Fashion-рынок Новосибирска продолжает стагнировать

Российский рынок одежды и обуви, как и в 2015 году, находится в фазе стагнации, отмечают эксперты отрасли. В случае отсутствия резких негативных изменений предварительный прогноз на конец года — снижающаяся ситуация в потреблении, которая выразится в сокращении общероссийского рынка на 2%, региональных — на 10–30%. Как оценивают сложившиеся условия участники fashion-рынка Новосибирска и насколько сильным конкурентом считают открывшийся в октябре 2015 года городской универмаг LUKSE, выяснил «КС».

Без особого оптимизма

По оценкам «ФИНАМ», российский рынок одежды и обуви за прошедший период показал небольшой рост в пределах 1%, то есть заметно снизился с учетом инфляции.

«Скорее всего, в 2016 году его объем, как и в прошлом году, составит около 3,7 трлн рублей, — отмечает финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — В принципе, это соответствует данным официальной статистики по непродовольственным товарам. Так, их оборот за январь-август 2016 года вырос на 1,8%. Тем не менее, нельзя не учитывать тот факт, что не менее 30% рынка приходится на «серый» сегмент — продукцию, которая ввезена без уплаты таможенных пошлин, либо произведена нелегально, без уплаты налоговых платежей. Это затрудняет оценку объема рынка».

Эксперт не исключает, что тренд на ужесточение регулирования за последние годы привел к некоторому сокращению теневого сегмента, и, таким образом, негативная динамика всего рынка недооценена.

В том, что российский потребительский рынок по-прежнему находится в фазе стагнации, также уверена коммерческий директор Fashion Consuting Group Ануш Гаспарян. По ее оценкам, объем рынка вернулся к объему 2011 года в рублевом эквиваленте и к 2004 году — в долларовом.

«В случае отсутствия резких негативных изменений предварительный прогноз на конец 2016 года — стагнирующая ситуация в потреблении, которая выразится в сокращении рынка на 2% по сравнению с 2015 годом», — отмечают в Fashion Consuting Group. Участники новосибирского fashion-рынка менее оптимистичны, и уже сейчас фиксируют падение продаж в диапазоне от 10% до 30%.

«Как и в прошлом году, мы отмечаем тенденцию, заключающуюся в том, что покупатели тратят на одежду и обувь все меньше средств, — делится наблюдениями директор бутика мужской одежды Canali Ангелина Цветухина. — В целом по рынку я бы сказала, что падение продаж составило порядка 30%, по нашему сегменту люкс примерно на том же уровне — 20–30% в сравнении с докризисными показателями».

Как отмечает генеральный директор Satico Group Ольга Гребенюк, ситуация действительно достаточно сложная, особенно для слабых игроков, поскольку спрос, безусловно, упал. «Но, на мой взгляд, рынок Новосибирска уже достиг дна и сейчас начал потихоньку восстанавливаться. Вместе с тем для сильных игроков fashion-рынка кризис — это возможность для роста», — уверена Ольга Гребенюк.

Выход на новый уровень

Согласно исследованию Fashion Consuting Group, в 2016 году более 70% россиян значительно сократили расходы на одежду и обувь и порядка 12% полностью перестали покупать эти категории. Одним из следствий падения спроса было названо сохранение отрицательной динамики импорта fashion-товаров в первой половине 2016 года: одежда –5%, обувь –8%, хотя темпы падения замедлились по сравнению с 2015 годом.

Изменилась и структура рынка одежды: нижний ценовой сегмент вырос за счет среднего на 65%. «Покупатели со средним доходом и выше тем не менее стремятся сохранять прежний набор брендов в своем гардеробе, но при этом сокращают расходы на покупки на 25–40%», — говорит Гаспарян.

Ситуация на рынке одежды по-прежнему грустная, подтверждает заместитель директора компании Avelon Дарья Сосунова. «Клиенты экономят, откладывают покупки, все больше становится рационального подхода к шоппингу. После активного спроса в августе, связанного с началом учебного года, в сентябре компании начали всевозможные акции для привлечения внимания покупателей. Однако слабо верится в их эффективность. Главным для принятия решения будет приверженность марке. Для компаний важно оправдывать ожидания, не снижать уровень качества, находясь в своей нише», — говорит Дарья Сосунова.

odejdaНапомним, что на кризисном фоне в прошлом году на рынок Новосибирска, тем не менее, вышел городской универмаг LUKSE. Проект реализовала в Новосибирске компания Satico Group во главе с Тимуром Саттаровым и Ольгой Гребенюк. В универмаге представлены известные люкс и премиум-бренды.

«На мой взгляд, у российских покупателей уже прошел шок от резкого скачка курса валют, они успокоились, — говорит Ольга Гребенюк. — В целом многие стали более разумны в своих покупках: обдуманно подходят к ценовому вопросу, в чем-то даже ограничивают себя. Хотя именно в последнее время я вижу, что настроение возвращается, и люди начинают себя баловать, покупать не только необходимое, но и то, что просто приносит удовольствие».

По словам Ольги Гребенюк, год работы на новосибирском рынке LUKSE показал хорошую динамику. За год было открыто три новых этажа, которые удвоили торговое пространство универмага. На начало 2017 года также намечено открытие ресторана.

«Определенную конкуренцию универмаг LUKSE нам составил, — подтверждает Ангелина Цветухина. — Однако могу сказать, что у нас абсолютно разные клиентские базы: кто ранее одевался в Canali и отдавал предпочтение этому бренду, продолжает посещать наш бутик. Для fashion-рынка Новосибирска открытие LUKSE, безусловно, это выход на новый уровень. Возможно, когда-нибудь ему удастся добиться уровня московского ЦУМа».

Об этом говорит и Дарья Сосунова: «Должна отметить, что открытие LUKSE — положительное событие в сфере моды в Новосибирске».

«Если говорить об итогах 2016 года для fashion-рынка Новосибирска, думаю, что в нашем регионе сокращение его объемов составит от 10% до 30%, — рассуждает совладелец галереи multi brand store Perfect Style Светлана Манина. — Скорее всего, закроются несколько участников fashion-рынка. Наблюдаю за ситуацией: некоторые игроки не успевают вовремя перестроиться под новые экономические реалии».

Непосредственно Perfect Style запускает этой осенью третий этаж в галерее на Красном проспекте. «Планируем сделать там сначала этаж распродаж, а весной переделать его в этаж обуви, сумок и аксессуаров», — уточнила Светлана Манина.

Тем не менее, даже на стагнирующем рынке у отечественных производителей, позиционирующих свою продукцию в массмаркете, остаются возможности для органического роста в рамках процесса импортозамещения на фоне почти двукратного ослабления национальной валюты, отмечают аналитики «ФИНАМ».

«Сегодня для российского производителя созданы все предпосылки для развития локального производства, — считает Ануш Гаспарян. — Из благоприятных макрофакторов можно отметить рост национального самосознания со стороны покупателей и более высокий рейтинг «сделано в России». Также положительное влияние оказывают поиск розничными брендами возможностей переноса производства в рублевую зону для сокращения издержек и попытки дистрибьюторов-импортеров заместить падение «валютного» импорта рублевой зоне».

За последнее время импорт на российском рынке одежды, текстиля и обуви сократился на 40%, доля российских товаров выросла до 18–20%. «Очевидно, что одним из бенефициаров данного процесса стала ГК «Обувь России», обладающая значительными производственными площадями в России. Доля иностранных игроков в рознице также постепенно сокращается. Они не уходят с рынка, но активно оптимизируют убыточные сегменты сетей», — заключает Тимур Нигматуллин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ