«Памятники» автобизнесу

Текущая кризисная ситуация в автобизнесе Сибири и уход с рынка ряда весомых игроков привели к тому, что около десятка дилерских центров, построенных по стандартам автопроизводителей, в одночасье стали «памятниками». В связи с затяжным характером процедур банкротства и тем, что здания находились в залогах у разных банков, на эти объекты пока не нашлось покупателей. Тем временем новые игроки отмечают, что им проще построить в Новосибирске автосалон «с нуля», чем связываться с уже действующими. Есть ли выход из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации, разбирался «КС».

 Любой кризис, как правило, оборачивается для авторынка закрытием дилерских центров и банкротством отдельных авторитейлеров. Однако примечательно, что в наиболее уязвимом положении достаточно часто оказываются отнюдь не мелкие игроки, а те компании, которые вложили значительные инвестиции в строительство и запуск полнофункциональных салонов, построенных по всем стандартам производителей. Так, объем инвестиций в запуск в 2006 году полнофункционального салона Toyota в Новосибирске площадью 9980 кв. м составил $18,5 млн, а открытый спустя два года Nissan площадью 14,5 тыс. кв. м легко переплюнул эту цифру, добравшись до отметки в $20 млн. Неудивительно, что в силу большого объема необходимых начальных вложений такие объекты, как правило, строятся на заемные деньги, а в качестве залога служат сами салоны. Текущих объемов продаж и загрузки сервиса в условиях значительного спада авторынка часто не хватает для того, чтобы «прокормить» такие салоны. Как следствие, в 2015–2016 годах, как и в 2009–2010 годах, многие региональные дилеры стали покидать рынок.

В 2016 году с новосибирского рынка ушли сразу два крупных в прошлом автодилера — «СЛК-Моторс» и «МАКС Моторс». У «СЛК-Моторс» в Новосибирске закрылись полнофункциональный дилерский центр Toyota на Фрунзе и полнофункциональный центр Lexus на Большевистской, а также салоны этих же марок в Барнауле. В свою очередь у «МАКС Моторс» прекратили свою работу дилерские центры на Станционной (был в аренде), Автогенной (был в аренде), Немировича-Данченко, Кирова, Добролюбова и Дачной. Аналогичные случаи есть и в других регионах СФО. Такая ситуация не нова для автобизнеса Сибири: подобные примеры наблюдались в регионе и в 2009–2010 годах.

Достояние истории

Один из самых первых в истории Новосибирска автокомплексов, расположенный на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Объединения, был построен собственниками «Автолэнда-Сибирь» в начале «нулевых». На площадке располагались салоны Ford, Mazda, Volvo, Mitsubishi, Hyundai, Jaguar, Land Rover, каждый из которых признавался дистрибьюторами полнофункциональным для того или иного бренда, то есть не подразумевал дальнейшее строительство отдельных объектов. Однако в 2009 году «Автолэнд-Сибирь» оказался в сложной финансовой ситуации и в итоге лишился дилерских контрактов по всем представляемым брендам, покинув рынок. Год спустя компанию признали банкротом, а все ее салоны достались ключевому кредитору — Балтийскому банку, который вскоре переуступил долг МДМ Банку. В свою очередь МДМ Банк в 2011 году отдал эти салоны под управление «СЛК-Моторс», которая перезаключила дилерские контракты с Ford, Volvo, Mitsubishi, Lada, Hyundai. Однако «реанимировать» площадку не удалось, и спустя пару лет, в 2013 году, группа компаний закрыла большинство еще давно запущенных салонов, а в 2015 году двери закрыл последний дилерский центр — Hyundai. Ограниченное время в автокомплексе пытались продавать автомобили китайских брендов, но они там тоже не прижились. Покупатель на здание, вероятно, нуждающееся в капитальном ремонте, также не нашелся, в итоге автокомплекс стоит бесхозным по сей день. «КС» уже писал о том, что рассматривались различные возможности перепрофилирования здания вплоть до открытия там продуктового магазина, однако в итоге за объект никто не взялся. Как следствие, с 2010 года автокомплекс можно считать «памятником» автобизнеса в Новосибирске и молчаливо смотреть на то, как некогда главная автомобильная площадка города стоит бесхозной.

autosalon_8529
Бывший дилерский центр Lexus группы компаний «СЛК-Моторс»

«В этой ситуации первоначальным инвестором был банк, и я уверен, что собственники пытались возродить там автобизнес после ухода «СЛК-Моторс», но воз и ныне там. И что теперь — это все сносить? Так кругом промышленная зона, жилье строить проблематично, продуктовый магазин можно открыть только в формате «гипермаркета» на 6000–7000 кв. м, если кто-то согласится. При этом буквально в 200 метрах по улице Богдана Хмельницкого почти напротив старого «Автолендовского» салона Ford был с нуля построен и запущен новый полнофункциональный салон для этой марки («Форд-Центр-Сибирь»)», — приводит пример бывший учредитель одного из автодилеров Новосибирска на условиях анонимности.

Еще одним примером может служить здание «Баварского Моторного центра» на набережной Оби в Новосибирске. Огромный комплекс площадью 2500 кв. м и с объемом инвестиций в $8 млн был возведен в 2006 году по стандартам BMW. В 2010 году «Баварский моторный центр» оказался в сложном финансовом положении и лишился статуса официального дилера BMW в Новосибирске. Из-за наличия задолженности по аренде земли в отношении салона была применена беспрецедентная мера — снос. Этот процесс удалось остановить, когда в ходе очередного судебного заседания объявился бизнесмен Олег Баннов, доказавший, что он является владельцем здания. Предприниматель взыскал убытки и продал объект группе компаний «МАКС Моторс». Она поселила на этой площадке бренды Mitsubishi и Renault. Однако после закрытия салонов «МАКС Моторс» в 2016 году площадка на Добролюбова вновь осталась не у дел и сейчас ждет своей дальнейшей участи.

Не менее драматично развивалась и судьба полнофункционального автосалона Audi на улице Дачной в Новосибирске. В 2009 году компания «Престиж Авто» бизнесмена Андрея Соловьева со скандалом покинула рынок, а ее автокомплекс достался БИНБАНКу. Какое-то время банк сам занимался управлением активов и заселил в салон на условиях аренды компании «СЛК-Моторс» (Porsche), «Премиум-Карс» (Subaru) и «Спорт-мобиль» (UzDaewoo), однако позднее продал весь автокомплекс группе компаний «МАКС Моторс», которая разместила там Lada, Skoda и Jeep. В 2016 году автокомплекс на Дачной был закрыт в связи с финансовым положением самой «МАКС Моторс» и сейчас выставлен на продажу.

Подобные примеры можно найти и в соседних городах Сибири, например Омске.

maks-motors-omsk

Результатом таких процессов становится то, что действующие полнофункциональные салоны тех или иных брендов стоят без движения в силу ухода с рынка дилеров, ранее их заселявших. Так как процесс банкротства обычно носит затяжной характер, то новому игроку становится сложным поселиться на прежней площадке до полного окончания всех процедур и передачи прав на объект. Но даже если юридических сложностей в этом вопросе нет, то владельцы салонов на практике редко сходятся по цене с потенциальными покупателями. В итоге новые игроки вынуждены искать временные площадки или вообще строить салоны с нуля. Показательным примером является случай с компаний «Альбион Моторс», входящей в состав бийской ГК «Терминал Моторс». Пришедший на смену «МАКС Моторс» новый официальный дилер Jaguar и Land Rover в Новосибирске рассматривал различные варианты размещения салона британских марок, однако расчеты показали, что дешевле и целесообразнее построить в городе полнофункциональный дилерский центр Jaguar и Land Rover «с нуля», чем покупать готовый салон. Парадокс: несмотря на избыток пустующих дилерских центров, в городе возводятся новые.

Другой нюанс кроется в том, что инвестор, готовый купить у дилера-банкрота или его кредиторов здание полнофункционального салона для восстановления там присутствия там того или иного бренда, может сам оказаться в ловушке, связанной с тем, что дистрибьютор не авторизует ему эту площадку. Именно так обстояла ситуация с уже упомянутым автосалоном BMW на Добролюбова. Как только после закрытия прежнего дилера дистрибьютор немецкой марки объявил конкурс среди потенциальных кандидатов, один из участников рынка договорился с собственником здания на Добролюбова об аренде и подал заявку. Однако, по его признанию, он был немало удивлен, когда узнал, что дистрибьютор не хочет авторизовывать эту площадку в качестве полнофункционального салона BMW, хотя для прошлого дилера он таковым являлся. Аналогично группе компаний «МАКС Моторс» в 2015 году, по данным источников «КС», не дали «возродить» на улице Дачной бренд Audi, хотя предлагаемый дилером салон был в свое время построен именно для этой марки.

Еще более показателен случай с компанией «АвтоСтар-Сибирь», которая, получив дилерство BMW, запустила салон на Большевистской. В этом здании раньше располагался салон KIA, а до того — магазин «Стройпапа». Дистрибьютор BMW отказался признавать этот автосалон в качестве полнофункционального, призывая «АвтоСтар-Сибирь» к строительству отдельного объекта. Дилер не был согласен с такой позицией, и в итоге на этом основании договор был расторгнут, а BMW нашла в Новосибирске другого партнера в лице красноярского «Медведь-Холдинга». Новый игрок был вынужден занять тот же салон на Большевистской. Но, к удивлению участников рынка, дистрибьютор позволил «Медведь-Холдингу» остаться на этой площадке, а после ее реконструкции признать ее постоянным решением для бренда.

Откуда дует ветер?

По словам участников рынка, подобное поведение дистрибьюторов бывает, как правило, продиктовано несколькими мотивами. Во-первых, оно связано с тем, что без должного контроля многие дилерские центры уже спустя несколько месяцев способны прийти в огромное запустение. Во-вторых, это обусловлено частой сменой стандартов оформления дилерского центра, что случается раз в несколько лет. Из-за этого дилеры вынуждены модернизировать салоны под новые требования или даже перестраивать их.

autosalon_8535

Если в условиях стремительного роста рынка опасность появления под боком прямого конкурента заставляла дилеров соглашаться со всеми требованиями дистрибьюторов, то в текущей экономической ситуации участников рынка это перестало устраивать. «Дистрибьютор влияет на стоимость активов, построенных дилером. Сначала он требует все сделать по стандартам, а затем запросто может отказать в авторизации салона следующему собственнику. Допустим, я действующий автодилер. Вот как мне объяснить инвестору, что его инвестиции могут обесцениться? Где гарантия, что следующему собственнику согласуют авторизацию, — задается вопросом бывший учредитель одного из новосибирских авторитейлеров на условиях анонимности. — Ее нет, а переделать автоцентр во что-то другое невероятно тяжело, то есть 100 млн рублей за 2000 кв. м могут умножиться на ноль. Таким образом, актив жив, пока работает дилер, или, вернее, пока ему дают работать».

Что касается частой смены стандартов, опрошенные «КС» дилеры считают, что она тоже не случайна. «Эти стандарты — просто лукавство со стороны дистрибьютора. Они создают возможности для коррупционной составляющей. Был потрясающий случай, когда только что построенному по всем стандартам дилерскому центру одной из марок площадью 3500 кв. м в Санкт-Петербурге российский дистрибьютор отказал в авторизации, но авторитейлер пошел до конца и согласовал авторизацию в штаб-квартире марки в Японии», — поясняет собеседник «КС».

По мнению одного из участников рынка, именно такие подходы в том числе способствуют тому, что многие новосибирские дилеры не могут выстоять. «Сейчас в очередной раз поменяются дилеры тех или иных брендов. Спустя несколько лет дистрибьюторы будут по-прежнему требовать от региональных дилеров строительства «автодворцов». Отчаянные компании будут на это соглашаться, не принимая во внимание экономику этого бизнеса, а банки — давать на это кредиты. Потом опять случится кризис, снова будут наблюдаться громкие банкротства, опять придут дистрибьюторы с круглыми глазами, вопрошающие, как же так снова получилось», — прогнозирует учредитель одного из бывших сибирских автодилеров на условиях анонимности. По его мнению, выгоду из такой ситуации извлекают по сути только отделы развития дилерских сетей самих автопроизводителей, которые после каждого кризиса получают свой профит на открытии новых партнеров. Именно поэтому, по мнению участников рынка, подобные процессы могут продолжаться и впредь.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ