«Личная ответственность за результат позволяет развивать себя и добиваться цели»

Как можно добиться того, чтобы читатели, каждую пятницу открывавшие очередной номер «Континента Сибирь», сказали «Вау!»? За счет чего можно сформировать команду единомышленников, которые будут «евангелистами» издания и его формата в дальнейшем?  Об этом в интервью рассказала бывший шеф-редактор «КС» ВЛАДИСЛАВА АФАНАСЬЕВА, на сегодня занимающая позицию начальника пресс-службы Сибирского банка ПАО  «Сбербанк».

—  Что для вас  сегодня «Континент Сибирь»?

— Как бы банально ни звучало, это, конечно, «школа жизни», колоссальный опыт, который находит ежедневное применение и сегодня. Это огромный и очень интересный пласт моей жизни, когда каждый день появлялись новые знакомства, новая информация. В библиотеке Сбербанка сегодня много литературы по организации рабочего времени, работе в условиях многозадачности и дедлайна. И я ловлю себя на том, что как раз в «КС» я училась работать одновременно в нескольких направлениях и с большим объемом данных. В  пору нашей работы в «КС»  всё было новым и шло с приставкой new-.

—  Насколько я помню, у вас был опыт работы как в медиабизнесе, так и по другую сторону,  в «Новосибирскнефтегазе». Что это вам дало с точки зрения опыта?

 — Я приходила в «КС» дважды. Первый раз в 1999 году, когда это еще был не «Континент Сибирь», а «Коммерсант Сибирь». Я сразу же заняла должность начальника отдела бизнеса и финансов. У меня, конечно, были контакты в финансовой среде, были свои инсайдерские источники,  в 1999 году всё держалось на таких связях. Тем не менее, я совершенно не владела форматом «Коммерсанта»,  было очень сложно привыкнуть к жестким стандартам деловой прессы. Мне тогда очень помогла главный редактор Татьяна Мартьянова, у меня возникла какая-то профессиональная злость — не просто что-то сделать, а сделать это лучше, по-другому. У нас был очень интересный творческий отдел бизнеса и финансов, а также девиз «Ни дня без инноваций!». Мы постоянно старались придумать что-то новое. И это при том, что жёсткий формат «Коммерсанта» соблюдался неукоснительно. Для нас новыми были клиенты, спикеры, было делом чести «раскрутить на цитату» представителей высших эшелонов бизнеса или власти. Мы собирали общую базу, делали выводы, анализировали каждую ошибку, чтобы больше их у нас не повторялось. Мы старались встать на позицию своих читателей и клиентов, сделать так, чтобы каждый, кто открывал нашу газету в пятницу, сказал «Вау!» и захотел бы прочитать его через неделю снова. В общем, было очень интересно, но такая работа продолжалась два года. Именно тогда, кстати, я впервые погрузилась в тему управления персоналом: начала искать книги по этой тематике, интересоваться профильными семинарами. Мне хотелось не просто сформировать команду, а сделать её максимально «звёздной». Кстати, принцип, который сформулировала, использую до сих пор. В команде все должны быть взаимозаменяемы, но при этом у каждого должна быть своя звездная зона, в которой он чувствует себя лучше других. Тогда не будет ревности или обиды друг на друга. Мы все работаем вместе, на общую цель, но я знаю точно, что один автор может лучше раскрыть тему, к примеру, по нефтяному рынку, другой — по ритейлу, третий — по менеджменту. То есть у каждого должна быть своя зона ответственности, в которой  он — пример для других.

Это были сумасшедшие годы. Была вера в то, что мы делаем всё правильно и лучше всех, но в какой-то момент я поняла, что одной веры мне недостаточно. Хотелось поработать в компании, где есть системные совещания, ставятся KPI, действует регулярный менеджмент. Поэтому я приняла для себя непростое решение уйти из журналистики. Так получилось, что я ушла из «КС» очень символично. Было принято решение, что мы отказываемся от франшизы «Коммерсанта» и будем делать свою газету.  Мой последний рабочий день совпал со сдачей первого номера «Континента Сибирь». Я участвовала в выпуске первого номера, настроение было жуткое, потому что, во-первых, было всем тяжело и трудно, во-вторых, мы уже расставались. Я ушла на позицию советника генерального директора компании «Новосибирскнефтегаз». По сути, это была должность PR-директора в региональном подразделении компании «СИДАНКО» («Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания»). Затем «СИДАНКО», как известно, вошла  в «ТНК-BP». В итоге, регулярного менеджмента я хлебнула более, чем достаточно. Приобрела уникальный опыт антикризисного PR. Всё было интересно, но совершенно по-другому.

Но однажды мне позвонил Вадим Кашафутдинов и сделал суперпредложение — запустить и возглавить региональный деловой журнал «Стратегии успеха». Я не могла упустить такой шанс, поэтому вернулась в  объединенную редакцию группы изданий «Континента». Это был 2003  год и  уже совсем другой «Континент».

— Что было самым сложным за время работы в «Континенте Сибирь»?

—  Любая возникающая задача была хотя и сложной, но интересной. И всегда находилось простое решение. У нас никогда не было ситуации, при которой тебя оставляли бы один на один с проблемой. Случались, конечно, ситуации, когда все переходили на повышенный тон, но в результате всё равно садились за круглый стол и находили решение. И если ты настаивал на своём варианте, то тебе говорили: «О’кей, на тебе ответственность, берись и делай». Такое право на личную ответственность за результат  — это бесценное право на ошибку. Оно позволяет развивать себя, не бояться нестандартных решений и, самое главное, добиваться цели.

— Какой материал во время того периода, когда вы работали в «Континенте Сибирь», был наиболее резонансным и запоминающимся?

—  У нас была такая шутка: чем больше звонков поступает в редакцию в пятницу с утра после выхода номера, тем он был удачнее. Классно, когда ты получаешь отклик на свою работу в течение нескольких часов. К чести команды «Континента Сибирь» скажу, что вся ответная реакция была прогнозируемой, то есть мы заведомо знали, кто нам позвонит и что именно скажет. Это говорит как раз о профессионализме команды. Да, мы позволяли себе провокации, но всё это были управляемые истории.

Что касается наиболее резонансных материалов, то я, наверное, могу сказать не про материалы, а про направления. Думаю, Стас Соколов (на сегодня ─ обозреватель в НГС), будучи начальником отдела потребительского рынка «КС», фактически заложил в Новосибирске школу современной ресторанной критики. Он умудрялся писать про торговые сети, про рестораны, про бизнес торговых сетей настолько неформатно для сухого стиля деловой прессы, что, на мой взгляд, это можно считать одним из открытий. Также могу выделить журналистские расследования, которые проводили Дмитрий Тростников (на тот момент ─ руководитель отдела «Политика» газеты «Континент Сибирь»,  сегодня ─ директор по развитию ИД «Советская Сибирь») и Жанна Костина (на тот момент ─ корреспондент отдела «Политика» газеты «Континент Сибирь»,  сегодня ─ ведущий специалист департамента внешних коммуникаций макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком»). Даже не знаю, есть ли у нас в городе еще журналисты, которые обладали таким объемом инсайдерских источников, как Дима и Жанна. Сидишь иногда перед сдачей номера, в четверг,  в одиннадцать вечера, смотришь материал и думаешь: «Ну, это же сумасшествие, это нельзя печатать на первой полосе! Эта сплетня не может быть правдой!». Материал выходит, становится «бомбой», и оказывается, что там всё — правда. Не менее резонансные тексты готовили и другие журналисты: Юлия Данилова, Наталья Барсукова, Михаил Кичанов. На самом деле, каждый, кто работал в «КС»,  мог выдать сенсацию. Ну, а бессменный фотокорреспондент Михаил Периков неожиданно доставал самый удачный кадр  по теме.

В общем, нас читали, ругали и уважали. В редакцию заходили на чашку чая знаковые персоны региона. Первые лица власти, бизнеса, федеральных ведомств с удовольствием приходили на встречу с журналистами издания. Мы стремились стать инструментом влияния, поэтому выстраивали  диалог с первыми лицами.

—  Как вы относитесь к сегодняшнему «Континенту Сибирь»? Просматривая выпуски, не возникает ли желание по старой памяти что-нибудь изменить, сделать иначе?

—  Я уже не чувствую себя частью этой истории, но мне становится обидно, если я  слышу реплики,  что «Континент Сибирь» якобы стал «не тем». Тут же задаю вопрос: «Как можно сравнивать «Континент Сибирь» в пору, когда люди стояли в очередь за газетой и  не было управляемых пропагандистских СМИ, с тем, что есть сейчас?» Современные медиа работают в условиях заказа на определенные темы. Медийный рынок изменился, заработать на информационной конкуренции все сложнее, основной доход большинства изданий — не реклама, а гранты. К сожалению, существенно снизились доходы в профессии, уменьшились гонорары. Но я восторгаюсь журналистами, которые сегодня работают в СМИ. Люди сохраняют профессиональную честность, чувствуют ответственность за формирование общественного мнения.

— Каким вы видите «Континент Сибирь» в современном информационном пространстве?

—  Помню, давным-давно, когда ещё не у всех даже были мобильные телефоны, мы сидели и фантазировали, во что может превратиться наше издание в будущем. Вадим Кашафутдинов уже тогда говорил, что газетный формат должен трансформироваться. Мы не знали, как это сделать, придумывали так называемые «телеграммы на ходу». Речь шла о том, чтобы свежий номер газеты в обложке каждое утро попадал на стол наших VIP-читателей. Это всё было очень трудоёмко, затратно, но качественно. В эпоху digital вспоминать об этом смешно. Но в информационном пространстве необходимы качественные новости из Сибири, именно из «Континента Сибирь». Мне кажется, «Континент Сибирь» должен  «омолодиться», преодолеть возрастной барьер «топ-менеджеров». Чем больше будет digital-формата, тем больше станет молодёжи среди читателей.  При этом газетный формат всё равно должен остаться, как важный элемент интеллектуального делового стиля.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ