«КС» подводит итоги первого цикла материалов рубрики «Бизнес нового поколения». Какой проект в сфере малого и среднего предпринимательства Новосибирска можно считать наиболее прорывным? На этот вопрос «КС» отвечал вместе со своими читателями и членами экспертного совета.
Выбор экспертов
Напомним, что в первом цикле материалов рубрики «Бизнес нового поколения» мы рассказывали о новых и перспективных нишах на рынке, новых интересных проектах, эффективных инструментах, способствующих успешному развитию компании, масштабированию ее деятельности и расширению географии присутствия. В каждом выпуске рубрики мы рассматривали кейс отдельной сибирской компании сегмента МСБ, а экспертное жюри делилось своей оценкой ее достижений. Партнером проекта являлся банк «Точка».
Лучший проект по версии экспертного совета было решено определить следующим образом: каждому члену жюри предлагалось выделить три наиболее успешных проекта вместе с представляемыми ими рынками из 10 предложенных. Соответственно, победы удостоился проект, который был назван большинством участников экспертного совета. С большим перевесом им стала компания «Академия Кофе» и ниша кофеен новой волны. Этот проект выделили 9 из 11 членов жюри.
«Я часто слышу от многих своих друзей, коллег, партнеров фразу «Давай выпьем кофе». В этом случае уже автоматически подразумеваешь, что пить ты его будешь в «Академии кофе». Сам часто люблю посидеть на лавочке в теплое время у этого заведения», — аргументирует выбор председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Максим Останин. В свою очередь директор Capital invest group, основатель кальянной 4Rooms Lounge Павел Востриков выделяет правильный подход «Академии кофе» к выбору места и в целом прорыв во второй волне кофеен. О прорыве на переполненном и очень конкурентном рынке говорит и основатель сети «Квест Хаус», бывший соучредитель сети хостелов «Достоевский» Евгений Гришаков. «Академия кофе» — проект, встряхнувший кофейный рынок Новосибирска. Они хотели изменить кофейные привычки и по сути сделали это. «Академия» — это сплав большого опыта основателей, их профессионализма, их искреннего отношения к любимому делу, что вылилось в нужный формат в нужное время и в нужном месте», — солидарен с коллегами основатель кофейни Brew Sell и «Метро Хостел Новосибирск» Андрей Шеменев.
С большим отставанием от лидера расположилось еще два проекта, каждый из которых выделило по трое членов жюри. Первым из них стали проекты I Love Running и Runners и в целом ниша школ правильного бега.
«Здесь меня привлекают сразу несколько пунктов: во-первых, бизнес на пустом месте. Почти отсутствуют вложения, затраты минимальны. Во-вторых, школы бега продвигают спорт и приносят безусловную пользу обществу. В-третьих, очень сильно повышают лояльность учеников к компании. Все это, очевидно, работает», — отмечает Евгений Гришаков. С такой позицией согласен и соучредитель сети кофеен «Перекати Кофе» Кирилл Колодезный, по мнению которого, школы бега удачно зашли в нишу спортивно-образовательных проектов и многим сейчас интересны.
В свою очередь глава строительного холдинга ProSD Group Валерий Черкасов, оглядываясь на результаты, констатировал, что итоговый выбор жюри вполне логичен. «В лидерах два проекта (кофейни и школы бега), которые легко мог бы запустить человек с предпринимательским опытом. Рынок понятный, перспективный, есть куда развиваться. Все остальные завязаны на какой-то креативной идее, конкретной личности либо уже не в тренде. Успех остальных будет сложно повторить человеку «с улицы», — поясняет Валерий Черкасов. Собственный выбор эксперта совпал с выбором жюри.
Также три балла и соответственно второе место получила компания Fit Service и ниша сервисов постгарантийного обслуживания автомобилей. «Мне нравятся темпы, реклама, сфера деятельности, которую долгое время никто не мог стандартизировать», — перечисляет аргументы в пользу этого бизнеса предприниматель, коммерческий директор интернет-провайдера «Сибирские Сети» Сергей Вепренцев. В свою очередь директор «Харизмы» Анна Власова констатирует, что Fit Service, как и «Академия кофе», — это уже не мелкий бизнес, а быстро растущие сети.
В отношении остальных проектов мнения членов жюри разделились. По два голоса набрали сервисы доставки пиццы (проект «Пицца Синица»), гриль-кафе (проекты «Братья Грилль», «Бурлинка»), батутные центры (проекты Coober, Eversi), книжные магазины новой волны (проект «Перемен»), автоматы по печати фотографий из соцсетей (проекты Boft Siberia, Lomobil). Каждый из них, по мнению членов жюри, осуществил свой вклад в развитие предпринимательства в регионе.
«Я бы хотел выделить магазин «Перемен». Покупаю и читаю. У магазина интересная концепция, достаточно прийти за книгой, при этом получаешь столько эмоций, общения. У «Перемен» целеустремленный директор (Сергей Козяков. — «КС»), который активно участвует в общественной жизни города», — поясняет свой выбор Максим Останин.
Также среди лучших проектов он выделил автоматы по печати фотографий из соцсетей. «В одном торговом центре увидел большое количество молодых людей, которые радостно что-то делают у самого аппарата. Ознакомившись, я понял, в чем суть. И сегодня ребята уже вышли за рамки города Новосибирска, насколько мне известно, теперь они даже в Гонконге установили свои аппараты», — приводит достижения компании Boft Siberia Максим Останин.
В свою очередь Андрей Шеменев считает, что нельзя обойти вниманием батутные центры. «Coober — это в своем роде проект-первопроходец. Мне казалось довольно рискованным открывать столь экзотический для наших людей на тот момент формат активного отдыха. Но Coober появился и оставался первым в своем роде», — отметил Андрей Шеменев. С ним согласен и другой член жюри, Павел Востриков, который отдельно выделяет батутные центры, в том числе за приверженность к здоровому образу жизни.
С точки зрения влияния на рынок двое членов жюри выделили и гриль-кафе. Так, Сергей Вепренцев подчеркивает, что гриль-кафе оказали комплексное воздействие на весь рынок общепита в Новосибирске. «Я голосую за смелость в открытии нового направления, успех «Бурлинки» вызвал бурный рост рынка гриль-кафе, который в свою очередь перерос в бургерные», — поясняет свой выбор Сергей Вепренцев.
Также эксперты не остались равнодушны и к сильной маркетинговой составляющей одного из участников проекта —─ «Пиццы Синицы». «У «Пиццы Синицы» я бы отметил их подход, креатив, позитив. Думаю, все это напрямую влияет на возвратность клиентов. Отдельно хочу отметить их рекламу: цепляет, запоминается, откладывается в голове. Жирная пятерка им за маркетинг», — отмечает Евгений Гришаков.
Приз зрительских симпатий
Одновременно с опросом экспертов «КС» запустил голосование на своем сайте, где предложил читателям проголосовать за лучший проект в сфере МСБ Новосибирска из предложенных. В опросе, который длился неделю, приняло участие 826 человек.
Больше всех голосов (21%) получили сервисы постгарантийного обслуживания и проект Fit Service. На втором месте с небольшим перевесом обосновались реалити-квесты (21%) и проекты «выХод» и «Клаустрофобия», а замкнули Топ-3 сервисы доставки пиццы и проект «Пицца Синица» (19%).
По показателю просмотров материалов лидером стал материал про «Пиццу Синицу», что вдвойне примечательно, так как это материал был опубликован последним. На втором месте обосновались материалы про кофейни и проект «Академия кофе», а также про батутные центры и проекты Coober, Eversi.
Лучший проект в сфере МСБ в Новосибирске
- Сервисы постгарантийного обслуживания автомобилей (Fit Service). Перейти (21%)
- Реалити-квесты («выХод», «Клаустрофобия»). Перейти (21%)
- Сервисы доставки пиццы («Пицца Синица»). Перейти (19%)
- Кофейни новой волны («Академия кофе»). Перейти (15%)
- Школы правильного бега (I Love Running, Runners). Перейти (8%)
- Книжные магазины новой волны («Перемен»). Перейти (7%)
- Батутные центры (Coober, Eversi). Перейти (5%)
- Продуктовые магазины для молодежи («Продукто»). Перейти (1%)
- Гриль-кафе («Братья Грилль», «Бурлинка»). Перейти (1%)
- Автоматы по печати фотографий из соцсетей (Boft Siberia, Lomobil). Перейти (1%)
Стоит отметить, что публикации рубрики были отмечены на конкурсе НГУЭУ. Так, победителем в номинации «Свой бизнес» стал материал «Бегом за прибылью», посвященный тому, стоит ли инвестировать в школы бега, какова экономика этого бизнеса, и в каком направлении он будет развиваться в дальнейшем. Еще один материал из этой же рубрики завоевал награду в номинации «Выбор ректора».