Рынок спецтехники: в тренде аренда и поддержка отечественного производителя

Сегмент спецтехники следует трендам, сложившимся на строительном рынке. Судя по отзывам его участников, результаты последних полутора лет их не вдохновляют. Падение строительного рынка, обвал курса рубля и введение в 2016 году утилизационного сбора на спецтехнику влекут за собой сокращение и изменение структуры рынка. В чью пользу — в материале «КС».

Иностранные бренды в ауте

Основные международные производители техники для дорожно-строительных и строительных работ значительно сдали в 2015 году и продолжают терять в 2016 году. Так, бренд Caterpillar еще за 2015 год зафиксировал падение выручки в целом по компании на 15%. В 1 квартале 2016 года прибыль упала практически вчетверо ($271 млн против запланированных $1,11 млрд). Снижение финансовых показателей отмечено во всех регионах мира.

Операционный доход Komatsu за прошлый год по сравнению с предыдущим периодом снизился на 13,8%, чистый — на 10,8%. Аналогичный показатель у компании Hitachi рухнул за период на 46,1%. Причем, наибольшее падение спроса на спецтехнику произошло именно в странах СНГ.

По данным exkavator.ru, «желтую майку» лидера по продажам удалось удержать компании Caterpillar, а Komatsu вновь расположилась на второй строчке. В наибольшей степени пострадали китайские производители. Крупнейшие из них переместились вниз по рейтингу по сравнению с годом ранее. Так, компания Shantui опустилась на 7 позиций (ее текущее место — 38), а Liugong уступила конкурентам 6 пунктов, заняв 22-ю строчку рейтинга. Исключением является корейская компания Doosan, которая поднялась в рейтинге, несмотря на большую зависимость от Китая. При этом, что вполне объяснимо, вырос спрос на запчасти: по итогам финансового года были обновлены рекордные показатели, зафиксированные в прошлом году.

Тенденции российского рынка

Значительное негативное влияние на отечественный рынок спецтехники оказало катастрофическое падение курса рубля, а также введение утилизационного сбора. Напомним, что с 1 января 2016 года любая специальная техника, ввозимая в Россию или произведенная в стране, попадает под его уплату с минимальной базовой ставкой 150 000 руб.

С недавних пор, кроме корректировки на значительный ослабший курс рубля, цены на спецтехнику выросли как минимум на величину утилизационного сбора. А импорт в Россию бывшей в употреблении строительной техники старше 3-х лет становится невыгодным.

Из-за всех этих факторов, дефицита собственных средств и недоступности внешнего финансирования техника зарубежного производства многим строительным компаниям не по карману. Как считают эксперты, теперь большинство заказчиков, стабильно обновлявшие парк машин, будут дольше работать на старой технике, откладывая покупку новой техники до лучших времен.

Ранее на развитие рынка спецтехники в России значительно влияли так называемые «инфраструктурные» проекты. Из-за экономического спада в 2015 году бюджеты многих проектов урезаны. Особенно это затронуло дорожную сферу. Росавтодор официально заявил, что на 2016 год новые объекты не запланированы, продолжится работа на уже запущенных в 2012–2015 годах проектах. При этом реконструкция дорог регионального значения все равно продолжается, строительство новостроек (хотя не так масштабно, как раньше) тоже. В связи с этим в 2016 году возрос спрос на технику отечественного производства и на аренду машин. Для краткосрочных проектов арендовать спецтехнику намного выгоднее, чем закупать собственную. Вырос спрос на бывшую в употреблении технику и после капитального ремонта.

Последствия влияния на рынок спецтехники целого комплекса отрицательных факторов отмечают и новосибирские эксперты. По словам директора ООО «Шакман-Сибирь» Степана Степанова, «количество сделок купли-продажи и аренды (лизинга) спецтехники упало. Крупные потребители теперь стараются обходиться тем, что есть. Небольшие компании, ранее пользовавшиеся услугами лизинга, все чаще сталкиваются с отказами со стороны кредитующих организаций».

Болезненно сказались на рынке и изменения в русско-турецких отношениях. На момент их резкого ухудшения наблюдались проблемы с поставкой в Россию не только техники, но и комплектующих турецкого производства.

«После того, как на рынке закончится техника, ввезенная до 2016 года, например, из производителей китайских бульдозеров на рынке России останутся лишь три бренда, а цены на остальные цены вырастут до запретительного уровня 40% в зависимости от размера пошлины», — прогнозирует Степан Степанов. Основной тренд на рынке дорожно-строительной техники, по его словам, — резкое снижение продаж (до 50–60%).

Наблюдается переориентация спроса на технику российских производителей. Однако они пока не в состоянии удовлетворить растущие потребности рынка. В то же время налицо увеличение спроса на технику с наработкой, на запчасти и услуги ремонта.

«В 2015 году резкий рост курса доллара в отечественной валюте сделал покупку новой техники для многих потребителей невозможной, — комментирует руководитель департамента складской техники ГК «ФОРКЛИФТ» Анастасия Зубко. — Тогда как уже с 10 февраля 2016 года любая ввозимая в Россию или произведенная в нашей стране подпадает под уплату утилизационного сбора. Нововведение вызвало массу вопросов и недоумение со стороны участников рынка. Теперь даже покупка импортной, бывшей в употреблении спецтехники становится не по карману отечественному бизнесу, и без этого попавшему в сложную экономическую ситуацию».

Как ответ на новый вызов, прогрессивные российские управленцы перешли на аренду, или аутсорсинг. Аренда дает возможность использовать дорогостоящее оборудование без колоссального вложения денег, снижает издержки, минимизирует риск простоя техники и перебоев в работе.

Поддержим отечественного производителя?

По итогам прошлого года в связи с активным импортозамещением начался рост продаж спецтехники российских производителей. Такой феномен заставляет отечественные заводы работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами. Стабильный и растущий рынок сбыта имеют такие «патриотичные» бренды, как «Челябинский механический завод» (краны разных модификаций), «Урал-Трак» (тракторы, бульдозеры, фронтальные погрузчики, трубоукладчики, а также двигатели и запчасти к ним), «Галичский автокрановый завод», «Четра – Промышленные машины», «Амкодор» (крупный белорусский холдинг). В списках наиболее часто заказываемой техники на сайтах их дилеров — землеройное оборудование, автокраны, погрузчики. Востребована аренда кранов.

Прогнозы

Давать прогнозы, особенно, когда все снижается и падает, дело неблагодарное. Однако заглянуть за «грань будущего» хочется всегда. А те игроки рынка, кто сможет «угадать» правильно и воспользоваться ситуацией, получат экономические бонусы.

     Начальник отдела инновационных технологий ООО «ИЦ ИнДорТех» Юрий Жуков считает, что в связи с падением объёма дорожно-строительных работ в ближайшие годы будет востребована высокопроизводительная универсальная спецтехника, способная одновременно решать несколько задач. В дорожной отрасли, несмотря на сложное время, осваиваются и применяются новые технологии, которые требуют новой техники. По мнению эксперта, рынок не может вечно находиться в стагнации, следовательно, необходимо понять, что станет востребовано завтра. «Из высказываний президента и членов правительства РФ следует, что в ближайшие годы будет сделан акцент на строительство новых и глубокую реконструкцию старых автомобильных дорог. Техника для решения этих задач потребуется современная и высокотехнологичная, а с учётом возросшего курса доллара, недорогая», — поясняет Юрий Жуков. По его словам, использование навесного ресайклера при строительстве дорог не только позволяет избежать уплаты утилизационного сбора, но и сократить затраты на приобретение нового оборудования почти в два раза. «Сейчас на рынок нужно предлагать не просто спецтехнику, а комплексные технологические решения. Именно такой подход позволит потребителям спецтехники обратить внимание на обновление и эффективное использование уже имеющейся спецтехники, а поставщикам устоять на ногах и даже увеличить объём продаж», — считает собеседник «КС».

В свою очередь Степан Степанов отмечает, что в планах компании — продать технику, которой еще до введения пошлин был укомплектован собственный таможенный склад. По его прогнозам, старые запасы распродадутся к концу осени 2016 года, после чего техника будет ввозиться уже с учетом пошлин, что отразится на итоговой сумме для клиентов. Также в 2017 году «Шакман-Сибирь» планирует запуск мультибрендового дилерского центра класса 4S, который призван позволить вывести продажи спецтехники на новый, более цивилизованный, уровень.

Какая спецтехника будет пользоваться спросом в будущем году? По прогнозам международной аналитической компании Freedonia Group, в 2017 году самыми популярными моделями строительной техники в мире станут фронтальные погрузчики и экскаваторы, к этому времени горнодобывающая промышленность и строительство должны выйти на новый уровень развития. Высокий спрос на самосвалы и бульдозеры тоже должен способствовать стабилизации рынка.

Таким образом, в России в целом и непосредственно в Сибири купля-продажа спецтехники импортного производства будет сокращаться. Но рынок не терпит пустоты. Он будет заполняться арендой и продажей техники отечественного производства. Есть основания для оживления лизинга, но в этом вопросе важную роль будут играть величина лизинговых платежей и платежеспособность потребителей. Как следствие, облик сегмента спецтехники изменится, и к началу нового экономического цикла первыми придут самые гибкие и клиентоориентированные участники. После чего рынок неизбежно продолжит развитие.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ