Транспортные потоки банковских карт

Современные тенденции развития банковских пластиковых карт нацелены на повышение качества обслуживания их владельцев не только в стенах кредитных организаций, но и в повседневной жизни. Оплата проезда в транспорте — одно из тех направлений, где применение банковских карт будет закономерно иметь положительный эффект как для пассажиров, так и для транспортных организаций. Перспективы внедрения в Новосибирске системы оплаты за проезд при помощи банковских карт и уже реализованные проекты в этой сфере «КС» обсудил с участниками рынка и представителями власти.

Сегодня уже никого не надо убеждать в преимуществах безналичных форм получения и расходования денежных средств. Банковская пластиковая карта, которая еще полтора десятилетия назад с трудом приживалась на российском рынке, доказала свою состоятельность не на словах, а на деле — обеспечивая удобство, скорость и безопасность проведения финансовых операций. Лучшим доказательством тому является сухая статистика Центрального Банка РФ. По его данным, к концу первого квартала 2016 года эмиссия банковских карт превысила 242 млн единиц — это значит, что в среднем на каждого россиянина приходится более 1,6 карты. Чуть более объективный показатель, исключающий из пользователей банковских карт слишком юное поколение, заметно приближает количество карт в кошельке «зрелого» гражданина России к двум штукам. Заметно растёт и показатель фактического использования карт — количество операций, совершённых с их применением. Так, по информации ЦБ РФ, если за весь 2015 год в стране было совершено 8 677,4 млн операций по оплате товаров и услуг, то только за первый квартал 2016 года их количество уже составило 2 666,1 млн. Увеличиваются и финансовые показатели популярности банковских карт. Президент Новосибирского банковского клуба Владимир Женов поделился данными о росте безналичного оборота по банковским картам в Новосибирской области — в прошлом году этот показатель вырос в полтора раза.

И сейчас при создании новых технологий денежного обращения вопрос состоит не в принципиальной применимости банковской карты, а в возможности достижения с её помощью поставленных задач. При этом основные платёжные системы VISA и Mastercard постоянно совершенствуют существующие и разрабатывают новые сервисы, позволяющие банкам — эмитентам и эквайерам — реализовывать свои замыслы в виде современных платёжных продуктов и услуг. Так, вице-президент, старший менеджер по развитию бизнеса Mastercard в России Антон Шигапов рассказал «КС» о наличии решения, которое поддержано властями: оплаты проезда в транспорте «в одно касание» международной банковской картой. Это единое решение, которое может работать в разных городах мира, то есть везде пассажиры будут пользоваться одним и тем же проездным — своей банковской картой (или другим устройством) с бесконтактной технологией. «Такими бесконтактными картами можно осуществлять небольшие платежи без аутентификации, например, стоимость поездки в городском транспорте», — поясняет директор розничного филиала банка ВТБ в Новосибирске Елена Зайцева.

Наглядным примером последнего времени может служить запуск в Новосибирском метрополитене системы оплаты за проезд при помощи банковских карт, включая использование бесконтактного метода платежа. По информации помощника начальника Новосибирского метрополитена Ярослава Толстова, востребованность этой системы у пассажиров постоянно растёт, количество оплат проезда в метро посредством банковских карт увеличивается в среднем на 33% в месяц и составляет уже порядка 2000 оплат в сутки. Новосибирский метрополитен совместно с платёжными системами и банками-эквайерами планирует развивать систему и в дальнейшем, по экспертным оценкам специалистов метрополитена, до 70% всех поездок пассажиры могут оплачивать с помощью банковских карт.

На сегодня, по словам заместителя председателя Сибирского банка — управляющего Новосибирским отделением ПАО Сбербанк Игоря Безматерных, произвести оплату банковскими картами можно на всех станциях метрополитена. При этом на каждой станции работают по два турникета с функцией оплаты банковскими бесконтактными картами, и есть надежда, что до конца 2016 года бесконтактные карты будут принимать все турникеты. Говоря об использовании бесконтактных банковских карт, топ-менеджер Сбербанка отметил, что количество пользователей бесконтактных карт постоянно растет, этой услугой пользуются более 1,5% от общего количества операций по оплате безналичной системой.

Появившаяся возможность использования банковских карт для оплаты проезда в метрополитене порождает более чем естественный вопрос: а как же наземный транспорт? Возможно ли использование опыта подземки для совершенствования технологий оплаты на автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутах, в маршрутных такси? Новосибирцы давно привыкли к безналичным оплатам в магазинах и сервисных предприятиях, и использование банковской карты для оплаты транспортных услуг представляется логичным расширением сферы применения «электронного кошелька». По оценке Игоря Безматерных, наземный транспорт Новосибирска перевозит не менее 726 тыс. пассажиров, а в настоящее время банками Новосибирской области эмитировано более 3,7 млн банковских карт. Таким образом, делает вывод заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением ПАО Сбербанк, каждый держатель банковской карты может потенциально воспользоваться ею для оплаты проезда.

Новосибирцы имеют многолетний опыт использования небанковских пластиковых карт в городском транспорте. Действующая сегодня Единая транспортная карта (ЕТК) даёт такую возможность, обладая как достоинствами, так и определёнными недостатками. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (ДТиДБК) мэрии города Новосибирска находит у традиционных транспортных карт немало преимуществ, в том числе персональный учёт льготных поездок, обоснованные субсидии из бюджета перевозчикам за перевозку льготных категорий пассажиров, повышение собираемости выручки, удобство для пассажиров, а также возможность гибкой настройки системы оплаты проезда. По мнению Ярослава Толстова, положительными сторонами ЕТК являются возможность многократной оплаты проезда при положительном балансе карты, а также тот факт, что некоторые держатели платежных систем предусматривают наличие тарифной скидки. При этом помощник начальника метрополитена видит и отрицательные стороны применения ЕТК: это необходимость периодически тратить время на пополнение карты и проверку её баланса, а в случае утраты карты заблокировать карту или вернуть денежные средства весьма проблематично. К тому же комиссия для транспортного предприятия за использование ЕТК составляет заметные 4%.

Таких недостатков лишена банковская карта, которая не требует времени на пополнение карты и проверку баланса, а в случае её утраты пассажир имеет возможность заблокировать карту по телефону, обеспечив сохранение денежных средств на счете. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса согласен с тем, что к числу функций банковских платёжных карт относится гибкость пополнения карты, в том числе через безналичный банковский перевод, однако замечают: необходима услуга, позволяющая пополнять классические транспортные карты различными способами, в том числе банковским переводом через мобильное приложение и иные устройства. Она уже разрабатывается, и в течение трёх-четырёх месяцев такая возможность у граждан появится. А Елена Зайцева считает, что транспортные карты можно назвать картами-посредниками, тогда как банковская карта с функцией бесконтактных платежей — практически моментальное средство расчётов. «Не нужно снимать средства, покупать билет/жетон, перевод осуществляется в одно касание. Поездка в транспорте — это услуга, за которую потребитель готов рассчитываться своей банковской картой и не платить за выпуск и обслуживание какой-либо другой», — уверена руководитель филиала банка.

Впрочем, функции оплаты банковской картой не исчерпывается средством оплаты проезда. По словам Игоря Безматерных, необходимо увеличить скорость зачислений на расчетные счета перевозчиков. Если сейчас это происходит раз в месяц, то банковская технология должна позволять это делать не позднее следующего рабочего дня с момента совершения операции пассажиром. «Для перевозчиков система оплаты непременно должна стать дешевле, например, Новосибирский метрополитен в качестве вознаграждения платит банку не более 2% за проезд, при этом перевозчик по транспортной карте пока платит вознаграждение 4%», — добавляет топ-менеджер Сбербанка.

Надо заметить, что города России уже имеют опыт применения банковских карт в городской транспортной инфраструктуре. В Екатеринбурге работает проект «ЕКАРТА», в котором реализована возможность «привязки» транспортной карты к счёту банковской карты клиента. В Перми карта «Visa Проездной Пермь» одновременно с банковским сервисом представляет собой бесконтактный проездной для оплаты поездок на общественном городском транспорте, а в конце 2016 года Воронеж планирует запуск системы по оплате проезда в муниципальных автобусах и троллейбусах банковскими картами, реализуемой мэрией города в сотрудничестве со Сбербанком. «В феврале 2015 года совместно с ГУП «Мосгортранс» был запущен пилотный проект по бесконтактной оплате проезда в автобусах Москвы, а в мае 2015 года стартовал пилотный проект по внедрению бесконтактной технологии Mastercard для оплаты проезда в наземном транспорте Санкт-Петербурга», — добавляет Антон Шигапов.

Тему внедрения системы оплаты за проезд на наземном городском транспорте продолжает Игорь Безматерных. По его словам, уже имеется положительный опыт реализации проектов в наземном транспорте в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, проектов в метро Москвы, Казани, Новосибирска, готовность реализовать возможность оплаты проезда банковскими картами любого банка в наземном транспорте Новосибирска. «3 августа 2016 года Сбербанк провел переговоры с мэрией Новосибирска, в том числе обсуждение сроков запуска пилотного проекта. На текущий момент первый этап реализации видим в сентябре-октябре 2016 года, а массовый запуск проекта — I квартал 2017 года», — сообщил «КС» заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением ПАО Сбербанк.

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска подтвердил проработку вопроса расширения способов безналичной оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, сообщив о проведении переговоров с представителями банковской сферы по реализации возможности оплаты проезда на наземном пассажирском транспорте при помощи банковских платёжных карт. «Такая возможность может быть реализована в течение 4–6 месяцев с момента решения связанных с её внедрением технических и экономических вопросов», — говорится в ответе департамента на запрос «КС».

Такое единодушие властных органов и финансовых организаций можно только приветствовать, тем более что обе стороны говорят о схожих и весьма близких сроках запуска проекта. Но уже на начальном этапе можно предположить, что от его внедрения выиграют как пассажиры, так и транспортные организации. Антон Шигапов считает, что на транспорте такая технология позволяет упростить логистику, связанную с проездными билетами на бумажных и пластиковых носителях, сократить очереди в кассы, при этом ускоряется и упрощается обслуживание пассажиров, для которых на базе бесконтактных банковских карт могут быть реализованы проездные билеты, например, месячные проездные. «Внедрение системы может помочь транспортным предприятиям сократить операционные расходы и снизить потери, связанные с другими видами оплаты, а также с ее применением. Можно создавать городские или региональные системы оплаты проезда, в которые интегрированы различные виды транспорта», — уверен топ-менеджер Mastercard.

Безусловно, будущие возможности системы во многом определяются её инфраструктурой, и этот вопрос особо тщательно прорабатывается в самом начале пути. Возможны несколько вариантов организации инфраструктуры оплаты проезда, это могут быть как переносные терминалы у кондуктора, так и стационарные решения, при которых наличие кондуктора в автобусе не требуется (стационарные терминалы на входе и на выходе, турникеты). «Мы склоняемся к первому варианту и готовы полностью инвестировать средства на покупку терминалов», — резюмирует Игорь Безматерных и далее раскрывает некоторые подробности проекта, который предполагает наличие транспортной карты с банковским приложением и основан на оплате бесконтактными картами по технологиям, активно входящим в жизнь горожан. Их выпускают 47 банков в России, в том числе Сбербанк.

Новосибирск стоит на пороге нового этапа развития транспортной инфраструктуры. Не исключено, что в будущем опыт применения банковских карт для оплаты проезда может быть применён и в других направлениях дорожно-транспортного сервиса. Так, Владимир Женов считает возможным расширения ареала применения банковских карт, в частности, при оплате парковок. В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска отмечают, что популярность указанного способа оплаты поездок в наземном транспорте по сравнению с действующими транспортными картами спрогнозировать сложно, но в качестве альтернативы такой вариант оплаты проезда должен присутствовать.

Прямая речь

Игорь Безматерных,
заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением ПАО Сбербанк:

— На наш взгляд, реализация проекта в наземном транспорте Новосибирска способна существенно снизить нагрузку на бюджет по существующей структуре, например, по приему и пополнению транспортных карт, поскольку этот функционал будут выполнять банки. К оплате будут приниматься все карты: дебетовые, кредитные и любых банков.

Правильная организация оплаты проезда по безналичной системе способна позволить сделать учет более прозрачным, что существенно отразится на собираемости и, как следствие, увеличит объем отчисления налогов в бюджет Новосибирска. Пассажир также не будет обременен дополнительной финансовой нагрузкой при оплате за проезд. Мы уверены, что власти в кооперации с банками удастся сохранить все льготы при оплате банковской картой за проезд. Но при этом те, у кого нет таких банковских карт, тоже смогут производить оплату проезда.

Жители Новосибирска и их гости имеют право пользоваться достижениями, в том числе в таких повседневных вещах, как оплата транспортных услуг. На наш взгляд, город должен двигаться вместе с современными технологиями.

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска

— Мы прорабатываем вопрос расширения способов безналичной оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, в том числе ведутся переговоры с представителями банковской сферы по реализации возможности оплаты проезда на наземном пассажирском транспорте при помощи банковских платёжных карт. Такая возможность может быть реализована в течение 4–6 месяцев с момента решения связанных с её внедрением технических и экономических вопросов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ