Вопросы накануне бюджета

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области утвердили исполнение программы социально-экономического развития в регионе, а также попытались разобраться, почему они не участвуют в разработке государственно-частных проектов.

Развитие экономики в пятилетней перспективе

Как отметила министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова, программа социально-экономического развития на 2011—2015 годы хотя и была разработана на пять лет, но утверждалась ежегодно, ориентируясь на параметры бюджета региона.

По словам Молчановой, «стратегическая цель программы — кардинальное повышение конкурентоспособности Новосибирской области, рассматриваемое в двух аспектах — комфортные условия проживания и конкурентоспособная экономика. С опорой на эти два направления был выстроен весь документ».
Впрочем, министр тут же отметила, что реализации программы серьезно помешали внешние экономические факторы — снижение цен на нефть, волатильность рубля, курсы валют. Так, в 2011 году региональный валовый продукт составил 108,4 %, но потом темпы его роста существенно сократились. В итоге к концу 2015 года валовый продукт составил 900 млрд рублей.

Примерно та же ситуация наблюдается и в промышленном производстве — темпы его роста снизились, но при этом положительная динамика сохранилась. Молчанова также констатировала серьезное падение уровня инвестиций в экономику региона и вытекающее из всех вышеперечисленных показателей падение уровня заработной платы.

Также в регионе несколько снизился миграционный прирост, но, как отметила министр, все равно желающих переехать в Новосибирск достаточно много — уровень миграции выше, чем в среднем по России, примерно в три раза. Еще один положительный момент — естественный прирост населения и сокращение смертности. По мнению Молчановой, этих показателей удалось достигнуть благодаря материнскому капиталу, а также региональным выплатам на рождение третьего и последующего детей.

«Эта ситуация сохраняется в текущем году, что является, безусловно, позитивным моментом», — заключила Молчанова, добавив, что необходимости в разработки новой программы социально-экономического развития нет. По словам министра, вместо такой масштабной программы будет разработан ряд проектов, рассчитанных на год. В текущих экономических условиях такой подход более реален, хотя в целом программа оказала свое позитивное влияние на экономику региона.

Заместитель председателя комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля предложил коллегам рекомендовать принять исполнение программы на предстоящей сессии. Хотя тут же заметил, что отчет о ее реализации скорее говорит о том, как «мы мало упали, а не насколько приросли. Доклад показал, что правительство Новосибирской области постаралось нивелировать те негативные события, которые повлияли на экономику не только нашего региона, но и в целом России», — резюмировал Зозуля.

Заместитель председателя комитета по бюджетной и налоговой политике регионального ЗС Валентин Сичкарев отметил, что в работе программы социально-экономического развития главным инструментом является бюджетная политика. Однако в регионе почему-то программа социально-экономического развития представляется депутатам уже после ее утверждения правительством: Хотя федеральная практика показывает, что сначала депутаты Госдумы утверждают документ, а уже после — правительство России», — заметил Сичкарев.

Мнение депутата учли коллеги, но голосовать по этому поводу сгоряча не стали.

Инвестиции в жизнь

Ольга Молчанова также отчиталась и о развитии государственной поддержки инвестиционной деятельности региона в прошлом году. На шести заседаниях областного инвестиционного совета были утверждены 23 инвестиционных проекта. В целом, по подсчетам министра, 21 инвестор воспользовался региональной поддержкой — по налоговым льготам (19 инвесторов) и субсидиям (пять инвесторов). При этом государственными гарантиями, которые также предоставлялись бизнесу, воспользоваться не пришлось. Чаще всего за мерами поддержки обращались представители таких перспективных направлений для региона, как машиностроение, инновационная продукция, пищевая и перерабатывающая, добывающая промышленности, строительные материалы и ряд других направлений. Как правило, инвесторы защищали проекты по строительству новых объектов, реконструкции уже действующих предприятий, а также модернизации и расширению пищевой и перерабатывающей промышленности. По мнению Ольги Молчановой, в целом инвестиционная политика региона показала свою эффективность. Так, на 1 рубль поддержки пришлось в виде налогов 1 рубль 46 копеек. В плане вложенных частных инвестиций на один рубль господдержки пришлось частных 13 рублей 44 копейки.

Концессионные договоры нужно обсуждать

В рамках заседания комитета Валентин Сичкарев также предложил наладить сотрудничество с правительством региона по разработке договоров государственно-частного партнерства. По словам депутата, в последнее время в Законодательном собрании обсуждали сразу два концессионных соглашения, предполагающих освоение миллиардов рублей, при этом оба были представлены как свершившийся факт. Получается, что депутаты в судьбоносных для региона проектах принимали лишь опосредованное участие — обсудили, высказали свое мнение и разошлись.

Сичкарев предложил несколько вариантов решения ситуации. Первый и традиционный — обратиться к коллегам в Госдуму для того, чтобы те внесли поправки в федеральный закон «О концессионных соглашениях». Однако Сичкарев тут же признал, что этот путь с неизвестным результатом и неизвестного времени. Второй, по мнению депутата, самый действенный путь — обратиться к губернатору с просьбой изменить его же постановление «О мерах реализации отдельных положений федерального закона о концессионных соглашений на территории НСО».

Сергей Титков, согласившись с мнением коллеги, предложил еще один вариант решения — разработать закон «О концессуальной деятельности в Новосибирской области», в котором было прописано, что концессия заключается только в том случае, когда соответствует государственным целевым ведомственным программам. Тогда, по мнению Титкова, все встанет на свои места.

В ответ на претензии и предложения депутатов первый заместитель председателя правительства области Владимир Знатков вдруг заявил, что работа в плане консолидации решений, касающихся разработки проектов государственно-частного партнерства, ведется. Например, в рамках разработки государственных программ. Хотя, по мнению Знаткова, наиболее правильно подать инициативу в Госдуму. На что Валентин Сичкарев еще раз заявил, что это долго, и более того, 90% предложений региональной законодательной власти на федеральном уровне отклоняются.

«Все зависит от депутатов и их мнения о том, как они к этому отнесутся. Если нас устраивает ситуация, при которой мы по факту что-то узнаем, а потом во время обсуждений — пыль до потолка, то тогда ничего менять не надо. Если же хотим планово, конструктивно и профессионально работать в решении вопросов государственно-частного партнерства — можно обратиться к губернатору», — заметил Сичкарев.

Впрочем, тут же добавил, что торопиться в этом вопросе не стоит, а потому для раздумий вполне логично взять паузу. Председатель комитета Александр Морозов согласился с доводами коллег, заметив, что надо искать площадки для обсуждения таких крупных проектов, причем внутри Законодательного собрания.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ