Спрос на платное ТВ растет, но старый добрый эфир хоронить пока рано

Популярность платного ТВ продолжает расти: спрос на услугу есть, и предложений более чем достаточно со стороны как традиционных вещателей, так и интернет-провайдеров, проводных и беспроводных. Стоит ли ждать передела рынка или замены традиционной абонентской платы на что-то новое? Вытеснит ли цифровое ТВ старый добрый «голубой экран» полностью или само потеснится под натиском технологий предоставления видеоуслуг через Интернет (OTT)? Специально для «КС» эти вопросы постарались раскрыть эксперты и участники рынка.

Рост есть — и это без вариантов

По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», число абонентов платного ТВ в России по итогам II квартала 2016 года выросло на 0,8% — до 40,5 млн, проникновение услуги составило 73%. II квартал традиционно характеризуется снижением активности пользователей в связи с сезоном отпусков — как следствие, во II квартале прирост числа абонентов составил 310 тыс. против 430 тыс. кварталом ранее. Выручка операторов по сравнению с I кварталом 2016 года увеличилась на 1,4% — до 18,0 млрд руб. Средний доход на одного абонента (ARPU) в целом по рынку вырос на 1 рубль и составил 149 рублей.

Позитивно оценивают перспективы роста рынка и сами операторы. По словам генерального директора ТТК Западная Сибирь Александра Соловьева, рынок платного телевидения сегодня развивается более высокими темпами, чем рынок широкополосного доступа (ШПД) в Интернет: «За последний год рынок платного ТВ Западной Сибири, по нашей оценке, вырос на 11,7% по сравнению с ростом рынка ШПД в 2%. Доля же аналогового кабельного ТВ в структуре платного телевидения постепенно снижается, абоненты постепенно переходят с аналогового на цифровой сигнал. В пользу этого говорят, например, следующие цифры: доля пользователей IPTV от общего числа ТВ-абонентов ТТК-Западная Сибирь на начало прошлого года составляла 9%, а сегодня уже 13%. В целом цифровое телевидение, особенно IPTV, будет основным драйвером в ближайшие годы, о чем говорит небольшое проникновение услуги на данный момент и высокие темпы роста». Он также отметил, что до конца года ТТК Западная Сибирь планирует увеличить клиентскую базу платного ТВ еще на 3,1%.

С тем, что рынок платного телевидения, безусловно, растет и представляет интерес для телеком-операторов, согласен и директор по проектам кузбасской компании «Е-Лайт-Телеком» (бренд Good Line) Константин Усачев. По его словам, в последнее время темпы роста аналогового кабельного телевидения и IPTV немного спали, однако их компенсируют OTT-сервисы (предоставление видеоуслуг через Интернет) и цифровое кабельное телевидение.

Разделяет эту точку зрения и директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук: рынок платного ТВ следует давно закрепившимуся тренду и продолжает расти, при этом превалирующую долю новых подключений имеют услуги именно цифрового ТВ: «За первое полугодие 2016 года соотношение долей цифрового и аналогового ТВ изменилось на 7% в сторону первого». По его словам, тенденции спроса по сути формируют сами операторы в неразрывной связке с производителями ТВ-девайсов, делая тот или иной продукт более привлекательным на фоне других аналогов. «Безусловно, все операторы на текущий момент определяют для себя самым прибыльным сегментом цифровое интерактивное кабельное телевидение: направляют инвестиции в разработку программного обеспечения (ПО) и многофункциональных консолей, запускают различные маркетинговые акции с правообладателями, меняют подходы к пакетированию ТВ-каналов, находят новые интегрированные решения», — поясняет Александр Соловенчук.

tab_TV_1Самой массовой и популярной формой оплаты телеканалов остается абонплата с разными вариантами пакетов, самый привычный и понятный вариант как для операторов, так и для абонентов. Эфирные каналы и мультиплексы предпочитают «рекламную» модель. «С развитием различных форм монетизации телевидения у потребителя появляется выбор — смотреть каналы с большим количеством рекламы или, условно, «более дорогие телеканалы» с минимумом рекламы, за возможность вещания которых платит оператор, — высказывается коммерческий директор «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев. — Остальные варианты: «подписка на время», «пробный доступ» и другие — не что иное, как ассортимент дополнительных услуг провайдера».

Что касается дополнительных сервисов (сегмент VAS), то, по словам Александра Соловьева, сейчас это направление развито в России значительно слабее, чем в Западной Европе или США: всего 5–10% от уровня спроса на IPTV. «В настоящее время наиболее рабочая модель монетизации — прямая продажа контента в хорошем качестве, в основном речь идет об онлайн-кинотеатрах. В целом отмечается тенденция на рост спроса на платные сервисы, чему способствует рост культуры потребления платного контента, активно подпитываемый продукцией Apple», — поясняет Александр Соловьев.

Сибирская специфика

У сибирского рынка платного ТВ есть ряд особенностей, отличающих его от общероссийского и международного рынков. В частности, по наблюдениям Александра Соловенчука, в настоящее время в России, как и в во многих других странах, набирает популярность услуга «Мультискрин», которую сейчас внедряет большинство лидирующих телеком-операторов. И рост проникновения смартфонов тесно связан с данной услугой. Но в некоторых сибирских регионах, в том числе и тех, где доля проникновения смартфонов наиболее высока (например, в Норильском промышленном районе), услуга «Мультискрин» не получила должного отклика. Причиной этому Александр Соловенчук называет отсутствие надежного и доступного широкополосного доступа в Интернет, который, в частности, в северных регионах доступен только через спутниковый канал.

Еще одной особенностью абонентов Сибири в сравнении с абонентами других регионов России представитель МТС назвал высокий процент проникновения дополнительных ТВ-пакетов: «Эта отличительная особенность в первую очередь сгенерирована маркетинговой активностью в 2013–2015 гг., когда доля цифрового кабельного ТВ переживала активный рост. Абонент получил возможность со значительной экономией подключать сразу несколько ТВ-пакетов разных тематик. Также повлияло и распространение услуги «Мультирум», позволяющей клиенту платить абонентскую плату только за базовый пакет на втором и последующем ТВ-приемнике, при этом получая доступ к полному контенту ТВ-пакетов, которые подключены на первом «основном» устройстве».

С тем, что у Сибири есть региональная специфика с точки зрения развития рынка платного ТВ, согласны и другие участники. «Конечно, у Сибири есть свои особенности, — говорит Сергей Вепренцев. — Например, в Москве HD-телевидение не вещает разве что из утюга. А у нас же, в Сибири, HDТV — это один из драйверов роста телевидения на фоне растущего спроса на телевизоры, позволяющие пользоваться этой услугой. Так как основной контент все же сформирован для жителей столицы, то мы уже привыкли к тому, что из-за разницы в часовых поясах вынуждены смотреть трансляции в повторе. Эта ситуация стимулирует спрос абонентов на такие услуги, как запись или архив телепередач. Особой популярностью у жителей Сибири пользуются каналы местного регионального вещания, национальные каналы. Первое объясняется тем, что людям интересно и крайне важно узнавать о том, что происходит рядом с ними, а не глобально в стране или мире. Второе — наличием большого количества национальностей на территории региона».

«Голубой экран» еще поживет

Некоторое время назад эксперты агентства J’son & Partners назвали дату окончательной смерти аналогового ТВ, о чем «КС» уже писал ранее. Мнения самих ТВ-операторов в этом вопросе несколько разошлись, кто-то разделяет точку зрения агентства, кто-то не совсем. Многие считают, что традиционное ТВ, несмотря на его постепенное угасание, хоронить рано, но и оно должно в скором времени измениться. «Чтобы удержать аудиторию, операторы станут развивать форматы HD, 4K, то есть предоставлять телевидение, для которого требуется высокоскоростная передача данных, чтобы быть конкурентными и с Интернетом, и с эфирными антеннами, — говорит Сергей Вепренцев. — Понятие «прайм-тайм» должно будет исчезнуть. Люди будут смотреть по запросу, выбирать то, что им хочется посмотреть в свободное время, а не то, что в этот момент транслируется по ТВ. За исключением новостей и прямых спортивных трансляций, так как желающих посмотреть их минута в минуту всегда будет великое множество».

По его наблюдениям, рынок телевидения сегодня испытывает очень мощное давление со стороны Интернета, интернет-игроков, производителей телевизоров, планшетов. У потребителя появилось множество гаджетов, которые позволяют утолить спрос на просмотр видео. Тогда почему услуга телевидения все еще жива? «Есть еще огромное количество обычных телевизоров, которые до сих пор стоят в квартирах на тумбочках, а раз они стоят, значит, их нужно смотреть. Но в перспективе у телевидения та же судьба, что и у городских телефонных станций (ГТС) — в текущем виде оно будет «умирать». Спад будет идти гораздо более медленными темпами, потому что привычка смотреть ТВ пока еще слишком сильна, — прогнозирует собеседник «КС». — В перспективе ближайших трех лет кардинальных изменений рынка ТВ не предвидится, но уже подрастает поколение, которое будет отказываться от классического ТВ, так же как мы с появлением мобильных телефонов в свое время ушли от услуги ГТС».

Как констатирует директор  по работе с массовым сегментом макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Александр Бойкиня, меняется парадигма телесмотрения, т.е. «продвинутого» пользователя уже не устраивает линейное ТВ вещание, по заранее определенной кем-то программе передач. «Он сам способен и готов формировать свой досуг, в том числе определяя что и когда смотреть. Именно поэтому в ближайшей перспективе расти будет ТВ с интерактивными способностями. При этом нельзя забывать и о российских особенностях, а именно обширная география страны,  Например, Иркутская область по площади больше, чем Германия, Италия и Швейцария вместе взятые. И соответственно есть сложности в доведении цифровых технологий до каждого жителя страны», ─ отмечает Александр Бойкиня.

tab_TV_2В свою очередь Александр Соловьев считает, что рассматриваемый вопрос достаточно спорный. Он напоминает, что аналитики консалтинговых агентств уже шесть лет говорят об угасании популярности аналогового вещания ввиду федеральной целевой программы развития. Однако аналоговое телевидение продолжает приносить операторам стабильные доходы, особенно в малых городах, где недорогая услуга с отсутствием необходимости покупки дорогостоящего оконечного оборудования более востребована, чем IPTV. По мнению Александра Соловьева, в ближайшие три года аналоговое телевидение постепенно уступит место «цифре», но не исчезнет, а видоизменится, как это произошло с радиовещанием. Наша страна слишком большая для полного перехода на «цифру» за столь короткий срок». По его словам, количество абонентов IPTV за год выросло на 19%, а абонентов аналогового ТВ — лишь на 2%, но в то же время у аналогового вещания есть несомненный плюс в работе: клиенты, пользующиеся пакетом с аналоговым ТВ и доступом в Интернет, имеют значительно меньшие показатели оттока базы, чем у пользователей, пользующихся только доступом в Интернет.

«Сомневаюсь, что в обозримом будущем эфирное телевидение в России умрет, — высказывается Константин Усачев. — На настоящий момент парк современных телевизоров, принимающих «эфирную цифру», не превышает 40%. Полный переход на «цифру» возможен только с принудительным отключением эфирного телевидения. По нашим данным, основная масса вторых телевизоров, которые установлены на кухнях и в спальнях, не принимает цифровое телевидение. А о планах бесплатно раздавать ТВ-приставки, которые могли бы решить эту проблему, пока никто не заявлял».

Иначе считает руководитель службы маркетинговых коммуникаций «Новотелекома» Дмитрий Мишин. По его мнению, прогнозы более чем обоснованы, но произойдет ли это к 2018–2020 году, зависит не в последнюю очередь от общей экономической ситуации — будут ли платное ТВ и оборудование для его просмотра доступными массовому потребителю.

Кроме того, стоит отметить, что по данным опроса, которые недавно провели «Сибирские Сети», порядка 50% телевизоров у потребителей не имеют даже HDMI-разъема для подключения такой приставки. «Здесь прямо пропорциональная зависимость. Пока телевизоров мало, они дорогие, а удешевление производится только на массе. Как следствие, раз телевизоров мало, то мало каналов в формате 4К, так как недостаточно телезрителей. Для просмотра приходится иметь современный телевизор или приставку», — добавляет Сергей Вепренцев.

Поглотят ли провайдеры вещателей?

Основная доля новых подключений, по данным TMT-Consulting, за последний квартал пришлась на технологию IPTV — целых 72%. Уже третий квартал подряд эта технология опережает спутниковое ТВ по росту не только в относительных, но и в абсолютных показателях.

Получается, что основная роль в приросте платного ТВ все больше переходит к интернет-провайдерам, которым очень нужно поднимать ARPU в связи с постоянным снижением цены на базовую услугу — доступ в Интернет. Не приведет ли это к тому, что они со временем полностью займут рынок, вытеснив с него традиционные «чисто телевизионные» компании или поглотив их?

Александр Соловьев с такой перспективой отчасти соглашается: «Пакет услуг — это скидки и удобство для абонентов, с одной стороны, и стабильная клиентская база с дополнительным доходом для оператора — с другой. Именно интернет-провайдеры выводят данные услуги на новый уровень, предлагая их своим абонентам». Сейчас, когда все больше услуг связи продается в «пакетном» варианте, это дает провайдерам преимущество. Но абсолютного захвата рынка ждать не стоит, особенно в Сибири: «Спутниковое ТВ является единственной альтернативой для «технологически сложных» районов развертывания сети ШПД, и это единственный драйвер роста для таких операторов. Именно за счет него «чисто телевизионные» поставщики и будут жить до определенной поры». Разделяет эту точку зрения и Дмитрий Мишин, по мнению которого, в среднесрочной перспективе операторы спутникового ТВ в любом случае останутся. Ведь они востребованы там, где крупные интернет-провайдеры не предоставляют свои услуги — например, в частном секторе.

В свою очередь Сергей Вепренцев обращает внимание на то, что Интернет становится ключевым драйвером роста телекоммуникационного рынка. Именно телевидение сегодня подстраивается под Интернет, а не наоборот. «Поэтому у провайдеров, предоставляющих только услуги телевидения, есть, по сути, два пути развития: быть поглощенными крупным игроком или самим начинать предлагать услуги ШПД», — дает свою оценку Сергей Вепренцев.

С тем, что телевидение не стоит на месте, согласен и Константин Усачев. По его словам, уже сейчас внедряются дополнительные услуги, которые практически не реализуемы без обратной связи от приемника телевидения — телевизора или приставки. «Это пауза в телеэфире, перемотка, просмотр уже прошедших телепрограмм и другие. Вчерашние операторы, которые предоставляли аналоговое телевидение, уже сегодня модернизируют свои услуги, чтобы не остаться за бортом рынка», — высказывается Константин Усачев.

OTT — пока все в ожидании

ОТТ — это относительно новая технология, позволяющая перевести телевидение в новый формат: без привязки к оператору с помощью кабеля. То есть, подписавшись на эту услугу, можно смотреть заказанный контент из любой точки мира, OTT — это продажа не канала связи, а его содержимого. Как и где клиент этим содержимым воспользуется, решать только ему. О развитии данной технологии в России говорят уже давно — как она может повлиять на расклад рынка платного ТВ?

«Это то, что может перевернуть рынок телевидения кардинально — могут появиться новые игроки на рынке, которые не являются классическими провайдерами, — считает Сергей Вепренцев. — Рынок сейчас находится в переломной стадии, векторов развития миллионы. Но какой вектор в итоге верный — непонятно, куда уйдет рынок — непонятно. Нужно постоянно быть начеку».

«Сегмент рынка ОТТ будет расти, и расти быстро. К сожалению, сегмент OTT на данный момент практически незаметен. И, с моей точки зрения, неоправданно, — высказывается Константин Усачев. — Уверен, что хороший OTT-оператор способен вывести небольшого оператора связи на новый уровень. Однако дальнейшее развитие будет осложнено тем, что небольших операторов становится с каждым днем меньше. А крупным операторам чужой OTT неинтересен, поскольку деньги абонентов должны оставаться в компании».

Иначе настроен по отношении к перспективам OTT Александр Соловьев. Он напоминает, что споры об эффективности ОТТ идут уже несколько лет, и у рассматриваемой технологии есть как плюсы, так и минусы. Поэтому и основные игроки рынка пока находятся в стадии тестового развертывания услуги и изучения спроса.

«Тот, кто даст клиенту продукт, которым удобно пользоваться, через который можно получить нужный здесь и сейчас контент – это и будет лидер будущего рынка», ─ резюмирует Александр Бойкиня.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу телекоммуникационного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ