Гадания на кофейной гуще?

Корпоративный конфликт вокруг одной из крупнейших в Сибири сети кофеен Traveler’s Coffee неожиданно вышел на новый виток развития. На днях управление Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ зарегистрировало договор об отчуждении прав, который по сути передал обладание торговой маркой Traveler’s Сoffee от кипрской «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед», интересы которой представляет Евгений Михиенко, к «Трэвэлерс Кофе Москва» Анвара Пириева. Каковы последствия такого шага, выяснял «КС».

Напомним, что корпоративный конфликт в Traveler’s Coffee разгорелся в прошлом году. Основатели сети Кристофер Тара-Браун и Анвар Пириев решили тогда, что более не будут развивать проект совместными усилиями. Сам Тара-Браун на тот момент публично ничего не заявлял, оставив пост главы Traveler’s Coffee и уехав из Новосибирска в США. Ситуацию для СМИ комментировал Анвар Пириев. По его версии, Кристофер Тара-Браун был отстранен собственниками сети от оперативного управления Traveler’s Coffee, а сама компания была по сути поделена на две части — одна осталась у действующих учредителей в лице американских инвесторов, а вторая отошла к самому Анвару Пириеву. Последняя получила название «Трэвэлерс кофе Москва».

За американскими же инвесторами, которые развивают новосибирскую компанию «Трэвелерс кофе», оставались правообладание брендом и 100% акций компании. Директором компании стал Евгений Михиенко, ранее развивавший в России сеть Carl’s JR. Новые правила игры, в том числе и договор коммерческой концессии, были подписаны в рамках меморандума, который стороны подписали осенью прошлого года. Как утверждал Евгений Михиенко, собственники неоднократно фиксировали отступления от условий этого договора, дававшего Анвару Пириеву право открывать кофейни под брендом на территории России. Эти обстоятельства привели, по его словам, к расторжению договора.

До появления последней информации из Роспатента считалось, что «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед» является единственным владельцем торговой марки сети кофеен, а Анвар Пириев и его компания — одни из тех, кто ее арендует.

Однако в начале октября заявлявшая ранее о своем безраздельном праве на марку новосибирская «Трэвэлерс кофе» фактически осталась не удел из-за решения Роспатента. Евгений Михиенко характеризует сложившуюся ситуацию как рейдерский захват компании. Эта информация стала поводом для проведения пресс-конференции, в ходе которой с весьма резкими заявлениями выступили не только сам Михиенко, но и партнер юридической компании «Гребнева и партнеры», руководитель практики по интеллектуальной собственности, патентный поверенный Анна Войцехович (представляет в суде интересы новосибирской «Трэвэлерс кофе»), а также по Skype один из владельцев «Трэвэлерс Кофе Интернэшнл Лимитед» Ричард Хейнсворд. Все уверили собравшихся журналистов, что о регистрации договора прав отчуждения узнали совершенно случайно. Анна Войцехович — когда готовилась к очередному судебному слушанию, а Ричард Хейнсворд — из официального письма Анвара Пириева, в котором он предлагает теперь уже прежним собственникам торговой марки сотрудничество. «Как он может предлагать нам эту услугу? — вопрошал то ли сам у себя, то ли у аудитории Ричард Хейнсворд. — Это наш дом: он пришел к нам и предлагает им пользоваться. Это абсурдно, не соответствует всем международным нормам».

Хейнсворд отметил, что после получения письма и ознакомления с ним экстренно собрал совет директоров. Однако и общее собрание не помогло пролить свет на историю с передачей права обладания маркой. Все члены совета директоров уверяют, что о передаче прав собственности не знают: «У акционеров не было даже разговора с Анваром по этому поводу. Но даже если бы он случился, в любом случае ни один из директоров не имеет единоличного права подписывать договор передачи прав на пользование маркой», — уверил собравшихся Хейнсворд.

На вопрос журналистов о том, как долго ли сам Хейнсворд работает в компании, тот заявил, что в «Трэвэлерс кофе» он «еще с тех времен, когда Пириев на рынке мясом торговал». Также Хейнсворд рассказал более подробно о собственниках кипрской «Трэвэлерс кофе» — ими являются три физических лица: Кристофер и Светлана Тара-Брауны, сам Ричард Хейнсворд, а также три юрлица, представители которых входят в состав совета директоров, — Иан Хейг, Питер Шмидт и Марко Дэниеэр.

«Я живу в России 30 лет — приехал в страну в 1982 году, когда Брежнев еще жил. В «Трэвэлерс кофе» я с 2002 года, но с Крисом Тара-Брауном сотрудничал еще задолго до появления Анвара Пириева. Иан также давно в России, а после знакомства и общения с Крисом также решил поддержать его проект», — рассказал Хейнсворд.

Основными акционерами, по его словам, являются Иан Хейг и Питер Шмидт. Именно они, как отмечает Хейнсворд, вложили в развитие сети больше всего средств. Собеседник оценивает финансовые вливания в последние годы примерно в $9 миллионов.

«Мы создали крупнейшую сеть в России. Только в Новосибирске в ней работает более 300 сотрудников, а в целом по России порядка 1500 человек. Естественно, бизнесмены, вложившие в развитие сети такую крупную сумму, хотят получить свои деньги назад. У Анвара Пириева даже части этих денег нет», — отметил Хейнсворд.

В свою очередь Анна Войцехович заметила, что два года назад товарный знак «Трэвэлерс кофе» был оценен в 750 миллионов рублей. Хейнсворд недоумевает, как Роспатент зарегистрировал сделку, касающуюся работы такой крупной сети, не принимая во внимание то, что «товарный знак Пириев почему-то получил бесплатно либо за мизерную сумму, о которой никто ничего не слышал, и на счета компании она не поступала».

Сам Анвар Пириев последними новостями из Роспатента очень доволен. В своем сообщении в социальных сетях он написал о том, что «справедливость, наконец, восторжествовала, и детище вернулось к своему основателю». Помимо этого, Анвар Пириев заметил: «Не хотелось бы возвращаться к тем событиям и людям, которые целенаправленно препятствовали нормальному развитию бренда Traveler’s Сoffee, который я основал и развивал на протяжении 20 с лишним лет.

Я хотел бы обратиться ко всем, кто «прикипел» душой и сердцем к Traveler’s Сoffee и желает ему дальнейшего успешного роста. На сегодня наша компания получила все права на бренд Traveler’s Сoffee, и мое предложение заключается в следующем: я предлагаю право на использование Товарного Знака Traveler’s Сoffee всем, чей бизнес связан с Traveler’s Сoffee. Я не собираюсь прекращать работу по франшизе и готов предложить максимально льготные условия сотрудничества, в том числе и тем, с кем мы спорили по поводу этого бренда до недавнего времени. Я надеюсь на плодотворную совместную работу, открыт для общения и в самое ближайшее время готов встречаться, чтобы обсуждать конкретные вопросы, которые могут возникнуть у партнеров».

Не оставил без внимания Анвар Пириев и тезис Ричарда Хейнсворда: «Очень хорошо, что Ричард мне напомнил, что до Traveler’s Coffee я занимался мясом, но он немного ошибся, и я не торговал мясом. Я каждый день продавал на легендарном Гусинобродском рынке 5 тысяч шашлыков! Думаю, люди до сих пор помнят, какими вкусными были мои шашлыки!» Также Пириев у себя на странице в Facebook более подробно рассказал о том, что его рабочая деятельность на Гусинобродском рынке проходила с 1992 года.

По словам бизнесмена, ежедневно он кормил 5 тысяч человек и гордится этим. «Без этих средств не была бы открыта и не смогла бы функционировать первая кофейня Traveler’s Coffee, не была бы построена наша сеть», — признался Пириев, добавив, что в эти дни снова жарит мясо для друзей и коллег (предположительно речь идет о праздновании регистрации отчуждения права на обладание торговой маркой Traveler’s Сoffee. — «КС»).

Впрочем, новосибирская команда во главе с Евгением Михиенко сдаваться не намерена. По словам Анны Войцехович, юристы уже подали заявления в милицию, прокуратуру, следственный комитет и арбитражный суд Москвы на предмет проверки законности сделки. Войцехович также обмолвилась о некоторой возможной предвзятости Роспатента в отношении новосибирской компании, заметив, что это подозрение при необходимости будет проверяться на достоверность также правоохранительными структурами.

«В целом Роспатент знает о нашей истории и борьбе. Поэтому нам абсолютно непонятно, почему Роспатент зарегистрировал договор без какого-либо уведомления нашей стороны. В связи с этим нам пришлось обратиться в различные правоохранительные структуры. Согласитесь, очень странно, когда то, что делает Анвар Пириев, принимается, а то, что мы делаем, остается без внимания. Пока непонятно, будем ли мы разбираться с некоторыми представителями Роспатента в судебных инстанциях», — заявила Анна Войцехович. «У нас есть все доказательства того, что запись Роспатента — несогласованный акт отчуждения, поэтому ситуация, скорее всего, будет разрешена в пользу кипрской компании уже к началу будущего года», — добавила Анна Войцехович.

«КС» будет следить за развитием событий.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу кофейного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ