«Облачные» технологии в кризис — рост есть, это без вариантов

Рынок «облачных» услуг в России по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка. По оценке iKS-Consulting, к 2018 году его объем удвоится по сравнению с 2015-м. Лидерами по обороту «облачных» сервисов на российском рынке «облачных» услуг в отчете IDC за 2014 год числятся Microsoft, Salesforce и IBM. Насколько изменилась эта картина в настоящее время — об этом «КС» переговорил с экспертами и участниками рынка.

Доводы «за»

По словам директора департамента по работе с малыми и средними организациями и партнерами Microsoft в России Анны Кулашовой, можно c уверенностью сказать, что «облачный» рынок растет. Все больше сибирских компаний, как крупных, так и МСБ, мигрирует с локальной на «облачную» платформу. Это соответствует общей тенденции по России и миру. С оценками IDC собеседница «КС» полностью согласна и приводит следующие цифры из того же источника: по оптимистичному прогнозу, в 2016 году компании во всем мире потратят на публичные «облачные» услуги $204 млрд, что на 16,5% больше, чем в 2015 году. Для сравнения: мировой рынок ИТ в целом в 2016 году должен вырасти всего на 0,6%. Наиболее крупным сегментом «облачных» предложений остается «программное обеспечение как услуга» (Software as a Service — SaaS). По мнению Анны Кулашовой, в ближайшие годы на этот вид «облачных» сервисов придется свыше двух третей всего рынка в денежном выражении.

Можно констатировать факт того, что рынок «облачных» сервисов, так же как аутсорсинга, является наиболее востребованным для небольших компаний, и такими услугами пользуется все больший процент стартапов, уверен директор компании «Информационные системы и сервисы» Алексей Шовкун. «Мало кто берет себе бухгалтера в штат при открытии компании, также и мало кто себе покупает серверы в офис, когда компания только запустилась. В последнее время я наблюдаю много предложений по предоставлению услуги бухгалтерских систем в «облаке», в частности, на платформе «1С», это позволяет автоматизировать всю деятельность малых предприятий. На мой взгляд, эта услуга вполне востребована», — поясняет Алексей Шовкун.

Внедрение «облачных» сервисов в бизнесе с самого начала шло «снизу»: если небольшие компании ухватились за новые предложения достаточно активно, то среди крупных игроков энтузиазма было не так много: ИТ-структура, как правило, уже была построена, и для ее перестроения требовалось немало времени и средств. Но сейчас ситуация изменилась — «облачная» реорганизация из «лишних расходов» превратилась в способ избежать дополнительных затрат. «Облачные» услуги и экономия — это две взаимосвязанные вещи, — говорит маркетолог «Электронного города Бизнес» Алексей Гавриленко. — Смысл «облачных» услуг в том, что потребителю не нужно покупать сложное оборудование, дорогостоящее программное обеспечение (ПО), тратиться на специалистов. Все это делает сторонняя организация, которая окупает крупные инвестиции за счет эффекта масштаба. При этом компания не тратится за «лишний» функционал сервиса и платит только за то, что нужно. При взаимодействии с провайдером можно сэкономить даже больше за счет большего набора услуг и, соответственно, более выгодных условий в целом».

«Умение эффективно планировать бюджет по-прежнему остается для клиента на первом месте, поэтому провайдеры активно предлагают телеком-решения, которые помогают снизить расходы, – высказывается директор новосибирского филиала «Дом.ru Бизнес» Александра Лещева. – Второй важный критерий – возможность пользоваться услугами в любой точке. Спрос на облачные продукты по сравнению с 2015 годом вырос в сегменте B2B в два раза – представители бизнеса оценили их удобство и широкие возможности». Активное развитие в Новосибирской области получила «облачная телефония»: помимо экономичности и доступности из любой точки, существенным плюсом этого сервиса является возможность его «подгонки» под индивидуальные запросы клиента.

Провайдеры и разработчики ПО подходят к поставке «облачных» сервисов с разных сторон, но по одному и тому же направлению. «Облачные» решения, к которым относятся и сервисы удаленного хранения и обработки данных, крайне востребованы. В отдельных сегментах рост количества подключений к таким сервисам увеличился в шесть раз за год. Бизнес охотно подключает «облачные» сервисы именно у операторов связи, поскольку только они могут предоставить пользователям не просто место в «облаке», но и всю услугу в комплексе — канал передачи данных, хранилище и защиту данных в одном окне. Получая комплексную услугу, клиенты экономят в сравнении с покупкой услуг по отдельности», — отметила директор по маркетингу бизнес-рынка МТС Елена Нечай.

То, что «облачная волна» постепенно накрывает и топовых бизнес-клиентов, констатирует и руководитель направления по продаже «облачных» решений Softline в Новосибирске Владимир Егорычев, по словам которого, именно в сегменте крупного бизнеса на рынке «облачных» технологий произошли наибольшие изменения: «Какое-то время назад крупные коммерческие клиенты скептически относились к переносу своих сервисов в «облако». Сейчас уровень технического обеспечения и поддержки сервисов российских «облачных» провайдеров стал соответствовать международному. Крупный бизнес перестал смотреть на «облака» и «облачных» провайдеров свысока. В частности, большие компании готовы рассматривать площадку «облачного» провайдера в качестве замены своего основного ЦОДа, например, устаревшего технически или не позволяющего расширять мощности. Или в качестве создания резервного ЦОДа для повышения отказоустойчивости». По его словам, причина этому — открытие новых современных ЦОДов в Сибирском регионе и появление сильных игроков «облачного» бизнеса. Доверяя провайдеру самое важное, что может быть у бизнеса — информацию, заказчик хочет быть уверен в том, что она в надежных руках.

«Сегодня, в довольно непростых условиях на рынке, существует выраженный тренд на снижение затрат и экономию. Компании стремятся перевести капитальные расходы в операционные, и эту возможность как раз предоставляет «облако»: оно приобретается как сервис по подписке, в таком объеме, в котором это необходимо конкретной компании», — резюмирует Анна Кулешова.

Эксперты уверены, что тенденция по перенесению крупными компаниями своих данных в «облака» на ближайшие годы сохранится. Вице-президент по технологическому консалтингу «Oracle СНГ» Павел Захаров приводит слова CEO компании Марка Херда, который считает, что к 2025 году 80% корпоративных приложений будут размещены удаленно, а базы данных переедут в «облако» на 100%, так же как и новые разработки и тестирование программных продуктов. «Вместе с тем модель on-premise, когда решения установлены в инфраструктуре предприятия, может успешно использоваться еще не одно десятилетие, — говорит Павел Захаров. — Сейчас многие российские заказчики, в том числе региональные, делают выбор в пользу гибридного «облака», когда одновременно используются и частное, и публичное «облака». Предприятия, которые испытывают проблемы в моменты пиковых нагрузок, теперь могут воспользоваться возможностями переноса части нагрузки из частного «облака» в публичное».

Аналитики IDC по заказу Oracle провели исследование на тему использование SaaS-решений в Европе, Ближнем Востоке и Африке и выяснили, что причиной номер один для их внедрения оказывается вовсе не желание сэкономить. Для 58% респондентов главным стимулом использования SaaS-решений стал доступ к более современным технологиям, для 53% — более быстрое развертывание дополнительных ИТ-ресурсов. Среди других важных факторов внедрения SaaS участники опроса отметили рост числа реализованных проектов без набора дополнительного персонала (51% респондентов); стандартизацию (50%); доступ к более квалифицированным ИТ-специалистам (49%) и доступ к новейшему программному обеспечению и технологиям (48%). Также в рамках исследования были проведены глубинные интервью с директорами по информационным технологиям и руководителями, ответственными за принятие решений, из 160 организаций с численностью свыше 500 человек в странах Восточной Европы, России, Ближнего Востока и Африки. Итог: в большинстве случаев ключевым стимулом внедрения «облаков» оказался доступ к более передовым технологиям.

Вместе с тем запросы крупных корпораций отличаются от запросов представителей малого и среднего бизнеса. «Для нас прорывом стала услуга размещения крупнейших клиентов в дата-центрах. Если малый бизнес в «облачных» сервисах пользуется тем, что дает провайдер в формате PaaS («платформа как сервис»), то большие компании ведут разработку своих систем сами, но без услуг операторов связи при помещении этих систем в «облако» им тоже не обойтись», — поясняет коммерческий директор компании «Авантел» Антон Павлушин. По его словам, за полгода за счет крупных клиентов возможно утроить выручку в сегменте услуг дата-центра, задействовав мощности основных центров обработки данных.

Доводы «против»

К вопросу о перспективности «облачных» предложений для бизнеса стоит подойти и с другой стороны, поинтересовавшись не только тем, что помогает им развиваться, но и тем, что мешает. Чаще всего опасения возникают на почве непонимания и разобщенности между ИТ и бизнесом, которые, по оценке Oracle, пока остаются достаточно высокими. Одним из таких опасений — довольно характерным для нашей страны — стало то, что ЦОДы и серверы могут просто не выдержать наплыва клиентов и им просто не хватит мощности и памяти на всех. Это далеко не так. «Федеральные операторы создали инфраструктуру для хранения информации в «облаке». По моей информации, серверные мощности, установленные до старта программы «импортозамещения», не загружены даже на 20%, — констатирует директор B2B-направления компании «Сибирские Сети» Иван Мачульский. — Бизнес с большой осторожностью относится к переносу ценной информации в «облака» и зачастую предпочитает арендовать высокоскоростные каналы связи между своим собственным оборудованием. У операторов «облачных» услуг в свою очередь не выполняется прогноз по выручке от уже реализованных решений, и фокус от разработки смещается в поддержку инфраструктуры и продаж. Исключением, пожалуй, может быть аренда виртуальных машин, спрос на которые устойчив благодаря конкурентной борьбе поставщиков». По его мнению, такой тренд сохранится в ближайшие один-два года.

Еще одним «тормозом» на пути прогресса может быть обычный человеческий консерватизм — очень актуальная проблема, с учетом того, что именно стремление к новому оказалось, по мнению Oracle главным стимулом роста «облаков». То, что у сегмента облачного ПО такие высокие возможности развития, обусловлено в том числе и тем, что он в настоящее время развит далеко не так хорошо, как другие. «В плане программного обеспечения люди более консервативны, чем в области услуг связи, и сервисы «облачных» антивирусов или приложений в «облаке» занимают рынок очень медленно, — говорит Антон Павлушин. — Люди не склонны к переменам — в этом проблема. Для активной эволюции нужны «локомотивы» — компании, которые активно, даже агрессивно, продвигали бы свои сервисы, боролись с боязнью перемен. В этом году, например, на «облачные» сервисы одного вендора перешла часть новосибирской мэрии. Владелец сервиса сумел продвинуть и внедрить услугу даже в такую консервативную организацию. К сожалению, это под силу разве что крупнейшим компаниям страны. Остальные сталкиваются с пассивностью и редко когда могут ее преодолеть. Время распространения новых услуг изменяется пятилетками».

Зато услуги связи «стену непонимания» уже преодолели. И из желания «просто сэкономить» перешли в стадию «оптимизировать и заработать». «Сегодня экономия не теряет своей актуальности. Вместе с тем на первый план выходят не только задачи снижения затрат, но и развития, движения в темпе прогресса, — говорит руководитель отдела рекламы и PR «Телфин» Ольга Фартусова. — Компании становятся осведомленными в сфере технологических новинок и возможностей. Они хотят использовать мощные многофункциональные бизнес-инструменты, которые и звонки запишут-посчитают, и с CRM-системой интегрируются, и все отчеты на один экран выведут. Требования предпринимателей к сервисам постоянно растут, и мы этому рады — только так рынок и развивается». Вполне вероятно, что в скором будущем к этому подтянутся и остальные «облачные» сегменты.

Уже не столь актуальным, как некоторое время назад, но все еще не угасшим окончательно аргументом против «облачных» сервисов остается их небезопасность. Это опасение также напрасно. «Сохранность и конфиденциальность размещенных данных гарантируется и подтверждается аттестатом национальной «облачной» платформы», — сообщает заместитель директора макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» — директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Вячеслав Куц. Гораздо больше проблем сейчас возникает из-за непонимания между бизнесом и ИТ, как уже было отмечено Oracle. По собранной их аналитиками информации, сегодня слишком многие компании инвестируют в ИТ без учета изменения доходов и расходов. Две трети опрошенных ими ИТ-специалистов отмечают, что консервативный подход сдерживает инновации, 33% признали, что неподходящая ИТ-модель сдерживает развитие бизнеса, столько же констатировали, что ИТ-культура самой компании не позволяет перейти на «облачную» модель.

Наконец, еще одним препятствием на пути «облаков» могут стать новые изменения в законодательстве, работающие в двух направлениях: обязать и ограничить. «Если государственные компании обязаны хранить данные в России, то частным компаниям ничего не мешает хранить свои данные за границей. И даже сейчас это часто бывает дешевле. Поэтому, на мой взгляд, подобные инициативы еще больше делают отечественные компании неконкурентоспособными, даже если бы они стремились работать на экспорт. Возьмем ту же услугу по предоставлению виртуального хранилища, которой мы интересовались — ее стоимость несколько выше, чем цены аналогичных сервисов западных поставщиков услуг. А с учетом того, что вопрос о том, будут «облачные» данные находиться в США или в России, может не быть для клиента критичным, то переплачивать за такое «импортозамещение» он вряд ли согласится», — считает Алексей Шовкун.

Впрочем, экономия — лишь одно из следствий применения «облачных» сервисов. «Они позволяют оптимизировать управление ИТ-инфраструктурой — с точки зрения и финансовых, и трудовых затрат. При этом экономия — не единственная и не всегда главная задача. Основная цель для многих клиентов — улучшение бизнес-процессов, и, как следствие, увеличение прибыли компании, — резюмирует руководитель макрорегиона «Сибирь и Дальний Восток» «Манго Телеком» Владимир Лобченко. — Так, среди наших клиентов увеличился процент средних и зрелых малых компаний, которые рассматривают «облачные» сервисы прежде всего как средство оптимизации бизнес-процессов. Интеграция дает новый уровень возможностей для бизнеса, и это — один из важнейших трендов на «облачном» рынке».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

34_mts_4975Тамара Бажанова, директор по работе с бизнес-рынком «МТС Сибирь»:

— Сейчас все большую популярность на рынке связи получают пакетные предложения, в том числе для корпоративных клиентов.

Для чего операторы внедряют такие предложения? Они видят для себя выгоду в увеличении объемов потребления мобильного трафика. Аналитики МТС прогнозируют средний рост объема передачи данных для оператора в районе 25% в первые три месяца после предложения пакетов «облачных» услуг. Этот рост можно дополнительно стимулировать с помощью тарифных сеток и бонусов, играющих на руку в первую очередь активным пользователям. К примеру, тем, кто подключает «тяжелые» пакеты, или активно работает в сети, или просто пользуется услугами оператора достаточно долго, можно делать скидки или какие-либо бонусы. В качестве таких бонусов могут служить «облачные» программы, которые пока еще распространены не настолько широко, как, например, хранение данных или телефония в «облаках». Чаще всего операторы предлагают бесплатные антивирусы — DrWeb или «Антивирус Касперского» — и офисные пакеты. Все это позволяет бизнес-клиентам получать в одном пакете наиболее востребованные и актуальные в данном сегменте услуги — канал передачи данных, «облачное» хранилище для этих данных, набор необходимых программ и защиту информации и устройств.

А как это будет с точки зрения абонентов? Такие предложения, как правило, создаются с тем, чтобы им было экономически выгодно подключать услуги пакетом — к примеру, если сравнить цену на набор каких-либо услуг по отдельности или тот же набор у того же оператора, предлагаемый одним пакетом, то корпоративный клиент, выбравший пакетное предложение, сможет сэкономить до 10% от общей суммы расходов. Сейчас все больше внимания уделяется удобству работы — абоненты получают возможность подключать и отключать опции самостоятельно, а не только с помощью менеджера. Чем более гибкими будут предложения, тем более широкий круг корпоративных клиентов они смогут охватить. Надежность, оперативность и удобство в хранении информации ценят все: от руководителей компаний, которые в больших количествах используют мобильный Интернет, до разъездного персонала, который в качестве отчета регулярно отправляет фото- и видеофайлы.

Насколько изменилась ситуация на «облачном» рынке за полгода? По нашим данным, спрос на «облачные» услуги среди клиентов МТС за первое полугодие 2016 г. вырос в полтора раза. В том числе спрос на «облачные» продукты от Microsoft вырос в 1,6 раза, а на размещение виртуальных серверов в дата-центрах МТС — в пять раз. Это общерыночный тренд: наиболее устойчивый рост показывают именно «облачные» сервисы: хостинг, телефония, программные продукты. Важно и дальше развивать пакетные предложения для корпоративных абонентов, исходя из их реальных потребностей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ