Ход свиньей

По оценкам участников рынка мясопереработки, 2016 год показал позитивную динамику. Несмотря на снижение покупательской активности, производство растет, и наиболее быстрыми темпами  в категории свинины. Так, по данным Минсельхоза, за восемь месяцев 2016 года производство свиней на убой в живом весе увеличилось на 14,9% и составило 2,27 млн тонн. Как оценивают текущий год участники рынка, и изменилась ли структура спроса на мясную продукцию в торговых сетях — в материале «КС».

Импорт продолжает снижаться

 По данным «ФИНАМ», за январь–сентябрь 2016 года в России было произведено 1,1 млн тонн разного рода колбасных изделий. Снижение в  сравнении с 2015 годом составило 1,7%. «При этом  мясных и мясосодержащих полуфабрикатов было произведено 0,899 млн тонн, что выше аналогичных показателей прошлого года на 11,2%, — подчеркивает финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Разнонаправленную динамику можно связать с падением реальных доходов населения, что способствует росту спроса на более дешевые полуфабрикаты. Меньшее влияние оказывает тренд на здоровый образ жизни, формирующий спрос на продукцию без искусственных добавок».

Доля импорта в потреблении мяса в РФ в 2015–2016 году, по информации аналитиков, составила около 5% против 16% в 2014 году, что поддерживает производителей. Если рассматривать отдельные сегменты рынка мясопереработки, то, по информации «Национальной мясной академии» (НМА), за девять месяцев 2016 года поставки в Россию говядины уменьшились на 33%, мяса птицы — на 22%, свинины и субпродуктов — на 15%.

Объем рынка мясопереработки в стране при этом в январе–сентябре 2016 года вырос на 12%, птицы — на 3,7%. В Новосибирской области производство мяса скота и птицы, в частности, за аналогичный период в совокупности выросло на 5,7%, отмечают в «ФИНАМ».

«Экономический кризис, безусловно, отразился на мясоперерабатывающей отрасли. Так, результаты 2016 года стали несколько иными, нежели заложенные нами в планах развития, — рассказывает генеральный директор компании «МАРР Руссия» Игорь Старостенко. — Очевидно, что доходы населения не растут, потребители продолжают очень тщательно подходить к покупкам. Сектор общественного питания, по официальным данным Росстата, в 2015 году упал на 5,5%. Потребительский спрос снизился, это признают абсолютно все ритейлеры из разных сегментов рынка».

Генеральный директор компании «МАРР Руссия» Игорь Старостенко
Генеральный директор компании «МАРР Руссия» Игорь Старостенко

Тем не менее, некоторые группы товаров показывают хороший рост. В «МАРР Руссия», в частности, увеличились продажи охлажденной говядины (на 50%) за счет открытого в октябре 2014 года завода по убою крупного рогатого скота в Оренбуржье. На этой же площадке в 2017 году компанией запланировано строительство откормочного комплекса на 5 тыс. скотомест, добавляет Игорь Старостенко.

Стоит отметить, что компания «МАРР Руссия» в настоящее время  является одним из основных поставщиков мясных полуфабрикатов для сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» в России. Помимо этого, по словам Игоря Старостенко, новосибирский филиал обслуживает порядка 300 клиентов в Сибирском регионе, в числе которых, помимо «Макдоналдс», рестораны «Гудман», Beerman, «Фенимор Купер», People’s и «Толмачево-Кейтеринг». В общей сложности «МАРР Руссия» отгружает около 100 тонн продуктов питания в месяц в СФО.

Процесс трансформации

По наблюдениям коммерческого директора АО «Омский бекон» (входит в группу «ПРОДО») Дениса Налепова, в настоящее время на сибирском рынке мясопереработки происходит процесс трансформации. Ключевые изменения,  по его словам, затрагивают два направления отрасли свиноводства — импорт свинины и ее производство. «Что касается первого из них, динамику снижения начали наблюдать еще в 2013 году, когда импорт свинины и живых свиней в убойном весе снизился на 19%,  —  говорит Денис Налепов. —  Затем  на фоне экономического кризиса и введения санкций в 2014 году этот показатель составлял уже 42% от предыдущего года. В 2015 году и сейчас наблюдаем аналогичный тренд  —   снижение импортозависимости».

Как подчеркивает Денис Налепов, если с 1990-го по 2005 год производство свинины в России сократилось в два раза, то с 2005 года по настоящее время выросло в шесть раз. Так, по данным Минсельхоза, за восемь месяцев 2016 года производство свиней на убой в живом весе увеличилось на 14,9% и составило 2,27 млн тонн.

«На отечественном рынке мясопереработки достаточно высокая конкуренция, которая постоянно увеличивается, а вместе с ней растет и концентрация производства. Эти факторы способствуют, с одной стороны,  укрупнению ведущих компаний, с другой — падению производства мяса в КФХ и ЛПХ, что связано с неконкурентноспособностью мелких хозяйств с современными промышленными комплексами, а также экономическими потерями, связанными с эпизоотиями АЧС»,  —  добавляет Налепов.

Особенностью российского рынка мясоколбасных изделий, по его мнению, является доминирование отечественных производителей, что связано со спецификой производства и хранения готовой продукции.

«Для Сибири 2015 год оказался переломным в мясной гастрономии, наблюдалось значительное снижение потребления категорий в целом. По колбасе, к примеру, потери составили 7%, по потреблению «красного мяса» — 4%, при этом потребление мяса птицы наоборот выросло на 6%»,  —  говорит Денис Налепов.

Непосредственно в АО «Омский бекон» с января  по октябрь 2016 года прирост объема продаж составил 7% к аналогичному периоду  2015 года. «Мы расширяем географию продаж, осваиваем новые территории от Урала до Байкала и от Казахстана до ХМАО, ЯНАО, создаем и выводим новые бренды  на федеральный уровень. Одной из приоритетных задач в категории «мясная гастрономия» на 2017 год   является фокусировка  на ключевых брендах и ассортиментных позициях»,  —  подчеркивает Денис Налепов.

Если с 1990 по 2005 год производство свинины в России сократилось в два раза, то с 2005 года по настоящее время выросло в шесть раз

«Покупатели ищут не дешевый товар, а продукцию с дисконтом»

 Представители торговых сетей отмечают, что структура спроса на мясную продукцию меняется. В 2016 году это стало особенно заметно.

«По мясной продукции спрос растет на категории, по которым действует скидка, — рассказывает коммерческий директор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Ольга Занина.  — Товар с регулярной ценой приобретается сейчас в три раза ниже, чем с акционной. Самый активный рост по нашим торговым сетям («Гигант», «Мегас», «Горожанка». — «КС») показывают «тушка куриная», «свинина разруб», «говядина разруб». При этом покупатели не ищут дешевый товар, им не нужна категория мяса «С», а категория «А» и «В», но с дисконтом минимум 30%».

kolbasa1230С коллегой соглашается руководитель направления по закупкам и логистике ООО «Компания Холидей» Владимир Кажарский.  «Люди стараются купить продукты более выгодно, больше экономят и ограничивают себя в покупках. На сегодня значительную часть на наших прилавках занимают товары, ориентированные на людей со средним и умеренным доходом, — говорит Владимир Кажарский. — Например, мы завели больше колбасных изделий из мяса птицы, и они пользуются популярностью из-за невысокой цены. Определенная  часть покупателей отказываются от заметно подорожавшего мяса в пользу более дешевой курицы или индейки».

По данным пресс-службы «МЕТРО Кэш энд Керри», сибиряки стабильно предпочитают товары местных производителей,  причем в каждом городе едят продукцию, произведенную в своем городе. «Так, например, в Омске предпочитают “Омский бекон”, в Красноярске — “Дымов”, в Новосибирске — “Торговую площадь” и “Сибирскую продовольственную компанию”»,  — делятся выводами в «МЕТРО Кэш энд Керри».

По мнению Владимира Кажарского, у рынка мясных продуктов действительно есть эта характерная особенность: покупатель больше доверяет местному региональному производителю. «Помимо вышеперечисленных, на Кузбассе  это ИП Волков, на Алтае — “Барнаульский пищевик”, в Томске — “Свинокомплекс Томский”. Эти предприятия родом из соответствующих регионов, местные жители им доверяют и любят их продукцию. Как правило, товары  из других регионов пользуются гораздо меньшим спросом», — говорит Кажарский.

Подтверждают это и цифры, которые приводит Ольга Занина: «По охлажденному мясу у нас представлена только местная говядина, исключение составляет лишь мраморная говядина из Брянска (АПХ «Мираторг»)».

В этом году, как отмечают в «МЕТРО Кэш энд Керри», существенно расширилось предложение по мраморной говядине от российских производителей. «Однако в этом сегменте в основном представлены федеральные поставщики, локальные производители сконцентрированы на производстве и переработке обычной говядины, немясных пород. Предложение локальных производителей в этом сегменте также существенно улучшилось, что благоприятно отразилось на покупательской активности», — подчеркивают в пресс-службе ритейлера.

«Категорию свинины в наших торговых сетях на 50% закрывают местные производители, еще 50% — АПХ “Мираторг”, — продолжает Ольга Занина. —  По колбасным изделиям 80% спроса приходится на локальных поставщиков — “Сибирскую продовольственную компанию” и “Торговую площадь”».

В целом производители мясной продукции настроены довольно оптимистично и планируют наращивание производственных мощностей в 2017 году, в том числе активно присматриваются к Сибирскому региону федеральные компании.

«На текущий момент «МАРР Руссия» закупает замороженное мясо в Южной Америке. В дальнейшем, если в России будет развиваться мясное скотоводство, которое позволит получить более качественное и жирное мясо, мы, безусловно, будем рассматривать Россию и Сибирь, в частности, как потенциального поставщика. И один из привлекательных регионов в этой области — Алтайский край. Пока более 90% поголовья скота в России  —  молочные породы, однако постепенно в страну завозятся абердин-ангусы, герефорды   — мясные породы. Процесс идет, но медленно, в Европе, к примеру, это соотношение сейчас 50/50. Поэтому рынку есть куда расти и развиваться», — заключает Игорь Старостенко.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ