Установление барьера

Новосибирск–Москва–Новосибирск

Мошенничество в страховании со временем приобретает все больший размах, распространяясь почти на все его секторы, начиная от агрострахования и заканчивая страхованием жизни. Для обсуждения накопившихся проблем, а также их решений, 9 ноября в Москве на международной конференции «БАРЬЕР-2016. Борьба со страховым мошенничеством — профилактика, защита, расследование» собрались представители крупных страховых компаний и союзов страховщиков. В мероприятии принял участие корреспондент «КС».

Осторожно, автоюристы!

Основная статья убытков в страховых компаниях на сегодня приходится на проявление так называемого «автоюризма». С одной стороны, это законные представители застрахованных лиц, с другой стороны, по мнению страховщиков, автоюристы все чаще представляют организованные преступные группы, которые, действуя в рамках российского законодательства, наносят существенный урон страховым компаниям.

Чаще всего автоюристы приходят на помощь пострадавшим в ДТП водителям и предлагают им свои услуги в суде, чтобы взыскать со страховой компании положенную сумму по возмещению убытков. Действительно, водитель по ОСАГО через суд добивается своей компенсации, а автоюрист в свою очередь получает деньги от страховщика за судебные расходы. В среднем по России судебное решение обходится страховщикам в 100 тысяч рублей. Так, за отчетный период 2015 года сумма накладных расходов по ОСАГО в РФ составила порядка 11 млрд рублей, в том числе прочие судебные расходы — 4,4 млрд рублей, при том сумма основного требования составляла 14,7 млрд рублей. Новосибирская область на фоне других регионов России в этом вопросе считается благополучным регионом: сумма основного требования составила 178 млн рублей, сумма накладных расходов — 181 млн рублей, а прочие судебные расходы — 71 млн рублей. Для сравнения: Краснодарский край завершил отчетный период 2015 года с суммой страховой выплаты по судебным решениям в 1,395 млрд рублей, что больше Новосибирской области почти в восемь раз.

По убеждению генерального директора ПАО «СК «Росгосстрах» Дмитрия Маркарова, судебные тяжбы намеренно инициируются, происходит имитация всех формальных этапов, затем происходит феерический выигрыш в суде с раздачей «пряников» всем сопричастным. «При этом массово нарушаются права страховых компаний и самих страхователей. Иной раз главным и единственным бенефициаром этого процесса является автоюрист», — уверен Дмитрий Маркаров.

Откуда уши торчат?

Как правило, рядовые граждане редко идут на осознанное мошенничество, чаще всего это мелкие бытовые случаи, когда людям просто хочется «отбить страховку», то есть получить по максимуму от страховой компании. Автоюристам удалось поставить дело на поток за счет промахов страховых компаний в начале 2000-х годов, когда почти все страховщики занижали оценочную стоимость поврежденного в ДТП автомобиля.

Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»
Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»

У населения сложился стереотип, что получить возмещение убытков от страховой компании практически невозможно, или это будет настолько несущественная сумма, что не сможет покрыть всех расходов. Здесь и вышли на авансцену автоюристы, предлагая свои услуги. Возможно, что в те времена они могли оказать реальную помощь водителям, но сейчас, когда появился федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где все прописано по пунктам, услуги автоюристов по большому счету уже не нужны. Поэтому автоюристы, подавая в суд на страховые компании, по убеждению последних, все равно не добиваются дополнительных выплат для водителей, кроме тех, что положены по закону. Но при этом они получают в качестве выигравшей стороны выплаты за прочие судебные расходы. Таким образом, застрахованный ничего не выигрывает, а страховщики несут убытки.

«Мы этот «автоюризм» и породили, — признался заместитель генерального директора ЗАО «МАКС» Виктор Алексеев. — Когда страховщики в 2000-х платили 40% по ОСАГО и каско, они снижали убыточность как могли, чтобы остаться рентабельными. Благо мы сейчас это поняли и продолжаем бороться».

Одновременно с этим Виктор Алексеев отметил, что страховщики предпринимают недостаточно мер для пресечения мошеннических действий в адрес страховых компаний. Так, после подписания меморандума с участием служб безопасности страховых компаний в части обмена информации было создано «Бюро страховых историй» (БСИ). Однако доступ к нему оказался платным, что сделало этот инструмент не работающим, поскольку не все им пользуются. То же самое и касается и проверки заявлений на признаки страхового мошенничества. Чаще компаниям проще возместить все убытки, чем определить фальсификации в заявлениях на стадии поступления.

«Криминализация общества»

Автоюристы работают не только по свежим ДТП, но и поднимают старые дела, где можно предъявить страховщику какие-либо претензии через суд. Этого достаточно, чтобы снова начать судебную тяжбу с компанией и возместить судебные расходы.

По мнению экспертов в области страхования, многие судьи связаны с автоюристами и получают от судебных решений свою долю в денежном эквиваленте. По словам Дмитрия Маркарова, были случаи, когда в один день судьей выносилось от 50 до 100 приговоров. На противоположной стороне от страховщиков оказались не только суды и экспертиза, но и представители других госорганов. На международной конференции «БАРЬЕР-2016. Борьба со страховым мошенничеством — профилактика, защита, расследование» были представлены оригиналы бланков заполнения ДТП с постов ГИБДД Московской области, где на обратной стороне была представлена реклама помощи автоюристов в суде.

Но наибольший удар по страховым компаниям наносят их бывшие сотрудники, которые, владея закрытой информацией, организуют компании по юридической помощи водителям, то есть возглавляют автоюристов.

Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»
Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»

«Можно наблюдать серьезную криминализацию общества, — рассказывает Виктор Алексеев. — Я знаю, какое количество наших сотрудников, ранее абсолютно лояльных к компании, сегодня работает на той стороне. Некоторые бывшие мои подчиненные являются генеральными директорами автоюристов. Но зачастую они были вынуждены продавать свой бизнес представителям явного криминалитета, потому что перед ними ставился вопрос выбора между бизнесом и жизнью».

При этом заместитель начальника Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности РФ Юрий Кондратьев обратил внимание страховщиков, что в сложившейся ситуации они пока никак не взаимодействуют с федеральными органами.

«Все ваши службы безопасности, наверное, зря едят свой хлеб, — провокационно заявил Юрий Кондратьев. — Потому что на сегодня организованное сообщество автоюристов, действующее во всех субъектах Федерации и специализирующееся на ОСАГО, состоит в основном из ваших бывших сотрудников. И мне совершенно не понятна вялость страховых компаний, которые наблюдают за этим процессом, ведь целью бизнеса является прибыль, а не нанесение ущерба со стороны бывших сотрудников».

Немецкие мошенники

В России от страхового мошенничества страдают в большей степени автостраховщики: на их долю приходится почти 80% всех случаев, остальные 20% распределяются между другими видами страхования. В Германии обстановка с мошенничеством прямо противоположная: доля убытков в сфере автострахования занимает лишь около 20%.

Старший менеджер по Центральной и Восточной Европе Германского союза страховщиков Франк Тирольф рассказал, что в Германии нет ничего особенного в сфере борьбы с мошенничеством по сравнению с российской практикой.

«У нас все те же инструменты борьбы с мошенниками, в связи с этим я не вижу необходимости принятия в России дополнительных законов», — отметил Франк Тирольф.

Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»
Фото предоставлены ЗАО МИГ «Страхование сегодня»

Тем не менее представитель Германского союза страховщиков добавил, что в их организации порядка 460 членов, что составляет почти весь рынок. Роль союза в Германии в первую очередь — это создание единого фронта в борьбе с мошенничеством. Кроме этого, у союза очень тесное сотрудничество с правоохранительными органами и общественностью. Но самое главное, что в Германии используются только самые современные технологии сбора и обработки данных о договорах, клиентах и сомнительных заявлениях. Единая информационная база позволяет свести к минимуму роль мошенников в страховании. Так, по словам Франка Тирольфа, система позволяет выявить до 30% неправдоподобных обращений.

Доказанные случаи мошенничества доходят до суда, а сами мошенники получают реальные сроки. По мнению Дмитрия Маркарова, такое возможно именно благодаря немецкому законодательству, когда на рассмотрение заявления у страховой компании есть почти полгода. Если случай мошенничества будет не доказан, то страховщик обязан возместить все убытки застрахованного.

«Мы же в России имеем только 20 дней на урегулирование убытков и пять дней на претензию, чисто формальные шаги, — уточнил генеральный директор ПАО «СК «Росгосстрах». — А надо, чтобы у компании было в запасе полгода, чтобы провести полноценное расследование, если есть подозрение на мошенничество. Если же компания не докажет, то тогда ее можно наказывать штрафами, пенями и прочими вещами. Если мошенничество будет доказано, то страховщик ничего не заплатит, а мошенник отправится в тюрьму».

Страховые компании с замиранием сердца ожидают принятия закона о натуральном возмещении, когда поврежденный автомобиль можно будет отремонтировать в СТО страховой компании. Тогда у мошенников останется гораздо меньше лазеек для своего вмешательства. Но не все автовладельцы готовы принять новые нормы закона. Не последнюю роль в развитии «автоюризма» играет и российский менталитет, когда население не считает мошенничеством действия автоюристов. По мнению специалистов, если текущая ситуация останется хотя бы прежней, то выполнение закона об ОСАГО будет невозможным, поскольку страховщики откажутся от моторных видов страхования. Подобную тенденцию уже можно наблюдать на рынке.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ