Неуверенный рост рынка электронной торговли

Согласно данным «Яндекс.Метрики», с марта 2015 года по март 2016 года число посещений интернет-магазинов выросло по стране на 7%, в Сибири — на 5%. При этом аудитория интернет-покупателей в Сибири растет быстрее, чем в среднем по России, и составляет 34% к 42%. Наименее всего в Сети на текущий момент представлены продовольственные сети — 20%, наиболее полно — техника и электроника — 100%.

Оборот российского рынка e-commerce по итогам 2015 года вырос в рублях на 16%, суммарный объем рынка достиг 650 млрд рублей. Покупателями было совершено порядка 150 млн заказов. Проникновение онлайн-торговли в сферу ритейла в России сейчас составляет всего около 4%.

В прошлые годы сегмент демонстрировал более существенный рост: про информации Data Insight, с 2008-го по 2014 год отечественная интернет-торговля росла в среднем на 42,5% в год. И даже в сложные 2008-й и 2009-й онлайн-продажи возрастали сразу на 79%.

«Сейчас быстрее всего растут малые города Сибири с населением в районе 100 тыс. человек и Дальний Восток», — рассказывает директор по развитию бизнеса «Яндекс.Маркета» Александр Феоктистов.

В целом, по данным TNS, в 2015 году в Сибири около 3,44 млн человек совершали покупки онлайн. Это 81% от всех пользователей Интернета старше 18 лет в СФО. Средний чек онлайн-покупки вырос с 3600 рублей в 2014-м до 4050 рублей в 2015 году. «В начале 2015-го покупатели еще не экономили, и средний чек был выше, но с середины 2015 года наблюдается его снижение», — подчеркивает Александр Феоктистов.

На «Яндекс.Маркете» сибиряки больше всего интересуются товарами в категории «Дом и дача», электроникой и компьютерной техникой. При этом к разделу «Дом и дача», а также детским товарам у пользователей из Сибири интерес ниже, чем в целом по России, а к товарам для автомобилей, спорта и отдыха — выше.

«Для шопинга новосибирцы активно используют мобильные устройства. В Новосибирске доля онлайн-покупателей, которые оформляли заказы со смартфонов, согласно данным GfK Rus, осенью 2015 года составляла 41%. Для сравнения: в Москве таких покупателей 43%», — добавляет Феоктистов.

Тенденцию роста рынка e-commerce на фоне стагнации офлайн-торговли отметили и участники второй сибирской конференции «ESIB-2016: новые драйверы роста в условиях меняющегося рынка».

«Несмотря на то что уже второй год сфера ритейла стагнирует, сегмент электронной торговли наоборот стабильно растет, и потенциал роста у направления достаточно большой, — уверен президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов. — Сейчас на долю онлайн-торговли приходится всего 4%, по оценкам экспертов, к 2020 году эта цифра может составить уже порядка 20%».

Среди сдерживающих факторов развития рынка эксперты называют слабую и дорогостоящую логистику на территории Сибири, а также считают e-commerce в данный момент недостаточно маржинальным. В частности, такой позиции придерживается генеральный директор исследовательской компании в индустрии моды Y Consulting Дарья Ядерная.

«В условиях кризиса офлайн-ритейлеры постоянно сокращают продажи, в то время как онлайн-торговля набирает обороты. В 2015 году мы приняли 160 млн заказов, что на 8% больше, чем в 2014 году. Оборот составил 650 млн рублей, прирост — 16% в год. В условиях того, что курс валюты серьезно вырос, и цены взлетели по рынку в среднем на 27–28%, мы считаем, что качество продаваемых товаров не увеличилось, как и окупаемость бизнеса», — считает Дарья Ядерная.

Совладелец интернет-магазина «Е96» Дмитрий Пивоваров уверен, что точки роста для интернет-торговли сейчас — небольшие города, поскольку в них меньше конкуренция. «В основном в качестве конкурентов выступают локальные игроки и франшизы известных брендов. Обеспечивая быструю доставку в город с населением 3 тыс. человек и меньше в течение 1–2 дня и хорошую цену, можно достичь регулярной прибыли до 35% от общей валовой доли», — говорит Пивоваров.

Одновременно в каждом небольшом городе компания находит партнера, предоставляя ему товар, логистику и маркетинг. «Мы развиваем эту стратегию с ноября прошлого года, и уже заключили партнерские соглашения в 80 городах нашей страны», — подчеркнул Дмитрий Пивоваров.

В целом наименее охваченным сегментом по наличию собственного интернет-магазина, согласно данным исследования Data Insight в 2015 году, является продовольственный ритейл (FMCG). Лишь у 20% ритейлеров сегодня есть онлайн-площадка. В e-commerce еще не пришли такие крупные игроки, как «Магнит», X5 Retail Group, «Дикси», «Лента». Далее следует категория «Одежда и обувь» — уровень присутствия 57%, DIY — 64%, а в сегменте «Техника и электроника» — уже 100%.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ