Бизнес-клуб как стратегия выживания: работает или нет?

Новосибирское бизнес-сообщество — это целая конгломерация игроков самого разного ранга. И если крупные компании зачастую привыкли действовать в одиночку, то микробизнес, а также малый и средний бизнес находится в поисках опоры, тем более в кризис. Один из способов выживания в таких условиях — традиционное объединение: как известно, веник поломать сложно, а по отдельному пруточку — гораздо легче. Неудивительно, что за последний год в Новосибирске появилось немало различных бизнес-сообществ и клубов. Кто в них состоит, какую пользу они способны принести их членам — в материале «КС».

Сегодня бизнес-клубы заселяют новосибирский рынок с невероятной скоростью, однако этот процесс начался уже давно, хотя и активизировался в условиях кризиса. «История бизнес-клубов в Новосибирске насчитывает уже пару десятилетий и имеет прямую отсылку к самому факту возникновения класса предпринимателей, которые изначально неформально объединялись вокруг лидеров мнений»,  рассказывает почетный консул Франции в Новосибирске и в прошлом руководитель одного из новосибирских деловых клубов Григорий Милогулов.

Благодаря объединению участники могли, с одной стороны, лучше узнать друг друга, а с другой — совместно проводить время. Однако динамика вступления новых членов на тот момент была слабой, и это вполне объяснимо. «Будучи по своей сути «клановыми», клубы сами не допускали взрывного роста количества членов в них. Но со временем они становились центром притяжения для всех тех, кто занимался бизнесом, олицетворяли успех и поэтому не могли не вызывать интерес. Таким образом, основной мотив для многих тогда, а зачастую и сейчас, имиджевый», — поясняет Григорий Милогулов.

Сыграл свою партию в бизнес-игре, конечно, и кризис. «Для бизнес-сообществ кризис — это всегда время сокращения издержек на клубную деятельность, сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях и не менее частое общение: каждый желает разобраться в происходящем и оказаться в кругу собратьев по несчастью. Все это происходило в деловой среде в конце 2014 года, когда мне довелось стать руководителем делового клуба. По большому счету, в отсутствие внятных признаков оздоровления экономики сегодня настроение и тенденции не изменились», — уверен собеседник «КС».

Современные бизнес-сообщества шагнули далеко вперед: если раньше их члены рассматривались как «предмет приложения усилий клуба по удовлетворению потребностей», то сегодня они превратились в субъектов — деятельных участников со своими приоритетами и целями. По мнению Григория Милогулова, именно эта смена концепции и вызвала новую волну интереса к бизнес-сообществам.

«КС» провел мониторинг бизнес-сообществ, появившихся в Новосибирске за последние годы. Речь шла прежде всего об офлайн-клубах, которые предусматривают периодические встречи участников и различные мероприятия, а не только чаты в мессенджерах.

В целом деловые клубы Новосибирска условно можно разбить на три категории — первые ориентируются преимущественно на микро- и малый бизнес, вторые — на МСБ, а третьи — на средний и крупный бизнес. Очевидно, что основная цель любой площадки — это помощь в навигации и информировании, поэтому крупные игроки, которые уверенно чувствуют себя на рынке, не будут рассматриваться основателями клуба в качестве основной аудитории. Сегодня в затруднительном положении находятся преимущественно компании сферы МСБ и микробизнес. Однако клуб — не панацея, и не всем удается на практике доказать свою значимость для членов и свою уникальность. Примером может служить клуб Provision, основанный Романом Ямилевым, презентация которого проходила в апреле текущего года в новосибирском лофте «Мельница». В настоящее время этот клуб переживает процедуру переформатирования.

Примечательно, что большинство рассматриваемых деловых клубов (пять из семи) считают своей ключевой аудиторией малый и микробизнес. Все они возникли из недостатка среды бизнес-коммуникаций и в качестве своей первичной цели рассматривали интеграцию и навигацию. Самая большая группа — это сообщества, объединившие микро- и малый бизнес.

Одним из примеров может служить деловой клуб SREDA, который неформально заявил о себе в 2012 году. У него нет юридического лица, как нет и формальных правил вступления в клуб — участниками обычно становятся либо выпускники образовательных программ, либо партнеры, друзья или клиенты одноименной школы бизнеса. В конце прошлого года были созданы чаты в месенджерах WhatsApp и Telegram (сейчас в них 173 участника), и параллельно запущена карта лояльности, которая пока предоставляется только тем, кто приобретает продукты и услуги сообщества. В первую очередь клуб ориентирован на собственников микро- и малого бизнеса, а также на топ-менеджеров малого бизнеса. По мнению директора по развитию школы бизнеса SREDA Кристины Кучинской, бизнес-клубы активно появляются в Новосибирске не только в силу кризиса: «Меняются потребительское поведение и культура потребления в целом. Сегодня предприниматель вынужден не только быть участником того или иного профессионального сообщества, но и формировать такие площадки самостоятельно».

Некоторые сообщества ориентируются на представителей сферы маркетинга, которые также имеют высокую склонность к объединению. Первая встреча Маркетинг-Бизнес-Клуба состоялась в 2000 году. Вместе с помощниками-координаторами сообщество организовал Павел Храпов. За 16 лет клуб, по его собственным данным, провел более 400 встреч-семинаров с участием свыше 2000 человек. Активность маркетологов, рекламистов, пиарщиков, предпринимателей и консультантов — основной целевой аудитории клуба — была заметно выше в начале «нулевых», когда бизнес-сообщества были еще в новинку. Основатель площадки убежден: в ближайшие 3–5 лет количество бизнес-клубов будет стремительно расти: «Традиционная схема, по которой люди сначала получают образование, а затем овладевают профессией и зарабатывают имя и деньги, устарела, а на смену ей пришла модель современности: первое — получить каким-то способом деньги, второе — объявить себя профессионалом данного способа, третье — начать обучать других, в том числе путем организации клуба. Таким образом, «игроки» стремятся «монетизировать» любой, даже самый крошечный личный опыт», — констатирует Павел Храпов.

В 2015 году в рамках Новосибирского сообщества молодых предпринимателей был основан Клуб бизнес-коммуникаций FRONT OFFICE. По словам его программного директора Анны Некрасовой, целью площадки является «создание экосистемы технологического предпринимательства путем объединения инженеров, программистов, инвесторов, дизайнеров и других представителей творческих и интеллектуальных профессий». Чтобы стать членом сообщества, понадобится клубная карта, которую можно купить либо выиграть. Примечательно, что сообществом предусмотрены три типа карт, каждая из которых имеет фиксированную плату, но, помимо этого, есть и бонусная: она присуждается только партнеру и эксперту — сегодня это организации и предприниматели, которые неоднократно выступали спонсорами и спикерами на мероприятиях клуба или помогали в их организации. В ее бонусы включены доступ на все мероприятия клуба, образовательная программа, рабочее место, переговорная комната и возможность стать спикером на мероприятии клуба. В ближайших планах FRONT OFFICE — 5-й Конгресс молодых миллионеров Сибири в декабре и запуск новой образовательной программы для членов клуба в ноябре. По словам Анны Некрасовой, в дальнейшем планируется открытие FRONT’ов в ряде крупных городов России и ближнего зарубежья.

Не остаются в стороне от клубного движения и вузы. Так, говоря о предпринимательских сообществах, стоит отметить, что совсем недавно, 25 октября 2016 года, Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) также запустила собственный бизнес-клуб в формате ежемесячных встреч. Как отмечают организаторы, он станет нетворкинг-площадкой для профессиональных менеджеров, собственников бизнеса и тех, кто желает ими стать.

О том, что для предпринимателей действительно в первую очередь необходимо коммуникативное поле, говорят и сами члены сообществ, опрошенные «КС». Так, участник Маркетинг-Бизнес-Клуба, разработчик программ для торговли на валютном и срочном рынке Московской биржи Виталий Крутский отметил, что изначально рассматривал деловое сообщество как площадку, где делятся опытом и обогащают слушателей полезной информацией. «Я вступил в клуб полтора года назад, целей было несколько — фактически меня интересовал больше не сам бизнес и маркетинг, а то, как люди рассказывают о своих бизнес-идеях и проблемах, выступая в качестве спикеров. Мои ожидания оправдались: я завел новые знакомства и увидел, как по-разному можно подходить к решению одних и тех же вопросов и как это воспринимается людьми. Спикеры выступали разные: были и настоящие звезды, и те, кто, на мой взгляд, однобоко рассматривал проблему или был чересчур оптимистичен. Накопленный в результате встреч опыт того, как нужно и как нельзя рассказывать о себе и о своем деле, я собираюсь использовать при планировании собственных выступлений», — пояснил Виталий Крутский.

Переходный мост к среднему бизнесу прокладывает Клуб директоров, основанный совсем недавно — в июне 2016 года — и своей основной аудиторией, помимо упомянутого среднего бизнеса, обозначающий также микро- и малый бизнес. Его основатели — Ирина Григорьева, Жанна Перкова и Елена Серых — полгода назад поняли, что новосибирским директорам и основателям предприятий нужна площадка для делового общения на уровне «директор — директор». Сейчас идет активный набор участников (пока их порядка 50 человек, а членов — 17), и параллельно формируется круг партнеров. В первую очередь клуб ориентирован на «стратегов» — директоров, собственников компаний, наемных директоров и директоров филиалов. Важно, что площадка служит прежде всего для «прикладного менеджмента» и живой коммуникационной среды. Двери открываются для тех, кто оплатил единоразовый сбор или купил абонемент члена Клуба директоров на 1 год (он дает ряд клубных преимуществ) — сертификат, дающий право на посещение всех заседаний клуба, возможность привести с собой одного участника бесплатно, скидку на размещение в одной из отельных сетей и др.

Член Клуба директоров, директор компании «Акваколор» Андрей Данилов в разговоре с «КС» в первую очередь отметил все ту же нехватку живого бизнес-общения с руководителями и директорами. По его словам, о клубе он узнал из социальных сетей: сразу заинтересовали фамилии экспертов и ведущих — руководителей известных новосибирских предприятий. «Самое важное для меня — тщательно подобранные темы заседаний и то, что выступают не преподаватели или бизнес-тренеры, а действующие руководители: они не боятся рассказывать о своих проблемах и ошибках, что в свою очередь помогает избежать ошибок нам, а значит, экономит время и деньги. Для меня клуб стал возможностью не только завести деловые связи, найти партнеров или клиентов, но и поднять статус собственной компании, рассказав о ней слушателям», — отмечает участник.

Непосредственно на малый и средний бизнес ориентируются только два клуба, среди которых «Нужные люди».

Клуб «Нужные люди» был основан в 2014 году, сейчас в нем порядка 300 членов. Сама идея создания родилась еще четыре года назад, когда основатель сообщества Вячеслав Демидов активно проводил мероприятия для предпринимателей Новосибирска и обнаружил, что в этой сфере есть серьезный дефицит качественного общения. Клуб ориентирован в основном на малый и средний бизнес, но представителей первого здесь больше. Сейчас все силы брошены на создание IT-платформы, на которой у каждого члена будет свой статус. Затем уже планируется продвинуть ее на российский уровень и предоставить качественный сервис по коммуникации предпринимателей России, совместив живые встречи с онлайн-платформой. «Долгое время российский бизнес был закрыт: его участники свели всю коммуникацию к онлайн-общению. Но благодаря положительным изменениям в политике и бизнес-среде предприниматели научились доверять друг другу. На встречах бизнес-клубов вы видите не бренды и названия компаний, а тех, кто за ними стоит. Порой это позволяет заключать серьезные сделки, причем без лишних процедур», — поясняет Вячеслав Демидов.

Годом позднее руководитель отдела маркетинга и интернет-продаж ГК «Обувь России» Ирина Поддубная основала E-commerce клуб «Сибирь», который стал практическим итогом ее летнего путешествия 2013 года по разным городам и странам. Тогда стало ясно: бизнес-среда Новосибирска в явном дефиците. Сегодня площадка насчитывает более 1000 уникальных участников и, помимо Новосибирска, развивается в Кемерове и Барнауле, а в дальнейшем планирует выйти на рынок Томска. Однако здесь есть четкая специализация на электронной торговле. Клуб объединяет прежде всего собственников малого и среднего бизнеса, владельцев интернет-магазинов и узкопрофильных специалистов агентств и сервисных компаний. В планах — организация разного рода мероприятий: клубная конференция 2–4 раза в год в Новосибирске, Барнауле, Кемерове и Томске; ежеквартальные бизнес-завтраки Upgrade Siberia, ориентированные на средний бизнес, и др.

Участница клуба, директор интернет-магазина «Любая мебель» Татьяна Классинская рассказывает, что конференции, проводимые сообществом, дали немало идей для развития собственного проекта. Основная польза сообщества, по ее мнению, — в информации и знаниях, которые участники получают за счет постоянного общения, разбора кейсов и тем, действительно актуальных для предпринимателей. «В Новосибирске, к сожалению, дефицит информации о нюансах и подводных камнях в сфере E-commerce, а действительно квалифицированных специалистов и того меньше. Жаль, что довольно мало людей в городе задумывается о посещении подобных мероприятий, ведь именно здесь можно поднять любую проблему в работе собственного бизнеса и получить помощь и совет», — поясняет Татьяна Классинская.

И только один из рассматриваемых новых клубов, функционирующих в Новосибирске, упоминает в качестве своей аудитории крупный бизнес (наряду со средним). Это федеральное сообщество Business Family, которое развивается в регионах России по франшизе. На сегодня оно насчитывает порядка 18 000 участников в Новосибирске и объединяет более 390 000 предпринимателей и бизнесменов крупных российских и западных компаний. В него входят преимущественно менеджеры высшего и среднего звена, ведущие российские и западные компании из 30 отраслей промышленности. Основатели клуба Алексей Жарков и Артем Звездинский в 2013 году стали проводить мероприятия для профессионалов более чем из 14 сфер деятельности. Сейчас в год таких мероприятий организовывается свыше 500, а штат клуба насчитывает более 10 сотрудников. «Все началось со встреч клуба инвестиционных банкиров и финансистов в 2007 году (Ib-club, позднее — Ibpeople), — рассказывает представитель клуба в Новосибирске Светлана Липатова. — Позже таким форматом заинтересовались люди из других отраслей». Отличительной особенностью Business Family является наличие собственной ИТ-системы, которая позволяет на самом мероприятии в режиме «онлайн» находить потенциальных бизнес-партнеров. Кроме того, сообщество проводит тематические встречи по отдельным отраслям экономики.

 Клубные карты Business Family предусматривают несколько видов премиум-аккаунтов: купить их можно, накопив «Спасибли» — это внутренняя валюта Business Family, которая сменила ранее существующую систему рейтингов участников. «Все ожидания от работы клуба сбылись: диапазон восприятия расширился, и если раньше я работала больше в одной сфере, то сейчас появилось много идей, как расширить свой бизнес и даже открыть новые направления. Но хочется, чтобы помимо просто встреч, были еще и какие-то интересные мастер-классы по развитию и продвижению, и все это было в одном сообществе», — поясняет член клуба Надежда Руд.

Впрочем, каким бы великим ни был охват аудитории у клуба, ориентированного на средний и крупный бизнес, все-таки больше всего в поддержке нуждаются предприятия микро- и малого бизнеса. На них деловые сообщества ориентируются куда чаще. Это легко объяснимо: не стоит забывать о статистике, которая с уверенностью заявляет, что малый бизнес по-прежнему нуждается во всесторонней помощи и поддержке — различные виды господдержки и коммерческие программы банков пока не имеют того воздействия, которое хоть в какой-то степени подтолкнуло бы рост доли МСБ в ВВП страны. Неслучайно Григорий Милогулов отмечает, что все-таки ключевой мотив вступления в тот или иной бизнес-клуб — имиджевый. Вторым мотивом становится моральная поддержка: площадки объединяют тех, кто прежде всего нуждается в помощи, а не в рупоре для продвижения своих бизнес-идей в массы. Экономический кризис только подлил масла в огонь — появление и существование таких клубов связано прежде всего с общей нестабильной ситуацией в стране на рынке микро-, малого и среднего бизнеса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ