Банки переходят в онлайн

Интернет-банкинг сегодня является важной составляющей, без которой уже невозможно представить банковское обслуживание. Причем такой формат взаимодействия интересен и самим банкам, и их клиентам. Райффайзенбанк недавно объявил о том, что полностью обновил свой интернет-банкинг. Оправданны ли эти изменения и инвестиции, в каком направлении развивается дистанционное банковское обслуживание и что является его драйвером, в интервью «КС» рассказала начальник отдела развития электронного бизнеса АО «Райффайзенбанк» НАТАЛИЯ МАСАРСКАЯ.

— Наталья, обновление онлайн-банка — на первый взгляд, достаточно трудоемкая процедура. Чем была вызвана необходимость этого шага? И какие требования рынок сейчас предъявляет к дистанционному банковскому обслуживанию?

— Стоит признать, что наше старое интерфейсное решение интернет-банка не соответствовало ни времени, ни требованиям современных клиентов. При разработке нового интернет-банка «Райффайзен-Онлайн» мы проанализировали топ-10 интернет-банков наших конкурентов и учли все их основные ошибки. Сейчас почти у всех интернет-банков примерно одна и та же функциональность и визуализация, но многие грешат плохо структурированным меню, в котором смешаны продукты с операциями, и формальным финансовым языком, который непонятен обычным клиентам. Кроме того, мы изучили опыт наших международных коллег и тренды различных финансовых сервисов. И что самое важное — мы проанализировали около 15 тысяч отзывов наших клиентов, сгруппировали их по типам и затем сделали соответствующие доработки. Также мы регулярно проводим опросы пользователей. В последнем опросе в интернет-банке мы получили более 5 тысяч ответов. Все они были проанализированы. Вообще все отзывы нами учитываются, а их частотность помогает выстраивать приоритеты доработок.

— В чем суть обновления — держаться на рыночном уровне технологий или предложить пользователю новые возможности? Если да, то какие?

— Мы использовали совершенно новый подход к клиентскому интерфейсу — полностью разделили меню на операционное и продуктовое. Также на отдельную панель мы вынесли три самых востребованных сервиса, которые не попадают ни в одну категорию: история операций, шаблоны и обзор общего финансового состояния клиента. Мы создали модульную систему, где каждый продукт представлен в виде виджета, который содержит абсолютно всю информацию о продукте, а также мини-виджетов для рабочего стола пользователя, которые содержат топовые метрики продукта и позволяют проводить активные операции, добавлять и удалять мини-виджеты продуктов, операций и сервисов, самостоятельно формируя свой рабочий экран.

В новом онлайн-банке мы предусмотрели возможность подключать к финансовым сервисам близких людей — держателей дополнительных карт, отслеживать и оплачивать штрафы ГИБДД по номеру квитанции, прав или по номеру свидетельства о регистрации, узнавать о задолженности в налоговой, оплачивать услуги, начиная с мобильной связи и заканчивая школьным питанием ребенка. Безусловно, оплата всех услуг в современном интернет-банке должна осуществляться без комиссии. На сегодня немногие интернет-банки позволяют досрочно, частично или полностью, погашать кредиты онлайн, а также делать платежи с карты другого банка. Мы считаем, что такая возможность необходима современному интернет-банку. Совершив любую операцию в интернет-банке, пользователь может создать шаблон по ней и проводить следующие операции в один клик.

— Как вы оцениваете риск сбоев при переходе на обновленный онлайн-банк?

— У нас не было резкого перехода на новую версию. Мы тестировали пилот сначала на всех сотрудниках банка, потом на клиентах нескольких городов. За это время мы получили большое количество обратной связи и отладили все шероховатости. Поэтому мы уверены, что запуск пройдет спокойно. В любом случае переход должен проходить постепенно, прежняя версия интернет-банка будет открыта как минимум несколько месяцев.

— Как, по вашему мнению, должна меняться защищенность персональных данных и клиентских транзакций при переходе на новую версию интернет-банка?

— Я считаю, что безопасность финансов клиента является вопросом «номер один». И любая версия интернет-банка в первую очередь должна быть максимально безопасной. Но в качестве нововведений, обеспечивающих безопасность операций в новом интернет-банке, можно назвать возможность подтверждать вход одноразовым паролем, просмотр истории авторизаций и т. п., а также информационные сервисы.

— Как вы оцениваете затраты на создание обновленной версии онлайн-банка, экономический эффект от его внедрения?

— Вся разработка у нас внутренняя. Фактически дополнительные затраты — это новые серверы и программное обеспечение для них. Какого-то особенного увеличения количества специалистов в команде у нас не произошло, мы просто сначала дорабатывали предыдущую версию интернет-банка и потихоньку делали новую, а в какой-то момент остановили все доработки прежней версии и полностью сосредоточились на новой. Эффект пока оценивать рано, готова вернуться с развернутым ответом на этот вопрос где-нибудь через год. Сейчас же могу сказать, что новая платформа позволит нам намного быстрее развиваться и внедрять новую функциональность.

— Какой новый функционал, по-вашему, необходимо добавить в мобильный банкинг и банкоматы?

— Не менее глобального обновления требуют мобильные приложения. Планируется запустить оплату штрафов и налогов по запросу с уведомлением об их появлении в системах госуслуг, платежи с использованием технологии NFC, поддержку носимых устройств, полнофункциональное управление карточными лимитами и шаблонами активных операций и многое другое, облегчающее финансовую и околофинансовую жизнь, делающее ее понятной и простой.

Кроме мобильных и онлайн-приложений и устройств, не следует забывать о необходимости повышения функциональности банкоматов. Это касается как перечня доступных операций в банкоматах, так и интерфейса и экранов банкоматов. Банкомат — это прежде всего устройство для получения или внесения наличных, поэтому основной упор стоит делать на повышение скорости проведения операций с наличными денежными средствами. Также мы отмечаем значительный рост операций перевода денежных средств по номеру карты, он обусловлен как простотой проведения — требуется только номер карты, так и скоростью — в большинстве случаев получателю становится доступна сумма перевода сразу же после исполнения перевода. И конечно, нельзя забывать про оплату услуг — в первую очередь сотовой связи. Сегодня появилась возможность упростить этот сервис, вводить только сумму платежа и номер телефона, оператора банк должен определять самостоятельно. Оплату ЖКХ и другие услуги, которые требуют ввода большого количества данных (показания счетчиков, номера договоров и т. п.), мы рекомендуем оплачивать в интернет-банке или мобильном приложении, потому что это быстрее, нежели в банкомате.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ