Как изменит рынок досуга в Новосибирске запуск аквапарка?

По оценкам аналитиков, снижение потребительского спроса оказало не столь сильное влияние на индустрию досуга и развлечений в Новосибирске. Рынок замедлился в развитии, но тем не менее продолжает расти. Более того, к запуску в 2016 году заявлен аквапарк ГК «Кварсис» с бюджетом в 3,5 млрд рублей. Как перераспределит силы на рынке открытие столь масштабного объекта и почему отдых, требующий энергетических и интеллектуальных затрат, активнее развивается в кризис, выяснял корреспондент «КС».

 «Люди стали тратить на развлечения меньше»

Согласно данным PwC (PricewaterhouseCoopers), по итогам 2015 года в абсолютном выражении объем российской индустрии развлечений и СМИ составил порядка $16 млрд. В Новосибирске ниша развлечений и досуга (без учета рынка общественного питания) на начало 2016 года составляла около 7,3 млрд рублей в год, подсчитали в маркетинговом агентстве Grinderr.

«Несмотря на кризис и снижение потребительского спроса во многих отраслях бизнеса, российская индустрия развлечений крепко стоит на ногах, — говорит директор агентства Grinderr Булат Барантаев. — В 2016 году развлекательные комплексы стали отдушиной для россиян, у которых уменьшились возможности для зарубежных поездок».

Лучше всего в период снижения доходов граждан чувствуют себя кинотеатры: это наиболее массовое и доступное развлечение с фиксированной ценой, не требующее дополнительных затрат, отмечают в Grinderr. Именно поэтому игроки кинорынка наблюдают миграцию потребителей в данный сектор из других сфер с более высоким средним чеком.

«Индустрия развлечений в Новосибирске, как и в России в целом, продолжает свой рост. В целом динамика развития отрасли в регионе положительная, но темпы роста несколько уступают ряду городов России», — говорит вице-президент группы компаний «Люксор» Евгений Ленский.

Посещаемость кинотеатров в России действительно осталась стабильной, подчеркивают в компании PwC. В России фильмы выходят в прокат примерно на 3400 экранах. «В 2015 году поступления от продажи билетов составили $179,5 млн, что превышает показатели 2014 года ($176,1 млн). Кассовые сборы также выросли — с $698 млн в 2014 году до $746 млн в 2015 году», — говорится в отчете PwC.

В период до 2020 года, согласно прогнозу, рост кассовых сборов продолжится, и в 2020 году они составят $859 млн при совокупном среднегодовом темпе роста 2,9%.

К наиболее активно растущим сегментам рынка досуга и развлечений, по наблюдениям аналитиков, в Новосибирске сейчас можно отнести: аттракционы и парки развлечений (как самостоятельные, так и в составе крупных ТРЦ); парки приключений и спорта (скалодромы, веревочные парки, батутные комплексы) и парки научных развлечений (города профессий, центры научных развлечений, технопарки и музеи занимательных наук).

«Основными игроками на рынке развлечений в городе являются в первую очередь торгово-развлекательные центры, сочетающие в себе и детские, и взрослые развлечения. К примеру, это ТРЦ «Аура» («Космик-Новосибирск», «Формула Кино Аура»), ТРЦ «Галерея Новосибирск» (Kinderland, кинотеатр «Люксор»), ТРЦ «Мега», ТРЦ «Сибирский Молл» («Кино Сити», Funky Town), ТРЦ «Сан Сити» (Funky Town) и ТРЦ «Ройял Парк», — считает Булат Барантаев. — Также популярными у горожан местами проведения досуга являются Новосибирский зоопарк, которому недавно открывшийся дельфинарий добавил популярности, планетарий и познавательно-развлекательный центр «Парк Чудес Галилео».

«Парк Чудес Галилео»
«Парк Чудес Галилео»

К основным игрокам в сфере киноиндустрии в Новосибирске Евгений Ленский относит федеральные сети кинотеатров — «Люксор», «Формула Кино», «Синема Парк», а также региональные и местные кинотеатры — «Победа», «Мир кино», «Великан Парк».

По мнению заместителя председателя правления ГК «Кварсис» по развитию и маркетингу Михаила Троценко, в последние несколько лет отмечается увеличение в регионе локальных мест отдыха, рассчитанных на небольшие группы посетителей. «Пожалуй, это можно назвать неким трендом», — считает собеседник «КС».

К подобным объектам Троценко относит квесты в различных вариациях, интеллектуальные клубы, скалодромы, батутные комплексы: «В состоянии стагнации, на мой взгляд, наоборот, остаются всевозможные развлекательные комплексы с игровыми автоматами и симуляторами. Тренд смещается на отдых, требующий энергетических и интеллектуальных затрат».

Так, новосибирский «Парк Чудес Галилео» планируется к открытию в Нижнем Новгороде. На текущий момент заведения под этим брендом уже работают в Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, Самаре и Красноярске.

«В ближайшее время мы приступаем к монтажу проекта в Нижнем Новгороде. Новый объект будет запущен к началу 2017 года», — сообщил один из совладельцев компании «Парк Чудес Галилео» Евгений Шаталов. Его площадь будет на 10% больше, чем в Новосибирске.

«По нашим наблюдениям, количество участников рынка досуга Новосибирска растет, но в основном за счет небольших объектов с низким инвестиционным порогом входа, зачастую повторяющихся по формату, — рассказывает Евгений Шаталов. — Среди ярких примеров — локальные семейные детские центры, выездные научные шоу и, конечно, квесты в помещении».

По словам Шаталова, для рынка эти тенденции могут принести положительный эффект: вполне вероятно, что хотя бы один из стартапов вырастет во что-то более значимое и интересное.

«Потребность в разнообразных досуговых объектах у населения, безусловно, есть. Тем не менее мы считаем, что после «растущих» 2014–2015 гг. роста рынка в денежном выражении в 2016 году либо не будет вообще, либо будет наблюдаться небольшое падение, — подчеркивает Евгений Шаталов. — Отсутствие положительной динамики связано с общим спадом покупательской способности».

Как отмечает бизнесмен, количество посещений «Парка Чудес Галилео» находится примерно на уровне 2015 года, однако для поддержания этого показателя требуется больше усилий, чем ранее. «Так называемая «средняя стоимость привлечения одного гостя» выросла заметно. Все больше внимания мы получаем от взрослой аудитории, доля которой среди наших гостей уже превысила 60%. На нашем рынке очень важен эффект «совета». И этот эффект работает именно среди взрослых», — говорит Евгений Шаталов.

Тенденцию к сокращению семейного бюджета на развлечения констатирует генеральный директор ООО «ЕЭмСи» (парки развлечений Funky Town) Диана Красюк: «Парки Funky Town в Новосибирске в этом году показывают небольшой рост, но в целом, по нашим ощущениям, люди стали тратить на развлечения меньше, посещать развлекательные заведения реже».

Всего в Новосибирске в первом полугодии 2016 года в категории «детские развлекательные центры и игротеки» работало более 60 предприятий, сообщает Grinderr. Примечательно, что, в отличие от остальных видов развлечений, детские центры располагаются больше в спальных районах, чем в центре. В районах-лидерах — Ленинский, Советский и Заельцовский. На их совокупную долю приходится около 50% объектов.

«Конечно, аквапарк наш конкурент»

Если говорить о взрослых, то, по данным исследовательского холдинга Romir, наиболее активную жизнь ведут респонденты в возрасте 18–24 лет: они посещают места развлечения чаще остальных возрастных групп.

Однако самый высокий средний чек у россиян в возрасте от 35 до 44 лет — например, на один поход на концерт они тратят 1251 рубль и 1248 рублей на одно посещение ночного клуба.

Мужчины и женщины одинаково посещают кофейни, рестораны быстрого питания и кинотеатры. Лидерство по частоте посещений культурных мероприятий, таких как музеи, драматические театры, опера и балет, удерживают женщины. Мужчины отдают предпочтение боулингу, сауне и бане.

«Как мне кажется, 2016 год станет очень показательным в развитии рынка досуга и развлечений в Новосибирске и по его итогам совершит большой скачок вперед», — уверен Михаил Троценко.

Отметим, что запуск объекта ГК «Кварсис» — аквапарка «Аквамир» — запланирован на 30 сентября. Напомним, что площадь возводимого на берегу Оби аквапарка составляет 40 тыс. кв. метров. Он будет способен принять единовременно до 3000 человек. Две очереди строительства включают крытый аквапарк с термальным комплексом, SPA-центр, четырехзвездочную гостиницу на 150 номеров, паркинг в общей сложности на 1100 машино-мест. Объем инвестиций в проект составит порядка 3,5 млрд рублей.

«Безусловным лидером досуговой сферы города, на мой взгляд, пока является зоопарк — один из символов Новосибирска, и то, как активно он развивается, не может не радовать, — говорит Михаил Троценко. — С открытием аквапрка сегмент развлечений, связанный с водой, полностью будет за «Аквамиром». Также аквапарк станет хорошей альтернативой зоопарку. По остальным направлениям нельзя выделить отдельного крупного игрока в Новосибирске, потому что его пока нет. Все очень разрознено и локально».

Непосредственно в планах ГК «Кварсис» — стать на равных с зоопарком. «Наш проект ориентирован на весь Сибирский федеральный округ, ближнее зарубежье и Китай», — добавляет Троценко.

Остальные участники рынка не отрицают, что аквапарк станет их конкурентом. «В летний период наши конкуренты — открытые парки аттракционов, разумеется, зоопарк как любимое место отдыха новосибирцев и гостей города. Когда откроется аквапарк, у новосибирцев появится еще одно место для досуга, — говорит Диана Красюк. — Целевая аудитория с аквапарком у нас одна. И если рассматривать рынок развлечений, конечно, аквапарк наш конкурент. Но не прямой».

По словам Дианы Красюк, в аквапарк семья идет отдыхать практически на весь день: «И цена посещения на семью, вероятно, будет заметная, то есть каждый день не походишь. К нам семья может прийти в любое время, даже просто по пути или посещая торговый центр, и потратить столько, сколько считает нужным».

Непосредственно Funky Town также развивается достаточно активно: в начале июля состоялось техническое открытие парка в «Сибирском Молле».

«На наш взгляд, двух парков формата Funky Town для Новосибирска достаточно. Сейчас мы рассматриваем площадки для размещения новой концепции небольшого формата, где можно будет и провести время с детьми и оставить их под присмотром», — уточняет Диана Красюк. Речь идет о центрах площадью от 150 кв. метров. Для сравнения: площадь Funky Town в «Сан Сити» составляет 1800 кв. метров, в «Сибирском Молле» — 1600 кв. метров. Кроме этого, компания ведет переговоры об открытии парков Funky Town в Ставрополе и Москве.

Активно рассматривает Сибирь под строительство новых кинотеатров и федеральная сеть «Люксор». Как отмечает Евгений Ленский, работа по исследованию регионального рынка киноиндустрии и оценке его потенциала ведется в компании непрерывно. «И конечно же, Сибирский федеральный округ для нас является приоритетным направлением, как один из наиболее динамично развивающихся регионов России», — подчеркивает бизнесмен.

По мнению Евгения Шаталова, Новосибирску сегодня все еще не хватает значимых и заметных проектов, в которых можно было бы провести с семьей или друзьями больше, чем один час. «Именно такие проекты каждый из нас советует гостям города. Сейчас этот список крайне небольшой», — уверен Шаталов.

Тем не менее эксперты PwC прогнозируют, что в течение пяти лет, до 2020 года, среднегодовой темп роста отрасли в России ожидается на уровне 6,3%, что выше общемировых темпов роста индустрии (4,4%), а к 2020 году выручка рынка досуга и развлечений составит уже $21,3 млрд.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ