Александр Картошкин: «Tele2 уже не одной ногой в будущем, а обеими»

Оператор Tele2 всегда старался быть непохожим на других. Даже получив статус федерального, он формулировке «большая четверка» предпочел «большая тройка и Tele2». Впрочем, ключевые тренды мобильного рынка не обошли и его: переход «от минут к мегабайтам», от единичных услуг — к комплексным, от продажи трафика — к продаже сервисов. Но при этом компания выбирала собственный путь. О нем в интервью «КС» рассказал руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Сибирь» Tele2 АЛЕКСАНДР КАРТОШКИН.

— Александр, как вы оцениваете текущую ситуацию на корпоративном рынке связи в Сибири? Как на ней отразился кризис? Как изменились запросы клиентов?

— В целом такими темпами, как раньше, рынок уже не будет расти. Это связано с экономической ситуацией и высокой насыщенностью рынка, поэтому ожидать каких-то стремительных прорывов в этом году не приходится. Корпоративные абоненты сейчас борются с издержками бизнеса, поэтому для Tele2 как для дискаунтера открываются неплохие перспективы. Поэтому наш бизнес может расти и дальше, возможно, даже несколько быстрее, чем в прошлые годы. Нам удалось не только достичь намеченных результатов, но и кое-где превысить собственные ожидания. Потребности клиентов же в целом не меняются — разве что в текущей ситуации цена начинает играть все более важную роль.

— Поставщики телеком-услуг, заставшие предыдущий экономический спад, отметили, что в этот раз абоненты вместо того, чтобы выжидать, как тогда, «хорошей погоды», наоборот, стали активнее искать способы оптимизации расходов [A1]и решения проблем. Разделяете ли вы эту точку зрения?

— Спрос определенно вырос, но я бы не стал сводить весь телеком к одной сотовой связи. С 2009 года многое изменилось — кризис развивается по другому пути, да и сами телекоммуникации изменились. Падение доходов потребителей влечет за собой падение спроса — и оно заставляет бороться с издержками. Для бизнеса автоматизация процессов неизбежна — не ради сокращения расходов на персонал, а ради снижения вероятности человеческой ошибки и ее финансовых последствий. Если говорить о мобильной связи, то все зависит от абонентов. Мы видим, что многие предприятия сейчас проводят сокращения, переходят на сокращенную неделю и так далее. Это, конечно, отражается на статистике использования корпоративной связи: меньше работают — меньше говорят. Тем не менее сейчас мы предлагаем достаточно много дополнительных услуг, на использование которых не влияет количество номеров на одном контракте. Сюда входит, например, услуга «Бизнес SMS», которая позволяет бизнесу осуществлять служебные рассылки для своих сотрудников или уведомлять потенциальных покупателей об изменениях цен, новых предложениях, акциях и так далее. Есть услуга «Корпоративная АТС», которая позволяет легко создать развитую телефонную сеть на базе предприятия. Вместо, например, 15 независимых друг от друга номеров можно создать один многоканальный номер, звонки на который будут распределяться по заранее настроенному сценарию.

— Ваш основной козырь — цена?

— Не только. Цена, удобство обслуживания, скорость обработки запросов — вот те предложения, с которыми мы идем к бизнесу.

— На какую группу клиентов вы делаете ставку в первую очередь? Какой «образ клиента» с точки зрения Tele2 наиболее приоритетен?

— В первую очередь мы ориентируемся на малый и средний бизнес. Во-первых, в этой группе спрос наиболее эластичен в зависимости от цены. Во-вторых, для нее очень важную роль играет качество связи и сервиса. В-третьих, они очень быстро принимают решение в пользу того или иного оператора. Все это позволяет вам реализовать наши сильные стороны. Сервису мы всегда уделяли самое пристальное внимание, цена — само собой, мы всегда найдем, что предложить корпоративному абоненту, а по качеству мы стремительно догоняем лидеров. 3G у нас есть, готовится к запуску и LTE, а в некоторых регионах, например, в Кемерове, эта сеть уже работает. Скоро будет подключен еще ряд сибирских регионов. Отмечу, что несмотря на такую ориентацию, мы способны удовлетворить и требования крупных компаний. Есть в нашей практике уже и прецеденты строительства базовых станций связи именно там, где нужно клиенту.

Еще одним нашим преимуществом является возможность для бизнес-клиентов получить консультацию в любом салоне Tele2 — по любым вопросам.

— А у других операторов такого нет?

— Есть, но эта услуга развита не настолько сильно, как у нас. Тут все дело в стратегии: как правило, для обслуживания корпоративных клиентов набирают отдельный штат сотрудников, сосредоточенный в одном месте. Часто это оказывается всего один региональный офис, куда корпоративный клиент должен приехать для живого общения. Мы же стараемся рассредоточить наши «точки контакта» максимально широко. Благодаря этому любой вопрос может быть уточнен и улажен в ближайшем салоне связи Tele2.

— Есть ли у вас предложения и для крупного бизнеса?

— Наша тарифная линейка сформирована так, что может быть оптимизирована под бизнес любого масштаба. Мы стараемся учесть все, что может быть нужно бизнесу, используя для этого как опыт работы с корпоративным рынком в России с 2010 года, так и европейский опыт. Заметно пополнилась наша «копилка опыта» по работе с корпоративным клиентом после интеграции мобильных активов «Ростелекома». Кроме того, слияние с «Ростелекомом» превратило Tele2 в полноценного федерального оператора, закрепив этот статус после запуска операций в Москве. Это помогло нам сделать огромный шаг в B2B-сегменте. До этого мы не могли рассчитывать на крупные предприятия, которые нуждались в покрытии по всей стране и имели представительства в столице. Зато теперь можем.

— Многие эксперты сейчас отмечают переход ведущей роли в мобильном телекоме от минут к мегабайтам — в предложении и в ценообразовании. Согласны ли вы с этим?

— Как уже говорилось выше, телеком помогает бизнесу в автоматизации. Есть предположения, что рынок в целом будет расти именно в направлении «Интернета вещей». У нас достаточно много предложений для предпринимателей, использующих технологию Machine-to-Machine (M2M). Для них имеется отдельная линейка тарифов, в которых ключевую роль играет как раз трафик. Но если брать услуги мобильной связи в целом, то сейчас быстро растет популярность «тарифов для планшетов» и уже практически не воспринимаются тарифы без мобильного Интернета. Конечно, предлагаем такие услуги не только мы. Но Tele2 предлагает мобильный Интернет по домашней цене в десятках регионов страны — без доплат, условий и прочих «подводных камней».

— Говоря о связи без роуминга, имеется в виду только мобильная передача данных?

— В голосовые услуги — в частности, в пакетные тарифы — уже включены безлимитные входящие звонки по всей России. Пакеты исходящих звонков в роуминге подключаются дополнительной услугой, которая стоит от 100 до 200 рублей в зависимости от тарифа и позволяет тратить минуты из пакета в путешествии по России. Поверьте, таких цен, как у Tele2, на подобную услугу ни у кого нет.

— Как формируется тарифная линейка?

— Тарифы, как и портфели услуг, формируются на основе накопленного опыта и запросов клиентов. В наших тарифах, как и в любом продукте, цена закладывается по принципу «издержки + прибыль». И чем эта сумма ниже, тем выше спрос на конкретный тариф. Именно эффективная, грамотная работа с издержками — от закупок до персонала — позволяет нам держать низкие цены. У нас есть как готовые наборы услуг, в которые включено все, что может понадобиться корпоративному клиенту с определенным профилем потребления, так и «частные подходы» в зависимости от специфических нужд бизнеса. Скрытых предложений мы не используем, а расходы клиента на связь оптимизируются дополнительными сервисами и точным подбором тарифов. Такой же подход мы используем и в обслуживании: возможность получить консультацию в любом салоне связи не отменяет ни выделенной линии в звонковом центре, ни персональных менеджеров — каждый может решить проблему так, как ему это удобно.

— Чего стоит ждать заказчикам от цен на телеком-услуги во втором полугодии 2016 года и дальше?

— Думаю, что на базовые услуги в ближайшее время серьезных изменений цен не будет. Что касается долгосрочной перспективы, то некоторые представители индустрии уже высказывались о том, что основные услуги связи — в частности, разговоры — можно вообще сделать бесплатными: достаточно один раз купить sim-карту и подключиться. А платными оставить только допуслуги, которые сейчас постепенно выходят на первый план. Поэтому в ближайшей перспективе голосовые услуги будут терять популярность, и операторы станут активно развивать дополнительные сервисы в интернет-пространстве.

— На круглом столе, организованном TelecomDaily и Huawei, была высказана мысль о том, что через четыре года помегабайтные тарифы просто потеряют смысл[A2], так быстро будет дешеветь трафик — все или перейдут на допуслуги, или станут продавать его уже гигабайтами. Как вы относитесь к этой позиции?

— Да, сейчас рынок движется именно этим путем — основные услуги дешевеют, и операторы переходят от отдельных предложений к комплексным. Абонент в свою очередь хочет получить все сразу по одному договору и за комфортную цену. А что касается гигабайтов — они уже продаются, во всяком случае у нас. Для корпоративной линейки мы предлагаем тарифы с 5, 10 или 15 гигабайтами — на мегабайты уже никто не считает. Выбор зависит от того, насколько важен Интернет, что за контент используется, какие услуги связи нужны. Так что мы уже не одной ногой в этом будущем, а обеими. И хотя мы не так уж и давно запустили скоростной мобильный Интернет, трафик мы уже считаем терабайтами. Например, если каждый наш новосибирский абонент скачает 1 Мб трафика — уже получится терабайт. Причем с запасом. Поэтому мы продолжим развивать интернет-сервисы. И ближайшим серьезным шагом станет запуск сети 4G в Новосибирской области.

На правах рекламы

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ