Торговые сети и производители: по разные стороны баррикады?

Мониторинговая группа «Единой России» по торговле провела на прошлой неделе в Новосибирске сразу два круглых стола. Поводом послужил второй по известности «закон Яровой»: внесённые изменения в  №381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которые начали действовать с 16 июля 2016 года. Эти изменения призваны помочь сетевым ритейлерам, региональным производителям и органам власти найти новые пути взаимодействия.

Круглые столы проводились с целью обсуждения с местными производителями и представителями торговых сетей изменений в законодательстве. Не остались за рамками и вопросы отношений между производителями и сетевыми ритейлерами, а также ценовая политика. Задачи мониторинговой группы заключались в том, чтобы отследить исполнение законодательства на практике и найти пути взаимодействия между продавцами и поставщиками пищевой продукции.

Руководитель мониторинговой группы Екатерина Болдырева отметила важность основной повестки круглого стола: «Эта тема касается каждого, потому что покупки совершают все. Что хочет каждый покупатель? Большой выбор продуктов, высокое их качество и доступную цену». Изменения в законе призваны приблизить эти желания к реальности.

Координатор региональной мониторинговой группы, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков сразу обозначил, что закон не за и не против сетевых ритейлеров или производителей. По его словам, предпринятые поправки реализованы в интересах покупателей. Такой же позиции придерживается и сама мониторинговая группа.

Первый круглый стол прошёл с представителями крупных торговых сетей. Как отметили его участники, обновлённый закон значительно утяжеляет их работу. Например, теперь до пяти процентов снижена максимальная премия с оборота, и уменьшён срок выплаты денег поставщикам. «У меня большие вопросы к новому закону. Зачем эти изменения? Мы сейчас потратим время, а на что?», ─ посетовала директор по закупкам ГК «Холидей Классик» Ольга Слободская. Но сетевиков не пугают новые трудности, они заявляют, что вполне легко с ними справятся. При этом, по их собственным словам, они думают только о покупателях. «Не потому что мы альтруисты, а потому что у нас очень высокая конкуренция. Если цена на продукты растёт, то поднимаем её не мы, а производители продукции» ─ отметил генеральный директор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Александр Егоров.

В свою очередь Ольга Слободская отметила, что новый закон не вносит глобальных изменений в деятельность предприятия.  «Меня больше всего интересует чистая цена. И если на один продукт приходится 5-10 производителей, то важно, чтобы он соответствовал всем требованиям. Производителям лучше объединиться в союз, в какое-то профессиональное объединение. Это поможет всем объединить затраты и снизить цену», ─  предложила Ольга Слободская. По ее словам, на рынке сейчас слишком жёсткая конкуренция. Наиболее проблемные темы ─ молоко, картофель, рыба.  «Мы уже сами постепенно становимся производителями, потому у местных производителей много чего нет. Выгоднее возить, например, овощи и водку из Кемерово», ─ констатировала Ольга Слободская.

Наличие такой проблемы подтверждает и Александр Егоров. «Есть список товарных групп, которые отсутствуют или у них нет конкуренции. Производителям надо выпускать не пятисотый вид печенья, а сделать анализ, чего нет на рынке, и заняться производством действительно недостающего товара. Например, баранины». Также сетевые ритейлеры высказали мнение, что пока не видно, каким образом этот закон поможет местным производителями «попасть на полки».

Второй круглый стол проходил с крупными местными производителями и дистрибьюторами. Их мнения, безусловно, во многом расходились с мнением сетевых ритейлеров, да и проблемы их волнуют несколько другие.

«К закону вопросов нет. «Сетевики» смеются, что они ничего не потеряют, а вот производителям надо постараться, как бы уменьшить цены, чтобы к ним войти. В течение пяти лет мы и другие производители не поднимали цены на свой товар. Никто не учитывает, что упаковка за семь месяцев подорожала на 38%. Горючее тоже подорожало, электроэнергия. Сети стоят на своём и держат цены, а нас вынуждают поднять цену на 3-5%, потому что мы и так еле сводим концы с концами,─  отметил главный специалист по реализации сельскохозяйственной продукции ЗАО племзавода «Ирмень» Павел Иваровский. ─ Для нас выход – это альтернативная торговля. У нас три ярмарки есть, надо ещё. Мы будем открывать свои магазины, то есть заниматься ещё и розничной торговлей. Тогда мы никуда не денемся, если будут давить «сетевики». У нас есть ярмарки с бесплатными местами, где производители могут продавать без наценки».

По словам Иваровского,  это станет  хорошей возможностью для мелких производителей без бренда попасть на полки сети».

У производителей есть большие опасения, что снижение цен будет односторонним. Уже сейчас им приходят письма от сетевых ритейлеров, где предлагается обсудить, насколько производители будут снижать цены.

По итогам двух круглых столов, было решено рассмотреть возможность собрать третье мероприятие подобного формата, где уже должен состояться прямой диалог сетевых ритейлеров и производителей. На текущий  момент уже готова к работе «дорожная карта», которая будет окончательно сформирована до 20 августа. Полученные данные мониторинговой группы войдут в доклад для президента РФ об исполнении закона о торговых сетях в начале сентября.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ