Переходу на безналичный расчет быть?

Что подразумевает под собой Единый электронный проездной, который муниципальные власти планируют ввести в оборот уже в ближайшее время? Идет ли речь о модернизации уже существующей системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте или о создании абсолютно нового алгоритма, и кто на этом заработает — в материале «КС».

Зачем электронный проездной?

В Новосибирске с 2006 года уже действует Единая транспортная карта (ЕТК), которая позволяет оплачивать проезд безналичным способом как в наземном пассажирском транспорте, так и в подземном. Одновременно с этим новосибирцы могут оплатить проезд и наличными деньгами, что ведет за собой создание большого теневого рынка, или «черного нала» среди кондукторов и водителей транспортных средств. Зачастую горожанам выгоднее заплатить 10 рублей кондуктору и проехать несколько остановок без билета, чем оплачивать полную стоимость проезда. Исходя из этого, не удивительно, что перед муниципальными властями встала задача введения полностью безналичной системы оплаты проезда. Тем более что в рамках 220 ФЗ город обязан не позднее чем к 2020 году перейти на государственные и муниципальные заказы в сфере пассажирских перевозок.

Единую транспортную карту можно считать одним из первопроходцев в своем сегменте на уровне России. На сегодня платежной системой ЕТК является «Золотая Корона» группы компаний ЦФТ. Стоимость ее услуг, по данным участников рынка, до недавнего времени составляла 3% для единых транспортных карт, карт школьника и студента и 4% для микропроцессорных пластиковых карт «Социальная карта» и «МПК-Дисконт» с суммы пополнения. В перерасчете на процент от суммы пассажиропотока, зарегистрированного в системе, с учетом скидок и льгот стоимость этих услуг, по некоторым данным, составляла порядка 1,5%.

В то же время, как стало известно «КС», по результатам состоявшихся переговоров с ЗАО «Золотая Корона» комиссия была перераспределена. В новой архитектуре «Золотая Корона» будет получать 1%, МУП «Пассажиртрансснаб» — 1,2%, а еще 1,8% — совершенно новый участник схемы в лице компании «ОКНО ТР». Директором и учредителем этой компании, по данным ЕГРЮЛ, является Виталий Рахманов.

Не удивительно, что в деловых и властных кругах Новосибирска созрело множество вопросов относительно прозрачности самого механизма, размера самих процентных отчислений и их распределения между участниками-компаниями. На запросы «КС» по этому вопросу сторонами не были предоставлены комментарии, однако 21 сентября в рамках расширенного совещания комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска представители власти предоставили свою трактовку ситуации. Как отметил начальник Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Роман Дронов, единая транспортная карта стала нуждаться в модернизации, сдерживающим фактором осуществления которой стало устаревшее оборудование. По его словам, для обновления всей системы на этот раз действительно решили задействовать, помимо «Золотой Короны» и МУП «Пассажиртрансснаб», еще и ООО «ОКНО ТР», перераспределив процентные отчисления между этими тремя компаниями.

Как рассказал Роман Дронов, муниципалитет обязан не позднее 2020 года перейти на государственные и муниципальные заказы в сфере пассажирских перевозок, но для этого необходим инструмент, благодаря которому будут осуществляться эти заказы, а также осуществляться своевременное финансирование перевозчиков. «Одним из таких инструментов является переход на безналичную систему оплаты проезда, но не так, как сейчас, а 100%-ная безналичная система оплаты, — прокомментировал условия выполнения 220 ФЗ Роман Дронов. — Это подразумевает под собой определение дальности поездок, учет пассажиров, организацию сетевых поездок. Система должна научиться измерять пассажиропоток с привязкой не просто ко времени, но и к месту».

На сегодня терминалы, обслуживающие Единые транспортные карты, не способны выполнять ряд вышеперечисленных функций, соответственно, встает вопрос об их замене на более новое и современное оборудование. Кроме этого, необходима замена носителей карт, которые позволят облегчить их эксплуатацию, чтобы сделать ее максимально комфортной для пользователей. Карта также поможет создать дополнительные функции, такие как комбинированный маршрут, когда пересадочный тариф в течение определенного времени фиксируется законодательством, а пассажир может проехать на нескольких видах транспорта. Возможны дополнительные скидки или тарифы, которые позволят уменьшить стоимость проезда в зависимости от количества поездок за определенный отрезок времени.

Как отметил представитель мэрии, для модернизации системы может потребоваться «более сотни миллионов рублей», которые выльются в дополнительные расходы для городского бюджета. Поэтому было принято решение привлечь дополнительного оператора, который осуществит транспортный эквайринг — поставку технических средств, их сопровождение, программное обеспечение, лицензирование. То есть еще одно звено между процессингом, системой и перевозчиком.

В этом вопросе начинает фигурировать компания «ОКНО ТР». Стоит отметить, что собеседникам «КС» про эту компанию было не известно абсолютно ничего. Из открытых источников узнать больше о деятельности «ОКНО ТР» также не удалось. В самой компании позиционируют себя совсем иначе. Как рассказал присутствовавший на совещании директор «ОКНО ТР» Виталий Рахманов, компания представлена на рынке телекоммуникаций уже более 25 лет и имеет опыт инженерных наработок. По его словам, еще несколько лет назад они с командой единомышленников приступили к разработке программного обеспечения и созданию опытного макета оборудования для оплаты в транспорте. В результате разработки были представлены новосибирскому муниципалитету, где в качестве конструктивной критики было заявлено, что кроме хорошего технического решения, необходим непосредственный ввод в эксплуатацию.

«Чтобы не нарушать интересы всех участников процесса, мы вступили в переговоры с «Золотой Короной», в результате чего появилось разделение обязанностей, — разъяснил Виталий Рахманов. — «Золотая Корона» концентрируется на своей профильной деятельности, «ОКНО ТР» в свою очередь занимается транспортным эквайрингом, тестированием».

В свою очередь в «Золотой Короне» «КС» отметили, что в курсе рассматриваемых инициатив и поддерживают все предложения, связанные с развитием новых платежных технологий и расширением безналичной платежной экосистемы. «Мэрия Новосибирска выступила с инициативами, направленными на дальнейшее развитие системы безналичных расчетов на транспорте. Нововведения подразумевают внедрение новых терминалов, которые обеспечат прием разных видов карт и 100%-ный учет оборота во всем общественном транспорте. Изменения коснутся также договоров с перевозчиками и другими участниками системы, включая «Золотую Корону» как поставщика технологии», — пояснил директор дирекции «Транспортные и социальные карты» (платежная система «Золотая Корона») Александр Гришин. По его словам, данные о размерах комиссии за информационно-технологическое обслуживание системы «Электронный проездной» являются коммерческой информацией, но «любые решения, которые помогают совершенствовать систему и развивать общественный транспорт Новосибирска, всегда находят у «Золотой короны» полное понимание и поддержку».

Есть ли выбор?

Начиная с февраля 2016 года, в течение шести месяцев система была протестирована на муниципальном транспорте, в результате чего была получена статистика и аналитика. Терминалы нового поколения позволяют обслуживать как действующие карты, банковские карты, принимать наличные с выдачей чек-билета, так и ввести в обращение новые онлайн-карты. По заверениям участников процесса, пилотный проект показал себя с положительной стороны.

В ходе совещания также прозвучало, что немуниципальные перевозчики в праве сами выбирать оператора, осуществляющего эквайринг, но особых альтернатив компании «ОКНО ТР» названо не было. В то же время было озвучено, что муниципальные перевозчики будут заключать договоры по итогам конкурсов, которые могут начаться уже в октябре этого года.

Что касается альтернатив «Золотой Короны», то несмотря на то что ее конкуренты не были публично обозначены, наиболее состоятельным из них выступает Сбербанк. Он выступил с предложением участвовать в системе безналичной оплаты проезда, однако посредством именно банковских карт. Успешный опыт реализации проекта в метрополитене уже есть.

Напомним, что в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска ранее отмечали «КС», что прорабатывают вопрос расширения способов безналичной оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, в том числе ведутся переговоры с представителями банковской сферы по реализации возможности оплаты проезда на наземном пассажирском транспорте при помощи банковских платежных карт. Как заверяли «КС» в департаменте, такая возможность может быть реализована в течение 4–6 месяцев с момента решения связанных с ее внедрением технических и экономических вопросов.

В пресс-службе Сибирского банка Сбербанка РФ ранее подтверждали, что такие переговоры с мэрией Новосибирска ведутся, но на момент получения запроса от «КС» детали проекта не комментировали. На совещании заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением ПАО «Сбербанк» Игорь Безматерных рассказал, что Сбербанк готов участвовать в создании Электронного билета и выступить даже в качестве эквайринга, то есть предоставить оборудование вместо «ОКНО ТР». Стоимость услуг Сбербанка Игорь Безматерных не прокомментировал.

По данным источников «КС», в пользу предложения Сбербанка в том числе играет меньшая стоимость услуг для перевозчиков, простота, дешевизна инфраструктуры пополнения и распространения карт. Вместе с тем в рассматриваемом случае весь функционал предполагается осуществлять силами банка, что может повлечь для муниципалитета частичную потерю контроля над процессом.

Что касается привлекательности этого решения для населения, то стоит принимать во внимание, что если теоретически у новосибирца не имеется банковского счета и, соответственно, карты, расплатиться за проезд он не сможет. В то время как транспортную карту и Единый электронный проездной могут приобрести все желающие. Однако это не критично. По словам вице-мэра Новосибирска Данияра Сафиуллина, на некоторых маршрутах в городе было решено испробовать банковские карты Сбербанка, чтобы исследовать их востребованность. Как рассказал начальник Новосибирского метрополитена Андрей Ксензов, на сегодня при пользовании подземкой в 30% случаев пассажиры отдают предпочтение оплате банковскими картами MasterCard PayPass, что говорит об их растущей популярности среди населения.

Относительно новых терминалов высказала свои опасения представитель немуниципальных перевозчиков Ольга Попова, заявив, что их обслуживание и ремонт может оказаться гораздо дороже старых — около 4 тысяч рублей против прежних 150 рублей. Кроме того, Ольга Попова отметила, что несмотря на то, что старые терминалы иногда дают сбой, они все же продолжают выполнять свои функции, и поэтому необходимость их замены остается под большим вопросом. Однако на конструктивные реплики немуниципальных перевозчиков отреагировал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Сергей Райхман, рассказав, что они до сих пор не могут предоставить данные зарплат водителей коммерческого транспорта, и это является тормозящим фактором для обоснования тарифа на проезд. Но такое частичное укрытие доходов возможно только до тех пор, пока в обороте задействованы наличные средства. Следовательно, напрашивается вывод, что коммерческим перевозчикам введение единого электронного проездного может быть просто невыгодным.

Придутся ли по вкусу изменения самим пассажирам, ведь вскоре они будут лишены возможности оплачивать проезд наличными средствами и где-то порой «экономить» на билете? Дело в том, что согласно 220 ФЗ безналичный расчет должен стать обязательным, а пока новосибирцы смогут оплачивать проезд наличными в обмен на чек-билет, что также поможет зарегистрировать в колл-центре место и время посадки в транспорт. Кроме этого, у новосибирцев на текущий момент еще есть выбор, пользоваться ли транспортной картой, которая дает скидку в 1 рубль с каждой поездки, или со временем перейти на электронный проездной, который обещают сделать гораздо более комфортным в плане онлайн-пополнения с любых электронных устройств, а также создания специальных тарифов и комбинированных маршрутов.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ