И вся недолга

Красноярский край вошел в числе лидеров России как по общему объему госдолга, так и по его соотношению к размеру доходов бюджета. Задолженность региона с начала года возросла на 10 млрд рублей, в то время как в целом по субъектам РФ падала. Некоторые наблюдатели склонны считать ситуацию серьезной, считая, что уместно поднимать вопрос о списании долга федеральным центром.

Красноярский край стал третьим в стране по соотношению уровня государственного долга к запланированным бюджетным доходам — около 50%. Он уступил только Татарстану (60%) и Краснодарскому краю (70%). Такие данные обнародовало Министерство финансов РФ по состоянию на 1 сентября.

В абсолютных числах край занял четвертое место с 93,7 млрд рублей, лишь немного уступив Татарстану (95,3 млрд). Первые строчки в это списке заняли Москва (107,8 млрд рублей) и Краснодарский край (144,6 млрд рублей). Отсутствие долга зафиксировано лишь у Севастополя и Сахалинской области.

Согласно Бюджетному кодексу, в регионы, неспособные платить по долгам (в случае превышения просроченной задолженности на 30% над доходами), федеральные органы могут вводить временную финансовую администрацию. Впрочем, на текущий момент информации о такой угрозе в отношении какого-то из субъектов Федерации нет. В сравнении с другими регионами СФО Красноярье лидирует с большим отрывом. Так, Кемеровская область задолжала 62,3 млрд рублей, Новосибирская — 41,2 млрд рублей, Омская — 39,5 млрд рублей, Забайкалье — 28,3 млрд рублей, Томская область — 24,4 млрд рублей, Хакасия — 21,3 млрд рублей, Иркутская область — 12,5 млрд рублей, Бурятия — 6,7 млрд рублей. Долги Алтайского края, республик Алтай и Тыва не превышают 3 млрд рублей.

Общий объем государственного долга субъектов Федерации составляет 2,2 трлн рублей. Это чуть более чем на 2% меньше, чем по состоянию на начало года. При этом в Красноярском крае рост рассматриваемого показателя за тот же период достигал 10 млрд рублей. В июле региональный госдолг превысил 94 млрд рублей и держался на этом уровне два месяца, однако к концу лета чуть сократился до нынешнего уровня.

Парламентарии по-разному оценивают ситуацию. Депутат Законодательного собрания края Петр Медведев считает складывающуюся ситуацию серьезной, а причину ее видит в неправильной финансовой политике региональной исполнительной власти.

«На мой взгляд, в целом это связано с тем, что у региона нет внятной стратегии дальнейшего развития. Складывается ощущение, что администрация ведет себя как временщики, набирая кредитов для затыкания дыр сейчас, понимая, что расплачиваться за них будет кто-то другой, — рассуждает Медведев. — Изыскивать средства на покрытие бюджета можно иными способами. Во-первых, у нас вал банкротств предприятий, платящих налоги, но я не видел, чтобы губернатор делал даже попытки это остановить. Во-вторых, нужно вести переговоры с Федерацией. В крае собирается налогов примерно на 500 млрд рублей, однако доходная часть нашего бюджета составляет не более 170 млрд рублей. Все остальное уходит в центр. Краевым властям надо договариваться об изменении это ситуации. Я думаю, 250 млрд оставлять себе и 250 млрд посылать в Москву было бы справедливо. Ну и, кроме того, президент у нас очень добрый и часто прощает долги зарубежным странам, почему бы не провести переговоры о списании задолженности края. Так мы уменьшим хотя бы то бремя, которое не касается займов у банков. Вообще же ситуация абсурдная: Красноярский край, единственный, кто имеет в своих недрах полную таблицу Менделеева, не может и не должен быть среди главных должников». Впрочем, не все депутаты так категорично подходят к ситуации, как, впрочем, и финансовые аналитики.

Директор Красноярского филиала «БКС Премьер» Юлия Покаместова оценивает положение дел более оптимистично, хотя допускает разные варианты развития событий. «Бюджетный дефицит — явление достаточно распространенное. В каждом конкретном случае нужно в первую очередь смотреть историю образования долга, а также то, на какие нужды и цели идут заимствованные деньги. Если речь идет о краткосрочных заимствованиях для сглаживания возникшей финансовой нестабильности — это одна история. Даже по теории Кейнса, считается приемлемым наличие высокого уровня государственного долга для оплаты государственных инвестиций в скудные времена, за которыми последует экономический подъем и возможность вернуть долг за счет роста налоговых поступлений. А вот если кредитные средства идут на погашение старого долга — это другое дело. В таком случае мы понимаем уже сейчас, что нет никаких предпосылок для изменения ситуации с долгами. Покрытие разности между доходами и расходами за счет заимствований — это только временное решение проблемы», — рассказала она.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ