Неразрывные параллели

Чистая вода и исправно работающее водоотведение стали нормой для жителей Новосибирска. На сегодня правительством РФ утверждено повышение коммунальных платежей по Новосибирской области в среднем на 4%. Областное правительство предложило увеличить с июля 2017 года предельные индексы на оплату коммунальных услуг. К чему это приведет, от чего зависит уровень аварийности и с чем могут столкнуться горожане через 10 лет — в материале «КС».

Повышение тарифов на услуги ЖКХ традиционно вызывает оживленные дискуссии. В кризисный 2014 год правительство РФ пошло навстречу населению и установило предельный уровень индексации тарифов для каждого региона в отдельности.

Ресурсоснабжающие организации в этой ситуации затянули свои пояса потуже. В Новосибирской области на момент 2014 года изношенность сетей приближалась к показателю в 65%, и удержать старение всей системы было возможно только осуществляя модернизацию инфраструктуры. При этом перед ресурсоснабжающими организациями стоял вопрос как о содержании старого оборудования, так и о введении в эксплуатацию нового — город активно развивался, и к сетям подключались целые жилмассивы. Собранные с населения средства «размазывались тонким слоем» по всем необходимым мероприятиям. В итоге к 2016 году изношенность сетей стала достигать 70%, что естественным образом сказалось на количестве аварий. Между тем протяженность водопроводов только в Новосибирске на сегодняшний день составляет порядка 1,8 тыс. км, водоотведения — 1,4 тыс. км, теплоснабжения — 2,2 тыс. км.

На следующий 2017 год правительством РФ утверждена индексация тарифов на услуги ЖКХ для Новосибирской области на уровне 4%. Но согласно российскому законодательству, индексация может быть дополнительно увеличена после одобрения муниципальными образованиями. Чтобы ситуация окончательно не приобрела характер катастрофической, уже порядка 10 муниципальных образований обратились в департамент по тарифам Новосибирской области с просьбой повысить оплату коммунальных платежей более, чем на 4%. Сложный и одновременно острый вопрос был вынесен 30 ноября на обсуждение собрания Совета депутатов города Новосибирска. Народные избранники фактически оказались между двух огней: трудное финансовое положение почти всех горожан в столь непростое время и работа ресурсоснабжающих организаций на пределе своих возможностей без должного финансирования.

Как рассказал начальник департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, в последнее время наблюдался уклон в первую очередь в сторону потребителя без резкого увеличения платы за коммунальные услуги. На сегодня повышение тарифов на 4% значительно отстает от общего инфляционного роста, который составляет почти 12%. «Такая ситуация привела к тому, что собранные с населения средства могли покрывать только экстренные расходы. Плановые работы не выполнялись, в первую очередь из-за нехватки денег. Сейчас ресурсоснабжающие организации нуждаются в тех средствах, которые в свое время были заимствованы из мероприятий по модернизации. Корректировка тарифов способна частично восполнить этот пробел и направить собранные деньги на повышение надежности сетей. Наша задача — это проконтролировать», — добавил чиновник.

Напомним, что согласно указам президента до 2020 года во всех регионах должна быть модернизирована коммунальная структура, снижено в полтора раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций на производстве, а также при транспортировке. Еще раньше, до 2017 года, должны быть доведены до нормативного уровня технологические потери в сетях.

Для того чтобы справляться с поставленными задачами, любое предприятие должно оперировать нормальной экономической базой. Для предприятия этой базой, по мнению экспертов, можно считать тариф, утвержденный на услуги водоснабжения и водоотведения. При экономически оправданном тарифе предприятие сможет создать условия, когда помимо текущей производственной деятельности — подготовки и подачи воды до каждого крана потребителя, будут решаться вопросы по модернизации и развитию производства.

По оценкам, оглашенным на заседании, организации, обеспечивающей жителей города коммунальным водоснабжением и канализацией, для этого необходимо получать порядка 744 млн рублей ежегодно, но в разрезе сложившейся ситуации предприятие может рассчитывать лишь на 220 млн рублей. В этом случае расценки на коммунальные услуги могут быть следующими: на воду — 21,66 рубля, на водоотведение — 21,12 рубля. Это позволит, по оценкам ресурсоснабжающей организации, сохранить уровень износа прежним, управлять ситуацией с аварийностью и отключением воды и одновременно с этим выводить основные фонды на современный уровень работы.

При условии сохранения предложенных регулятором тарифов в 19,8 рубля на воду и 15,2 рубля на водоотведение через 10 лет уровень изношенности сетей может приблизиться к 100%, опасаются ресурсоснабжающие организации. Это станет точкой невозврата, когда восстановить утраченное будет просто невозможно. Может произойти снижение качества услуг и повыситься уровень аварийности. И тогда, возможно, будет иметь место ситуация, когда горожане станут заложниками постоянных отключений воды и перебоев в работе канализации.

Заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска — председатель комитета по энергетике мэрии города Новосибирска Дмитрий Перязев в ходе обсуждений отметил, что тарифы на водоресурсы в Новосибирске продолжительное время остаются одними из самых низких по стране. Одновременно с этим качество поставляемой горожанам воды неизменно держится на высоком уровне.

Некоторыми участниками собрания был справедливо поднят вопрос о том, что при модернизации каких-либо составляющих жизни горожан, будь то домофон или Интернет, они не задумываясь принимают траты. Само существование регулярной подачи воды новосибирцами не ставится под вопрос и принимается как должное, хотя этот ресурс является наиболее жизненно важным абсолютно для всех.
Кроме того, на собрании неоднократно поднималась тема того, что ресурсоснабжающие организации при нынешней изношенности сетей и уровне аварийности все же справляются со своей прямой задачей и обеспечивают население водой и теплом. Но при дальнейшей амортизации делать это будет все сложнее. В пример был приведен Бийск, когда город после череды аварий остался без воды и фактически был парализован.

Вице-мэр Новосибирска Данияр Сафиуллин напомнил, как в 2012 году в Новосибирске десятки домов, в том числе городская больница № 2, из-за аварии также остались без отопления. А в результате прорыва труб из-за сильных морозов были затоплены водой еще и подвалы зданий.

В ходе собрания депутаты в целом согласились с оценкой ситуации, которая сложилась с изношенностью сетей. Водо- и теплоснабжение наряду с водоотведением являются важнейшими ресурсами для горожан, которые зачастую без них уже не представляют своей повседневной жизни. Тем более что в абсолютных цифрах рост затрат по воде обойдется абоненту от 9 до 20 рублей в месяц.

Относительно дополнительной нагрузки на социально незащищенные слои населения высказался первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков. По его словам, дополнительные расходы с их стороны лягут на плечи областного бюджета. Таким образом, различные льготные категории новосибирцев могут рассчитывать на поддержку областных и городских властей посредством субсидий.

Окончательное решение о повышении коммунальных тарифов будет принято 2 декабря на сессии городского Совета, но уже сейчас становится понятно, что для «управляемости старения» сетей увеличение индексации необходимо.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ