Малый и средний бизнес: секрет успеха — управление себестоимостью

Сегодня нет недостатка в прогнозных оценках состояния и перспектив российского малого и среднего бизнеса, и многие эксперты склонны предполагать ускорение развития этого сегмента, связанное в том числе и с ростом банковского кредитования. О проблемах и «точках роста» современных предпринимателей «КС» поговорил с кандидатом экономических наук, заместителем генерального директора Банка «Левобережный» ЛЮДМИЛОЙ ГЛУШКОВОЙ и директором ООО «Сибалюкс Ресурс» ОЛЬГОЙ КРАСНОШАПКА.

— Сегодня все чаще малому и среднему предпринимательству предрекают ускоренное развитие, и одним из оснований для этого считаются выросшие курсы иностранных валют. Насколько, по-вашему, это соответствует действительности?

Л. Г.: — Это достаточно неоднозначное утверждение. Для граждан России, для простых потребителей этот курс может быть не очень приятен. Однако с точки зрения бизнеса — и я слышу это уже не от одного клиента — при таком курсе стало выгодно экспортировать. Так что для заметной части малого и среднего бизнеса сейчас установился очень комфортный курс конвертации. Сегодня и Китай, и Казахстан «влет» забирают продукцию сибирских компаний — это позволяет бизнесу хорошо развиваться. Но дело не только в валютном курсе, важна и его стабильность, по крайней мере до тех пор, пока наши предприниматели не встали на ноги и не заняли свои рыночные ниши. Тогда и все прогнозы дадут тот эффект, который планируется. Думаю, что наши мегарегуляторы делают все возможное для удержания такого курса.

О. К.: — Загадывать действительно очень сложно, но немало находится и в руках самих предпринимателей. Приведу в пример нашу отрасль — у нас единственным продуктом, зависящим от курса, является алюминий. И нет разницы в том, где мы его закупаем — в России, Азербайджане или в Китае, — цена привязана к LME (Лондонская биржа металлов. — «КС») или к Шанхайской бирже. И премия за раскатку алюминия из чушек тоже на 100% зависит от курса. Но все остальное сырье покупается в России, и оно не привязано на 100% к курсу доллара. При этом замечу: общий уровень материалов и качества заметно вырос, потому что сложившийся курс доллара вытеснил с рынка дешевых поставщиков, и произошло оздоровление рынка.

Так что возможность регулирования себестоимости присутствует. Если раньше доля цены алюминия в себестоимости занимала у нас около 40%, то сейчас — почти 60%. Но когда есть собственные ресурсы — например, линия по окрашиванию, — это дает возможность минимизировать себестоимость, не теряя в качестве материала. Соответственно, можно делать такую маржинальную надбавку, которая дает интересную цену для рынка, при этом не выставлять цены по принципу «сколько маржи надо прибавить к себестоимости, чтобы получить желаемую прибыль».

— Действительно, курс доллара один для всех, а выстоять вчера и иметь перспективы роста сегодня получилось далеко не у всех компаний. В чем же заключается секрет успеха?

Л. Г.: — Вполне закономерно произошло то, что и должно было произойти: те предприниматели, которые жили только сегодняшним днем, ориентировались на быструю куплю-продажу, старались запустить деньги в проект и сразу что-то получить — они сейчас если и выжили, то чувствуют себя некомфортно. Но тот сегмент МСБ, который смотрел вперед, видел перспективу развития, смог, хотя и по-разному, пройти зону турбулентности. Я часто общаюсь с такими предпринимателями, они сегодня приходят к нам за инвестиционными кредитами, и радуюсь, когда они говорят: у нас стало лучше. Потому что те игроки, которые в прошлом не просчитывали риски, жили одним днем, — ушли с рынка, и у наших потенциальных клиентов и заемщиков появились новые рынки сбыта. Причем вложения требуются далеко не космические, все они действительно представляют малый и средний бизнес. Тоже приведу пример.

Недавно я общалась с одним предпринимателем, он сначала на заводе еще советских времен производил свою продукцию, карамель, коробками по 20 кг. Потом купил фасовочное оборудование, начал фасовать карамель в простую прозрачную упаковку. А сегодня перешел на красочную упаковку — и начал экспортировать в Китай. При этом денег потребовалось совсем немного, а рынок реализации существенно расширился.

В Сибири есть предприниматели, которые уже рассматривают открытие своего производства в Калининграде, где есть зона особо благоприятного налогообложения. Почему бы нет? Сейчас там на пять лет продлен период льготного налогообложения, и многие хотят занять свое место на рынке. Еще пример: Хлебокомбинат «Инской» приобрел новое упаковочное оборудование, исключив ручной труд, это позволило нарастить объемы, оптимизировать расходы и снизить себестоимость продукции.

Поддержу Ольгу Евгеньевну: сегодня лидируют те, кто считает и снижает себестоимость. Сейчас уже не работает старая схема — сначала сделать накрутку побольше, потом маркетинговым ходом опустить ее. Нет, тот, кто хочет видеть долгосрочную перспективу, понимает, что цену нужно снижать за счет экономии всего, что возможно, за счет оптимизации затрат. И тогда цена будет хорошо ложиться в рынок.

О. К.: — Да, на рынке остались те, кто смог воспользоваться ситуацией и сейчас старается работать. Знаю по себе: есть еще несколько особенностей современного развития. Во-первых, горизонт планирования. Несмотря ни на что, мы не планируем на год. У нас горизонт планирования достаточно далекий, и мы видим для себя, к чему хотим прийти через 10–15 лет, понимаем, какие этапы нам для этого нужно. Мы поставили для себя амбициозную цель, чтобы на рынке осталось две компании, производящие композитные панели, и одна из них должна быть наша. Почему две? Одна — это значит нет конкуренции, это плохо.

Во-вторых, наличие запаса возможностей. Необходимо всегда иметь запас при проектировании и производстве, ориентируясь на оборудование, которое позволяет производить продвинутый материал по более низкой цене, позволяет снижать себестоимость. Это и позволяет компании не только занять место тех, которые ушли с рынка, но и потеснить работающие компании, которые вышли на рынок раньше.

— Как вы считаете, все ли секторы бизнеса, экономические отрасли смогли пережить кризисные годы?

Л. Г.: — К сожалению, далеко не все. Сейчас в очень сложной ситуации находится строительная отрасль, хотя мы строителей продолжаем кредитовать, но очень осторожно и в небольших объемах под очень ликвидный залог. Если при этом нет убыточности, нет замороженных объектов, все работает. То же относится и к автодилерам. Зато заметным стало импортозамещение — предприниматели либо начинают производить сырье здесь, либо готовую продукцию отправляют на экспорт. Те же мягкие сыры — моцарелла компании «Деревенское молочко» — хороший пример импортозамещения!

О. К.: — Соглашусь, сейчас строительный рынок находится в определенной стагнации, снизились объемы финансирования строек. Но здесь же есть и определенные точки развития — это внешнеэкономическая деятельность, открытие представительств, вхождение на те рынки, в те регионы, где идет активное строительство. Есть регионы, где финансирование строительства более активно, значит, там можно и нужно работать, заниматься продвижением, продажами. А задача производства — уметь вовремя подхватить и выполнить эти объемы. Сегодня на рынке главное — цена и скорость продаж, скорость производства.

Предприниматели либо начинают производить сырье здесь, либо готовую продукцию отправляют на экспорт

— В свете всего вышесказанного насколько сегодня малому и среднему бизнесу интересно банковское кредитование? Насколько это интересно самим банкам?

Л. Г.: — Хочу сказать, что за прошедшие годы многие предприниматели, которые осторожно подходят к своему бизнесу, накапливали собственные средства, и было видно, что ликвидность у предпринимателей была выше, чем потребность в заемных средствах. Потребность в основном была у тех, у кого присутствовали определенные проблемы, не хватало оборотных средств. А те, кто грамотно ведет свой бизнес, напротив, как-то старались гасить кредиты, что-то на депозит разместить, лишь бы пройти эту зону турбулентности и понять, что будет дальше. За последний год ситуация стабилизировалась, кредитование идет нормальными темпами, есть даже борьба за качественных заемщиков — за тех, кто видит свою перспективу, грамотно управляет бизнесом.

Мы же в первую очередь смотрим не только на отчетность, но и на само ведение бизнеса — как работает производство, как оно управляется, есть ли спрос.

Многие малые предприятия находятся на упрощенной системе налогообложения — вместе с ними начинаем с тетрадок все собирать для составления нормальной отчетности. В первую очередь мы смотрим, кто стоит во главе бизнеса и как организован бизнес. По крупному бизнесу немного другой подход — в основном смотрим на финансовые показатели. Но здесь понимаем, что за 2015 год могли быть «проседания» по выручке, вопрос только в том, на сколько — на 10–15% или на все 50%. От этого и отталкиваемся, решая вопрос кредитования новых клиентов — готовы мы дальше идти вместе и собирать пакет документов для кредитования или очень оперативно скажем: извините, но мы с вами работать не сможем.

О. К.: — У нас получилось так: на первые этапы были свои деньги — инвестиции учредителей, а на втором мы уже начали работать с кредитами — на пополнение оборотных средств, инвестиционный кредит по программе МСП Банка «Шесть с половиной» на строительство второй очереди — в этом случае залогом служит уже действующий завод.

Л. Г.: — Кроме «Сибалюкса», мы профинансировали еще несколько проектов, в основном это связано с приобретением оборудования по программе МСП Банка. Могу назвать «Гофромастер» — оборудование для модернизации действующего производства, Хлебокомбинат «Инской» — оборудование для выпечки хлеба, «Элизиум» — это оборудование для производства обоев, «Деревенское молочко» из города Северска Томской области — компания приобрела оборудование для производства мягких сыров. Также в Томской области СПК «Нелюбино» получил кредит по программе МСП Банка на строительство коровника. В Новосибирске «ЗСМ 7» по аналогичной программе получил финансирование на реконструкцию печей по обжигу кирпича. Так что предприниматели сегодня заметно активизировались, и банки готовы с ними работать — особенно те, которые сотрудничают с Корпорацией МСП и с МСП Банком.

Говоря о кредитовании малого и среднего бизнеса, могу добавить: сегодня не появилось новых рисков, а наоборот, прошло время, когда многие не знали, что делать в ситуации существенных колебаний процентных ставок, курсов иностранной валюты, пришло переосмысление. Да, часть компаний ушли с рынка, не смогли сориентироваться, зато остались те, которые хорошо сумели почувствовать и прочувствовать рынок в эпоху перемен и найти новые возможности.

Не могу не отметить и роль администраций регионов — они активно поддерживают инвестиционное развитие. Так же, как и гарантийные фонды, и Агентство инвестиционного развития Новосибирской области.

— Одна из проблем малого и среднего бизнеса — сжатие рынка спроса. Как изменился за последние годы доступ компаний МСБ на рынок госзаказа, крупных федеральных корпораций?

Л. Г.: — С моей точки зрения, доступ компаний МСБ на этот рынок сейчас более прозрачный. И Корпорация МСП, и банки выдают банковские гарантии как на участие в тендерах, так и на исполнение контракта. И контроль становится более серьезным — для того, чтобы не было «своих» компаний, заходящих на конкурсы.

— По программам Корпорации МСП и МСП Банка работает немало банков-гигантов. Насколько, по—вашему, отличаются их подходы к финансированию МСБ от технологий региональных банков?

О. К.: — Могу сказать пару слов о нашем опыте работы с банками-гигантами. Нам многие говорили: давайте, подавайте документы, а потом начинается: что-то у вас не совсем так. А поскольку это все рассматривается далеко, в Москве, то что именно «не совсем так» — не понятно. Нас просто отфутболивают, только теряем время. И результата нет. Иногда мне кажется, что люди здесь, на месте, стараются, работают — но не они принимают решения, хотя и рады бы это сделать. А в итоге получается, что проект отметается автоматически, даже без пояснений. Это максимально формальный подход к работе.

Л. Г.: — Да, банки многих заемщиков видят лишь «де-юре» — юридическое лицо с балансом, а что из себя действительно представляет фактический бизнес — этого не видят, и доказать Новосибирску в Москве, что это хороший заемщик, очень тяжело. Об этом говорят многие предприниматели. К сожалению, по моим наблюдениям, отдельные предприниматели обжигаются именно на скорости рассмотрения заявок в банках. Так что сегодня региональные банки интересны малому бизнесу, которому важны цена и скорость.

Реклама. Банк «Левобережный» (ПАО). Лицензия Банка России №1343.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ