От бани к пивной – что масштабнее?

Дискуссия, разгоревшаяся на очередной рабочей группе при комитете по бюджету, финансово-экономической политике и собственности заксобрания Новосибирской области 3 июня еще сильнее раззадорила пыл депутатов, которые не первый месяц разбираются в так называемом «инвестиционном пакете», разработанным региональным правительством. Чиновники полагают, что он нацелен на привлечение крупных инвесторов – так, для масштабных с точки зрения вложений проектов возможна выдача земли под их реализацию без торгов.

Как ранее писал «КС», «инвестиционный пакет» предполагает определение критериев, которым должны соответствовать масштабные с точки зрения вложений проекты. В редакции регионального министерства экономического развития, проект считается масштабным, если инвестор планирует потратить на него не менее 500 миллионов рублей (речь идет о Новосибирске ─ «КС»). В других городских округах, а также районах области финансовая планка заметно ниже. Депутаты не спорят с порядком цифр в области, их интересует лишь, откуда появилась сумма в 500 миллионов рублей для Новосибирска. Ее обсуждали уже на прошедших двух рабочих группах и чем больше разговоров, тем сильнее чувствуется недопонимание областных депутатов и чиновников. На прошлой встрече в пылу дискуссии Николай Мочалин отмечал, что в соответствии с существующими критериями под проект, который может получить землю без торгов, может попасть даже строительство бани. Впрочем, региональных чиновников подобное сравнение не очень смущает. Министр регионального экономического развития Ольга Молчанова предложила принять закон в действующей конфигурации, и по мере накопления информации и опыта что-то менять. Депутаты с предложением не согласились, предложив все-таки его откорректировать для того, чтобы в новом законе не было двояких формулировок, позволяющих, например, получить землю без торгов, а после продать ее, не выполнив анонсированный проект в полном объеме.

Частное или государственное – все равно?

Напомним, на прошлом заседании рабочей группы под руководством Юрия Зозули депутаты попросили членов правительства предоставить расчеты, согласно которым появился анонсированный критерий масштабности в 500 миллионов рублей.  Математических расчетов у чиновников по-прежнему нет, но зато появилась финансовая смета всех реализованных проектов на территории области, в том числе детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов и спортивных комплексов, на что депутат Ирина Диденко высказала свое недоумение. По ее мнению, не совсем правильно под эти рамки подставлять проекты, реализованные за счет бюджетных средств. Рассуждения ведутся о частных инвестициях, а потому уместнее говорить о том, что было построено не за государственный счет. Таких объектов оказалось не так много – за последние годы Молчанова вспомнила о проекте «НЭВЗ-Керамикс», «Катод», «Геркулес» и других. В прошлом году новых инвесторов, которые пришли бы в Новосибирск, и заявились с проектами не было. Все рассмотренные заявки на заседании по инвестиционным проектам при региональном правительстве касались области. В частности, Молчанова вспомнила про строительство тепличных комплексов. По Новосибирску защищался лишь проект, который касается модернизации завода «Экран», но там речь идет о расширении уже действующего производства. После озвученной информации в депутатском корпусе вновь разгорелись жаркие дискуссии – в Новосибирск и так не спешат идти, а вдруг обсуждаемые ограничения и вовсе оттолкнут потенциальных инвесторов? Так, Валерий Ильенко предложил и вовсе сократить обсуждаемую сумму в два раза. По его мнению, проекты, которые подпадают даже под эти рамки, являются значимыми для города. А Анатолий Вандакуров, наоборот, предложил вариант даже возможного увеличения нижней финансовой планки масштабного проекта. По его мнению, такой проект не должен вызывать даже тени сомнения в своей масштабности. А с нынешними экономическими реалиями за 250 миллионов рублей через пару лет «можно будет построить разве что пивную». Инвесторы же, у которых проекты оцениваются в меньшие суммы, будут участвовать, как и все в торгах. По мнению депутата, нужно показать, что эта преференция получена не просто так.

Учесть кадастровую стоимость

Впрочем, все сошлись на том, что в законопроекте стоит учесть кадастровую стоимость земли и ее возможное кратное увеличение, которое также может оградить недобросовестных инвесторов от предлагаемой преференции. Если она нужна только для перепродажи, то выгоды, благодаря предлагаемому критерию, точно не случится. На что Молчанова усомнилась, спросив, как можно соотнести масштабность проекта с кадастровой стоимостью? Депутаты отметили, что оба этих параметра вполне логично укладываются к требованиям для инвесторов.

Выслушав предложения, Ольга Молчанова достаточно категорично заметила, что главная проблема России на сегодня – падение инвестиций, а новые ограничения ставят препоны для прихода тем, кто может принести деньги в регион. Кто-то из чиновников даже предупредил депутатов, что такими темпами у инвесторов, которые и без того в очереди не стоят для работы в области, будут все основания уйти в других регион – например, Алтайский край или вообще Казахстан, который сейчас можно считать, по сути, оффшором. На это депутаты отметили, что инвесторы появляются в регионах не только благодаря льготам и преференциям, но и будущему кадровому потенциалу. А Алексей Андреев прямо спросил Ольгу Молчанову, не создается ли рассматриваемый инвестиционный закон для конкретного инвестора – застройщика «Зеленой Долины»?  Андреев напомнил, что директор клиники имени Мешалкина Александр Караськов еще весной говорил о том, что его в реализации нового проекта сдерживает лишь получение на льготных условиях земли. Стоит отметить, что первую очередь проекта планируется реализовать на территории института Мешалкина – восьми гектарах соснового бора. Передачу земли без торгов для проекта в рамках нового законодательства Караськов ожидал еще весной, и открыто в этом признавался всем коллегам-депутатам. На вопросы Андреева Ольга Молчанова отметила, что разрабатывает законодательную базу для масштабных инвестиционных проектов и не более того.

Социально-нужные объекты

Еще один жаркий момент касался определения стоимости, согласно которым определялись масштабные социально-значимые объекты. Одни предлагали финансовую планку вообще отменить, другие наоборот повысить. Однако Ольга Молчанова предложила финансовый ограничитель оставить. По ее мнению, здесь также может случиться ситуация, которой так опасаются депутаты. Инвестор взял землю и построив на нем, например, всего один объект из запланированных десяти,  оставшийся участок выставил на продажу. На сей раз доводы Молчановой были убедительными, поэтому для Новосибирска критерий к социальным объектам оставили на 60 миллионах, для области – на 20 миллионах рублей.

Вопрос же обеспечения собственными финансами настроил на удачный исход заседания. Все сошлись на том, что инвестор должен показать, что обеспечен той суммой, которую он планирует потратить на проект. Представители правительства предложили оставить их требования, то есть обеспеченность должна быть на 100%, депутаты предложили планку в 70%. На этом и сошлись, оговорив, что этот параметр должен быть прописан в самом законе, а не требованиях, которые представляет правительство к инвесторам.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ