Смарт-сити: «Я поведу тебя в музей…»

«КС» продолжает серию публикаций, посвященных современным технологиям «умных городов». Сегодня в центре нашего внимания сфера культуры, а именно музеи регионов Сибири. Как живут музеи в цифровую эпоху, стало ли искусство более доступным благодаря интерактивным технологиям, готовы ли сотрудники музеев к виртуальному диалогу со своими посетителями? Мы задались целью определить уровень информатизации в этой сфере и составили цифровой рейтинг музеев Сибири. Для анализа мы выбрали сайты музеев изобразительных искусств — пожалуй, самых распространенных и популярных заведений такого формата в мире.

В понимании многих людей музеи ассоциируются с чем-то архаичным, отжившим. Однако цифровые технологии в корне меняют сложившийся стереотип. Современный мир предъявляет к музеям новые требования. Для того чтобы им отвечать, музеи должны постоянно искать новые формы коммуникации с посетителями. Огромную роль здесь играют информационные технологии. Благодаря им музеи становятся более востребованными, потому что предлагают совершенно иной, современный, динамичный и увлекательный формат, нежели традиционная музейная экспозиция. Современный музей — это не только хранилище, это еще и центр развлечений и СМИ.

«КС» решил проверить, насколько сайты музеев крупнейших сибирских городов отвечают современным стандартам и в полной ли мере они могут удовлетворить потребности своих виртуальных посетителей? Чтобы это понять, отправимся в тур по их интернет-сайтам и выясним, какие электронные возможности предлагаются посетителям.

Оценивать технологичность музейных сайтов мы решили по шести критериям. Прежде всего нас интересует наличие виртуальных экскурсий. Это 3D-панорамы, благодаря которым можно получить представление об экспозиции музея дистанционно.

Следующий критерий — возможность подать заявку на экскурсию через сайт. Также будем обращать внимание на наличие форм обратной связи (окна для предложений и замечаний, анкеты, гостевые книги), так как эта функция обеспечивает удобное общение посетителей с администрацией музеев. Для большинства сайтов досуговой индустрии заказ и покупка билетов через Интернет стали уже нормой. Проверим, есть ли такая услуга на сайтах музеев, попавших в поле нашего зрения. Пятый критерий — возможность подписаться на новости, анонсы музея. Наличие этого сервиса направлено прежде всего на установление долгосрочного контакта с заинтересованной аудиторией и поддержание ее интереса. И наконец, для удобства иностранных туристов сайт музея должен быть мультиязычным. Проверим, есть ли у сибирских музеев версии на иностранных языках. По каждому из шести критериев мы присуждаем максимум 2 балла. Следовательно, суммарная наивысшая оценка рейтинга — 12 баллов.

Итак, мы приглашаем вас в экспресс-тур по интернет-страницам художественных музеев Сибири. Наш материал мы выстроили по принципу «от лидеров к аутсайдерам».


Красноярский край — 1-е место, 9 баллов

Красноярский крайСайт Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова занял 1-е место в нашем рейтинге. Он может служить прекрасным образцом открытости и технологичности. Посетителям предоставляется возможность совершить виртуальный тур по музею на основе 3D-панорамной съемки. В разделе «Коллекции» можноознакомиться с экспонатами музея, рассмотрев картины буквально в деталях, что говорит о высоком качестве цифровых изображений. «Подписаться на афишу событий» посетителям предлагается уже на главной странице сайта. В разделе «Ваше мнение» можно заполнить анкету, оценив качество работы музея, а также выразить свои пожелания и замечания. Есть также возможность оформить заказ на групповую экскурсию, лекцию и музейный урок. Хуже обстоят дела с дистанционным приобретением билетов. Хотя на главной странице сайта и присутствует кнопка «Заказать билеты», но переход по ней позволяет подать заявки только на групповые мероприятия — экскурсии, лекции, уроки. Заказ билетов на индивидуальное посещение, к сожалению, оказался недоступен, что позволяет присудить лишь один балл из двух.

Кроме того, информация сайта дается только на русском языке, что ограничивает возможности для иностранных посетителей. Таким образом, по двум последнимкритериям рейтинга Красноярский край теряет баллы, набирая 9 из 12 возможных.

Алтайский край — 2-е место, 8 баллов

Алтайский крайВторое место в рейтинге «КС» занимает Государственный художественный музей Алтайского края. Виртуального тура по залам сайт музея не предлагает, но зато есть некоторые аналоги этой функции. Это, например, раздел «Видеогалерея» с фильмами о художественных произведениях музея. Кроме того, в разделе «Коллекции» приведены электронные репродукции картин, а также информация о них. За наличие таких возможностей виртуального посещения присуждаем алтайскому музею 1 балл.

Весьма неплохо развита на сайте функция заказа экскурсий. Справа по центру экрана есть соответствующая форма заявки с возможностью прикрепить документы, дающиеправо на льготное посещение. А вот отдельной формы обратной связи нет, присутствует лишь кнопка «Напишите нам» в «шапке» сайта — возможность отправить e-mail.

Впрочем, ситуацию несколько спасает наличие небольшого интерактивного опроса на главной странице. Благодаря ему музей получает 1 балл по данному критерию.
Никаких признаков онлайн-заказа билетов на сайте найти не удалось, поэтому данный показатель не приносит в актив Алтайского края ни одного очка. И, напротив, все вполне благополучно с подпиской на музейные новости — соответствующую форму легко найти на главной странице сайта. Стоит также отметить, что сайт имеет полноценную англоязычную версию. Присуждаем за нее максимальные 2 балла и получаем в итоге суммарную оценку 8 из 12.

Новосибирская область — 3-е место, 6 баллов

Новосибирская областьСимпатичный на вид сайт Новосибирского государственного художественного музея, к сожалению, сильно проигрывает своим конкурентам в части виртуальных экскурсий. Их просто нет, как и каких-либо альтернатив.

Хорошо, что хотя бы заявку на экскурсионное посещение музея можно подать онлайн. Надлежащая форма на сайте доступна всем желающим. Правда, разработчики явно перестарались с защитой от ботов — прохождение бот-фильтра занимает едва ли не больше времени, чем заполнение самой формы. Из прочего интерактива на сайте есть страница обратной связи «Опрос о качестве обслуживания». Это анкета с возможностью выбрать один из предложенных вариантов ответа. Кроме того, на сайте
можно легко оформить подписку на новости музея.

Пиктограмма с кредитной картой и надписью «Дополнительные услуги» подарила надежду на онлайн-покупку билетов. Но клик по ней почему-то привел в архив новостей музея за текущий год. Нет на сайте и англоязычной версии. В итоге Новосибирская область получает 6 баллов, набрав по 2 балла за функции заказа экскурсий, обратной связи и подписки на новости.

Республика Бурятия — 3-е место, 6 баллов

БурятияНа сайте Национального музея Республики Бурятии посетителям предлагается совершить сразунесколько 3D-туров, в том числе по экспозиции входящего в его состав Республиканского художественного музея им. Ц. С. Сампилова. Кроме того, в разделе «Коллекции музея» представлены цифровые изображения художественных произведений с аннотациями. За возможность дистанционно получить представление о коллекции произведений бурятского музея мы присуждаем 2 балла.

Кнопка «Заказать экскурсию» находится в шапке сайта. Заполняя форму онлайн-заявки, можно указать желаемую дату и время посещения, а также выразить
индивидуальные пожелания по проведению экскурсии. По этому критерию музей тоже получает вполне заслуженные 2 балла.

О внимательном отношении музея к своим посетителям свидетельствуют целых две интерактивных формы обратной связи. Это, собственно, «Обратная связь», позволяющая отправить сообщение прямо с сайта, а также «Ваше предложение» — имеется в виду предложение по улучшению качества услуг. Обе кнопки также вынесены в шапку сайта и всегда находятся в поле зрения посетителя. Еще 2 балла в копилку бурятского музея!

А вот сервиса онлайн-заказа билетов, а также подписки на новости музея и поддержки иностранных языков, к сожалению, найти не удалось. Поэтому суммарная оценка сайта — 6 баллов.

Томская область — 4-е место, 4 балла

Томская областьРаздел «Виртуальный тур» на сайте Томского областного художественного музея на момент составления обзора находился в стадии разработки. Однако вполне достойным его заменителем можно считать «Путеводитель по залам и фондам». Благодаря иллюстрациям, аннотациям и схемам можно получить детальное представление о постоянных экспозициях музея. Кроме того, фото картин и скульптур на сайте музея представлены в разделах «Постоянная экспозиция» и «Виртуальные выставки». Итого ставим сайту по критерию виртуальных экспозиций 2 балла в надежде, что раздел «Виртуальный тур» все же заработает.

Что касается пожеланий и предложений, то их посетители сайта могут оставить в «Книге отзывов». Вызывает уважение специальный раздел «Опросы», в котором посетителям предлагается ответить на вопросы анкет, а также дать оценку сайту. Максимальные 2 балла по критерию обратной связи!
Функций по онлайн-заказу экскурсий, билетов, а также по подписке на новости найти не удалось. Также отсутствуют версии сайта на иностранных языках. В целом сайт производит очень хорошее впечатление, и вполне возможно, учитывая внимательное отношение музея к мнению своих посетителей, отмеченные недостатки будут в скором времени устранены. А пока — 4 балла.

Республика Тыва — 4-е место, 4 балла


Поскольку в Республике Тыва нет отдельного художественного музея, берем для анализа сайт Национального музея имени Алдан-Маадыр, так как в состав его основного фонда входит коллекция «Живопись и графика».
Ознакомиться с экспонатами коллекции можно, сидя в домашнем кресле, с помощью виртуальной экскурсии. По данному критерию музей по праву получает максимальные 2 очка. Столько же приносит в актив Тывы интерактивная форма, с помощью которой можно подать электронную заявку на экскурсию.
Жаль, что на сайте нельзя заказать билеты в музей, а также подписаться на его новости. Не удалось найти и какую-либо форму обратной связи. К тому же прямо вовремя нашего тестирования сайт музея стал недоступен. В итоге — 4 балла.

Республика Алтай — 5-е место, 3 балла

Республика АлтайВ фондах Национального музея имени А. В. Анохина хранится весь спектр предметов культуры народов Республики Алтай, в том числе и произведения изобразительного искусства.

Уже на главной странице сайта нам предлагают совершить виртуальный тур по музею, в том числе посмотреть экспозицию «Изобразительное искусство». С помощью удобного визуального меню практически сразу попадаем в нужный отдел музея и, легко управляя мышкой, переходим из зала в зал, любуясь произведениями алтайских художников. 3D-тур работает безупречно — ставим заслуженные 2 балла по этому критерию.

Однако на этом исследуемые нами интерактивные возможности заканчиваются. На сайте не оказалось ни онлайн-заказа экскурсий, ни функции приобретения билетов, ни иноязычных версий сайта. Разве что кнопку «Оценка качества обслуживания» можно засчитать за функцию обратной связи. Хотя переводит она нас на «Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях».
Администрация музея решила реализовать этот сервис, используя сторонний сайт. Тем не менее за саму возможность присуждаем 1 балл, а суммарная оценка сайта регионального музея составляет 3 балла.

Забайкальский край — 5-е место, 3 балла

Забайкальский крайВ Забайкальском крае объектом нашего внимания стал сайт Музейно-выставочного центра. Согласно размещенной на нем информации, именно он в результате проведенной в 2009 году реорганизации стал преемником краевого художественного музея.

Из интересующего нас функционала на сайте музея есть только подписка на новости. Правда, найти ее удалось только в ленте новостей. Гораздо привычнее видеть этот сервис в виде отдельной кнопки на стартовой странице. Тем не менее за наличие такой функции присуждаем 2 балла.

В разделе «Обратная связь» не предусмотрено никакой интерактивной формы, приводится только электронный адрес музея, по которому предлагается направлять свои «отклики, критику и предложения». За такое желание быть в контакте со своими посетителями выставляем музею Забайкалья еще 1 балл. Стоит также отметить, что забайкальский сайт оказался единственным, где обнаружился функционал личного кабинета. Однако воспользоваться им не удалось, ссылка для его активации на e-mail так и не пришла. Итого лишь 3 балла из 12 возможных.

Омская область — 6-е место, 2 балла

Омская областьСайт Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, несмотря на замечательную 3D-экскурсию, занимает только шестое место в нашем рейтинге. По результатам теста удалось присудить музею только два балла за виртуальный тур с аудиосопровождением по экспозиции Врубелевского корпуса. Жаль, что сайт пока не предлагает своим посетителям прочие исследуемые нами возможности. По крайней мере найти их не удалось.

Иркутская область — 6-е место, 2 балла

Иркутская областьИркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева также не содержит на своем сайте большинства интерактивных функций, оцениваемых в рейтинге. Он предлагает своим виртуальным посетителям лишь фото экспонатов с описанием, что в сравнении с лучшими образцами нашего рейтинга выглядит довольно скромно, на 1 балл. Но при этом сайт имеет англоязычную версию. Правда, в отличие, например, от барнаульского музея, здесь на английский переведена лишь небольшая часть имеющейся информации. Следовательно, по этому критерию опять присуждаем лишь 1 балл, получая суммарные 2 балла в итоге.

Кемеровская область, Республика Хакасия — 7-е место, 1 балл

Кемеровская областьСайты художественных музеев этих двух регионов разделили между собой седьмое,
последнее место в нашем рейтинге, получив всего по 1 баллу.

Сайт Кемеровского областного музея изобразительных искусств хотя и предлагает своим посетителям раздел «Виртуальные выставки», но это только электронные репродукции экспонатов. На полноценный виртуальный тур они, конечно, не тянут. Тем не менее сайт позволяет дистанционно ознакомиться с коллекцией музея и заслуживает присуждения хотя бы одного балла.

ХакассияСайт Абаканской картинной галереи — единственного художественного музея в Республике Хакасии — тоже не балует своих посетителей виртуальными турами. Получить представление о музейной коллекции можно только на основе цифровых изображений картин. Поэтому оценка аналогичная — всего 1 балл.

По остальным критериям оценивать оказалось просто нечего. Ни электронного бланка для заказа экскурсий, ни формы обратной связи, ни сервиса для онлайн-покупки билетов, ни подписки на новости, ни англоязычных версий на сайтах этих музеев нам найти не удалось.

32-07tabРезюме

Итак, подведем итоги нашего рейтинга в виде таблицы. Первую строчку в ней занимает Красноярский край с сайтом Художественного музея имени В. И. Сурикова, набравший максимальное число баллов — 9. Второе место, с отрывом от лидера в 1 балл, занял Государственный художественный музей Алтайского края. Третье место разделили между собой сайты художественных музеев двух регионов: Новосибирской области и Республики Бурятии, набрав по 6 баллов. Поздравляем лидеров и надеемся, что итоги рейтинга «КС» послужат для большинства музеев своеобразным стимулом к совершенствованию и расширению возможностей своих виртуальных представительств. Ведь чем больше музей открывается, тем больше он привлекает к себе посетителей.

Мировые тренды

На основании информации из открытых источников «КС» проанализировал мировой опыт ИТ-решений для музеев. Сегодня можно говорить о нескольких основных трендах в этой сфере. Во-первых, становится очевидно, что музейные веб-сайты близки к исчерпанию своего интерактивного потенциала. Практически все ведущие музеи, будь то Лувр, Британский музей, нью-йоркский The Metropolitan Museum of Art или санкт-петербургский Эрмитаж, имеют на своих сайтах примерно одинаковый устоявшийся набор функций. В их число входят, например, виртуальное знакомство с коллекцией, аудиогид, форма обратной связи, мультимедиа-контент, заказ билетов, календарь мероприятий, а также личный кабинет, позволяющий сохранять информацию об экспонатах и экскурсионных маршрутах. Многое из этого имеется и на сайтах сибирских музеев, хотя зачастую в усеченном виде. Тем не менее сколько-нибудь значительного пространства для создания нового пользовательского опыта тут, вероятно, уже нет.

Другой тренд связан с развитием мобильных технологий. Большинство мировых музеев уже обзавелись собственными мобильными приложениями. Как правило, они повторяют функции сайтов, но пользоваться ими со смартфонов и планшетов несравненно удобнее. Разновидностью мобильного тренда являются универсальные платформы-приложения, которые объединяют в себе мультимедийные путеводители по множеству разных музеев (таково, например, izi.Travel). Принцип действия тут прост: требуется установить приложение, выбрать в меню нужный музей и надеть наушники. Полученный таким образом персональный гид проведет для вас экскурсию по экспозиции.

Примечательно, что в меню таких приложений можно найти и ряд сибирских музеев. Правда, не все из них сообщают об этом, по крайней мере на своих сайтах.

Еще один тренд продолжает линию мобильных приложений, но на принципиально новом уровне. Речь идет о технологии дополненной реальности. Она позволяет получить на экране гаджета дополнительную информацию об экспонате — интересные факты, видео, пояснения. Более того, приложение может дополнить предмет различными деталями — например, «дорисовать» утраченные части старинной скульптуры или показать первоначальные эскизы какого-либо шедевра. Все, что для этого нужно — просто навести смартфон или планшет на экспонат. В результате посещение музея становится поистине захватывающим занятием. Так, в рамках одного из подобных проектов посетители древнеримского города Помпеи могли увидеть не только реконструированные древние здания, но даже римлян рядом с ними. В России музейные технологии дополненной реальности пока не получили широкого применения, хотя некоторые разработки уже имеются. Например, одна из них, «Смарт-Гид», была создана в Академпарке и недавно презентована на новосибирском форуме «Городские технологии».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Гоков, генеральный директор «AT Consulting Восток»:

— Я бы выделил два вектора применения цифровых технологий в музеях — внешний и внутренний. Оба они одинаково важны. Первый из них, собственно, нашел отражение в построенном «КС» рейтинге. Это онлайн-вектор, когда музей как бы выходит вовне за пределы собственных залов, открываясь всему миру в интернет-пространстве. Идеал тут — создание виртуальной копии, дающей нам возможность, никуда не ходя, побывать в музее. Музей сам приходит к нам через Интернет. И в такой виртуализации, бесспорно, масса плюсов. Например, не секрет, что зачастую не все экспонаты музея доступны для просмотра — какие-то находятся на реставрации, какие-то «на гастролях». В случае с виртуальным музеем таких проблем нет — мы видим все и сразу.

С другой стороны, музей немыслим без посетителей. Ведь это не склад для хранения экспонатов, это место культурного досуга и отдыха. И надо признать, что как часть досуговой инфраструктуры музей традиционно проигрывает по популярности другим ее элементам — театрам, кинозалам, концертным площадкам. Это так, поскольку в этой сфере важны эмоциональные впечатления. Могут ли цифровые технологии привнести их в музей, а заодно привлечь в музей новых посетителей? Бесспорно. В мире с этой задачей успешно справляются, используя потенциал дополненной и виртуальной реальности, голографии, интерактивной геймификации. Причем для молодого поколения такой способ взаимодействия с музейным контентом будет вполне органичным, ведь оно привыкло воспринимать реальность сквозь цифровую оптику мобильных гаджетов.

Думаю, в подобных вовлекающих интерактивных технологиях содержится огромный потенциал для наших музеев. Причем эффект в итоге окажется разноплановым, ведь музеи — это не только досуг, но и образование, и воспитание, в том числе патриотическое. Это еще и важная часть туриндустрии, и если мы хотим добиться импортозамещения в этой сфере, развивая внутренний туризм, без радикальной технологической модернизации региональных музеев нам не обойтись.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ