Правительство согласилось

Правительство Новосибирской области пошло навстречу региональным депутатам и согласилось уменьшить финансирование разработки проекта четвертого моста, целесообразность которого продолжает вызывать сомнения.

Новосибирские депутаты убедили региональные власти по вопросу начала финансирования проекта четвертого моста в областном центре. Достигнуто соглашение о том, что первый транш на проектную документацию конструкции сократится в два раза, зато вырастет объем вложений в постройку районных дорог. Все фракции в заксобрании Новосибирской области предварительно готовы поддержать бюджет в таком виде на последней перед депутатскими каникулами сессии. Парламентариям пообещали, что до конца этого лета бюджетные расходы на документацию по четвертому мосту и на дороги могут быть пересмотрены снова — в сторону увеличения средств на сельские дороги и уменьшения выплат за документацию по подготовке проекта моста.

Последняя перед депутатскими каникулами сессия законодательного собрания Новосибирской области пройдет 23 июня. Один из самых резонансных в повестке — вопрос, касающийся правок в региональный бюджет на 2017 и последующие годы. Именно в этот пункт включены расходы на уже проведенные ГК «Центральный мост» работы по подготовке проектно-сметной документации строительства четвертого моста в Новосибирске. Изначально речь шла о 355 млн рублей, что встретило сопротивление депутатского корпуса. Напряжение выплескивалось и в публичное пространство. В начале июня спикер областного парламента Андрей Шимкив усомнился в адекватности расчетов правительства, касающихся сроков окупаемости проекта. В комитетах заксобрания бурно обсуждалась тема сумм, которые планируется выделить из региональной казны на проектирование моста. Заметную роль в дискуссии сыграл председатель комитета ЗС по транспорту Федор Николаев, экс-генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» (основного получателя бюджетных денег на строительство дорог). Чем меньше времени оставалось до сессии, где депутатам предстоит голосовать за бюджет, тем чаще и громче представители законодательной власти повторяли вопрос: своевременно ли выделять средства на проект, чья рентабельность вызывает сомнения, тогда как можно направить их на более насущные цели, например, те же дороги.

Актуальность темы трудно переоценить с учетом того, что избирательная кампания в Госдуму уже идет полным ходом. Политические силы, участвующие в выборах в Новосибирской области, наверняка будут использовать тему четвертого моста на встречах с избирателями и в своих агитационных материалах. Не исключено, что для оппозиции тема является выигрышной. А вот для «Единой России» (она представлена в областном парламенте самой большой фракцией, которая за бюджет голосует консолидировано) — скорее наоборот. Если проект грозит на долгие годы лечь тяжким бременем на региональный бюджет, то он может осложнить финансирование многих других программ. В том числе, депутаты заксобрания высказывают опасения насчет перспектив строительства, ремонта, реконструкции дорог именно в районах области. Сомнительно, что для избирателей, которые живут за пределами Новосибирска, подобный сценарий развития событий будет приемлемым, особенно при грамотной подаче со стороны оппозиционных партий.

На прошлых парламентских выборах «Единая Россия» смогла удержать лидирующие позиции (причем нельзя сказать, что это был уверенный результат: меньше 35 процентов, когда КПРФ получила более тридцати) в Новосибирской области исключительно за счет сельских территорий. Сделать оппозиции подарок и отдать ей «село», со стороны ЕР было бы, мягко говоря, неразумно.

Например, областной депутат-коммунист Андрей Жирнов, который планирует выдвигаться в Госдуму по одномандатному округу, уже подогревает повестку темой строительства моста в Новосибирске. В предвыборных публикациях он подвергает критике планы по строительству четвертого моста: «В Новосибирской области из-за отсутствия денег свернута жизненно-важная программа «Чистая вода», нехватка средств уже давно загоняет сельское хозяйство в упадок, в селах и деревнях нет дорог, не хватает социальной инфраструктуры. Может быть, это важнее?»

«Я проехал две тысячи двести километров по десяти районам Новосибирской области. Я бы посоветовал министру транспорта проехать по автобану Татарск – Чистоозерное или Усть-Тарка – Венгерово. Там настолько убитые дороги, а точнее  они отсутствуют, особенно после дождя… Мне кажется, что есть вещи более нужные, чем стройка по сути бесполезного моста. Это моя позиция», — продолжает гнуть свою линию Андрей Жирнов в разговоре с корреспондентом «Континента Сибирь».

За несколько дней до сессии представители оппозиционных фракций в региональном парламенте не исключали, что откажутся голосовать за бюджет, в котором предусмотрены многомиллионные суммы на проектирование четвертого моста.

Остро ставили вопросы и единороссы. Они подвергали сомнению реальность идеи «отбить» затраты на мост за счет платного проезда по нему. Предполагается, что тариф должен составить 150 рублей. Собеседники «КС» напоминали, что примерно столько стоит проезд по платной трассе от аэропорта Шереметьево в Москве, и она практически не загружена. В итоге, накануне сессии было достигнуто соглашение о внесении поправок в региональный бюджет: строчка, касающаяся платы за подготовленную проектно-сметную документацию составит 175 миллионов рублей, а не 355. 180 миллионов рублей дополнительно будет направлено на областные дороги. Правительство пошло на компромисс. При этом депутатам было обещано, что в июле пройдут специальные круглые столы, где парламентарии и общественность смогут задать вопросы специалистам о будущей конструкции. «Пока напротив строчки в бюджете, касающейся строительства четвертого моста, стоит «ноль». Мы договорились о том, что половина денег сейчас направляется на сельские дороги, половина — на документацию по мосту. В июле пройдет круглый стол. Возможно, летом будет еще увеличена сумма на дороги в районах области, а на проектирование моста снижена», — отметил в разговоре с корреспондентом «КС» первый вице-спикер заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов.

Некоторые эксперты в беседе с «КС» склоняются к точке зрения, что руководство области было не так и сложно убедить в том, что не стоит торопиться с решением о погашении задолженности за документацию. Хотя можно допустить, что региональное правительство могло настоять на своем и не принять во внимание отторжение проекта в общественном пространстве, аргументы и критику со стороны депутатского корпуса. Не исключено даже, что дисциплинированные единороссы все равно поддержали бюджет, а их голосов хватило бы, чтобы его провести, даже если другие фракции голосовали бы против. В конце концов, исполнительная власть могла продолжить настаивать на доводе: часть проектно-сметной документации уже готова, и стоит она 355 миллионов рублей. Отказ рассчитываться за выполненную работу может иметь последствия для бюджета. «Если мы не проведем эту выплату, то на ОАО будет «висеть» неурегулированная кредиторская задолженность, а подрядчик будет иметь все основания обратиться за взысканием в суд. Кроме того, ни один объект без ПСД не принимается и не рассматривается для финансирования на федеральном уровне — таковы общероссийские правила игры», — пояснял первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков.

Кроме того, губернатор Новосибирской области акцентирует внимание на том, что предположительно 85 процентов стоимости моста субсидирует федеральный бюджет. Так что затягивание с проектом фактически может означает отказ от этих денег, настаивают защитники проекта. Противники ускорения процесса парируют: выделит ли в конце концов Москва под это средства — еще неизвестно.

Ряд собеседников «Континента Сибирь» считает, что заксобрание, в первую очередь. представители его руководства, серьезно постарались, чтобы подтолкнуть исполнительные власти к компромиссу, в результате которого решено: первый транш на проект мост будет в два раза меньше запланированного изначально, а строчка на областные дороги вырастет.

Напомним, что по словам министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергея Титова, общая стоимость проекта составляет 49,687 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета областному в размере 25,368 млрд руб. Предполагается, что областной бюджет вложит в строительство 4,058 млрд руб, а частный инвестор — 20,261 млрд руб. За двадцать лет инвестор должен окупить вложения в строительство и в эксплуатацию.

По расчетам министерства транспорта в 2022 году по мосту будут проходить 86 тысяч автомобилей в сутки. Эта цифра, по мнению Сергея Титова, будет обеспечена за счет ремонта Октябрьского моста, который будет закрываться частями на два-три года. В министерстве посчитали, что после этого среднесуточная цифра скорректируется до 50 тысяч автомобилей в сутки. Если расчеты правительства не оправдаются, бюджет должен будет компенсировать инвестору недостающие сборы.

Прямая речь:

ВЛАДИМИР КАРПОВ,
вице-спикер заксобрания Новосибирской области, руководитель фракции КПРФ:

Все документы по проектно-сметной документации четвертого моста были подготовлены два года назад. Уже выполнена работа на 355 миллионов рублей. Стоит понимать, что отказ рассчитываться за выполненные работы гарантированно повлечет финансовые потери, которые лягут на бюджет области. Поэтому я разделяю позицию транспортного комитета и комитета по бюджету: нужно платить. Правительство согласилось на изменения: оплачивается пока часть выполненных работа, 175 миллионов рублей. Другая часть средств пойдет на сельские дороги, так как ими нужно заниматься сейчас.

На заседании комитета по транспорту я сказал: есть вопросы, на которые мы должны получить ответы. Без этого фракция голосовать за бюджет не может. Фактически утверждено, что в июле пройдут депутатские слушания с привлечением специалистов и заинтересованных сторон, состоится серьезное обсуждение плана строительства четвертого моста. Считаю: мы нашли максимально приемлемое решение, и оно, на мой взгляд, будет поддержано подавляющим большинством депутатов на сессии.

ИГОРЬ УМЕРБАЕВ,
член фракции «Справедливая Россия» в заксобрании Новосибирской области:

— Поправки в бюджет будут вноситься на сессии в четверг в двух чтениях. Возможно, в первом чтении мы их поддержим. В перерыве снова соберем фракцию. Решим, как будем голосовать. Но сейчас мы настроены оптимистично.

Вопросов по поводу моста у нас много. Может, это общепринятые нормы — строительство в рамках государственно-частного партнерства. Но сейчас не удачное время для этого проекта. Когда мост будет запущен, все доходы от него будут уходить частникам. Если они не доберут необходимую сумму, придется бюджету области выплачивать им компенсацию. Готовы ли мы к этому в сегодняшних экономических условиях?

АНДРЕЙ ПАНФЕРОВ,
первый вице-спикер заксобрания новосибирской области, руководитель фракции «Единая Россия»:

— Один из вопросов заключается в том, придет ли федеральная поддержка на мост. Тогда как ремонтировать дороги в районах области необходимо прямо сейчас. Поэтому было достигнуто соглашение об уменьшении строки на проектную документацию по четвертому мосту. На партийном форуме «Единой России» председатель партии Дмитрий Медведев говорил о программе «Школьный автобус». Однако чтобы автобус довез детей из сел в школы, необходимо отремонтировать и построить дороги. Андрей Шимкив сумел донести мнение депутатов заксобрания, транспортного, бюджетного комитета до исполнительной власти.

ВЯЧЕСЛАВ ИЛЮХИН,
независимый депутат горсовета Новосибирска:

Я против строительства этого моста, он не нужен Новосибирску. Я не встречал ни одного человека, кроме заинтересованных лиц, кто придерживался бы другого мнения. Да, Новосибирску не хватает мостов. Но какой смысл его строить, если ехать к нему придется через центр Новосибирска. Выходя на площадь Энергетиков в Ленинском районе, он ее забьет.

Очень много вопросов к непродуманному, несерьезному проекту. Специалисты публично боятся заявлять о том, что проект плохой, но в кулуарах это подтверждают. Затраты на мост лягут тяжелым бременем на бюджет. Потому что никогда в жизни запланированный транспортный трафик по нему при плате в сто пятьдесят рублей за проезд обеспечен не будет.

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ,
депутат заксобрания Новосибирской области (фракция «Единая Россия»):

— Я считаю, что кризис — не время для строительства четвертого моста, тем более платного. Для начала необходимо достроить третий, доделать развязку по Южной площади. Обсуждаются проблемы строительства Восточного обхода. В любом случае, на мой взгляд, бюджетным деньгам можно найти лучшее применение.

СЕРГЕЙ ТИТКОВ,
заместитель председателя транспортного комитета заксобрания Новосибирской области:

— Я думаю, что окончательная поправка в бюджет пройдет. На круглом столе в июле нам ответят на вопросы: сколько будет стоить подготовка к концессионному соглашению, как будем рассчитываться и так далее. Затем в сентябре вернемся к вопросу трат на мост.

Лично мне интересно послушать позицию мэрии Новосибирска, городских депутатов. Если они считают, что мост городу не нужен, пусть скажут об этом публично. Кроме того, меня интересует, какое участие городской бюджет будет принимать в проекте? Пока мы рассчитываем на федеральные деньги, но это под большим вопросом.

Я считаю, что четвертый мост нужен. Но может быть стоит повременить? Работа над проектом Бугринского шла 25 лет. Надо доделать третий мост, он еще не доведен до ума. Придут федеральные деньги, вот тогда и поговорим о четвертом мосте.

ДМИТРИЙ ПРИБАЛОВЕЦ,
депутат совета депутатов Новосибирска:

— Пока не идет речи о том, что городской бюджет будет участвовать в строительстве четвертого моста. Мы поднимали этот вопрос на сессии и получили ответ от мэра. Многие городские депутаты против того, чтобы финансирование шло из городской казны. Многие считают, что эта конструкция могла бы принести больше пользы в другом месте.

Я принципиально не возражаю против платности моста. На данный момент я считаю адекватной сумму в тридцать рулей. Но существует опасность, что инвестор не сможет окупить свои расходы на строительство. Это опасно, нужно заключать концессионный договор так, чтобы бюджет не попал в кабалу.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Я тут прикинул, что при размере инвестиций в 100 млрд, и стоимости проезда 150 руб/маш — срок окупаемости этого проекта при загрузке 1440 автомобилей в день (каждую минуту по машине) — составит 1268 лет. Привлекают инвесторов, размер инвестиций — от 10 млрд. Есть кто хочет заморозить свободные 10 млрд на 1268 лет?) Если пропускная способность моста будешь выше, чем 1 мин=1 машине — то этот срок может сократиться, но опять же — готовы ли Новосибирцы платить за проезд по новому мосту каждый день, ведь туда обратно — это 300 руб, в месяц это 9 000 — что почти равняется прожиточному минимуму)

  2. При размере инвестиций в 100 млрд, и стоимости проезда 150 руб/маш — срок окупаемости этого проекта при загрузке 1440 автомобилей в день (каждую минуту по машине) — составит 1268 лет. Привлекают инвесторов, размер инвестиций — от 10 млрд. Есть кто хочет заморозить свободные 10 млрд на 1268 лет?) Если пропускная способность моста будешь выше, чем 1 мин=1 машине — то этот срок может сократиться, но опять же — готовы ли Новосибирцы платить за проезд по новому мосту каждый день, ведь туда обратно — это 300 руб, в месяц это 9 000 — что почти равняется прожиточному минимуму)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ