Бизнес на батутах

«КС» продолжает рубрику «Бизнес нового поколения», ориентированную на представителей малого и среднего бизнеса. В ней мы рассказываем читателям о новых и перспективных нишах на рынке, новых интересных проектах, эффективных инструментах, способствующих успешному развитию компании, масштабированию ее деятельности и расширению географии присутствия. В каждом выпуске рубрики мы рассматриваем кейс конкретной сибирской компании сегмента МСБ, а экспертное жюри делится своей оценкой ее достижений. После цикла из первых 10 публикаций «КС» планирует подвести итоги и вместе с членами жюри, а также читателями выбрать самый лучший проект из рассмотренных в рамках рубрики. Партнером проекта выступает банк для предпринимателей «Точка».

Зарождение и бум

История батутных центров в мире насчитывает не один десяток лет, однако бум запусков коммерческих проектов в этой сфере стал наблюдаться лишь в начале 2000-ых годов. Россия столкнулась с этим феноменом еще позднее ─  в 2015-2016 годы, хотя в Москве и Санкт-Петербурге центры существовали и ранее. По подсчетам одного из участников рынка, в 2014 году в России работало порядка 30 батутных центров, а год спустя ─ уже 100-150.

Никита Слесаренко
Никита Слесаренко

Первооткрывателем этого сегмента в Новосибирске можно считать компанию Coober. «Примерно 6 лет назад я учился кататься на горных лыжах. Мне захотелось попробовать делать какие-то трюки, особенно сальто. Я стал искать в интернете методики, оказалось, что для обучения нужен батут. В Новосибирске на тот момент батуты были только в детско-юношеских школах. Я пробовал договариваться с тренерами, но ничего не получалось, ─ рассказывает один из основателей Coober Никита Слесаренко. ─ Через какое-то время я познакомился с Андреем Матризаевым, будущим партнёром по Coober. Он оказался мастером спорта по спортивной гимнастике и по дружбе согласился поучить меня в спортивном центре «Калинка» на улице Петухова. Как-то договорились с администрацией, начали заниматься. Там же работал Денис Сопот, еще один будущий партнёр по Coober, они с Андреем раньше тренировались вместе. Благодаря им, я довольно быстро я освоил первые элементы, буквально за 7 тренировок научился делать сальто назад с пола. Это меня очень вдохновило, и я предложил ребятам собрать небольшую группу и проверить на них методику. Методика сработала, и мы решили делать Coober».

Как поясняет собеседник «КС», проект делался не совсем «с нуля», так как благодаря интернету предприниматели активно знакомились с опытом игроков рынка из других стран. В частности их внимание привлек американский проект Woodward, но основателям Coober удалось найти только его иллюстрации. «Наш проект мы рисовали исходя из своих догадок об удобстве и функциональности центра», ─ поясняет Никита Слесаренко. В итоге первый центр под брендом Coober открылся на улице Кирова напротив ГПНТБ в бывшем помещении завода «Оксид».

Примечательно, что вскоре в Новосибирске появился еще один батутный центр ─ Eversi, основателями которого стали выходцы из Coober. «Трое из нас (я, Андрей Кожевников и Роман Сотников) занимались акробатикой с 3-4 лет, все стали  мастерами спорта. Когда открылся Coober, мы вышли туда работать, но со временем у нас пришло понимание того, что кое-что можно сделать лучше. Мы решили открыть свой центр, поэтому уволились из Coober, продали машины и дачи, набрали кредитов и открыли центр Eversi на Фабричной. На этом этапе к нам присоединился Антон Кабанов ─ двукратный мастер спорта по гребле и полиатлону», ─ рассказывает сооснователь Eversi Никита Шептунов.

 Инвестиции и уровень конкуренции

 Во многом барьером на пути входа на рынок является вопрос наличия подходящей площадки для размещения батутного центра, к которой предъявляется большой набор требований. Ведь речь идет не о стойке кофе на вынос в торговом центре и даже не о хостеле, который можно разметить в квартире. От  особенностей выбранной площадки, ее состояния и планировки напрямую зависит объем инвестиций, необходимый для запуска батутного центра. Так, в случае  Coober вложения в проект составили почти 18 млн. рублей. Такой объем инвестиций обусловлен тем, что помещение на Кирова требовало капитального ремонта. В противном случае почти половину всех средств можно было бы сэкономить, уверен Никита Слесаренко. В свою очередь в Eversi отмечают, что вложили в свой центр 2-2,5 млн рублей ─ на такую же сумму ориентируют и потенциальных партнеров в других городах.

Говоря о том, что являются ли батутные центры, прежде всего, бизнесом, или же просто делом для души, собеседники «КС» отмечают, что речь о любимом деле, которое полезно для людей и приносит доход. Во многом систематичный подход к проектам позволил участникам рынка не только работать на этом рынке, но и зарабатывать.

Никита Шептунов. Фото предоставлено Eversi
Никита Шептунов. Фото предоставлено Eversi

Считать действующие батутные центры прямыми конкурентами друг друга можно весьма условно. Например, в Coober не видят в Eversi своего соперника, отмечая, что оба клуба, скорее, работают на формирование рынка. В Eversi также считают, что каждый батутный центр функционирует в своей нише. «Coober больше ориентируется на премиум-сегмент, у них есть дополнительные услуги, тренажерный зал. Если сравнить состав групп обоих центров в сети «ВКонтакте», то пересечение наших аудиторий составляет всего лишь порядка 20%», ─ поясняет Никита Шептунов.  Вместе с тем, он признает, что с открытием батутного центра в Академгородке клиенты из советского района теперь поедут в город, только если их совсем разочарует свой центр.  Аналогично открывшийся в ТРЦ «Континент» батутный центр «Высота h-54» по большей мере  ориентируется на районы, близлежащие к Троллейному жилмассиву.

Что касается обычных фитнес-центров, то в Eversi не считают их даже косвенными конкурентами.  По мнению Никиты Шептунова, у клиентов фитнес-центров и батутных центров разные цели посещения. Одним нужна форма, другим ─ рельефная фигура, поэтому обычным батутным центрам не совсем уместно позиционировать себя как явную альтернативу тренажерным залам. Никита Шептунов не исключает, что обычные фитнес-центры могут со временем открыть у себя батутные залы, однако не видит в этом угрозу. «Не надо большого ума, чтобы купить батут и поставить его, вопрос в подаче этой услуги и профессионализме тренерского состава. Важно прививать культуру прыжков, проводить соревнования», ─ поясняет Никита Шептунов.  Кроме того, по его словам крупные игроки рынка фитнес-услуг пока не посматривают в сторону батутных центров.

Другой позиции придерживаются в Coober. Поскольку в составе этого центра есть и тренажёрный зал, и зал кроссфит, то обычные тренажерные залы в Coober также расценивают как конкурентов.

Барьеры для развития

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что батутный центр – это новое развлечение для того, чтобы прийти, один раз попробовать, попрыгать, сделать сальто, а уже в следующий раз сделать выбор в пользу других активностей ─ например, посетить центр скалолазания, реалити-квест, то есть пробовать другие виды развлечений, и.т.д. Участники рынка признают, что такие клиенты есть, но отмечают, что их доля невысока. Так, Никита Слесаренко оценивает эту цифру в одну шестую от общего числа посетителей Coober. В свою очередь  Никита Шептунов рассказывает, что год назад 70% посетителей приходили повторно, а сейчас 40% приходят второй раз, а 20% приобретают постоянные абонементы уже после первого занятия.

При обсуждении батутных центров можно все чаще услышать о травмоопасности занятий, что является одним из психологических барьеров на пути развития этого рынка. Впрочем, Никита Слесаренко уверен, что поводов для беспокойства нет, и риск возникновения травм сводится к минимуму.  «Есть множество информации и рейтингов травмоопасности. Футбол, баскетбол, тяжелая атлетика, единоборства идут с отрывом впереди», ─ резонно отмечает Никита Слесаренко. И действительно, прыжки на батутах ─ это, прежде всего, спорт со всеми вытекающими последствиями. При вертикальных прыжках на батуте происходит увеличение нагрузки на позвоночник. При низком уровне физической подготовки  нагрузка приходится не на «мышечный корсет», а на сам позвоночный столб, и может произойти компрессия на отдельный участок позвоночника и, как следствие, появиться болезненные ощущения на 1-3 дня. Однако, по словам участников рынка батутных центров, после нескольких тренировок мышцы способны прийти в тонус, тем самым исключая болевые ощущения при дальнейших тренировках. Таким образом, травмоопасность прыжков на батутах, по их мнению, переоценена. «Травмы, полученные в нашем центре и выходящие за рамки ушибов и растяжений, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Проблема в другом ─ батутные центры нередко открывают люди, которые плохо в разбираются в этом деле и не пытаются разобраться в том, какие опасности это несет. На рынке много некачественных услуг, в этом проблема», ─ подчеркивает Никита Шептунов.

Клиенты и продвижение

В основном ядро целевой аудитории батутных центров формируют люди от 21 до 26 лет. Непосредственно в Coober выделяют 6 основных категорий целевой аудитории. Это и люди, просто ищущие новое развлечение, и экстремалы (сноубордисты, горнолыжники и т.п.), и профессиональные спортсмены, которые ищут определенную атмосферу в зале, и семейные клиенты, и.т.д.

Примечательно, что корпоративное направление пока освоено участниками слабо. «Рынок сильно «продавлен» другими спортивными центрами. Пробуем продавать эту услугу как некий вариант тимбилдинга, учимся», ─ рассказывает Никита Слесаренко.

В Eversi также отмечают, что пробовали работать с такими компаниями, как 2ГИС и Parallels, но тем не менее, сотрудники этих компаний в итоге ходят в батутный центр сами по себе, как физлица. «Мы видим больший потенциал не в секторе B2B, а в групповых посещениях детей. Полтора месяца назад запустили «кроссфит», стараемся в этот сегменте привлечь корпоративных клиентов», ─ поясняет Никита Шептунов.

Способы продвижения на рынке батутных центров не выходят за рамки общепринятых. Так, игроки рынка используют социальные сети, а также сервисы Groupon, Biglion, организуют и участвуют в чужих мероприятиях. Это и день города, и пикник Flamp, и соревнования, и фестивали. Нередко на таких мероприятиях раздаются купоны на бесплатное посещение батутного центра. С учетом того, что 40-50% людей после первого посещения готовы прийти вновь, в Eversi считают такой способ продвижения эффективным. Тем более, что многие люди пока еще не слышали о батутных центрах и не знают о том, какие эмоции могут подарить прыжки. Также большую роль играет сарафанное радио. В Eversi отмечают, что их план ─ привлечь 300-400 новых клиентов в месяц.

Однако безусловно кризис не мог не сказаться на развитии рынка. В Eversi отмечают, что в апреле-мае у компании наблюдался небольшой провал выручки.  «В кризис люди стали выбирать, куда именно потратить деньги. Они приходят в батутный центр, им все нравится, никаких нареканий не возникает, но почему-то больше не приходят. Это связано с тем, что многим людям непонятно, зачем им постоянно прыгать на батуте. Наша задача ─  ответить на этот вопрос.  Это более высокий уровень работы на рынке, чем быть просто хорошим батутным центром без явных недостатков», ─ поясняет Никита Шептунов.

В свою очередь в Coober отмечают, что в условиях кризиса заметили лишь значительное увеличение доли безналичных платежей. По словам Никиты Слесаренко, экономика скорее повлияла на темпы развития «вширь»: открытие новых залов теперь намного дороже, чем даже годом ранее.

Планы по развитию

Действующие игроки рынка активно задумываются о дальнейшей экспансии. Во многом вопрос упирается не в возможности рынка, а в наличие подходящих площадок. Так, в Eversi хотят открыть в Новосибирске 1-2 новых точки, отмечая, что если будет удачное помещение, то «готовы запустить центр хоть сейчас». В свою очередь Coober в 2016 году планирует открыть в Новосибирске еще один центр на площади Калинина. Ранее компания также анонсировала запуск центра на Родниках, однако этот проект пока заморожен. Всего к 2020 году по всей России Coober хочет запустить 8 экстрим-центров, о чем говорил Денис Сопот в своем выступлении на конкурсе «Молодой предприниматель России».

Также участники рынка активно готовятся к развитию франчайзингового направления. На текущий момент нормальных предложений по франшизам батутных центров на рынке практически нет,  уверены собеседники «КС».  По их словам, есть игроки, которые заявляют на своих сайтах о поиске партнеров по франшизе, но не осуществляют активных шагов в этом направлении.   «Уже через полгода после нашего открытия нам предлагали продавать франшизу, но мы понимали, что не готовы – продукт был сырой и не обкатанный. Мы не хотели продавать имя, тем более, что сейчас на рынке франшиз много некачественных продуктов. Поэтому к этому вопросу мы вернулись только сейчас», ─ пояснил Никита Шептунов.

Активно прорабатывают франчайзинг и в Coober. «Мы уже «упаковались», но на текущий момент ни одной франшизы не продали. Пока мы имеем потенциального партнёра только в Москве. В регионах по нашим ощущениям все «сами с усами». Очень хочется реализовать продажу и запуск франшизы, получить этот невероятный опыт», ─ отмечает Никита Слесаренко.

Благодаря продаже франшиз участники рынка планируют сформировать федеральные сети батутных центров. Аналогичные кейсы в других секторах экономики есть ─ примером может служить сеть реалити-квестов «выХод» или, к примеру, сеть кофе на вынос «Бодрый день».  Примечательно, что в Eversi рассматривают модель заработка не на самих франшизах, а на поставках оборудования партнерам в регионах, что призвано позволить установить приемлемую цену входа на рынок. «До конца года мы планируем подключить 2 точки, «обкатать» на них бизнес процессы, сформировать портфолио, и уже с 2017 года заняться активно этим направлением», ─ расставляет приоритеты Никита Шептунов.

Также, по его словам, востребованным направлением является постройка батутного центра «под ключ», когда действующий игрок рынка берет на себя проектировку зала, наем персонала, маркетинговые активности. «Нам поступают заявки почти каждый день, это говорит о том, что люди интересуются этим направлением, и спрос растет», ─ делает вывод собеседник «КС».

Дальнейшая судьба рынка

По мнению собеседников «КС», рынок еще далек от насыщения: люди только начинают понимать, что такое спортивные батуты. Вместе с тем, любой активно и особенно стихийно развивающийся рынок рано или поздно привлекает внимание регулятора. Не так давно государство обратило пристальное внимание на хостелы, и вот скоро очередь должна дойти и до батутных центров. По словам Никиты Шептунова, в ближайшее время стоит ожидать инициатив по регулированию рынка батутных центров со стороны государства. «Во-первых, в ближайший год может вступить в силу законопроект, который обяжет все батутные центры в обязательном порядке сертифицировать своих инструкторов на базе спортивных школ в соответствующих городах. Во-вторых, есть информация о том, что помещения под батутные центры тоже должны будут удовлетворять определенным требованиям по высоте потолков, температуре в помещении, и.т.д. Сегодня батутный центр можно открыть хоть в гараже, хоть на складе, хоть в помещении без крыши, и никто за это ничего не сделает», ─ поясняет Никита Шептунов. По его мнению, указанные меры вряд ли кардинально изменят рынок, но заставят его участников более ответственно подходить к вопросу.

Принятие закона должно также привести к созданию некоммерческой федерации батутных центров на уровне России и появлению единых регламентов, прогнозирует Никита Шептунов. Это должно позволить любому клиенту получать одинаковое качество услуг батутных центров в любом городе России. И если человек начал обучение в одном из центров, он безболезненно может продолжить его в батутном центре в другой точке России.  «В этом формате спорт будет жить долго и счастливо, как хоккей и футбол», ─ считает Никита Шептунов.

Также в залах будут появляться разные технические новинки. В частности, по словам Никиты Слесаренко, речь идет о «супер-трампе» (огромный батут, 5 на 5 метров, в 2 раза больше классического гимнастического) и специальном надувном пневматическом мате (нечто среднее между батутом и гимнастическим полом), и.т.д. Также участники рынка работают над методикой тренировок и атмосферой в клубе.

Интересно и то, что в дальнейшем будет все больше «любительских» батутных центров в противовес классическим спортивным, поскольку спрос лежит в области  развлекательно-спортивного сегмента. Такая концепция предусматривает установку более мягких и менее прыгучих батутов, что призвано уменьшить травмоопасность. Более того: если сейчас заниматься на батутах можно лишь в присутствии инструктора, то в будущем посетители центров смогут осуществлять самостоятельные прыжков без инструктора, не боясь получить травму. Соответственно для профессиональных участников в центрах будет выделена отдельная зона. Такие меры смогут сформировать новую волну спроса на рынке батутных центров.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Сергей Лапушкин,
чемпион по сноуборду, основатель сети кальянных SmokeHouse, квеста FAVN, сети по продаже хот-догов «Сибирский батя», компании «Специалист по закуске»:

─  Во многих городах России уже есть батутные центры, но зачастую они находятся на отшибе, а их внутреннее оснащение и проработка комплекса оставляет желать лучшего. Я был в одном из таких центров в Екатеринбурге, который представлял собой 3-4 батута и поролоновую яму. На мой взгляд, батутный центр должен являться проработанным проектом, напичканным дополнительными направлениями, которые помогают как обрести дополнительный заработок, так и привлечь дополнительную аудиторию потенциальных клиентов, которые вначале сходят на кроссфит, потом на батут, и.т.д., то есть банальные дополнительные продажи. Фокусироваться только на батутах, как мне видится, недальновидно. В Екатеринбурге есть интересный проект, представляющий собой гигантский парк батутов, причем батуты там не профессиональные, а простые. Площадь составляет порядка 1000 кв.м., и там вся инфраструктура ориентирована как для детей, так и для подростков (баскетбольные кольца, поролоновые ямы, боковые батуты). Поэтому я считаю, что если и инвестировать то в батутный центр как таковой, то важно оказывать аудитории центра дополнительные услуги и зарабатывать на них.

Андрей Шеменев,
сооснователь кофейни Brew Sell и «Метро Хостел Новосибирск»:

SHEMENEV─ В первую очередь меня радует, что перечень спортивных видов досуга, как и их популярность, растёт с каждым годом. Можно предположить, что эта тенденция продолжится, и вложения в различные виды активного и спортивного отдыха будут оправданы. Имеющиеся в нашем городе батутные центры и их коммерческий успех только подтверждают эту точку зрения. Главное, чтобы сейчас все не кинулись открывать батутные центры, и наш город не столкнулся с очередным кризисом перенасыщенности бизнес-ниши и, как следствие, ценовым демпингом цен и падением качества услуг.

 

[sam_ad id=»180″]

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хочу поделитьсяи своим опытом и бизнес идеей. Я давно хотела октрыть свое дело, но никак не могла решиться. Читала книги, смотрела вебинары и кучу курсов, как и что делать, но всетаки решила, что не имея опыта мне будет одной сложно. Живу я городе Люберцы, нашла я таки единомышленника, который согласился рискнуть со мной. Долго выберали что пробывать, какую нишу выбрать. Решили поробывать купить франшизу, долго выберали, могу дать совет 70% всех франшиз это развод, красивые обещания но не больше, к сожалению в нашей стране сейчас так. В нашем городе не так много развлекатльных мест, поэтому мы выбрали такое направление, как батутный клуб. Сейчас это направление активно развивается и самое главное что нас подкупило это достаточно небольшие вложения и фиксированная оплата за франшизу, называется она cosmica, в деньгах на хапуск аренду, закупку оборудования у нас ушло примерно 1.2 милиона. Сейчас мы работаем 2 месяц, средняя выручка примерно 150 000 чистыми. Бывает и больше и меньше, но примерно в этом районе, посмотрим как пойдет дело летом. Что могу сказать относительно этого направления ещё, главное это посмореть нет ли конкурентов и насколько много развлечений в городе. К нам примерно приходят от 150 человек в день. При среднем чеке 300р. Вообщем думаю что самое главное в любой идеии это правильный подход и анализ рынка. Всем хороших начинайний, если интерсно могу рассказть подробнее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ