Александр Люлько: «Новосибирский бизнес готов к решению стратегических задач России»

В интервью «КС» начальник департамента промышленности и инноваций мэрии Новосибирска АЛЕКСАНДР ЛЮЛЬКО рассказал, какими разработками заинтересовали новосибирские бизнесмены руководство Крыма, в чем перспективы сотрудничества с Монголией, а также какие российские регионы покупают продукцию «Лиотеха».

Александр Люлько буквально на днях вернулся из Крыма, где прошел крупный энергетический форум, который сулит новосибирским предприятиям контракты не на один миллиард рублей. В составе делегации было 15 человек — представители промышленных предприятий, научных институтов, а также сферы малого и среднего бизнеса.

— Александр Николаевич, какова была цель поездки в Крым? И каких результатов удалось достигнуть?

— Не секрет, что развитие Крыма является одним из стратегических направлений в экономике России. На текущий момент здесь реализуются крупнейшие проекты в сферах энергетики, строительства, а наш регион всегда славился новейшими разработками в данных направлениях. Поэтому наш интерес вполне закономерен — представить свои разработки и заинтересовать руководство республики, чтобы получить заказы для новосибирских предприятий. Кстати, у нас это очень неплохо получилось. Так, большой интерес был проявлен к разработкам Института теплофизики СО РАН — в сфере развития альтернативных источников энергии, которые можно получить благодаря, например, солнцу или ветру. Также обсуждался вопрос использования геотермальной энергии. Причем эти разработки уже не фантастика, сейчас многие передовые страны ставят вопрос о полном переходе на альтернативные источники энергии. Почему бы и нам этого не сделать хотя бы в Крыму, тем самым решив проблему дефицита энергии на полуострове? Институт теплофизики также презентовал проект ТЭЦ, которая в качестве топлива использует мусор, а это уже решает экологические проблемы. Кроме того, мы провели переговоры с руководством Агентства инвестиционного развития Крыма, а также такими крупнейшими структурами, как «Крымэнерго», «Крымтеплоэнерго», и администрациями шести городов.

— Обсуждалось ли сотрудничество Крыма с новосибирским бизнесом в других направлениях?

— Большой интерес был проявлен к нашей разработке — троллейбусам на автономном ходу. Тема развития экологически чистого транспорта на электрической тяге вообще является мировым трендом. Но то, что предлагают американские производители, очень дорого. Самый дешевый электромобиль Tesla, например, стоит дороже $40 тысяч, а стоимость электробусов еще выше.

Плюс к этому требуется создание особой инфраструктуры — заправочных станций. Это уже миллиардные затраты. Наши же инженеры создали некий гибрид электробуса и троллейбуса, а в качестве подзарядки батарей можно использовать уже существующую контактную сеть. Для крымчан это очень перспективное направление, потому как там контактная сеть для троллейбусов самая протяженная в Европе — около 90 километров. В итоге крымские компании заказали у новосибирских электронную начинку для почти 100 троллейбусов, с аккумуляторами для них производства «Лиотех». По предварительным оценкам, стоимость всего полученного заказа — более миллиарда рублей. Кстати, крымчанам так понравился проект с нашими троллейбусами, что они тут же предложили новосибирцам взять готовую заводскую площадку для организации производства и ремонта троллейбусов на территории Крыма. Но новосибирцы остались верны своему городу.

— Насколько я знаю, в ближайшее время вы планируете еще ряд встреч с делегациями из других городов и даже стран на предмет бизнес-сотрудничества. Расскажите о них более подробно?

— В ближайшее время наш департамент планирует поездку новосибирских предприятий в ряд северных городов страны, где также очень актуальны вопросы энергетики, строительства жилья и любые технологии для городского хозяйства. У нас подобных разработок предостаточно.

И буквально в конце месяца мы планируем встречу уже в Новосибирске с делегацией из Монголии. С этой страной у нас очень большие перспективы — в плане обучения студентов, в строительстве и реконструкции жилья, поставки оборудования на монгольские предприятия. Также большой блок вопросов касается науки — и сельского хозяйства, и животноводства. В первую очередь Монголию интересует организация санитарного контроля за скотом, который бы позволил продавать проверенное мясо здоровых животных в Россию. Насколько я знаю, соглашение по поводу помощи создания центров контроля за состоянием животных с новосибирскими учеными сельхозакадемии наук уже подписано. Еще одна очень важная тема для предстоящего обсуждения — реконструкция металлургического комбината в Эрдэнэт в Монголии, который когда-то был построен советскими строителями и сейчас требует модернизации.

В общем, вопросов много, и все они будут обсуждаться теперь уже с новым руководством Монголии и нашего города-побратима — Улан-Батора.

— По вашему мнению, насколько перспективен в развитии и устойчив к сегодняшним реалиям новосибирский бизнес на фоне кризисных явлений?

— Все не так пессимистично, как может казаться. У нас налицо развитие оборонно-промышленного комплекса — в этом году выпущен сотый самолет СУ-34. Существенно увеличил свое производство завод им. Коминтерна. У расположенного рядом с Чкаловским заводом СИБНИА им. Чаплыгина прекрасная перспектива развития малой авиации. У нас успешно работает Новосибирский авиаремонтный завод по ремонту вертолетов «Ми». Новосибирск справедливо считается центром по производству приборов ночного видения.

Рост производства «Швабе — Оборона. Защита» (бывший НПЗ им. Ленина) составил более 30%, «Катод» запустил новый «чистый» корпус для производства ЭОПов 4-го поколения и разработки 5-го. Получил федеральное финансирование кластер «Сибирская электроника» по созданию производства электронной элементной базы. Все это говорит о том, что новосибирская промышленность развивается, несмотря на кризис, и находится на острие научно-технического прогресса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ