Провод или волна — разница все меньше

Сегодня рынок «базовых» телеком-услуг насыщен достаточно плотно, и это приводит к тому, что вопрос лояльности абонентов становится все более актуальным. С этой проблемой столкнулись как проводные операторы широкополосного доступа в Интернет (ШПД), так и «сотовики» — и некоторые из них предпочли решить ее совместно. Все чаще на рынке появляются конвергентные предложения от проводных и беспроводных операторов, однако как далеко этот тренд сможет зайти?

«Конвергентные предложения, включающие как ШПД, так и мобильную связь, — это общемировой тренд, обладающий большим потенциалом для развития», — уверен директор по работе с корпоративным и государственным сегментами макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц. При такой схеме абонент может получить не только скидку на услуги в пакете, а также единый счет и единый центр обслуживания. Оператор в свою очередь получает гарантированный платеж и высокий уровень лояльности. В долгосрочной перспективе, по мнению Вячеслава Куца, это сулит увеличение выручки, снижение затрат на привлечение новых клиентов, снижение оттока среди абонентов. «В условиях высококонкурентного рынка, близкого к насыщению, это важный фактор», — заключает собеседник «КС».

Кому это надо?

В сближении, как показал опрос «КС», заинтересованы обе стороны — но «беспроводные» все же в большей степени. «На текущий момент мы как проводной оператор связи не ощущаем явной зависимости потребителя от услуги взаимной интеграции телеком-операторов, — говорит коммерческий директор компании «Сибирские Сети» Сергей Вепренцев. — Безусловно, в результате потребитель получает какую-то выгоду. Но есть ощущение, что на текущий момент сформирована такая модель потребления, когда людям более понятно и привычно получать от одного провайдера привычный набор услуг одной направленности, нежели какой-то большой микс. Конвергенцию можно рассматривать как дисконтную систему: она может давать потребителям преференции на оплату услуг в рамках одного холдинга».

Компании, сосредоточенные на B2B-услугах, оценивают рассматриваемый тренд более нейтрально, если не скептически. «Насколько мы можем судить, попытки интеграции проводных и беспроводных операторов больших результатов не дали и на рынок связи не оказали значимого влияния, — подчеркивает коммерческий директор ГК «МегаКом» Марина Исайкина. — То, что было предпринято двумя игроками рынка («МегаФоном» и «ЭР-Телекомом». — «КС»), в задумке — неплохой маркетинговый ход, нацеленный на то, чтобы «привязать» абонента, сократить отток. Но не думаем, что нечто подобное сработает для юридических лиц. Бизнес привык выбирать надежные каналы передачи информации, а это может гарантировать именно оптика. Проводные технологии на сегодня все же имеют более высокий потенциал развития. Способность передачи информации оптическими линиями связи в разы больше, нежели у беспроводных сетей. Беспроводные технологии практически достигли пределов своих физических возможностей. Не думаю, что данный тренд станет катализатором изменений в расстановке сил на рынке связи Новосибирска в сегменте В2В».

«Процесс интеграции является важным этапом в развитии всех участников синергии, — комментирует руководитель направления «Смартфон» компании Yota Артемий Пономарев. — Зачастую эта конвергенция положительным образом сказывается на качестве предоставляемых услуг. Для операторов это слияние дает возможность получать бенефиты и расширять продуктовые предложения без дополнительных инвестиций в развитие технологий. Взаимная интеграция проводных и беспроводных телеком-операторов также позволяет упростить процесс обслуживания клиентов и предоставить им дополнительные скидки». Вопрос дополнительных инвестиций для расширения спектра услуг на этом рынке достаточно актуален: «ШПД-актив в большинстве случаев нуждается в серьезных операционных затратах, — подчеркивает директор по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала компании «МегаФон» Владимир Скурихин. — Сюда входят аренда площадей под размещение оборудования в каждом доме, амортизация этого оборудования, большой штат специалистов, ответственных за прокладку кабеля на территории города и ремонт сетей в случае обрывов. Кроме того, борьба за клиента между ШПД-игроками привела к тому, что абонентская плата за домашний Интернет практически достигла своего минимума, компании работают с более низкой маржинальностью, чем пять лет назад».

От поглощения к сотрудничеству

Насколько далеко продвинулась взаимная интеграция операторов различных услуг связи, дает свою оценку генеральный директор ИАА Telecom Daily Денис Кусков: «К сожалению, пока конвергентные решения не набрали того уровня, чтобы иметь возможность действительно обеспечить «одно окно» для абонента в мир телекома. Пока это лишь всего скидочные программы с разными биллингом и управлением счетами. В будущем, учитывая, что главным будет борьба за лояльность абонентов, можно предположить, что интеграция таких решений — это наиболее правильное развитие». По оценке Дениса Кускова, первым в этом направлении сделал шаг «Билайн», который еще в 2010 году приобрел «СЦС Совинтел» (бренд Golden Telecom).

Представители «МегаФона» также разделили точку зрения о том, что в прошлом конвергенция мобильных операторов и традиционных компаний фиксированного интернет-доступа в регионах решалась простой покупкой последних в 2008–2010 гг. Но потом на смену «сближению через поглощение» пришло «сближение через сотрудничество». «На тот момент считалось, что приобретение фиксированного актива может существенно увеличить выручку и долю рынка оператора. Но тот факт, что приобретения региональных ШПД-игроков начались и закончились преимущественно в Москве, еще раз доказывает, что ожидания были завышенными. В Новосибирске, например, все, кроме одного провайдера домашнего ШПД-интернета, сохранили свою независимость, — говорит Владимир Скурихин. — В современных условиях наиболее эффективным способом интеграции сотовой компании и оператора ШПД-интернета мы видим партнерские программы, направленные на повышение лояльности клиентов. Таким образом, мы получаем главное преимущество — лояльность абонента в долгосрочной перспективе при несопоставимых операционных затратах».

«Кроме лояльности клиентов, компания получает долгосрочный экономический эффект, — добавляет Владимир Шилин. — Отток клиентов на конвергентных тарифах в среднем в пять раз меньше. Таким образом, этот продукт оказывает положительное влияние на клиентскую базу и, соответственно, на доход. И дает компании преимущество на рынке с точки зрения цены продукта».

Что можно получить, кроме скидок

Первым шагом на пути «интеграции через сотрудничество» стали общие скидки для тех, кто пользуется услугами обоих операторов-партнеров. Сейчас это далеко не единственный бонус этого тренда, их уже достаточно много, в том числе и для бизнес-абонентов.

Один из примеров конвергентных услуг для B2B-сегмента приводит директор региона «Восток» ПАО «ВымпелКом» Владимир Шилин. По его словам, есть удобный способ интеграции мобильной связи и внутренней фиксированной сети компании. Эта услуга называется FMC. Благодаря ей не нужно звонить секретарю и просить соединить с нужным абонентом во внутренней сети. «Можно сразу на мобильном набирать короткий внутренний номер абонента. В результате такой интеграции можно сэкономить как время, так и затраты на связь», — рассказывает Владимир Шилин.

Чем больше проводные и беспроводные сети связываются воедино, тем большее развитие получают такие услуги, как M2M, VPN, а также «облачные» сервисы. И для Сибири с ее расстояниями это может оказать достаточно большое влияние. «Эффект от конвергенции можно получить в области B2B, когда есть много различных точек, в том числе движущихся объектов, например, с целью контроля автотранспорта, охранных сигнализаций и удаленных объектов, где нет возможности присутствовать с кабелем, — комментирует Сергей Вепренцев. — Интеграция услуг, с одной стороны оказываемых по кабелю, с услугами, оказываемыми беспроводным путем, дает возможность бизнесу получать полный пакет телеком-услуг от одного оператора. В рассматриваемом случае продается не столько связь, сколько именно услуги, которые даются с помощью этой связи. И неважно, даются они по проводу или без». Плюс тренд «все услуги из одних рук» (а также возможность выбрать эти «руки» из нескольких вариантов) может повысить ответственность оператора перед абонентом.

Что принесет нам пятое поколение

Одним из драйверов постепенного сближения проводных и беспроводных сетей Владимир Скурихин называет будущий стандарт 5G: «Конечно же, он способен обеспечить еще более высокую пропускную способность сети и еще более высокие скорости передачи данных. Уже сейчас мы видим, как сети 4G/LTE все больше применяются в промышленных решениях, где еще совсем недавно использование беспроводных технологий было невозможно. Это и удаленное видеонаблюдение, когда камера подключается к 4G-модему или роутеру, и использование сети LTE телевизионными каналами для подачи изображения в прямой эфир по сети Интернет. Поэтому очевидно, что все больше и больше трафика будете перетекать в мобильные сети».

«С точки зрения рынка, в стандарте 5G также предусмотрено развитие новых технологий. В нем есть поле для появления новых конвергентных продуктов. В частности, связь пятого поколения планирует обеспечить инфраструктуру для автоматизированных вещей. Например, для беспилотных электрокаров. Не исключено, что это тоже станет предметом конвергенции в будущем», — говорит Владимир Шилин.

Впрочем, Сергей Вепренцев не видит явных предпосылок, чтобы именно конвергенция проводных и беспроводных операторов привела к развитию 5G. По его мнению, все новаторство, все новые технологии сегодня рождают именно вендоры, под которых операторы подстраиваются. «Вендор — основной заказчик технологий, в итоге он потребляет услугу, созданную оператором под оборудование. Как только на массовом рынке появятся смартфоны и планшеты, требующие 5G, то операторы в кратчайшие сроки придумают решения для реализации 5G», — считает Сергей Вепренцев.

Когда это может произойти? По мнению Дениса Кускова, реальное коммерческое внедрение 5G в России произойдет не ранее 2020 года: «Но даже тогда подавляющее число абонентов будет использовать 4G. Поэтому действительно широкое использование данной технологии ожидается еще позже».

Чего стоит ждать дальше?

По мнению Владимира Скурихина, несмотря на высокий темп развития технологий, мобильные и фиксированные сети будут дополнять друг друга. И LTE, и 5G как беспроводные сети более подвержены нагрузкам, и для стационарных пользователей фиксированный ШПД будет продолжать оставаться востребованным. «Гораздо более важное значение будет иметь стиль жизни современного человека — сколько времени он будет проводить дома и сколько времени он будет находиться за его пределами. От этого будет зависеть и глобальное перераспределение трафика между сетями, — рассказывает Владимир Скурихин. — Не так давно мы провели анализ, с каких устройств наши абоненты предпочитают смотреть YouTube, общаться в социальных сетях и т. п. И выяснилось, что в Новосибирске трафик пользователей смартфонов и планшетов превысил трафик пользователей UBS-модемов и роутеров — 55% против 45%. Это означает, что абоненты с мобильными устройствами начинают генерировать больше трафика, чем абоненты условно стационарных устройств. И чем больше будет на руках у пользователей «умных устройств», тем сильнее будет заметен этот переток».

Владимир Шилин согласен с тем, что один из основных трендов новой экономической реальности — поиск новых вариантов развития. «О создании виртуальных сотовых операторов заявляют банки и крупные социальные сети. В телекоме мы видим попытки создания партнерств между сотовыми операторами и операторами домашнего Интернета. Таких примеров в ближайшее время будет все больше и больше. Рынок телекоммуникаций ищет и пробует новые модели бизнеса. Самый очевидный тренд для нас — это финансовые сервисы», — считает Владимир Шилин.

«Сейчас конвергенция находится в такой стадии, когда нет историй успеха и нет историй провалов, связанных с этим трендом в телекоме, — резюмирует Сергей Вепренцев. — 2017 год может стать переломным: либо конвергенция получит ожидаемый эффект и начнет тиражироваться другими провайдерами, либо долгожданного эффекта не будет и начнется стагнация. Мы пока наблюдаем за этим рынком».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Скурихин, директор по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала компании «МегаФон»:

— Если для частного пользователя последствия технической конвергенции мобильной связи и проводного доступа неоднозначны, то для бизнеса ситуация отличается кардинальным образом. И определяющим здесь является то, насколько тесно ИТ- и телеком-решения интегрированы в бизнес заказчика. Если анализировать предложения на рынке, то помимо логичной скидки за услуги связи в одном пакете, возможно получение и гарантированного уровня обслуживания или Service Level Agreement (SLA), которому уделяют большое внимание требовательные заказчики. Например, покупая красивый городской номер или номер в формате 8-800 и затем «приземляя» его на свою виртуальную АТС, заказчик может купить две эти услуги у разных провайдеров. Если по какой-то причине происходит отказ в работе сервиса, можно долго выяснять, на стороне какого из поставщиков услуг — городского номера или «облачной» АТС — произошел сбой. Когда оба решения предлагает один конвергентный оператор, заказчик может рассчитывать на SLA 99% с несколькими цифрами после запятой, и при отклонении от этого SLA провайдер несет вполне ощутимую финансовую ответственность перед клиентом.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ