По оценкам участников рынка мясопереработки, 2016 год показал позитивную динамику. Несмотря на снижение покупательской активности, производство растет, и наиболее быстрыми темпами в категории свинины. Так, по данным Минсельхоза, за восемь месяцев 2016 года производство свиней на убой в живом весе увеличилось на 14,9% и составило 2,27 млн тонн. Как оценивают текущий год участники рынка, и изменилась ли структура спроса на мясную продукцию в торговых сетях — в материале «КС».
Импорт продолжает снижаться
По данным «ФИНАМ», за январь–сентябрь 2016 года в России было произведено 1,1 млн тонн разного рода колбасных изделий. Снижение в сравнении с 2015 годом составило 1,7%. «При этом мясных и мясосодержащих полуфабрикатов было произведено 0,899 млн тонн, что выше аналогичных показателей прошлого года на 11,2%, — подчеркивает финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Разнонаправленную динамику можно связать с падением реальных доходов населения, что способствует росту спроса на более дешевые полуфабрикаты. Меньшее влияние оказывает тренд на здоровый образ жизни, формирующий спрос на продукцию без искусственных добавок».
Доля импорта в потреблении мяса в РФ в 2015–2016 году, по информации аналитиков, составила около 5% против 16% в 2014 году, что поддерживает производителей. Если рассматривать отдельные сегменты рынка мясопереработки, то, по информации «Национальной мясной академии» (НМА), за девять месяцев 2016 года поставки в Россию говядины уменьшились на 33%, мяса птицы — на 22%, свинины и субпродуктов — на 15%.
Объем рынка мясопереработки в стране при этом в январе–сентябре 2016 года вырос на 12%, птицы — на 3,7%. В Новосибирской области производство мяса скота и птицы, в частности, за аналогичный период в совокупности выросло на 5,7%, отмечают в «ФИНАМ».
«Экономический кризис, безусловно, отразился на мясоперерабатывающей отрасли. Так, результаты 2016 года стали несколько иными, нежели заложенные нами в планах развития, — рассказывает генеральный директор компании «МАРР Руссия» Игорь Старостенко. — Очевидно, что доходы населения не растут, потребители продолжают очень тщательно подходить к покупкам. Сектор общественного питания, по официальным данным Росстата, в 2015 году упал на 5,5%. Потребительский спрос снизился, это признают абсолютно все ритейлеры из разных сегментов рынка».

Тем не менее, некоторые группы товаров показывают хороший рост. В «МАРР Руссия», в частности, увеличились продажи охлажденной говядины (на 50%) за счет открытого в октябре 2014 года завода по убою крупного рогатого скота в Оренбуржье. На этой же площадке в 2017 году компанией запланировано строительство откормочного комплекса на 5 тыс. скотомест, добавляет Игорь Старостенко.
Стоит отметить, что компания «МАРР Руссия» в настоящее время является одним из основных поставщиков мясных полуфабрикатов для сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» в России. Помимо этого, по словам Игоря Старостенко, новосибирский филиал обслуживает порядка 300 клиентов в Сибирском регионе, в числе которых, помимо «Макдоналдс», рестораны «Гудман», Beerman, «Фенимор Купер», People’s и «Толмачево-Кейтеринг». В общей сложности «МАРР Руссия» отгружает около 100 тонн продуктов питания в месяц в СФО.
Процесс трансформации
По наблюдениям коммерческого директора АО «Омский бекон» (входит в группу «ПРОДО») Дениса Налепова, в настоящее время на сибирском рынке мясопереработки происходит процесс трансформации. Ключевые изменения, по его словам, затрагивают два направления отрасли свиноводства — импорт свинины и ее производство. «Что касается первого из них, динамику снижения начали наблюдать еще в 2013 году, когда импорт свинины и живых свиней в убойном весе снизился на 19%, — говорит Денис Налепов. — Затем на фоне экономического кризиса и введения санкций в 2014 году этот показатель составлял уже 42% от предыдущего года. В 2015 году и сейчас наблюдаем аналогичный тренд — снижение импортозависимости».
Как подчеркивает Денис Налепов, если с 1990-го по 2005 год производство свинины в России сократилось в два раза, то с 2005 года по настоящее время выросло в шесть раз. Так, по данным Минсельхоза, за восемь месяцев 2016 года производство свиней на убой в живом весе увеличилось на 14,9% и составило 2,27 млн тонн.
«На отечественном рынке мясопереработки достаточно высокая конкуренция, которая постоянно увеличивается, а вместе с ней растет и концентрация производства. Эти факторы способствуют, с одной стороны, укрупнению ведущих компаний, с другой — падению производства мяса в КФХ и ЛПХ, что связано с неконкурентноспособностью мелких хозяйств с современными промышленными комплексами, а также экономическими потерями, связанными с эпизоотиями АЧС», — добавляет Налепов.
Особенностью российского рынка мясоколбасных изделий, по его мнению, является доминирование отечественных производителей, что связано со спецификой производства и хранения готовой продукции.
«Для Сибири 2015 год оказался переломным в мясной гастрономии, наблюдалось значительное снижение потребления категорий в целом. По колбасе, к примеру, потери составили 7%, по потреблению «красного мяса» — 4%, при этом потребление мяса птицы наоборот выросло на 6%», — говорит Денис Налепов.
Непосредственно в АО «Омский бекон» с января по октябрь 2016 года прирост объема продаж составил 7% к аналогичному периоду 2015 года. «Мы расширяем географию продаж, осваиваем новые территории от Урала до Байкала и от Казахстана до ХМАО, ЯНАО, создаем и выводим новые бренды на федеральный уровень. Одной из приоритетных задач в категории «мясная гастрономия» на 2017 год является фокусировка на ключевых брендах и ассортиментных позициях», — подчеркивает Денис Налепов.
Если с 1990 по 2005 год производство свинины в России сократилось в два раза, то с 2005 года по настоящее время выросло в шесть раз
«Покупатели ищут не дешевый товар, а продукцию с дисконтом»
Представители торговых сетей отмечают, что структура спроса на мясную продукцию меняется. В 2016 году это стало особенно заметно.
«По мясной продукции спрос растет на категории, по которым действует скидка, — рассказывает коммерческий директор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Ольга Занина. — Товар с регулярной ценой приобретается сейчас в три раза ниже, чем с акционной. Самый активный рост по нашим торговым сетям («Гигант», «Мегас», «Горожанка». — «КС») показывают «тушка куриная», «свинина разруб», «говядина разруб». При этом покупатели не ищут дешевый товар, им не нужна категория мяса «С», а категория «А» и «В», но с дисконтом минимум 30%».
С коллегой соглашается руководитель направления по закупкам и логистике ООО «Компания Холидей» Владимир Кажарский. «Люди стараются купить продукты более выгодно, больше экономят и ограничивают себя в покупках. На сегодня значительную часть на наших прилавках занимают товары, ориентированные на людей со средним и умеренным доходом, — говорит Владимир Кажарский. — Например, мы завели больше колбасных изделий из мяса птицы, и они пользуются популярностью из-за невысокой цены. Определенная часть покупателей отказываются от заметно подорожавшего мяса в пользу более дешевой курицы или индейки».
По данным пресс-службы «МЕТРО Кэш энд Керри», сибиряки стабильно предпочитают товары местных производителей, причем в каждом городе едят продукцию, произведенную в своем городе. «Так, например, в Омске предпочитают “Омский бекон”, в Красноярске — “Дымов”, в Новосибирске — “Торговую площадь” и “Сибирскую продовольственную компанию”», — делятся выводами в «МЕТРО Кэш энд Керри».
По мнению Владимира Кажарского, у рынка мясных продуктов действительно есть эта характерная особенность: покупатель больше доверяет местному региональному производителю. «Помимо вышеперечисленных, на Кузбассе это ИП Волков, на Алтае — “Барнаульский пищевик”, в Томске — “Свинокомплекс Томский”. Эти предприятия родом из соответствующих регионов, местные жители им доверяют и любят их продукцию. Как правило, товары из других регионов пользуются гораздо меньшим спросом», — говорит Кажарский.
Подтверждают это и цифры, которые приводит Ольга Занина: «По охлажденному мясу у нас представлена только местная говядина, исключение составляет лишь мраморная говядина из Брянска (АПХ «Мираторг»)».
В этом году, как отмечают в «МЕТРО Кэш энд Керри», существенно расширилось предложение по мраморной говядине от российских производителей. «Однако в этом сегменте в основном представлены федеральные поставщики, локальные производители сконцентрированы на производстве и переработке обычной говядины, немясных пород. Предложение локальных производителей в этом сегменте также существенно улучшилось, что благоприятно отразилось на покупательской активности», — подчеркивают в пресс-службе ритейлера.
«Категорию свинины в наших торговых сетях на 50% закрывают местные производители, еще 50% — АПХ “Мираторг”, — продолжает Ольга Занина. — По колбасным изделиям 80% спроса приходится на локальных поставщиков — “Сибирскую продовольственную компанию” и “Торговую площадь”».
В целом производители мясной продукции настроены довольно оптимистично и планируют наращивание производственных мощностей в 2017 году, в том числе активно присматриваются к Сибирскому региону федеральные компании.
«На текущий момент «МАРР Руссия» закупает замороженное мясо в Южной Америке. В дальнейшем, если в России будет развиваться мясное скотоводство, которое позволит получить более качественное и жирное мясо, мы, безусловно, будем рассматривать Россию и Сибирь, в частности, как потенциального поставщика. И один из привлекательных регионов в этой области — Алтайский край. Пока более 90% поголовья скота в России — молочные породы, однако постепенно в страну завозятся абердин-ангусы, герефорды — мясные породы. Процесс идет, но медленно, в Европе, к примеру, это соотношение сейчас 50/50. Поэтому рынку есть куда расти и развиваться», — заключает Игорь Старостенко.