Тратить, чтобы экономить

Новые телекоммуникационные услуги и направления в сегменте B2B

В конце мая компания МТС опубликовала статистику расходов на услуги связи среди B2b-абонентов. За последний год доля расходов на оптимизацию ведения бизнеса в общем объеме платежей за услуги связи выросла в полтора раза — с 15% до 24%. А расходы, связанные с желанием нарастить продажи, увеличились вдвое — с 7% до 13%. Сегодня российские компании предпочитают действовать, а не ждать, пока экономика сама выздоровеет — именно это определило большинство современных трендов бизнес-телекома.

Идем тем же курсом

«Каждая вторая российская компания сегодня использует услуги на основе мобильного Интернета и другие дополнительные телеком-сервисы для улучшения своих бизнес-процессов — сокращения текущих затрат или повышения продаж», — комментирует приведенные выше цифры директор департамента по работе с бизнес-рынком «МТС Сибирь» Тамара Бажанова. Конечно, движение в сторону оптимизации началось не вчера, этот курс был задан уже в конце 2014 года. Компании стали сокращать филиалы, переезжать в менее дорогостоящие офисы, объединять бэк-офисы, производства. Коснулась оптимизация и услуг связи. «Сегодня в ИТ-технологиях меняются акценты. К информационным системам, которые являются традиционными для использования внутри организаций, предъявляются новые требования: мобильность, динамичность, возможность работы из любой точки мира и при этом экономия средств на ИТ-бюджет», — дает свою оценку заместитель вице-президента — директор по работе с корпоративным и государственными сегментами макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц. В свою очередь в «Сибирских Сетях» с точки зрения изменения потребностей отмечают интерес клиентов к VOIP-телефонии, основным преимуществом которой является закрепленный за компанией номер. «Также для большинства компаний по-прежнему остается важным потребление набора услуг у одного поставщика, что позволяет получать набор дополнительных сервисов», — рассказывает заместитель коммерческого директора компании «Сибирские Сети» Елена Андреева.

Одним из ключевых трендов, который уже несколько лет остается в авангарде телеком-рынка, стали «облачные» технологии. «Многие представители бизнеса уже оценили удобство «облаков» и широкие возможности, в связи с чем возрастает спрос на предоставляемые ими возможности, — констатирует заместитель генерального директора, директор по B2B АО «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес») Елена Венцлавович. — В первую очередь это «облачная» телефония и видеонаблюдение. Если обратиться к отраслевой специфике, то «облачная» телефония с ее возможностями масштабируемости наиболее востребована предприятиями сферы услуг и розничной торговли, а также компаниями, занимающимися гостиничным и ресторанным бизнесом. Кроме того, эта услуга активно используется корпоративными call-центрами и компаниями с большим числом удаленных сотрудников. При этом самым быстрорастущим сегментом, где наиболее популярна «облачная» телефония, является сегмент малого и среднего бизнеса. В части «облачного» видеонаблюдения развитие спроса в отраслевом разрезе достаточно прогнозируемо: его основные пользователи — представители гостиничного и ресторанного бизнеса, розничной торговли, банки, торговые и бизнес-центры, промышленные предприятия и объекты общественного пользования». «Все идет к тому, что «облачная» АТС становится таким же атрибутом современной компании, как компьютеры с Интернетом», — резюмирует коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса Восточного региона компании «ВымпелКом» Виктор Кочетов. По его сведениям, с октября 2015 года средний ежемесячный прирост числа подключений облачных АТС составляет 120%: «Мы видим, что многие представители регионального бизнеса уже понимают преимущества «облачных» решений и готовы предпочесть их традиционным услугам».

Помимо «горячих» трендов, не сдают свои позиции и такие традиционные телеком-услуги, как, например, тот же Wi-Fi. «Эта услуга неизменно востребована ресторанным и гостиничным бизнесом, и ее популярность постоянно растет. «По данным опроса наличие Wi-Fi позволяет увеличить поток гостей на 15%, коэффициент возвращаемости клиентов — на 60%, а размер среднего чека — на 10%», — продолжает Елена Венцлавович. Также в компании отмечают возрастающий спрос на каналы связи как самый быстрый и эффективный способ организовать защищенную корпоративную сеть. «Услуга популярна в банковском и государственном секторах. В связи с ростом объемов передаваемых данных и типа трафика заказчики все более требовательны к скорости передачи информации и классу обслуживания. Эти факторы ведут к росту популярности виртуальных частных сетей VPN», — поясняет собеседница «КС».

По данным «ЭР-Телекома», в 2015 году востребованность интеллектуального видеонаблюдения выросла более чем на 30%. А после обновления в мае 2015 года «облачной» телефонии количество новых подключений за полгода выросло на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Наконец, на рынке B2B стремительно развивается такой сегмент, как BigData. «Операторы связи в настоящее время владеют колоссальными объемами информации, основанными на активности своих абонентов во времени и пространстве, которые позволяют понимать и прогнозировать различные процессы в бизнесе. Например, при строительстве новой торговой точки или торгового центра заказчик может заказать картину распределения покупательских потоков в разных частях города. С помощью BigData можно увидеть, из каких районов города больше всего приезжают покупатели в конкретные торговые центры и как долго они там задерживаются. Муниципалитеты с помощью BigData могут рациональнее планировать новые остановки общественного транспорта и маршруты общественного транспорта», — говорит директор по развитию корпоративного бизнеса Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Максим Скворцов.

Мобильная связь без разговоров

В «мобильном» направлении B2B передача данных давно оттеснила голосовую связь с места основной услуги — даже там, где «голос» вроде как незаменим. «За год доля интернет-трафика, приходящегося на мессенджеры, выросла почти вдвое, до 12% с 7%, в том числе за счет того, что менеджеры среднего звена и предприниматели стали все активнее использовать в деловом общении такие инструменты, как WhatsApp, Telegram, Skype и Periscope, из социальных сетей — Facebook, «ВКонтакте» и LinkedIn, — приводит пример Тамара Бажанова. — Также значительно возросла доля сегмента конференц-связи: по итогам 2015 года видеотрафик вырос вдвое, с 8% до 15%».

Максим Скворцов констатирует, что мобильная передача данных — основной драйвер операторского бизнеса в сегменте B2B, т. к. ее можно назвать «сверхуслугой», поверх которой работают конкретные специализированные сервисы, нужные заказчику. По прогнозам собеседника «КС», она будет продолжать составлять основной доход операторов в ближайшее время. «В 2008-2009 гг. корпоративная связь B2B преимущественно представляла собой услуги голосовой связи и SMS и зачастую использовалась компаниями как своеобразный социальный пакет, имиджевый компонент для сотрудников и управленческого звена. Естественно, что с наступлением кризиса такой вид расходов был отечественным бизнесом сокращен в первую очередь, — вспоминает Максим Скворцов. — Современная связь B2B — это уже далеко не SIM-карта в телефоне сотрудника, а неотъемлемая часть его бизнес-процессов. Сегодня невозможно отказаться от использования GPS-трекера на коммерческом транспорте, виртуальной многоканальной АТС для компании, защищенных каналов связи VPN между офисами или подразделениями торгово-розничной сети и так далее. Интеллектуальная АТС помогает перезвонить клиенту даже в том случае, если его звонок в компанию пришелся на нерабочее время — таким образом, увеличивается шанс продажи товаров и услуг. Конечно, заказчик имеет возможность пользоваться как «коробочными» решениями от оператора, так и встраивать их в уже существующую ИТ-инфраструктуру. Если говорить про современные услуги для корпоративного сегмента, то буквально 5–6 лет назад 90% из них в портфеле сотовой компании просто не существовало. А сегодня мы оцениваем емкость неголосовых услуг в корпоративном сегменте на рынке СФО в размере 3,5 млрд рублей».

От 19% до 25% в год — именно на столько, по оценке Виктора Кочетова, ежегодно растет объем рынка телематических решений в России. И такая динамика может сохраниться до 2020 года: «Развитию этой сферы способствует удешевление M2M-оборудования и появление новых технологий. Все более заметной частью рынка становится так называемый Интернет вещей. На сегодня Internet of things и М2М все более и более активно применяются в автомобильной отрасли, охранных системах, а также в терминалах оплаты и банкоматах».

«В настоящее время мы, безусловно, видим желание заказчиков сократить затраты на традиционную голосовую связь — в этом сегменте у клиентов идут заметные оптимизации. Что касается неголосовых сервисов, то здесь ситуация прямо противоположная — если общая выручка от мобильных услуг B2B «МегаФона» по итогам 2015 года выросла только на 6,6%, то выручка от мобильной передачи данных в этом сегменте увеличилась на 30,9%, — говорит Максим Скворцов. — Причина — рост проникновения смартфонов среди корпоративных клиентов, M2M-сервисы, изначально завязанные на передачу данных, услуги видеонаблюдения и так далее».

Одним из подтверждений того, что на рынке B2B-решений спрос есть и продолжает расти, стало то, что в него даже сейчас, при текущей экономической ситуации и уровне проникновения мобильных технологий, приходят новые участники. 24 мая свой B2B-продукт представил мобильный оператор Yota, который, в отличие от «большой тройки» и Tele2, не развивался от «передачи голоса» к «передаче данных», а принял данную стратегию с самого начала. «Целевая аудитория нашего нового продукта — индивидуальные предприниматели, стартапы, малый и средний бизнес в России. Сотрудники таких компаний проводят много времени вне офисов, часто путешествуют по России, им важно оставаться на связи 24 часа в сутки. Мы планируем, что через два года более 500 тысяч компаний среднего и малого бизнеса в России будут клиентами мобильного оператора Yota», — сообщил операционный директор Yota Владимир Добрынин.

Немобильные ШПД-провайдеры тоже решили не оставаться в стороне от замены традиционной мобильной связи «виртуальной». «Если говорить о «Дом.ru Бизнес», мы делаем ставку на развитие «облачных» продуктов, — приводит пример Елена Венцлавович. — В частности, в мае для пользователей услуги «облачной» телефонии была реализована возможность использования так называемых «софтфонов» вместо стационарных телефонных аппаратов и голосовых шлюзов. По сути, «софтфон» представляет собой вид программного обеспечения для совершения голосовых вызовов. При установке на планшет или смартфон «софтфон» может заменить привычный мобильный телефон, а клиент «облачной» телефонии имеет возможность оставаться на связи в любой точке мира при наличии доступа в Интернет со статическим IP-адресом. А это означает расширение географии предоставления услуги и снижение затрат на подключение и стоимость разговоров корпоративных клиентов до 80%, что сегодня особенно актуально».

Пакет будете брать?

Как констатируют операторы связи, в последнее время клиенты стараются получить все необходимые услуги у одной компании. По словам B2B-маркетолога «Новотелекома» Алексея Гавриленко, это позволяет, с одной стороны, сократить расходы, а с другой — значительно упрощает взаимодействие с провайдерами. Таким образом, наиболее успешные провайдеры в своей работе стараются руководствоваться «принципом одного окна», когда клиент может решить любую задачу, обратившись к своему клиентскому менеджеру. То, что «одной услуги клиенту уже мало», отметили все эксперты без исключения, как и то, что весь набор удобнее покупать у одного поставщика.

Поворот операторов от «просто Интернета» и «просто связи» начался в 2008–2009 гг., в предыдущий кризисный период, текущий экономический спад этот процесс только подстегнул. «Число заказчиков, которые приобретают комплексные пакеты услуг у одной компании — например, «голос + M2M», «VPN + телефония», — постоянно растет, — говорит Максим Скворцов. — В подавляющем большинстве случаев покупатель нескольких услуг получает скидку на пакет сервисов, что соответствует стратегии win-win: для оператора это дополнительная выручка, для клиента — возможность получить существенную скидку. Например, нецелесообразно приобретать услугу «8-800» или «Виртуальная АТС» у одного оператора, а голосовую или фиксированную связь — у другого. Причем нецелесообразно как с точки зрения расходов (они, скорее всего, будут выше), так и с технической точки зрения: объединение разных технологических платформ и решений от разных компаний может быть чревато перебоями в работе услуг». Согласно статистике «МегаФона», в настоящее время 60% новых корпоративных клиентов приобретают одновременно две и более услуги.

По данным МТС, спрос на «пакетные» решения и подключение дополнительных услуг в сегменте малого и среднего бизнеса с начала 2016 года растет на 30–40% быстрее, чем среди крупных корпоративных клиентов. «Небольшие компании отдают предпочтение тем услугам, которые позволяют улучшить работу с клиентами, увеличить число исходящих контактов, сократить потери входящих звонков, за счет чего растут объемы продаж. Из услуг, направленных на сокращение текущих затрат, они отдают предпочтение мониторингу транспорта и сотрудников, — говорит Тамара Бажанова. — У больших предприятий наиболее востребованы «облачные» решения, включая сервисы удаленного хранения и обработки данных. Предприятия авиационной, энергетической, сырьевых и других стратегических отраслей промышленности лидируют по внедрению услуг, обеспечивающих безопасную передачу данных между удаленными филиалами и подразделениями, — в среднем около 30% затрат компаний этого сектора приходится на организацию «единого пространства» корпоративной сети, удаленного доступа к ресурсам компании и защищенного канала для обмена информацией».

«Несмотря на экономическую ситуацию, которую мы наблюдаем уже больше года, спрос на телекоммуникационные решения демонстрирует устойчивый рост — российский бизнес вкладывается в повышение эффективности», — резюмирует директор по маркетингу бизнес-рынка МТС Елена Нечай.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ