В чью пользу перераспределяется автодилерский рынок Сибири?

Долгий путь

Продажи новых автомобилей в Сибирском федеральном округе упали в первом полугодии 2016 года почти на четверть, едва превысив границу в 35 тысяч машин. Это значительно больше, чем в среднем по России, где авторынок сократился лишь на 14%. Больше всего из регионов Сибири пострадали Омск (–40%) и Барнаул (–36%), в то время как оплотом стабильности стал Иркутск, где продажи уменьшились всего лишь на 4%. О том, как изменился расклад сил на авторынке Сибири, и в чью пользу — в материале «КС».

По итогам первого полугодия статус самого автомобильного города Сибири удержал
Новосибирск, на который пришлась пятая часть всех продаж по федеральному округу. Однако и в этом городе наблюдалось 20%-ное снижение объемов реализации в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, как, впрочем, и в Красноярске, также традиционно претендующем на первенство по продажам. Гораздо сильнее от кризиса пострадал Омск, где продажи упали на 40%. Не менее удручающие показатели наблюдаются и в Барнауле (–36%).33-04_1

Первая десятка

Состав Топ-10 самых популярных марок в Сибири по итогам первого полугодия демонстрирует тенденцию импортозамещения в действии. Так, лидером по продажам новых автомобилей в Сибири по-прежнему остается «АвтоВАЗ». В первом полугодии в Сибири было продано свыше 5700 «Лад». Однако темпы падения оказались выше, чем в среднем по рынку. Так, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объемы реализации Lada сократились на 37%, а в сравнении с аналогичным периодом 2014 года — и подавно на целых 51%. Такие результаты примечательны и с точки зрения того, что за последние два года дистрибуция «АвтоВАЗа» на территории Сибири перешла в руки казахской группы компаний «Бипэк Авто Азия Авто». Например, в Новосибирской области три из четырех действующих салонов Lada принадлежат именно казахстанскому игроку. Сможет ли он последовательно укреплять свои позиции или, наоборот, будет со временем уступать пальму первенства амбициозным иномаркам, в отрыве от рынка пока судить сложно. Вместе с тем среди городов Сибири лидерство в продажах «Лад» оформил именно Новосибирск, где осталась пятая часть всех проданных в округе автомобилей отечественного бренда. Следом за Новосибирском следуют Красноярск и Кемерово. Совсем печально выглядит для «АвтоВАЗа» картина в Иркутской области, где Lada оказалась только на 6-м месте, пропустив вперед УАЗ, Toyota, KIA, Renault и Hyundai.

Показательно, что второе место после «АвтоВАЗа» в рейтинге впервые занял другой отечественный производитель — УАЗ. Правда, точно оценить его темпы изменения доли рынка не представляется возможным, так как данные за предшествующие периоды отсутствуют, и говорить можно лишь об оценочных показателях, базирующихся на общей доли Сибирского региона в общероссийских продажах. Если рассматривать продажи в разрезе регионов, то в отличие от «Лады» рекордсменом по продажам УАЗов стала Иркутская область, на которую пришлась треть от совокупного объема. Показательна и эффективность работы дилеров: в Новосибирске усилиями четырех центров было реализовано в два раза меньше автомобилей, чем двумя иркутскими. Не удивительно, что именно по Иркутску УАЗу удалось стать самым популярным брендом по продажам новых автомобилей. Это и позволило обеспечить такие высокие результаты марке и в целом по СФО. На этом фоне результаты марки в Омске (8-е место) и Новосибирске (7-е место) выглядят уже не столь убедительно. Впрочем, потенциал роста, безусловно, есть и в них.

Третье место в «абсолютном зачете» и первое среди иномарок вновь вернула себе японская марка Toyota. Несмотря на закрытие салонов «СЛК-Моторс» в Новосибирске и Барнауле, Toyota показала скромное падение на треть, что позволило ей обойти ближайших конкурентов. Более того, лидерами среди городов Сибири по продажам Toyota стал не только Красноярск, но и уже упомянутый Новосибирск. Таким образом, московской компании «Автомир», которая успешно подхватила бренд Toyota в Новосибирске, удалось поспособствовать восстановлению позиции марки в регионе, хотя в целом по Новосибирску она пока лишь четвертая. В свою очередь Алтайский край оказался временно потерян для Toyota, и сроки появления официального дилера там пока неизвестны. Сам дистрибьютор от комментариев на эту тему также пока воздерживается.

С33-04_2о второго на четвертое место в рейтинге переместилась корейская марка Hyundai, упавшая в продажах на целых 41% и за год утратившая статус самого популярного бренда среди иномарок. Тем не менее в отдельных городах Сибири марка сохранила первое место. Например, в Новосибирске, на который пришлось 29% от общего объема продаж в округе (дилеры — самарская «Эксперт-Авто» и московский «Автомир»). На этом фоне отстают Томск и Кемерово, где корейский бренд находится лишь на 7-й строчке.
Следом за Hyundai идет партнерская ей компания KIA, объемы реализации которой в Сибири сократились на 33%. Хедлайнером выступает Кузбасс: в Кемерове корейский бренд силами компании «Юг-Моторс» занял 1-е место среди иномарок с минимальным падением в 2%. Стабильно держатся Новосибирск и Красноярск, в каждом из которых марку представляет по два дилера. А вот на Алтае KIA лишь 8-я. Впрочем, с учетом запуска в регионе нового официального дилера — компании «Барнаул Моторс» в дополнение к «Реал Моторс» — можно предполагать, что KIA усилит свои позиции в регионе. Особенно с учетом того, что владелец открывшегося барнаульского салона — «Арсенал ЛТД» — уже имеет успешный опыт работы с KIA в Томске, где по итогам рассматриваемого периода марка находится на 3-м месте.

Шестое место заняла японская компания Nissan, упавшая на 36% и потерявшая тем самым «прописку» в Топ-5. Львиная доля автомобилей марки (26%) «осела» в Новосибирске, где было реализовано в 2,5 раза больше машин, чем в соседнем Красноярске. Причина вполне проста и связана с закрытием одного из дилеров японской марки в Красноярске — компании «Титан Моторс», в то время как новосибирские дилеры марки работали в полную мощность. Достаточно слабы позиции Nissan в Томске, где марка, которую представляет в регионе группа компаний «Автосан», находится лишь на 10-м месте. Также низкие результаты по итогам полугодия показал Иркутск (9-е место), хотя ранее Nissan силами компании «Агат-Авто» был лидером продаж в области.

33-04_4Партнер Nissan по альянсу — французская Renault — на этот раз только седьмой (–7%). Пятая часть от общего объема была реализована в Новосибирске. Однако наилучшие показатели у марки в Барнауле, где она усилиями компании «Анкор» стала лидером среди иномарок. Не оценили марку Renault в Красноярске, где она располагается лишь на 7-м месте. Но в первую очередь это связано с уходом одного из дилеров марки — «Рено Центра Атлант». Впрочем, уже скоро марка может восстановить свое присутствие с учетом запуска второго салона компании «Сиалавто».

На 8-й строчке рейтинга расположился ГАЗ со своей коммерческой линейкой. Лучше всего бренд чувствует себя в Алтайском крае, где занимает 4-ю строчку (дилер — «АвтоцентрГАЗ Южный»). Усиления позиций марки стоит ждать и в Новосибирске с учетом появления в регионе еще одного официального дилера — «Нотускар», имеющего общих учредителей с действующим бессменным партнером бренда — компанией «Сармат».

33-04_5Следом в рейтинге располагается марка Chevrolet, оставившая в России только модель Niva, а также американскую линейку внедорожников. Впрочем, и этого компании вполне хватило, чтобы удержаться в Топ-10. Наибольшие продажи среди городов Сибири были зарегистрированы в Омске. А в Томске марке благодаря заслугам автоцентра «Сто Коней» и вообще удалось отстоять 5-е место в общем рейтинге, обогнав такие бренды, как Hyundai, Renault и Nissan.

Замыкает «десятку», как и годом ранее, немецкий Volkswagen (–21%). Выбор в пользу автомобилей этой марки сделали прежде всего в Красноярске и Томске, где она расположилась на 6-м месте в общем зачете.

Лидеры на фоне аутсайдеров

На фоне общего снижения продаж на 24% показать более скромное падение — уже достижение. А рост вопреки ситуации можно вообще считать своего рода триумфом. По результатам полугодия рекордсменами по росту продаж стали УАЗ, Ford (+57%), UzDaewoo (+91%), а также китайские марки Lifan (+75%), Brilliance (+36%) и Haima (+54%). В пользу УАЗа, как уже было сказано, сыграл тренд на импортозамещение, а также рост дилерской сети. В частности, многие из сибирских дилеров General Motors, выбирая новых партнеров после сворачивания присутствия концерна в России, остановили свой выбор именно на УАЗе.

В свою очередь успехи Ford можно отчасти связать с эффектом низкой базы в 2015 году, однако нельзя недооценивать тот факт, что марка предпринимает шаги к восстановлению своих позиций на рынке. Кроме того, за нее берутся новые партнеры, например, группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина в Новосибирске или ГК «Евразия-Моторс» в Омске, что также должно придать марке новый импульс в развитии.

Что касается роста марки UzDaewoo, то этот рывок можно считать последним, поскольку поставки в Россию автомобилей под этим брендом прекращаются, а единственный в России дистрибьютор марки в Воронеже попал под наблюдение. На смену UzDaewoo приходит бренд Ravon, дилерская сеть которого начинает расти в том числе и в Сибири.

Китайские производители в свою очередь традиционно показывают то бурный рост, то такое же бурное падение. Хотя в случае с Lifan, занявшим 11-ю строчку в общем рейтинге, стоит признать, что речь идет о плавном усилении присутствия марки в регионе. 9-е место по Новосибирску и 10-е по Кемерову могут служить подтверждением этого тезиса.

Премиум-сегмент

Производители и дилеры премиум- и люкс-сегментов автомобильного рынка традиционно говорят о том, что до них кризис доходит последним. И действительно, если ранее ситуация в этих сегментах выглядела более многообещающей, чем рынок в целом, то на этот раз падение и в их случае оказалось заметным. По итогам полугодия премиум-бренды потеряли в продажах в Сибири 26% к аналогичному периоду прошлого года и почти 50% к первому полугодию 2014 года.

33-04_3Первое место в сегменте занял японский Lexus, что вдвойне необычно, учитывая, что в первом полугодии марка одномоментно потеряла два важных для себя региона — Новосибирскую область и Алтайский край. Но даже это позволило ей обогнать бессменного лидера последних лет — Mercedes-benz — и забраться на пьедестал премиум-сегмента, хотя и с падением в 14%. Интересно и то, что 40% всех продаж марки в Сибири пришлись на Иркутск (дилер — «Иркут БКТ»), за которым с отставанием следуют Новокузнецк и Красноярск.

Второе место в рейтинге занял BMW. Баварской марке удалось нарастить продажи на 4% и опередить заклятого конкурента в лице Mercedes-benz. И это несмотря на потерю дилера в Кузбассе, вследствие чего марка сейчас не представлена в важном для себя регионе. Примечательно, что лидером по продажам стал Новосибирск, который ранее был одним из аутсайдеров среди других городов присутствия бренда. Официальным дилером марки в этом городе является красноярский «Медведь-Холдинг». Но при этом по объемам продаж родной для организации Красноярск оказался позади Новосибирска. Остальные города региона продемонстрировали более скромные показатели.

Бывший лидер рейтинга — Mercedes-benz — на этот раз лишь замыкает Топ-3. Несмотря на то что бренд сохранил первое место в своем сегменте в Барнауле, Иркутске и Омске, он продемонстрировал двукратное падение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Опору марки в Сибири обеспечивают официальные дилеры в Иркутске и Красноярске («Первая Автоколонна» и «Орион» соответственно), закончившие полугодие с практически равными результатами по продажам. В 2,5 раза меньше автомобилей, согласно данным АЕБ, было реализовано компанией «СТС-Автомобили» в Новосибирске, Томске и Кемерове. По сути, совокупный объем по всем трем указанным выше городам оказался эквивалентен Барнаулу и Омску. Впрочем, еще не вечер, и за второе полугодие у марки есть шансы выправить ситуацию в свою пользу.

На 4-й строчке располагается немецкая марка Audi, основную долю продаж которой делает Красноярск (дилер — ГК «Арсенал»). Остальные города на этом фоне смотрятся более тускло, а аутсайдером выглядит Новосибирск, где интересы бренда представляет ГК «МАКС Моторс». Как уже писал «КС», дистрибьютор Audi ранее изъял у дилера склад неоплаченных автомобилей.

Замыкает Топ-5 британский Land Rover. Марка удержала позиции по региону, несмотря на временный уход из Новосибирска, связанный с расторжением дилерского договора с «МАКС Моторс», а также непредставленностью в еще одном городе-миллионнике — Омске. Наиболее высокие результаты усилиями «Первой Автоколонны» показал Иркутск, однако его догоняет Красноярск, где в дополнение к действующему салону «Форпост» добавился «Вестминстер» группы компаний «Крепость».

Расстановка сил среди дилеров

«КС» составил традиционный рейтинг самых крупных автодилеров Сибири по результатам первого полугодия 2016 года. Критерием для ранжирования участников Топ-10 стала занимаемая дилером доля рынка в основном географическом регионе своего присутствия. Этот показатель считался на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении с учетом сегмента коммерческих автомобилей.

33-04_6Первые два места в рейтинге уже традиционно заняли алтайский «АНТ» Александра Поддубного с 30% рынка и омская «Евразия Моторс» Ильи Фридмана с 28%. Такие результаты дают обоим игрокам предпосылки для дальнейшего роста уже за пределами своих регионов. Так, «Евразия-Моторс» уже рассматривает для экспансии Новосибирскую область.

С 5-й на 3-ю строчку переместилась иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сибавтоцентр», «Сант и К»). Как известно, количество не всегда означает качество. Зато качественно подобранные в портфель бренды могут обеспечить отличный фундамент для дальнейшего роста. Именно этот тезис иллюстрируют высокие позиции дилера в рейтинге.

На четвертом месте расположился красноярский «Медведь-Холдинг» Николая Бякова, продолжающий как пополнение портфеля новыми брендами (в частности, Suzuki и Lada), так и экспансию за пределами родного Красноярского края.

Замыкает Топ-5 московский «Автомир», планомерно наращивающий в Новосибирске портфель своих брендов. Состоявшаяся несколько лет назад победа компании в тендере по бренду Toyota позволила ей, по мнению экспертов, вовремя снять сливки с рынка и обеспечить себе долгосрочную подушку безопасности на будущее. Впрочем, останавливаться на достигнутом возглавляемый Николаем Груздевым «Автомир» тоже не намерен. В ближайшее время ожидается запуск салона Skoda. Кроме того, компания принимает активное участие в переговорах сразу по нескольким брендам, ищущим себе новых партнеров в Новосибирске.

Шестую строчку занял томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал ЛТД») Николая Воронкова, в портфеле которого всего лишь три бренда — KIA, Chevrolet и Ford. Следом идет возглавляемая Фанией Сапожниковой кузбасская группа «Сибинпэкс», которая четко и планомерно продолжает усиливать свой портфель, в частности, за счет брендов Renault и Skoda.

На восьмой позиции обосновалась томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека. За ней следуют новосибирские предприятия группы компаний «Самара Авто» («Эксперт НСК», «Эксперт Авто», «НСК Авто»), а замыкает Топ-10 красноярская группа компаний «Крепость» Александра Кангуна.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ