Хороший, потому что — «свой»

Насколько эффективно управляется социальный блок правительства Новосибирской области при Александре Титкове – третьем по счету кураторе этого направления с того момента, как губернатором стал Владимир Городецкий? Как перераспределятся полномочия в системе управления социальными министерствами в случае  отставки главы минсоцразвития региона Сергея Пыхтина? Мнения экспертов в материале «Континента Сибирь».

Заместитель главы региона Александр Титков, который имеет репутацию верного члена  команды Владимира Городецкого, получил новую должность в феврале этого года. Формально тогда он не занял чей-либо пост, так как во время горизонтального перевода вице-губернатора от одной сферы компетенции к другой сама структура областной администрации претерпела некоторые изменения. И все же фактически Титков стал третьим по счету куратором социального блока в системе исполнительной власти Новосибирской области. До него этим направлением занимался Виктор Шевченко, еще раньше — Кирилл Колончин. Мнения экспертов, опрошенных «Континентом Сибирь» на предмет: что нового привнес Титков в управление социальной сферой области, разделились. Одни считают, что в отличие от предшественников-варягов, нынешний вице-губернатор справляется лучше. Хватает и тех, кто склоняется к мысли, что приход Александра Петровича на пост социального вице-губернатора ничего не изменил, а должность была «дутой» при красноярце Шевченко, при москвиче (или тамбовчанине) Колончине, и остается такой при Титкове.

Лучше, чем Виктор Шевченко

Многие собеседники «КС» на вопрос об Александре Титкова в качестве куратора социального блока в первую очередь считали нужным заметить: это место по крайней мере ему подходит больше, чем пост политического вице-губернатора (с мая 2014 по октябрь 2015 года). Респонденты вспоминали, что «социалкой» Титков занимался много лет: у него педагогическое образование, в администрации Ленинского района он курировал соцсферу с 1992 по 2000 годы, вел это направление в качестве вице-мэра Новосибирска с 2011 года по 2013 годы. Ему не требовалось много времени, чтобы вникнуть в происходящее еще и потому, что он — местный. Работе Виктора Шевченко и Кирилла Колончина, которые курировали социальную сферу Новосибирской области до Титкова, по мнению ряда специалистов, мешало то, что они были приезжими.

«КС» пообщался с некоторыми представителями подведомственных Титкову структур, которые считают, что он — более эффективный куратор соцблока, чем Виктор Шевченко или Кирилл Колончин. «Титков знает территорию, сферу и людей, которые ее представляют. Это влияет на оперативность работы. По части координации, безусловно, при Титкове стало лучше. Хотя бы потому, что ему не приходится объяснять, например, чем Доволенский район от Дзержинского отличается», — отметил в неофициальном разговоре руководитель одного из ведомств.

У Шевченко, например, были некоторые сложности по части знакомства с представителями области даже из властных кругов. Напомним, что первой реакцией многих собеседников «КС» на предложение прокомментировать отставку Виктора Шевченко, была просьба уточнить, о ком именно идет речь. Может быть, именно то, что полтора года в должности он умудрялся оставаться незнакомым или незаметным — для общественности, своих подчиненных и тех, кто глубоко погружен в соцсферу — и послужило причиной для увольнения. «Предназначение его должности было несколько невнятным, когда Шевченко только занял пост. Потом внутри системы сложились так, что ему самому стало не интересно работать. Мне кажется, его не вынуждали уйти, он сам ушел», — рассуждает вице-спикер законодательного Владимир Карпов.

нельзя сказать, что Шевченко тихо отсиделся — однажды он достаточно громко заявил о себе, высказавшись о перебоях с выплатой зарплат.

Председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения в заксобрании с 2010 по 2015 годы Николай Мамулат вспомнил, что Шевченко присутствовал на заседании профильного комитета регионального парламента лишь раз и то — по приглашению депутатского корпуса. «В повестке заседания комитета по соцполитике всегда есть вопросы, которые находятся в компетенции социального вице-губернатора. Может не быть вопросов по министерству труда и занятости, но руководитель Минтруда Игорь Шмидт, например, все равно приходил. Даже без персонального приглашения считает нужным присутствовать. Титков совершенно другой. Он с депутатами на «ты», знает, что встреча с ними — один из приоритетов в работе. Всегда доступен, решает вопросы», — рассказывает Николай Мамулат.

Член комитета по соцполитике прошлого и нынешнего созыва заксобрания Александр Семенюк считает, что как куратор социального блока Шевченко сильно проигрывает Александру Титкову. По его словам, даже когда Шевченко приходил на заседание комитета, спрашивать его о чем-либо было бесполезно. «Может, он и разбирался в какой-то теме, но такое впечатление, что он больше стремился проявить свой интеллект, а не ответить по существу. Александр Титков — наш человек, знающий, вникающий», — уверяет Александр Семенюк.

Впрочем, нельзя сказать, что Шевченко тихо отсиделся — однажды он достаточно громко заявил о себе, высказавшись о перебоях с выплатой зарплат. Есть мнение, что эти неосторожные слова послужили поводом последовавшему в скором времени его увольнению «по собственному желанию». У Александра Титкова в данном случае безусловное преимущество: сомнительно, что он скажет что-то, не посоветовавшись с губернатором. Хотя, даже если и допустил бы такую оплошность, может быть, не потерял должность, опять же потому что он — «свой».

При Колончине инсулин было не найти

Титков — в более выигрышной позиции и по сравнению с Кириллом Колончиным. Последний кстати, не был «тихим» как Шевченко. Но в системе региональной власти оказался белой вороной. Он был не просто чужим, не просто варягом (до приезда в Новосибирск, работал в Москве в федеральных структурах исполнительной власти, еще раньше являлся заместителем главы администрации Тамбовской области). Некоторых он раздражал, с другими конфликтовал.

Например, не самые хорошие воспоминания о работе Колончина у первого вице-президента фармацевтической компании «РОСТА» Александра Семенюка. «Я считаю, что он чуть не погубил льготное лекарственное обеспечение, уничтожил систему, создаваемую годами логистическим оператором группы компаний «РОСТА». Кризис был такой — люди готовы были на баррикады выйти, потребовалось много переговоров, чтобы этого не допустить. До изменений был 121 пункт отпуска льготных лекарств, а когда новый оператор занял нишу, стало семьдесят. Автором перестройки был Колончин», — говорит Александр Семенюк.

Впрочем, по воспоминаниям собеседников «КС» с некоторыми из представителей законодательной и исполнительной власти у Колончина конфликты возникали не столько из-за расхождений по рабочим вопросам, сколько из-за его высокомерной манеры общения.

По словам Николая Мамулата, возглавлявшем при Колончине комитет по социальной политике в заксобрании Новосибирской области, тот также игнорировал заседания комитета. Что довольно странно с точки зрения экс-депутата Мамулата, учитывая резонанс вокруг проблемы обеспечения льготными лекарствами. «Речь тогда шла не о деньгах, деньги были. Не было организованной работы. А организация — это как раз зона компетенции вице-губернатора по социальным вопросам: своевременное проведение торгов, обеспечение аптек необходимыми лекарствами. Все это должно было быть решено до начала нового года. Не знаю, почему этого не произошло. Люди не могли даже инсулин найти», — вспоминает Николай Мамулат время работы Кирилла Колончина. «Потом эту проблему смог решить Олег Иванинский (министр здравоохранения Новосибирской области — прим. «КС»). Ситуацию с льготными лекарствами он стабилизировал буквально за два-три месяца, как только вступил в должность», — добавил Мамулат.

у Колончина конфликты возникали не столько из-за расхождений по рабочим вопросам, сколько из-за его высокомерной манеры общения

Сейчас комитетом по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения в региональном парламенте руководит Игорь Гришунин. «Я даю положительную оценку эффективности работы Александра Титкова. Мы с ним отлично взаимодействуем. У меня, как председателя комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, нет никаких нареканий к его работе. Совместно с министерствами социального развития и здравоохранения, которые курирует Александр Петрович, у нас создано несколько рабочих групп, на которых мы оперативно решаем все вопросы», — пояснил корреспонденту «КС» Игорь Гришунин.

Хватает ли Титкову потенциала?

Ряд собеседников «КС», представляющих социальную сферу, в разговоре с редакцией отмечали, что до Титкова предпочитали работать напрямую с профильными министрами, а не с вице-губернаторами, которым подведомственны министерства здравоохранения, социальной политики, физкультуры и спорта, образования, культуры… В свою очередь, и министры зачастую решали вопросы непосредственно с главой области. Но вряд ли эффективность социального блока повышается, если к кабинету главы области регулярно выстраивается очередь из руководителей ведомств.

Александр Титков, по словам собеседников «КС», способен аккумулировать информацию из подведомственных ему структур и обсудить ее с Владимиром Городецким, отмечает в разговоре с корреспондентом «КС» первый вице-спикер законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. О пользе именно этой, «объединяющей», функции говорили и другие собеседники редакции, причем среди них те, кто работают непосредственно под началом Александра Титкова. Трудно переоценить значение этой функции, если учесть обширность структуры, подразумеваемой под социальным блоком: четыре министерства, один департамент и одно управление. В свою очередь каждому из этих ведомств подчиняется огромное количество подразделений.

«Это старая песня: модно говорить, что вице-губернатор, курирующий соцблок, не нужен. Так рассуждают люди, которые не совсем понимают, как функционирует система. Социальный блок — можно сказать, это половина всей нашей области. Губернатор сам не в состоянии будет постоянно охватывать массивы информации, собирать огромное количество совещаний с министрами, раздавать им задания. Нужен человек, нужен вице-губернатор, который будет это делать. И дробить соцблок, распределять его по разным заместителям — не верно. Это мы уже проходили», — говорит один из руководителей подведомственного Александру Титкову подразделения.

Ряд собеседников «КС», оценивая работу Александра Титкова на посту социального вице-губернатора, отмечали, что он не из тех, кто «делает резкие движения», «громкие заявления», предпринимает «непопулярные шаги», «ломает наработанное». То есть, в непростое с экономической и политической точки зрения время он поддерживает стабильность. О «рабочей, управляемой вполне» социально-политической обстановке не так давно доложил президенту РФ губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.

И все же некоторые из респондентов приравнивают стабильность к застою — отсутствию изменений, которые социальной системе жизненно необходимы. В конце концов, судить о том, хорошо чиновник работает или нет, можно только по реальным делам, а не по набору формальных выступлений, встреч и мероприятий. Безусловно, с момента назначения Александра Титкова на должность куратора по социальным вопросам прошло не так много времени. Но ведь человеку в «теме», много лет проработавшему в местной структуре власти, не нужен год, чтобы наметить «точки роста».

некоторые из респондентов приравнивают стабильность к застою — отсутствию изменений, которые социальной системе жизненно необходимы

Кирилл Колончин занимался собственным имиджевым продвижением, давал интервью. По крайней мере, это увеличивало его узнаваемость в сфере, давало возможность рассказать о том, чем он занимается. Александр Титков — довольно закрытый чиновник. Некоторые собеседники «КС» из властных структур сетовали, что им вообще не понятно, что конкретно делает Титков и зачем занимает штатную единицу в системе управления.

Например, у ряда экспертов вызывает недоумение, что секвестирование бюджета (в том числе и по социальным направлениям) не является поводом для Александра Титкова, чтобы собрать специалистов и наметить шаги, которые позволят в будущем снизить накал общественного недовольства. Давно известно о сокращении на федеральном уровне финансирования по десяткам целевых программ. Это влечёт изменения в региональном бюджете, коснется различных сфер — медицинской, культуры, спорта… «Уже сегодня стоит прорабатывать оптимальные решения: что мы сможем секвестировать, что нужно поддержать, где нельзя допускать сокращения. Нужно сегодня уже работать. Невозможно просто осенью принести бумаги и поставить перед фактом: давайте уберем это и это. Почему же нет движения в решении этой проблемы? Ни в правительстве, ни с депутатским корпусом Александр Титков не собирает совещания по этому вопросу. Почему?» — задается вопросом в неофициальной беседе с корреспондентом «КС» один из экспертов, близкий к правительству Новосибирской области.

Некоторые собеседники «КС» скептически оценивают возможности Александра Титкова в решении финансовых вопросов. Особенно если речь идет о федеральном финансировании. Есть мнение, что Кирилл Колончин, например, мог бы проявить себя лоббистом в интересах Новосибирской области. По крайней мере, за несколько лет в столице он оброс кое-какими связями во властных структурах федерального центра, где и происходит распределение субсидий регионам.

«Одно из последних решений, которые можно связать с Колончиным — выделение средств на продолжение строительства перинатального центра в Новосибирской области. С уходом Колончина потеряны договоренности и надежды на федеральные средства. В итоге, сегодня мы видим памятник бесхозяйственности. Да, сначала пост губернатора потерял Василий Юрченко, потом уволился Колончин. Но я считаю, что его ресурс можно было задействовать. Просто для этого нужны была внятная позиция нового губернатора: необходимо было зайти в определённый кабинет, написать письма, а не подвешивать ситуацию», — заключает один из влиятельных представителей властных кругов на условиях анонимности.

Хватает ли потенциала Александра Титкова, чтобы решить ту же проблему размораживания строительства перинатального центра, привлечения инвестиций из федерального центра — не очевидно.

Кто заменит Пыхтина?

Впрочем, не так важно, низко или высоко в общественном пространстве оценивается качество работы Александра Титкова. Оргвыводов со стороны губернатора в его адрес  ждать вряд ли стоит. Деятельность Титкова на посту политического вице-губернатора демонстрирует: даже если у профессионалов есть претензии к компетентности, его статус защищен личными отношениями с губернатором.

Соцблок правительства — огромная разветвленная система. Проблемная и предполагающая самые большие финансовые вливания. Реалии делают неизбежным урезание средств, но региональный бюджет остается социально-ориентированным. В нынешней экономической и политической ситуации это добавляет значимости посту куратора направления. «Ни для кого не секрет, что губернатор доверяет Александру Титкову», — отмечает один из собеседников «КС», занимающий руководящую должность в одном из подведомственных социальному вице-губернатору ведомств.

С одной стороны, пост Титкова выше и представительнее, но пост Пыхтина — это влияние, он позволяет непосредственно распределять финансовые потоки

И все же в политических кругах время от времени возникают разговоры о том, что пост социального вице-губернатора не постоянен. Не потому что саму должность многие эксперты — даже те, кто хорошо относятся к Александру Титкову — считают искусственной, созданной когда-то под Колончина, и с тех пор изменившейся незначительно. (Например, Колончину и Шевченко был подведомственен еще и Минтруда, который сейчас курирует заместитель председателя правительства, министр экономического развитии Ольга Молчанова). На пост руководителя социального блока областного правительства есть претенденты. Титкова «подсидеть» довольно трудно, но ранее «КС» уже писал, что стул сильно раскачивается под главой одного из подведомственных вице-губернатору министерств — под министром социального развития Новосибирской области Сергеем Пыхтиным. Тогда же редакция «Континент Сибирь» называла и имя человека из окружения главы Новосибирской области, который мог быть заинтересован в отставке министра. У ряда информированных политиков есть мнение, что Надежда Болтенко не против того, чтобы поменять кресло в Совете Федерации РФ на весомую должность в региональном правительстве.

С одной стороны, пост Титкова выше и представительнее, но пост Пыхтина — это влияние, он позволяет непосредственно распределять финансовые потоки. Речь может идти о том, чтобы на посту министра оказался «свой» человек, каким не является опытный старожил областной администрации Пыхтин, он — не из когорты Владимира Городецкого.

«Социальная политика — очень сложная сфера. Сергей Иосифович — титан, министр, который долгие годы справлялся со своей миссией, оказывая помощь самым обездоленным слоям. И если по каким-либо причинам его заменят, это будет страшная трагедия для области», — говорит Александр Семенюк.

Если на место Пыхтина придет влиятельная фигура, ей может быть недостаточно должности министра. Впрочем, в структуре правительства есть примеры (даже пять), когда чиновник, являясь министром, получает должность заместителя председателя правительства. Некоторые из собеседников «КС», близкие к областной администрации и убежденные в том, что Пыхтина продолжают выдавливать из исполнительной власти, считают: в будущем вполне может появиться министр соцразвития и вице-премьер, курирующий соцблок, в одном лице. Они не исключают вариант, что этим вице-премьером станет Надежда Болтенко. Если такое случится, Александр Титков, возможно, в очередной раз  будет трудоустроен на другой должности без потери в статусе.

Есть мнение, что Александр Титков и сам был бы не против в таком варианте «перехватить» министерство, которым сейчас руководит Пыхтин. То есть, стать заместителем председателя правительства, в то же время возглавив региональное министерство соцразвития. С точки зрения «оптимизации» аппарата регионального правительства, такой сценарий может оказаться вполне приемлемым для губернатора.

Теоретически можно представить сценарий, при котором в случае необходимости губернатор разбивает на части социальный блок, который сейчас объединяет шесть структурных подразделений, и ставит на соцнаправление двух кураторов. Болтенко может перейти из Совета Федерации в областную власть, получив под свое крыло часть ныне курируемых Титковым ведомств, включая, к примеру, минздрав. А ответвление, в которое вошло бы минсоцразвития, взял Титков в ранге вице-премьера-министра.

Многие эксперты в беседе с корреспондентом «КС» выражают уверенность, что Сергей Пыхтин на посту министра долго не продержится. Хотя создается впечатление, что история с его скорой отставкой пока затихла, если он до сих пор сохраняет должность, несмотря на прокурорские проверки после заявлений со стороны общественников и предположение губернатора о возможном конфликте интересов в деятельности министра. Но проблема может быть в том, что он довольно давно находится в отпуске, на больничном, откуда уволить трудно.

Казалось бы, менять влиятельного чиновника на нового перед парламентскими выборами нецелесообразно с точки зрения поддержания социальной стабильности. С другой стороны, поддерживать работоспособность ведомства какое-то время может и исполняющий обязанности министра. Например, в последнее время на различных совещаниях и заседаниях Пыхтина заменяет его зам Елена Бахарева.

Эксперты допускают, что увольнение Сергея Пыхтина может состояться и до сентября. Впрочем, любые кадровые конструкции, выстраиваемые в социальном блоке правительства, — с появлением Надежды Болтенко или ее человека в системе, передвижении Александра Титкова с места на место, увольнения или неувольнения Сергея Пыхтина и вообще перекройки штата областной администрации — зависят от позиции Владимира Городецкого.

Какие проблемы?

Лучший критерий оценки работы чиновника — это настроение населения. Обсуждая качество решений заместителя губернатора Новосибирской области по соцблоку Александра Титкова, «КС» предложил читателям высказаться на странице издания в социальной сети facebook.  Реагируя на это приглашение, член Общественного совета при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, аспирант Сибирского института управления РАНХиГС Сергей Семенов сказал «КС», что, на его взгляд, работа заместителя губернатора НСО по социальной политике Александра Титкова не отличается какими-то выдающимися успехами, однако и никаких из ряда вон выходящих эксцессов за время его деятельности не произошло, что позволяет оценить результаты как удовлетворительные. Также он отметил, что во многом управление социальной сферой переместилось из мэрии города в областное правительство. «Я считаю, что такой управленческий консерватизм может привести к негативным последствиям, которые отразятся и на качестве предоставляемых министерствами услуг, а главное — на уровне доверия населения к профильным министерствам, а в конечном итоге — к власти», — сказал собеседник «КС».

Некоторые из актуальных аспектов социальной политики Новосибирской области, на которые обратили внимание пользователи социальных сетей, «КС» ранее уже рассматривал. Среди них безопасность отдыха в детских лагерях — тема особенно актуальная в связи с недавней трагедией в Карелии. Еще один вопрос — качество питания детей в школах. И, хотя при освещении данной проблемы чаще всего критикуется мэрия Новосибирска, депутаты законодательного собрания отмечают: в сельских районах области ситуация аналогичная. А, следовательно, обратить на нее пристальное внимание не мешало бы и областному правительству, в частности, заместителю губернатора по социальному блоку.

Еще одна крупная тема — беженцы с Украины, которые прибывают в Новосибирскую область в больших количествах с 2014 года и нуждаются в помощи власти. «КС» подробно писал об этом весной. Теперь помощник депутата Законодательного собрания Новосибирской области Игоря Умербаева, публицист Галина Пырх, которая решает проблемы вынужденных переселенцев уже третий год, предложила поднять вопрос снова. «Я могу констатировать, что с 2016 года любая социальная помощь беженцам свернута. Несмотря на то, что проблем у них меньше не стало, и люди продолжают не только уезжать, но и приезжать в НСО, поддержки им теперь никакой, информации о правах никакой. Хотя постановлений, отменяющих льготы беженцам не было. Кроме решения отменить их детям, учащимся в районах области, бесплатное питание в школе», — рассказала общественница. По просьбе «КС» заместитель министра социального развития Новосибирской области Елена Бахарева пояснила, что с 2016 года изменилось федеральное законодательство, регламентирующее данный вопрос. «Но всегда есть индивидуальное сопровождение, люди по-прежнему к нам обращаются, и мы в индивидуальном порядке помогаем решать их проблемы», — добавила она, и посоветовала общественникам, сталкивающимся с аналогичными проблемами, по каждому конкретному случаю обращаться в министерство. Однако, Галина Пырх утверждает, что к ней люди приходят уже после того, как им отказали в министерстве социального развития. «Ни одного человека в этом году они не сопровождали. Я перестала к ним обращаться, потому что мне неприятно это вранье», — комментирует общественница ответ руководства минсоцразвития.

Сразу несколько читателей «КС» среди наиболее серьезных тем в социальной сфере Новосибирской области отметили различные проблемы многодетных семей. Минсоцразвития НСО проявило инициативу и направило в редакцию оперативные комментарии по основным жалобам жителей области. По мнению чиновников недавно принятый региональный закон «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» как раз и призван решить многие из озвученных сложностей, остаётся помочь людям лучше узнать региональное законодательство и научить им пользоваться.

Что касается культуры, то в числе наиболее актуальных проблем читатели «КС» называют ситуацию вокруг оперного театра. При этом жителей города волнует и репертуар, и ремонт, и выросшие цены на билеты. В происходящем возмущенные театралы обвиняют директора театра Владимира Кехмана. Между тем, Оперный театр напрямую подчиняется Министерству культуры Российской Федерации и возможности областной власти в данном вопросе весьма ограничены. В том числе и в том, что касается кадровой политики. Среди культурных проблем горожане отмечают недостаточное внимание к памятникам архитектуры регионального значения, например, «Дому с часами».

В сфере образования читатели отметили кадровый голод и необходимость более тесного взаимодействия власти с общественными организациями. В медицине — отсутствие поддержки со стороны власти по отношению к частным клиникам. В спорте — недостаток специалистов на уровне муниципалитетов и проблемы с доставкой детей (особенно, детей-инвалидов) на удаленные соревнования и к местам тренировок. У редакции «КС» нет сомнений, что все эти вопросы требуют конкретного обсуждения, то есть правота или неправота участников взаимодействия общества и власти заранее не известна – в каждом отдельном случае надо разбираться.

Интересно также, что ряд собеседников «КС», работающих в тех или иных учреждениях, подведомственных социальному блоку правительства, отмечали, что обычно работают напрямую со «своими» министрами и никогда не взаимодействовали с заместителем губернатора. Этот факт также может оказаться полезным для понимания общей картины работы и для оценки значимости рассматриваемой должности.

Читатели «КС» озвучили и другие темы. Часть из них редакция постарается подробно рассмотреть в ближайшее время. Все желающие также могут присоединиться к обсуждению значимых вопросов жизни области на наших страницах в социальных сетях или связаться с журналистами, позвонив в редакцию.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ