Корпоративное страхование: доступная защита от бизнес-рисков?

Ведение любого бизнеса сопряжено с большим количеством рисков, которые в условиях экономической нестабильности способны многократно возрасти. Как в этой ситуации бизнес может выстраивать отношения со страховыми организациями, чтобы минимизировать свои потери в случае возникновения форс-мажорных ситуаций? И способно ли это партнерство на практике обеспечить необходимые бизнесу гарантии? Об этом «КС» поговорил с федеральными и региональными участниками российского страхового рынка.

Сегодня российский страховой бизнес наряду со всей экономикой страны переживает не самые лучшие времена. Сокращение денежных доходов населения, общий спад производства предопределили снижение темпов роста страхового бизнеса в 2015 году — по данным Банка России, годовые темпы роста страховых взносов составили 3,3%, что на 5,5 п. п. меньше аналогичного показателя предыдущего года.

Но при этом происходит и постепенная адаптация к складывающейся экономической ситуации — так, в прошлом году основным источником роста страхового рынка стал сегмент обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), однако уже в I квартале 2015 года страховой рынок продемонстрировал новые тенденции. При росте объема страховых премий в I квартале 2016 года на 12,8% по отношению к соответствующему периоду прошлого года наибольший вклад в темпы роста рынка внес сегмент страхования жизни за счет развития инвестиционных и накопительных программ. Взносы по страхованию жизни выросли на 77,3% относительно показателя за тот же период прошлого года — об этом, по информации Банка России, свидетельствуют отчетные данные страховых организаций. Появление нового драйвера рынка вполне могло стать реакцией россиян на снижение доходности банковских депозитов в попытках найти новые направления сохранения и приумножения своих. При этом необходимо отметить, что страховые организации в течение многих лет настойчиво внедряли и развивали инвестиционные и накопительные страховые продукты, создав тем самым предпосылки для сегодняшнего лидерства этих программ. И можно предположить, что развитие этого направления, несмотря на хорошие квартальные результаты, находится лишь на начальной стадии роста и имеет большой потенциал в будущем.

Источник данных: «Альфастрахование»
Источник данных: «Альфастрахование»

Пример изменения страховых предпочтений не только хорошо иллюстрирует оперативную реакцию потребителей страховых услуг на изменение экономической ситуации, но одновременно подтверждает и необходимость постоянного и планомерного продвижения на рынок тех страховых продуктов, которые пока — по тем или иным причинам — не занимают лидирующих позиций. Сегодня к этой категории можно отнести сегмент корпоративного страхования, в который входит большой набор страховых предложений. Вице-президент Группы «Ренессанс страхование» Владимир Тиняков, говоря о продуктовой линейке корпоративного страхования, выделяет защиту основных активов предприятия (недвижимость, оборудование и товары) по восстановительной стоимости, страхование на случай перерыва в производственной или коммерческой деятельности, а также страхование гражданской и всех видов профессиональной ответственности, страхование грузоперевозок, автопарков, любого транспорта и спецтехники. Топ-менеджер отдельно выделяет программы по ДМС, которые значительно повышают бизнес-результаты компаний, реально улучшая состояние здоровья людей.

Имущественное страхование включает и защиту имущества субъектов среднего и малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, проинформировал «КС» заместитель директора по корпоративному страхованию ПАО СК «Росгосстрах» по Новосибирской области Максим Поправко, добавив в перечень корпоративных продуктов страхование строительно-монтажных рисков.

Наряду с существующей моделью корпоративного страхования отдельных рисков (например, пожар, стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц, авария систем водоснабжения, канализации, отопления или пожаротушения) распространена также модель страхования «от всех рисков», напоминает директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко.

Безусловно, востребованность тех или иных страховых продуктов зависит не только от общеэкономического состояния, но и от региональных особенностей. Ведущий аналитик компании «АльфаСтрахование» Иван Ходеев предоставил в распоряжение «КС» информацию о динамике сбора премии по отдельным видам корпоративного страхования — как по российскому рынку в целом, так и по рынку Сибирского федерального округа. Согласно этим данным, сибирские предприниматели, в целом находясь в общефедеральном тренде, проявили наибольшую заботу о защите сельскохозяйственных, имущественных, предпринимательских рисков, а также рисков ответственности. При этом существенно меньший интерес, чем в федеральном масштабе, был проявлен к страхованию грузов.

Разные сегменты бизнеса по-разному видят свое сотрудничество со страховщиками — так, крупные индустриальные компании, владельцы коммерческой недвижимости активно пользуются страхованием как одним из инструментов управления рисками, и доля проникновения страхования имущества в этом сегменте высока. В свою очередь в сегменте малого и среднего бизнеса проникновение страхования существенно ниже, и основным драйвером здесь является вмененное страхование, в частности, страхование имущества, переданного в залог, арендованного имущества или имущества в лизинге, раскрывает структуру спроса на продукты корпоративного страхования Владимир Тиняков.

Долгие ростки роста

Отношение российского бизнеса к корпоративному страхованию заметно эволюционировало в последние годы. Если еще в начале двухтысячных годов отечественные предприниматели — за исключением, пожалуй, бизнеса, близкого к государству, — предпочитали брать всевозможные риски на себя, то со временем благодаря растущему уровню корпоративного менеджмента, росту надежности страхового рынка, а также усилиям страховых организаций по продвижению корпоративных продуктов ситуация стала меняться.

По завершении первой половины второго десятилетия двухтысячных можно было бы говорить о понимании существенной части отечественного бизнеса необходимости страховой защиты по самому широкому спектру оперативной и инвестиционной деятельности и, как следствие, — росте спроса на продукты корпоративного страхования.

Директор Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Ольга Гаенко оценивает уровень осведомленности корпоративных клиентов о возможностях страхования как в целом достаточно высокий. По ее мнению, бизнес хорошо осведомлен и о возможностях отнесения на себестоимость услуг по добровольному медицинскому страхованию и страхованию от несчастных случаев.

Но экономические проблемы последних лет не позволили в полной мере реализовать уже сложившееся понимание важности страхового обеспечения бизнеса — однако не исключено, что такая ситуация сегодня создает «отложенный спрос», который может быть реализован при стабилизации российской экономики и ожидаемом начале роста. «Рынок страхования имущества юридических лиц напрямую зависит от состояния экономики», — уверен Владимир Тиняков. Поэтому, по его мнению, говорить о существенном росте корпоративного сектора страхования не приходится. Вице-президент страховой группы ожидает рост по итогам 2016 года около 5%.

На еще один аспект современного страхового рынка указывает Дмитрий Шевченко. По его словам, в сегменте страхования имущества юридических лиц дополнительное давление оказывает демпинг, который ведет к занижению стоимости страхования, и в результате ряд страховых компаний не могут сформировать необходимые страховые резервы, что ведет к убыточности бизнеса. Однако руководитель филиала видит здесь проявление общей тенденции, когда в кризисное время страхователи, в том числе бизнес, отдают предпочтение надежным страховщикам, так как понимают, что в случае непредвиденного ущерба расходы будет особенно сложно покрыть из собственного кармана. «Проявляется это процесс и в дальнейшей консолидации страхового рынка вокруг крупных страховщиков», — резюмирует топ-менеджер страховой компании.

Некоторую надежду на подъем корпоративного страхования дают апрельские статистические данные, согласно которым сохранились позитивные тенденции в динамике промышленного производства (его годовой прирост с исключением календарного фактора, по предварительным оценкам, составил 1,1%), а темпы прироста обрабатывающих производств впервые с начала 2015 года вышли в положительную область. Все это, с учетом данных по ВВП за I квартал, оказавшихся лучше ожиданий, а также позитивных тенденций апреля–мая и возможного сохранения относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, дает основания для оптимистичных ожиданий оживления рынка корпоративного страхования.

Хотя Максим Поправко уже сейчас замечает, что вопреки кризисным явлениям, возрастает востребованность предложения в сегменте МСБ. Такой феномен он объясняет тем, что в силу меньшей доступности кредитов бизнес опасается при реализации негативных сценариев развития остаться без средств на восстановление.

Увеличение динамики спроса наблюдает и Иван Ходеев — он видит, что крупные промышленные и производственные холдинги постоянно расширяют программы страховой защиты основных активов, а также уникальных крупных проектов. Покупка, например, зонтичного страхования ответственности или дополнение к страхованию СМР (строительно-монтажные риски) в виде страховки от задержки пуска в эксплуатацию — уже далеко не экзотика, а стандартная практика, уточняет эксперт страхового рынка.

Выплаты формируют имидж

Сущность корпоративного страхования, как и любого другого вида страховой поддержки, — в минимизации возможных убытков от потенциально возможного страхового случая. Как утверждает Иван Ходеев, наличие страховой защиты позволит оперативно и без огромных потерь запустить производство вновь, а значит — уменьшить расходы от простоя предприятия или бизнеса и не потерять в деньгах.

Корпоративное страхование можно также рассматривать с точки зрения выгоды для клиента. Она, по мнению Ольги Гаенко, состоит в том, что страховщик берет на себя непредвиденные расходы, которые могут возникнуть у клиента при чрезвычайном событии, произошедшем с его имуществом, или в случае причинения ущерба третьим лицам. Для предприятия, не имеющего страховой защиты, такие расходы могут оказаться неподъемными и, вполне возможно, даже привести к банкротству, а страхование позволяет перевести катастрофические убытки в плановые платежи, к тому же во многих случаях относящиеся на себестоимость.

При этом обе стороны — как страхователь, так и страховщик — искренне надеются, что все страховые события обойдут их стороной. Но если такое все же случится, действия страховой организации будет оценивать не только доверившийся ей страхователь. Действующие и потенциальные клиенты страховщиков внимательно наблюдают за процедурой выплаты и придирчиво оценивают ее сумму, делая для себя выводы о перспективах сотрудничества с той или иной страховой компанией. Так что, как говорится, друзья (в данном случае — партнеры) познаются в беде.

«Из крупных выплат последнего времени, осуществленных нашим филиалом, я бы выделил убыток в размере 90 млн рублей, произошедший вследствие пожара на одном новосибирском предприятии», — говорит Максим Поправко. По его опыту, именно несоблюдение правил противопожарной безопасности как собственниками, так и арендаторами помещений по-прежнему является основной причиной крупных страховых событий. Ольга Гаенко рассказала «КС» о выплате клиентам страховой компании более 30 млн рублей в случаях поломок электрооборудования — электродвигателей и трансформаторов, а также более 9 млн рублей при ДТП дорожной техники.

«Если говорить про три самые крупные выплаты по итогам 2015 года в нашей компании, то 21,5 млн рублей было выплачено красноярскому предприятию, где в результате пожара пострадали торгово-материальные ценности и оборудование производства. 18,4 млн рублей было выплачено московской производственной компании, у которой также в результате пожара пострадало оборудование, и 17,8 млн рублей было выплачено другой московской компании из-за поломки машины по страхованию от перерыва в производстве», — вспоминает Владимир Тиняков. А Иван Ходеев сообщил «КС» о завершении в 2016 году урегулирования убытка холдинга «РусГидро» по затоплению Загорской ГАЭС-2, произведя выплату последнего транша в размере 353 млн рублей при совокупной выплате по этому убытку 1,2 млрд рублей. Этот же страховой случай упомянул и Дмитрий Шевченко, назвав сумму выплаты со стороны своей страховой компании в 4,75 млрд рублей. Говоря о крупных выплатах в сибирских регионах, руководитель филиала назвал компенсацию в размере более $1 млн в связи с пожаром в новосибирском ЦУМе, который произошел 5 января 2001 года, а также выплату $16,5 млн в связи с катастрофой лайнера Airbus 310-324 в аэропорту г. Иркутска, произошедшей 9 июля 2006 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Тиняков, вице-президент группы «Ренессанс страхование»:

— Сопоставлять риски для крупного промышленного предприятия и, например, для небольшой торговой точки сложно. Без риск-менеджмента в каждом случае просто не обойтись. Для коммерческой недвижимости актуальны риски пожара, повреждения водой, стихийные бедствия, взрывы бытового газа, противоправные действия третьих лиц. При этом вероятность наступления этих рисков для отдельных отраслей варьируется, например, склады горят чаще, чем офисные помещения. Для гостиниц же наиболее актуальны заливы, а для крупных торговых центров с большим количеством арендаторов — страхование ответственности. Промышленные предприятия заинтересованы прежде всего в страховании машин и механизмов от поломок и аварий.

Кроме того, существует ряд специфических рисков, актуальных именно для строительства объектов коммерческой недвижимости. Это прежде всего ошибки в проектировании, поскольку обрушения могут нанести не только серьезный урон для владельца недвижимости связанный с разрушением объекта, но и причинить вред третьим лицам.

Максим Поправко, заместитель директора по корпоративному страхованию ПАО СК «Росгосстрах» по Новосибирской области:

— На мой взгляд, будет расти актуальность корпоративных пенсионных программ, корпоративного добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев на производстве. При этом я не говорю о том, что, например, динамика ДМС обгонит темп медицинской инфляции, а уж тем более станет драйвером страхового рынка в этом году. Но я внутренне убежден, что роль этих направлений будет усиливаться.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ