться в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности. Риски возникновения бюджетного дефицита, который может отразиться на сокращении объемов финансирования дорожной отрасли.

Состояние дорог в Новосибирске

«Реализация показанных проектов действительно поможет улучшить транспортную связность частей города и частично «расшить» дорожные пробки, — объясняет управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. — Другое дело, что этот пресловутый миллиард город в один из ближайших годов может и не получить. Не потому, что губернатор или мэр плохие, а потому, что  «денег нет, но вы держитесь». На исходе Советского Союза тоже было много проектов, но стагнирующая экономика взяла свое. Поэтому тут я бы очень осторожно прогнозировал максимум на один год».


Крупнейшие объекты строительства и реконструкции улично-дорожной сети в городской черте Новосибирска, планируемые к реализации в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги»

В городской черте Новосибирска:

  • ул. Бердское шоссе от проспекта Строителей до границы города;
  • ул. Гусинобродское шоссе;
  • ул. Кедровая до ул. Краузе;
  • пр-т Дзержинского —  Каменское шоссе;
  • ул. Петухова на участке от ул. Сибиряков-Гвардейцев до ул. Хилокская;        
  • ул. 2-ая Станционная от ул. Клубная до Колыванского шоссе;
  • ул. Объединения на участке от ул. Фадеева до ул. Краузе;
  • ул. 1-ое Мочищенское шоссе;
  • ул. Титова от ул. Бийской до ул. Дукача;
  • транспортная развязка на пересечении ул. Большевистская и ул. Восход на въезде на Октябрьский мост;
  • ул. Зыряновская в Октябрьском, Центральном районах.

Автомобильные дороги регионального значения на территории Новосибирской агломерации, расположенные в пределах 100 км от границы Новосибирска:

  • Новосибирск —  Ленинск-Кузнецкий;
  • Новосибирск  —  Садовый;
  • Новосибирск —  Колывань  —  Томск;
  • Новосибирск  —  Кочки —  Павлодар;
  • Барышево — Орловка — Кольцово.

Данные: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ