Следующий на очереди?

Текущая ситуация на автомобильном рынке Сибири ставит в сложное финансовое положение крупных игроков, значительно нарастивших свои портфели за последние годы. Главный вопрос, который сейчас интересует многих, — последует ли ГК «МАКС Моторс» по пути другого крупного авторитейлера  «СЛК-Моторс», за последние годы закрывшего все свои салоны, кроме Porsche, или сумеет найти выход из сложившейся экономической ситуации. Ряд дистрибьюторов автомобильных марок, работающих с «МАКС Моторс», уже приняли решение об ограничении поставок автомобилей дилеру и изъятии у него неоплаченных транспортных средств.

Напомним, что в настоящее время ГК «МАКС Моторс» является официальным дилером Jaguar, Land Rover, Audi, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Renault, Volkswagen, Jeep, УАЗ, «Русские автобусы» в Новосибирске, дилером Mazda и Mitsubishi в Омске, Renault в Белове (Кемеровская область). Такая представительная линейка брендов дает основания группе компаний считаться самым крупным авторитейлером СФО по величине портфеля. Стоит отметить, что «МАКС Моторс» (до ребрендинга — «Новосибспецпроект») начинала свой путь на рынке как дилер УАЗа и впоследствии «Русских автобусов». Первым крупным иностранным брендом авторитейлера, не считая китайских марок, стал немецкий Volkswagen в 2005 году. Однако пик роста портфеля группы компаний пришелся на 2009–2011 годы, когда «МАКС Моторс» активно подавала заявки почти на все крупные автомобильные бренды, проводившие тендеры в Новосибирске. Результатом стало пополнение портфеля за счет 12 новых марок. Участники рынка на тот момент высказывали сомнения в том, что у столь стремительного роста имеется соответствующий финансовый фундамент, ведь общий объем инвестиций в новые бренды оценивался на тот момент минимум в 130 млн евро. Более того, не столь радужная ситуация на авторынке приводила к корректировке сроков, в которые эти вложения могли «отбиться». Например, в списке требований такого бренда, как Audi, значилось строительство полнофункционального салона формата «Терминал», сроки окупаемости которого в Новосибирске в среднем оценивались участниками рынка в 10 лет. Однако, анализируя ситуацию с «МАКС Моторс», участники рынка ссылались на то, что если большая часть инвестиций авторитейлера осуществлялась за счет собственных средств, то это дало бы возможность быстро погасить кредитную нагрузку путем продажи любого из активов, например, одного из салонов или земельных участков при сохранении финансовой стабильности.

Вместе с тем текущая ситуация на авторынке не обошла стороной и «МАКС Моторс». Еще в начале 2015 года в группе компаний отмечали, что намерены сохранить свой портфель брендов, даже в случае генерирования убытков по ряду из них, однако через несколько месяцев «МАКС Моторс» все же взял курс на оптимизацию. Он коснулся не только релокации салонов и перевода марок на собственные площадки вместо арендованных, но и закрытием шоу-румов ряда брендов, правда, по собственной инициативе. Так, в 2015–2016 годах такая участь постигла дилерские центры Ford, Skoda, Lada и FIAT Professional.

В настоящее время в автодилерских кругах активно курсирует информация о том, что «МАКС Моторс» находится в непростом финансовом положении. Это может быть связано с наличием у дилера кредиторской задолженности перед рядом дистрибьюторов автомобильных брендов, а также банков. Вопрос в том, находит ли эта ситуация отражение на процессе выдачи клиентам автомобилей и ПТС. Так, в редакцию «КС» обратился один из крупных новосибирских предпринимателей, который оплатил «МАКС Моторс» полную стоимость автомобиля марки Audi, но в указанные сроки не получил ПТС автомобиля. Однако, несмотря на наличие опасений, клиент в итоге все же стал обладателем и желанного автомобиля, и ПТС.

Анализ судопроизводства по предприятиям ГК «МАКС Моторс» дает основания предполагать, что иски к дилеру от клиентов отнюдь не носят массовый характер и касаются в основном бренда Ford, деятельность по которому уже давно свернута. О причине сложившейся ситуации по этому бренду «КС» ранее уже писал. В Новосибирской областной общественной организации «Потребдозор» (которая заявила о себе, консолидировав у себя большинство проблемных клиентов другого в прошлом крупного дилера — компании «СЛК-Моторс») отметили, что в настоящий момент всего лишь одно дело по «МАКС Моторс» находится в производстве, одно уже выиграно, но оно касается марки Ford. При этом в «Потребдозоре» рассказали «КС», что отправили письма, содержащие информацию об иске одного из покупателей к «МАКС Моторс» по бренду Ford, в прокуратуру Новосибирской области и дистрибьюторам всех марок, которые представляет авторитейлер.

Дистрибьюторы марок, работающих с «МАКС Моторс», в своем большинстве либо пока не комментируют вопрос о возможном наличии у дилера каких-либо проблем с клиентами, либо делают это крайне осторожно. «На сегодня информации на «горячую линию» марки Volkswagen по этим вопросам не поступало, тем не менее мы выясняем обстоятельства», — пояснили в российском представительстве Volkswagen. Аналогично охарактеризовали ситуацию и в «Ауди Россия». А вот в «Мазда Мотор РУС» признали существование такой проблемы. «В последний месяц можно отметить небольшой рост обращений клиентов по поводу задержки выдачи оплаченных автомобилей со стороны компании «МАКС Моторс». По каждому из подобных обращений предприняты необходимые шаги со стороны «Мазда Мотор РУС» и дилера, что означает урегулирование проблемы в течение установленного со времени обращения срока», — пояснила «КС» PR-директор Mazda в России Мария Магуайр.

Вместе с тем все опрошенные «КС» дистрибьюторы марок отметили, что «МАКС Моторс» по-прежнему является их официальным дилером. Тем не менее, оценивая сложившуюся ситуацию, сами дистрибьюторы не сидят сложа руки: некоторые из них уже принимают меры по отношению к своему дилеру. Речь идет об ограничении поставок автомобилей группе компаний «МАКС Моторс» и изъятии у компании тех машин, стоимость которых дилер не оплатил дистрибьютору. Так, марка Volkswagen приняла решение передать парк автомобилей немецкой марки, неоплаченных авторитейлером, второму официальному дилеру бренда в Новосибирске — московскому «Автомиру». Информацию об этом «КС» подтвердил PR-менеджер Volkswagen в России Андрей Гордасевич, подчеркивая, что все перемещенные автомобили находятся в собственности дистрибьютора марки. Аналогичные шаги предпринимает «Ауди Россия», о чем «КС» сообщила руководитель отдела по связям с общественностью компании Светлана Шаманова. По ее словам, автомобили Audi переводятся на склад дистрибьютора марки.

Также удалось узнать, что схожая ситуация наблюдается по бренду Subaru. В частности, по словам директора по развитию ГК «Реал-Моторс» (официальный дилер Subaru в Барнауле) Ольги Частухиной, ее компания забрала часть автомобилей японской марки, невыкупленных «МАКС Моторс» у дистрибьютора марки. В российском представительстве Subaru в ответ на запрос «КС» отметили, что компания «МАКС Моторс Экстрим» по-прежнему является официальным дилером Subaru в Новосибирске, а от дополнительных комментариев отказались в силу желания сохранить «конфиденциальный характер коммерческих отношений с дилером».

Источник «КС» в ГК «Автомир» утверждает, что компания получила от дистрибьютора Renault в России изъятый у «МАКС Моторс» парк неоплаченных автомобилей французской марки. Кроме того, по данным руководителя одного из сибирских дилеров Renault, у «МАКС Моторс» имеется задолженность перед дистрибьютором «Рено Россия». В пресс-службе «Рено Россия» в ответ на запрос «КС» отметили, что не комментируют свои взаимоотношения с партнерами, поясняя, что «вопрос о развитии дилерской сети — это высококонкурентная информация».

По данным АЕБ, за 5 месяцев 2016 года в Новосибирске продан 1 автомобиль Jaguar (дилер ─ «МАКС Моторс»), 6 автомобилей Jeep (дилер ─ «МАКС Моторс»), 19 автомобилей Land Rover (дилер ─ «МАКС Моторс»), 21 автомобиль Audi (дилер ─ «МАКС Моторс»), 42 автомобиля Mazda (дилер ─ «МАКС Моторс»), 28 автомобилей Subaru (дилеры ─ «Премиум Карс» и «МАКС Моторс»), 53 автомобилей Mitsubishi, 133 автомобиля Volkswagen (дилеры ─ «Автомир» и «МАКС Моторс»), 341 автомобилей УАЗ (дилер ─ «МАКС Моторс», «УАЗ Центр», «Сибтрансавто» и «Бипэк Авто Азия Авто»), 417 автомобилей Renault (дилеры ─ «Автомир» и «МАКС Моторс»). В свою очередь в Омске за 5 месяцев 2016 года было реализовано 41 автомобиль Mazda (дилер ─ «МАКС Моторс») и 41 автомобиль Mitsubishi (дилер ─ «МАКС Моторс», «Евразия Моторс»).

По мнению участников рынка, «МАКС Моторс» вполне может сохранить статус официального дилера по рассматриваемым брендам, однако сами дистрибьюторы уже посматривают в сторону альтернативных вариантов развития событий. В частности, по неподтвержденным данным, еще один дилерский центр немецкой марки Volkswagen на правом берегу Оби может открыть действующий партнер марки — «Автомир». Такая мера могла бы позволить сохранить позиции марки Volkswagen в Новосибирске в условиях ослабления одного из действующих игроков. В «Фольксваген Груп РУС» не подтвердили и не опровергли эту информацию, отказавшись от комментариев. Аналогичный сценарий может иметь место и по бренду Renault. Источник в «Рено Россия», говоря о дальнейшем развитии событий, отметил, что решение по возможному запуску в Новосибирске дополнительных точек продаж будет рассматриваться дилерским комитетом по развитию.

В свою очередь в ГК «Автомир», которая является вторым дилером Renault и Volkswagen в Новосибирске, отметили «КС», что «не комментируют информацию вплоть до возможного официального расторжения дилерских контрактов с «МАКС Моторс».

Volkswagen одним из первых среди дистрибьюторов применил к своему давнему партнеру «МАКС Моторс» такую меру, как изъятие неоплаченных автомобилей. На фото слева - генеральный директор ГК «МАКС Моторс» Владимир Сафронов. Фото с открытия дилерского центра Volkswagen в 2007 году. Фото Михаила Перикова
Volkswagen одним из первых среди дистрибьюторов применил к своему давнему партнеру «МАКС Моторс» такую меру, как изъятие неоплаченных автомобилей. На фото слева — генеральный директор ГК «МАКС Моторс» Владимир Сафронов. Фото с открытия дилерского центра Volkswagen в 2007 году. Фото Михаила Перикова

Впрочем, до такого сценария развития событий пока еще далеко, учитывая, что далеко не все дистрибьюторы в принципе говорят о пересмотре условий работы с «МАКС Моторс». Так, в российском представительстве Mazda отметили, что в настоящее время работа с «МАКС Моторс» в Омске и Новосибирске ведется в штатном режиме, особых ограничений со стороны дистрибьютора по поставкам автомобилей и запасных частей рассматриваемому дилеру нет. В FIAT Chrysler Automobiles Russia и «ММС РУС» (дистрибьютор Mitsubishi) отметили «КС», что с «МАКС Моторс» работают в прежнем режиме без каких-либо изменений, проблем не наблюдают и искать новых партнеров пока также не намерены. В свою очередь в Sollers (дистрибьютор УАЗ в России) и «Ягуар Ленд Ровер Россия» запрос «КС» оставили без комментариев. Однако ранее «Ягуар Ленд Ровер Россия» уже объявлял о поиске в Новосибирске второго партнера. В качестве такового готова была выступить красноярская ГК «Крепость», которая впоследствии отказалась от реализации таких планов, а также бийская «Терминал Моторс», которая подписала протокол о намерениях с дистрибьютором, но на текущий момент никак не анонсировала дальнейшие планы по проекту.

В свою очередь в пресс-службе ГК «МАКС Моторс» отметили «КС», что дилерские центры группы компаний продолжают работу в стабильном режиме.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ