Илья Серов: «Идеальных торговых центров в Новосибирске нет»

Каковы условия аренды в торговых центрах Новосибирска? Опыт компании «Фуд-Мастер»

Редакция «КС» продолжает цикл материалов, посвященный условиям аренды в крупных торгово-развлекательных центрах Новосибирска. Для этого мы приглашаем арендаторов, предлагая им высказаться на страницах газеты и портала о том, как им живется в торговых центрах, с какими проблемами они сталкиваются и как оценивают текущую динамику покупательского спроса и платежеспособность сибиряков. Рубрику продолжает интервью с генеральным директором компании «Фуд-Мастер» ИЛЬЕЙ СЕРОВЫМ.

Компания «Фуд-Мастер» основана в Новосибирске в 1997 году. Развивает бренды «Вилка-Ложка», «Рыба. Рис» и «Печки-Лавочки». На сегодня насчитывает более 50 ресторанов, география компании охватывает Новосибирск, Екатеринбург, Барнаул, Новокузнецк, Уфу и Нижний Тагил.

FoodMaster

 

— Илья Юрьевич, сколько на сегодняшний день у компании «Фуд-Мастер» точек в Новосибирске? Какая их доля расположена в торговых центрах?

— Сейчас в Новосибирске работает 13 ресторанов быстрого обслуживания «Вилка-Ложка», семь трактиров «Печки-Лавочки» и четыре ресторана «Рыба. Рис». Из них три заведения расположены в торговых центрах «Аура» и «Сибирский молл».

Основная концепция «Фуд-Мастера» — рестораны быстрого обслуживания «Вилка-Ложка» — в торговых центрах не представлена: данный формат не совсем в них вписывается, на мой взгляд. Опыт был в 2011 году, мы открыли «Вилка-Ложка Экспресс» в «Сибирском молле». Однако проработала она там совсем недолго, полтора года. Стало понятно, что торговые центры — в большей степени «праздничное» потребление, развлекательное, неспешное, в основном в вечерние часы. А «Вилка-Ложка» — это все-таки в первую очередь обеденное предложение.

— А «Печки-Лавочки» и «Рыба. Рис» в них вписываются?

— Вполне. Они входят в число заведений полного сервиса, которые успешны на фуд-кортах. Если говорить о концепции «Печки-Лавочки», то сейчас русская кухня снова востребована и любима гостями. Наши «Печки-Лавочки» похожи на екатеринбургскую «Дюжину», они не первый год успешны на рынке.

Впрочем, если зона фуд-корта сбалансирована, правильно подобрана и укомплектована, на ней будет место всем концепциям. И фаст-фуду, и полному сервису. У каждого есть свой потребитель. Как минимум, на фуд-корте должны быть представлены японская, итальянская, русская кухни. Сейчас, как дань моде, восточная, кавказская. К примеру, вместо ушедшей «Суши-Терры» на фуд-корте ТРЦ «Аура» в скором времени, насколько мне известно, появится ресторан «Курага».

— Что сегодня вас, как арендатора, устраивает и что не устраивает в торгово-развлекательных центрах Новосибирска?

— Как правило, собственники ТРЦ – не мелкие предприниматели, а серьезные финансовые структуры. В «Сибирском молле», к примеру, это банк «ВЭБ», в «Ауре», по моим данным — Сбербанк (по информации пресс-службы ТРЦ «Аура» собственником объекта является ГК «РосЕвроДевелопмент». — «КС»). Поэтому с ними приходится очень долго и сложно договариваться об арендных ставках. Такие структуры даже в сфере торговых центров ведут себя как банкиры, руководствуясь принципом «кто хозяин, того и правила». И строят арендную политику исходя из бизнес-плана торгово-развлекательного центра, а не экономической обстановки. Как следствие, я бы не сказал, что такие арендодатели в сравнении со стрит-ритейлом достаточно гибкие.

С другой стороны, они ведут бизнес выверено и структурированно. Обычно торговые центры сами выбирают арендаторов, и на их фуд-корте редко возникают ситуации, когда рядом открывается ресторан аналогичной концепции. В стрит-ритейле разные арендодатели могут запустить в два соседних здания две одинаковые концепции подряд, такое случается.

Идут ли арендодатели вам навстречу в свете последних событий в экономике?

Да, идут. Максимальное падение арендных ставок в Новосибирске было зафиксировано в IV квартале 2015 года, глубина скидок по отдельным локациям составила до 50%. И это, по нашим ощущениям, было «дно» рынка. Сейчас они постепенно выравниваются. Те арендные ставки, которые мы успели зафиксировать в прошлом году, нами сохранены. Только в единичных случаях собственники сейчас не дают скидки по аренде. И, как правило, это помещения в топовых местах города, когда арендатор уверен, что его займет не эта, так другая компания, развивающаяся, несмотря на кризис. Так себя ведет сейчас троица Burger King, «Макдоналдс» и KFC. В среднем же по городу в сегменте стрит-ритейла размер скидок составляет от 10 до 50%. В торговых центрах, безусловно, меньше — порядка 10–30%. При этом многие торговые центры формально все еще держат ставки в евро. К примеру, это ТРЦ «Аура».

Компания «Фуд-Мастер» присутствует не только в Новосибирске, но и в других городах региона. Какова динамика арендных ставок в них?

— В Новокузнецке ставки упали еще ниже, чем в Новосибирске. Экономическая ситуация там сложнее. В целом же арендные ставки остались на уровне 2015 года: они не поднимаются, но и не падают дальше. Наблюдается стагнация. И заметно, что арендодатели сейчас боятся поднимать ставки аренды после значительного падения, обоснованно опасаясь, что арендатор элементарно уйдет.

Тяжелая обстановка в Бердске. Рынок общепита здесь еще в прошлом году рухнул на 30–40%. Поэтому в 2015 году «Фуд-Мастер» закрыл там трактир «Печки-Лавочки», мы не стесняемся закрывать убыточные предприятия. Если бы другие ресторанные сети вели себя в кризис так же, думаю, закрылся бы каждый четвертый или пятый ресторан.

Считаете ли вы, что арендная плата в торгово-развлекательных центрах Новосибирска завышена?

— Радует, что второй год подряд торговые центры не повышают ставки и даже делают скидки. Однако, в отличие от стрит-ритейла, арендуя помещения в торгово-развлекательных центрах, дополнительно платится процент с выручки, так называемая «переменная часть». Причем система арендной платы в ТРЦ выстроена таким образом, что при росте выручки у рестораторов переменная часть арендной платы тоже растет.

В принципе это оправданно — торговый центр генерирует трафик посетителей. При грамотно сформированном пуле арендаторов он стабилен даже в кризис. Для участников фуд-корта особенно важна правильно сформированная развлекательная часть торгового центра. В нем обязательно должны быть детский развлекательный центр и кинотеатр.

— Какие из существующих в Новосибирске торговых центров вы бы отнесли к грамотно «укомплектованным»?

— Идеально, ни одного. Сейчас «Аура» планирует полностью реконструировать зону фуд-корта и сделать всё правильно. Пожалуй, на данный момент у «Ауры» дела с укомплектованностью лучше всех, если говорить о качестве. Близок к ней торговый центр «Мега», но, на мой взгляд, он постепенно сдает позиции. Уступают крупным игрокам мелкие ТРЦ, «Калина центр», «Голден Парк» и даже «Ройял Парк». Активно развивается «Галерея Новосибирск», у нее хорошее месторасположение, думаю, она все-таки «выцарапает» свое место под солнцем! Но в плане ресторанного бизнеса она пока абсолютно точно проигрывает «Ауре».

Что можете сказать про готовящиеся к запуску ТЦ «Европа» на улице Танковой и «Эдем» в Академгородке?

— На мой взгляд, покупателей не хватает на действующие. Найдет ли «Европа» своего посетителя, это большой вопрос. В противовес «Европе», относительно «Эдема» можно отметить, что это как раз актуальный объект. В Академгородке сегодня нет развлечений и теоретически данный торгово-развлекательный центр должен быть востребован. Однако у «Фуд-Мастера» на него планов нет, как я уже говорил, рестораны «Вилка-Ложка» мы в ТРЦ открывать не планируем.

Что, на ваш взгляд, важно учитывать, кроме цены и проходимости, при выборе площадки под аренду?

— Пожалуй, локация, трафик и конкурентное окружение — основные аспекты, на основании которых мы принимаем решение об открытии. Последний очень четко определяет обстановку. Зачастую, когда «Фуд-Мастер» открывает точку, вокруг нее начинают концентрироваться другие игроки рынка, так было и на улице Ленина, и на площади Калинина. Как у рыбаков: кто-то лунку удачно высверлил, а рыбу потом тянут в этом месте все (смеется).

— Проводите ли вы анализ заказов, которые совершают покупатели в заведениях «Фуд-Мастера»? В каких точках Новосибирска вы бы отметили наиболее платежеспособных гостей?

Интересная особенность, в прошлом году посещаемость и, в общем, динамика продаж, к примеру, в «Печках-Лавочках» были выше в заведениях, расположенных в Центральном, Заельцовском районах города. В этом году, наоборот, в спальных районах продажи идут лучше. Центральные показывают плохую динамику, периферийные — растущую. Почему? Сложно сказать.

— Где планируется открытие заведений в ближайшее время, по Новосибирску, а также по России в целом?

— Буквально на этой неделе открыли новый ресторан «Вилка-Ложка» в Екатеринбурге. Он стал четырнадцатым в данном городе. В Новосибирске сейчас не открываем много заведений, так как основную ставку по развитию делаем на регионы. До конца 2016 года планируется открыть 9–10 ресторанов «Вилка-Ложка», из них два в Новосибирске. Территориально, скорее всего, в Кировском и Дзержинском районах.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ