Кого кредитует банковский сектор Сибири?

На протяжении двух с половиной лет в стране продолжался нарастающий спад производства и потребительского спроса, что не могло не отразиться на динамике кредитного рынка СФО, на котором с учетом инфляции наступила полная стагнация, в долларовом же эквиваленте — обвальное сжатие, несмотря на искусственное укрепление рубля. Сокращались все сегменты кредитного рынка, за исключением «крупного бизнеса».

В условиях сжатия трансфертов головных офисов сетевых банков главным источником ресурсов банковского сектора стали вклады местного населения. Из числа «федеральных» участников обзора лучше других выглядели Сбербанк, Газпромбанк, Банк ВТБ24 и РСХБ, среди «регионалов» — новосибирские Банк «Левобережный», БКС Банк, БайкалИнвестБанк и Банк «Акцепт».

Кредитный рынок и банковский сектор

Рынок корпоративного кредитования Сибири на 88% формировали банки и филиалы, зарегистрированные в Сибирском федеральном округе (СФО), то есть собственно банковский сектор СФО (таблица 1), и на 12% — кредитные организации, не имеющие сибирских филиалов. В числе последних следует особо выделить государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), в состав банковского сектора не входящую, но являющуюся важнейшим инструментом инвестиций в основной капитал нефинансовых предприятий и организаций России.

42-06-tab1

Что касается розничного сегмента, то рыночная доля кредиторов, не представленных в округе своими филиалами, по нашим оценкам, ощутимо выше, чем в корпоративном. Зачастую кредиты населению учитываются на балансе головных офисов и специализированных розничных, и универсальных иногородних банков. К примеру, единственный в Сибири филиал Альфа-Банка (Новосибирский) вообще не кредитует население, хотя по сумме розничных кредитов, выданных сибирскими кредитно-кассовыми офисами (ККО) и учтенных на балансе головного банка, Альфа-Банк имеет все основания претендовать на 6-е место в списке ведущих кредиторов населения Сибири (таблица 2).

tab2

В целом же на долю окружного банковского сектора, по нашим оценкам, приходится около 4/5 совокупной задолженности сибирских заемщиков (кредитного рынка Сибири). То есть банковский сектор СФО по-прежнему предопределяет динамику всего кредитного рынка округа. К середине 2016 года кредитный рынок Сибири в номинале составил 3 трлн 958 млрд рублей, а его прирост с начала года — 171 млрд рублей (+9% годовых). Однако с учетом (даже официальной) инфляции с начала 2014 года он не вырос ни на йоту, а в долларовом эквиваленте к середине 2016 года он составлял лишь 65% от уровня на начало 2014 года — несмотря на искусственное укрепление курса рубля (диаграмма 1).

Динамика кредитного рынка Сибири

Сегменты кредитного рынка и их динамика

Если обратиться к структуре кредитного рынка Сибири по типовым группам заемщиков, нетрудно видеть, что еще к началу 2014 года главным коллективным заемщиком было население Сибири (47% против 38% задолженности крупного бизнеса). Затем произошли решительные структурные изменения. К началу 2015 года крупный бизнес сравнялся с потребительским сектором (44% против 44%), а к середине 2016 года стал главным коллективным заемщиком (54% совокупного портфеля против 37% задолженности населения).

В 2014 году еще наблюдался некоторый номинальный прирост розничного кредитования, однако с начала 2015 года он сменился монотонным номинальным сжатием. Худшую же динамику демонстрировал портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ). С начала 2014 года его доля сократилась с 15% до 9% совокупного портфеля. В целом за весь период с начала 2014 года размеры розничного портфеля в номинале вообще не изменились, кредиты МСБ сократились на четверть, а номинальный прирост кредитов крупным предприятиям вырос на 83%.

Важно напомнить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдалась как перманентная инфляция, так и кратная девальвация 2014–2015 годов, сменившаяся в 2016 году ощутимой ревальвацией. С учетом (официальной) инфляции портфель кредитов крупным предприятиям вырос не на 83%, а лишь на 44%, портфель розничных кредитов сократился на 21%, а задолженность МСБ сжалась на 41%. В долларовом же эквиваленте кредиты крупному бизнесу составили лишь 93% по отношению к началу 2014 года, кредиты населению сократились вдвое (–49%), а портфель кредитов МСБ рухнул на 62% (диаграмма 2).

Кредитный рынок Сибири по группам заемщиков

Что же подобная динамика означает на деле? Если от цифр перейти к сути вопроса, то с начала 2014 года наблюдались откровенное падение покупательской способности населения и ликвидация МСБ, то есть реального национального бизнеса. Напомним, что в России крупного национального бизнеса больше нет — крупнейшие национальные корпорации в своем большинстве работают в офшорной юрисдикции, где в том числе и привлекают кредиты на пополнение оборотных активов.

Роль национального банковского сектора зачастую сводится лишь к кредитованию «зарплатных» проектов и поддержанию работоспособности основных фондов российских подразделений этих корпораций, по недоразумению названных «крупным российским бизнесом». Для того чтобы понять, насколько крупный российский бизнес является национальным, достаточно сравнить портфель кредитов, полученных крупными предприятиями от национального банковского сектора, например, на начало 2016 года (25 трлн 57 млрд), с портфелем трансграничных кредитов в рублевом эквиваленте (25 трлн 158 млрд рублей).

Состав банковского сектора Сибири

К середине 2016 года банковский сектор Сибирского федерального округа формировали 38 самостоятельных кредитных организаций, 133 филиала инорегиональных и 9 филиалов сибирских банков. Кроме того, на территории округа работало 4509 дополнительных, кредитно-кассовых и операционных офисов — как банков, так и филиалов. С начала 2014 года количество местных банков сократилось на 13, количество филиалов — на 83, а количество внутренних структурных подразделений — на 1197. Таким образом, продолжилось интенсивное сокращение сети по предоставлению банковских услуг на территории Сибири. На окружном уровне это просто отразило изменения в национальной банковской сети, «потерявшей» с начала 2014 года 243 банка, 773 филиала и более 22 тысяч дополнительных, операционных, кредитно-кассовых офисов и операционных касс.

Всего за два с половиной года количество банковских подразделений в национальном масштабе сократилось более чем вдвое. Столь катастрофическое сокращение национальной банковской сети имеет несколько причин. Это и ликвидация (по разным причинам) большого числа сетевых банков, и «принуждение к рентабельности» угрозой лишения лицензии в отсутствие адекватного (по срокам и ставкам) рефинансирования, и развитие дистанционного банковского обслуживания (ДБО). К примеру, за последнее время количество внутренних структурных подразделений Сбербанка России сократилось с 20 до 16 тысяч. Видимо, даже крупнейшему (и самому прибыльному в России) госбанку не под силу «тянуть» убыточные офисы на экономически слаборазвитых/удаленных/малонаселенных территориях.

«Ведущие операторы»

Для того чтобы получить представление о том, какой вклад в формирование корпоративного и розничного сегментов банковского сектора Сибирского федерального округа (СФО) вносят отдельные операторы, из числа самостоятельных кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков мы отобрали по 50 ведущих корпоративных и розничных кредиторов (таблицы 1 и 2).

Решающий вклад в кредитование предприятий и организаций федерального округа по-прежнему вносил Сбербанк России (в составе Байкальского и Сибирского территориальных банков, а также Омского отделения Западно-Сибирского банка СБ РФ).

Он остается безальтернативным претендентом на звание «крупнейшего» кредитора предприятий и организаций, работающих на территории Сибири.

По размерам корпоративного портфеля кратно выделялись также Газпромбанк, Россельхозбанк (РСХБ) и Альфа-Банк, которых следовало бы отнести к группе «средних». К этой группе, очевидно, относится и Банк ВТБ, не раскрывающий свои региональные показатели. Вместе же эти крайне «малонаселенные» группы «крупнейших» и «средних» корпоративных кредиторов формировали около 6/7 корпоративного портфеля нашей выборки. Вклад остальных участников обзора явно несопоставим, и по остаточному принципу их следовало бы отнести к группе «малых». Таким образом, следует констатировать колоссальную концентрацию корпоративных активов на балансе пяти ведущих операторов, которые предопределяют все основные тенденции на рынке кредитования предприятий и организаций Сибири.

Во многом подобным образом распределен и сибирский портфель розничных кредитов. Подавляющую его долю контролируют Сбербанк и Банк ВТБ24, заметную — специализированно розничный Совкомбанк, а также универсальные РСХБ и Газпромбанк (таблица 2). Вероятно, «заметную» долю портфеля кредитов сибирякам контролирует также Банк «Русский Стандарт», не раскрывающий региональные показатели. Вклад остальных кредиторов в окружной портфель кредитов населению или незначителен, или ничтожен.

«Отсеяв» львиную долю и корпоративных, и розничных кредиторов в число «малых», «КС» ничуть не хотел принизить их роль: «малые» операторы перманентно поддерживают конкурентную среду, обеспечивая доступ к банковским услугам для всех категорий клиентов (в том числе «неинтересных» для «крупнейших» кредиторов). По сути, лишь они и представляют «рыночные механизмы», в запуске которых должен был состоять смысл всех проводимых последние 30 лет «реформ», завершившихся сегодня тотальной монополизацией банковского рынка. Можно утверждать, что целью-то был отнюдь не конкурентный рынок, а конвертация политической власти в собственность.

Лидеры роста

Задолженность сибирских предприятий за первое полугодие 2016 года выросла на 202 млрд рублей (+18% годовых). По нашим оценкам, главный вклад в этот прирост внесли не крупнейшие корпоративные кредиторы, а сетевой РОСБАНК (+4,6 млрд) и «регионалы» — новосибирский Банк «Левобережный» (+1,5 млрд), новосибирский инвестиционный БКС Банк (+1,4 млрд), иркутский БайкалИнвестБанк (+1,2 млрд) и новосибирский Банк «Акцепт» (+1,1 млрд рублей). Лишь половина участников обзора сумела нарастить или сохранить свой корпоративный портфель, половина — его теряла (таблица 1), а специализированно розничные ХКФ Банк, Совкомбанк и КБ «Восточный» не кредитовали бизнес вовсе (и закономерно не вошли в список ведущих корпоративных кредиторов).

Задолженность сибиряков перед банками за первое полугодие 2016 года сократилась на 31 млрд рублей (–4% годовых). По нашим оценкам, главный вклад в прирост портфеля кредитов населению внесли крупнейшие операторы — Сбербанк, Банк ВТБ24, РСХБ и Газпромбанк. Сокращение же портфеля кредитов населению Сибири, очевидно, связано с серьезными проблемами в группе ведущих специализированно розничных кредиторов, таких как Банк «Русский Стандарт», Банк «Восточный», ХКФ Банк и др. Лишь половина участников обзора сумела нарастить или сохранить свой розничный портфель, половина — его теряла (таблица 2).

Индикаторы и сигналы

Кредитование является важнейшей функцией банковского сектора для предприятий и населения на ресурсодефицитной территории Сибири. Для самих же сетевых банков существующий уровень просрочки является индикатором того, насколько рискованно размещать средства клиентов на отдельных сегментах кредитного рынка различных регионов. К сожалению, благодаря «государственной» кредитно-денежной политике последних лет в группе риска оказались остатки всей пока еще национальной промышленности, а вместе с ней — и работающее в ней население.

С начала 2014 года по доле просрочки кредитный портфель Сибирского федерального округа уверенно «обгонял» и столичный портфель, и портфель всей остальной «региональной России». Однако во II квартале 2016 года произошел необъяснимый (на первый взгляд) рост качества совокупной задолженности сибирских заемщиков: доля просрочки внезапно снизилась с 8,8% до 7,6% (диаграмма 3). В чем же причина неожиданного сокращения просрочки и роста привлекательности сибирского банковского рынка?

Динамика доли просрочки в региональном разрезе

Этот парадокс имеет достаточно простое объяснение. Оно заключается в хронической узости (если не сказать «ничтожности») самого окружного рынка. Как было показано выше, главным его сегментом к середине 2016 года стал крупный бизнес (диаграмма 2). И возврат единичных крупных кредитов радикально повысил качество совокупного портфеля кредитов, выданных крупным предприятиям на фоне хронического ухудшения качества портфелей кредитов населению и МСБ (диаграмма 4).

Динамика доли просрочки по типовым группам сибирских заемщиков

Доля просроченной задолженности всех сибирских предприятий по итогам полугодия составила 6,0%. Лучшее качество корпоративных портфелей можно было отметить у целой группы мелких региональных кредиторов, имеющих возможность индивидуальной работы с заемщиками, таких как омские ИТ Банк и СИБЭС, новокузнецкий «НОВОКИБ», алтайский Тальменка-банк, новосибирский Банк «Взаимодействие», Енисейский объединенный банк, алтайский Банк «Ноосфера» или Кузбассхимбанк. Однако главными факторами относительно высокого качества корпоративного портфеля всего федерального округа стали портфели крупнейших корпоративных кредиторов — Газпромбанка (2,6% просрочки) и Сбербанка России (3%).

Доля просрочки по кредитам населению Сибири к середине 2016 года составила 10,1%. Кроме вообще не кредитующего население Новосибирского филиала Альфа-Банка и целой группы мелких региональных кредитных организаций, добившихся нулевой просрочки, лучшее качество своего розничного портфеля обеспечили сетевые Газпромбанк (2,3%), РСХБ (3,1%), а главное, Сбербанк России (4,1%). Именно крупнейшие кредиторы и обеспечили сохранение прежнего уровня просрочки по розничному сегменту кредитного рынка СФО во II квартале 2016 года, хотя «благодаря» хроническому ресурсному дефициту в национальном масштабе по своему качеству портфель кредитов сибирякам оказался одним из худших среди федеральных округов (на уровне Южного и Северо-Кавказского).

Структура ресурсов

Если по итогам 2014 года главным источником ресурсов для кредитования сибирских предприятий и населения были средства головных офисов инорегиональных (в основном столичных) сетевых банков и их нетто-трансферты сибирским филиалам (50%), то с 2015 года началось методичное сокращение ресурсной подпитки кредитного рынка Сибири «внешними источниками» ресурсов. К середине 2016 года их доля уже не превышала 41%, а главным источником, как и в кризис 2008 года, стали вклады населения (диаграмма 5).

Ресурсный рынок Сибири

В настоящем обзоре мы не будем подробно останавливаться на успехах и неудачах отдельных операторов по привлечению вкладов населения (таблица 3) и средств предприятий (таблица 4). Отметим лишь ключевую роль, которую сыграл Сбербанк, в очередной раз ставший не только самым «народным» банком Сибири (около 3/5 всех вкладов сибиряков), но привлекший 2/5 всех средств активных субъектов сибирской экономики. В привлечении вкладов населения Сибири значимую роль также сыграла Группа БИНБАНКа (6,5%), Банк ВТБ24 (5,5%), Совкомбанк (3,9%) и РСХБ (3% окружного рынка вкладов). В привлечении корпоративных ресурсов, кроме Сбербанка, выделялись Газпромбанк (7,9% окружного рынка), новосибирский инвестиционный БКС Банк (5,5%), Банк «ФК Открытие» (5,2%) и РСХБ (4,9% корпоративных ресурсов).

tab3

tab4

С начала 2016 года прирост вкладов сибиряков составил около 50 млрд (+6% годовых). Главными драйверами на окружном рынке вкладов стали Совкомбанк (+19,4 млрд), Банк ВТБ24 (+5,8 млрд) и РСХБ (+4,6 млрд рублей). При этом 18 из 50 участников обзора теряли вклады на своих счетах.

За первое полугодие 2016 года ресурсы, привлеченные у предприятий и организаций Сибири, сократились на 14,4 млрд рублей (–4% годовых). Основной вклад в их прирост внесли инвестиционный БКС Банк (+9 млрд), Банк «ФК Открытие» (+5,8 млрд), Промсвязьбанк (+3,4 млрд) и Банк ВТБ24 (+3,2 млрд рублей), а в сокращение — 27 из 50 участников обзора.

К середине 2016 года главными «донорами» банковского сектора Сибири оставались Газпромбанк, Банк ВТБ24, Сбербанк, РСХБ и Альфа-Банк (таблица 5). Нарастить сумму трансфертов сибирским филиалам смогли лишь 9 из 36 сетевых банков, участвующих в обзоре. Наибольший их прирост с начала года обеспечили Альфа-Банк (+20,5 млрд), Райффайзенбанк (+12,6 млрд) и Межтопэнергобанк (+1 млрд рублей). При этом 16 из сетевых банков оставались «реципиентами», то есть «каналами утечки» ресурсов из банковского сектора СФО, которых мы (по определению) не включили в список «крупнейших доноров банковского сектора Сибири». Отметим, что главными «реципиентами» стали Группа БИНБАНКа, Совкомбанк, Банк «ФК Открытие» и ОТП Банк.

tab5

Итого

Совокупные масштабные показатели банковского сектора Сибири, а следовательно, все основные тенденции их изменения в последние годы определяли единичные (в основном государственные) кредитные организации. Прежде всего — Сбербанк России. На рынке корпоративного кредитования видимость конкуренции ему (кроме Банка ВТБ) составил лишь Газпромбанк, на рынке розничного — Банк ВТБ24. Первый из них также пытался соперничать в привлечении средств сибирских предприятий, второй (наряду с Группой БИНБАНКа) — вкладов населения.

Из числа маркетмейкеров самое позитивное влияние на качество совокупного корпоративного портфеля оказали Сбербанк и Газпромбанк, а на качество розничного — Газпромбанк и РСХБ.

Лучшие из «регионалов» («Левобережный», БКС Банк, БайкалИнвестБанк и «Акцепт») на равных конкурировали с сетевым РОСБАНКом по приросту кредитования активных субъектов экономики, а инвестиционный БКС Банк стал и лидером по приросту привлеченных средств предприятий и организаций Сибири.

Перспективы

Короткая передышка в развитии кризиса российской экономики и финансового сектора, очевидно, заканчивается. Абсурдное укрепление рубля (за счет средств Резервного фонда) в условиях нарастающего дефицита бюджета и стагнации экономики, скорее всего, обернется новым витком девальвации и раскруткой инфляции издержек. Денежно-кредитная политика в отсутствие стратегического планирования и промышленной политики, очевидно, обернется окончательным удушением национального бизнеса и перетоком предпоследних ресурсов на валютный и фондовый рынок. Последней каплей по демонетизации экономики вполне могут стать депозитные аукционы Банка России, отвлекающие последние ресурсы от кредитования. Карт-бланш же на отказ от инвестиций и развития, а также дальнейшее повышение налогов с нищающего населения дают результаты голосования большинства из меньшинства избирателей.

В обзоре использованы данные Банка России (www.cbr.ru), бюллетени Сибирского ГУ Банка России, агрегированные «сведения о размещенных и привлеченных средствах» ХКФ Банка, а также первичная бухгалтерская отчетность по форме 0409101, любезно предоставленная остальными участниками обзора.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ