«Транспорт Сибири»: итоги

25 мая в Новосибирске начал свою работу V международный форум «Транспорт Сибири» при поддержке правительства Новосибирской области и Министерства транспорта РФ. Масштабное по своим размерам мероприятие призвано собрать воедино инновационные разработки и нестандартные решения транспортных проблем. Основной темой форума стал транспортный потенциал Сибири в современных экономических условиях.

Новый «Шелковый путь»

Транспорт всегда являлся наиболее важной составляющей российской экономики. А для Новосибирской области, которая не столь богата природными ресурсами, пересечение торговых путей стало главным стимулом для экономического развития. Современные условия в грузоперевозках диктуют свои правила, под которые регион успевает своевременно подстраиваться. Тем не менее в Сибирском федеральном округе остаются вопросы, требующие более тщательного рассмотрения. Юбилейный форум собрал на своей площадке участников из различных регионов страны, готовых не только обсудить перспективы развития транспортно-логистической отрасли страны, но и обозначить проблемы, которые стоят перед ней на сегодняшний день.

По мнению председателя комитета логистики Торгово-промышленной палаты РФ Олега Дунаева, основными вызовами времени можно считать как внешние, так и внутренние факторы, в частности, переход от массового производства к удовлетворению потребностей индивидуально каждого человека и компании. Этому должно способствовать развитие транспортно-логистической отрасли, и Новосибирская область может стать локомотивом этого направления, связывая высокотехнологичное производство с мировым рынком воздушными, железнодорожными и автомобильными перевозками.

Форум «Транспорт Сибири»

«Вопрос комбинированных перевозок на форуме будет развиваться, в первую очередь для того, чтобы найти комплексные решения стоящих перед нами проблем, — рассказал Олег Дунаев на пленарном заседании «Транспортный потенциал Сибири в современных экономических условиях: вызовы, проблемы и перспективы». — Основной проблемой в стране на сегодняшний день является создание сетевой кооперации в производственных цепочках, поставках, а также формирование схем добавленной стоимости. И Новосибирск способен разрешить данные проблемы. Благодаря своему уникальному географическому положению город может обеспечить взаимосвязь Сибири с Китаем, Тихоокеанским регионом и европейскими странами».

На пленарном заседании также была поднята тема создания нового «Шелкового пути», который пролегает из стран Тихоокеанского региона в Европу, реализуемого на сегодня Китаем и Казахстаном. Негативным моментом формирования «Шелкового пути» может стать то, что он пойдет в обход сибирских регионов, лишив их тем самым основополагающей роли важнейшего Евразийского транспортного коридора.

«Сейчас идет активное формирование нового «Шелкового пути» — транспортного коридора призванного, соединить Западный Китай и Западную Европу, — рассказал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. — Один из его элементов — это автомобильный транспортный коридор, который уже проходит в обход Новосибирской области по югу Казахстана, что является потерей для региона в плане его вовлеченности в деятельность «Шелкового пути». На сегодня формируется еще один элемент нового «Шелкового пути» — железнодорожный транспортный коридор Казахстан–Китай, который также планируется в обход Новосибирска с выходом на российскую территорию только в Челябинской области. Южное ответвление «Шелкового пути» и вовсе не затронет Россию. «Шелковый путь» рассматривается не только как транспортный коридор, но и как экономический пояс с формированием зоны свободной торговли на всем пути, и если он пройдет в обход сибирских и уральских регионов, это может привести к их выпадению из глобальных логистических цепей поставок и участия в международной кооперации».

Новосибирская область как место концентрации складских помещений

Владимир Городецкий отметил, что в рамках сотрудничества с Китаем немаловажную роль могли бы сыграть совместные проекты по модернизации российской инфраструктуры, в том числе создании транзитных маршрутов, строительства новых путей, у которых конечные остановки были бы в крупных городах России: Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске и других. Создание транспортно-логистических узлов на территории сибирских городов позволило бы увеличить объемы импортно-экспортных поставок между Россией, Казахстаном и Китаем. Стоит отметить, что это стало бы дополнительным стимулом для развития Новосибирской области, поскольку в экспорте региона преобладает не сырьевая продукция, а машиностроительная, топливно-энергетическая и транспортная. Именно поэтому, по словам губернатора Новосибирской области, продвижение потенциала региона требует его включения в мировые логистические цепи поставок и внедрения транспортно-логистических технологий.

Как было отмечено на пленарном заседании, развитие Восточной транспортно-логистической зоны Новосибирского узла уже признано правительством Новосибирской области зоной опережающего развития. Создание второго промышленно-логистического парка (ВПЛП) «Восточного» произошло с участием Агентства инвестиционного развития Новосибирской области и семи компаний-членов «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири». Таким образом общий объем частных инвестиций Восточной зоны составил порядка 500 млн рублей, что позволит к 2021 году построить более 50 тыс. кв. метров складов класса «А» и «Б» на площади около 9 гектаров. Однако, по утверждению Владимира Городецкого, Новосибирский транспортный узел уже имеет достаточно развитую логистическую инфраструктуру с общим объемом складских комплексов порядка 1,5 млн кв. метров. В связи с чем Новосибирск является лидером за Уралом по количеству складов класса «А» и «Б» — почти 79% всех складов в Западной Сибири.

Кроме этого, по словам генерального директора аэропорта Толмачево Евгения Янкилевича, рядом с авиаузлом будет построен центр по обработке почтовых отправлений на площади в 40 тыс. кв. метров. В результате чего Почта России сделает новосибирский аэропорт местом базирования своих грузовых воздушных судов. Для этого Почтой России планируется приобрести несколько грузовых самолетов, в том числе ТУ-204.

По мнению Владимира Городецкого, обеспечение взаимосвязи промышленного производства, торговли и транспорта наиболее эффективным образом возможно на базе Сибирской Транслогистической платформы. Это позволит включить сибирские регионы, в том числе Новосибирскую область и Дальний Восток, в глобальные логистические цепи поставок и выход товаров на новые рынки сбыта.

Возрастающая конкуренция на мировом рынке логистики

Заместитель министра транспорта РФ, бывший глава «Аэрофлота» Валерий Окулов отметил, что губернатором Новосибирской области во время пленарного заседания были затронуты острые темы относительно конкурентных направлений «Шелкового пути», которые сегодня не только разрабатываются, но уже и внедряются. При этом, как рассказал замминстра транспорта РФ, те альтернативные маршруты, которые с Западного Китая прокладываются через Казахстан, Каспий, Азербайджан, Грузию и выходят к Средиземному морю, далеко не идеальны, поскольку имеют на своем протяжении несколько пересадок. Однако чтобы российские пути могли с ними конкурировать, мы должны предложить такую логистику, которая будет более привлекательной в части сервиса. При этом, по словам Валерия Окулова, проект, реализующийся в рамках ВПЛП, и является тем сервисом, который станет конкурентным и способным привлечь грузопотоки из Южной Азии через сибирские территории. Одновременно с этим нельзя выпускать из виду, что ситуация конкуренции будет только усиливаться, и в компетенции логистических компаний — их способность мобилизовать наилучшие технологии для наибольшего привлечения грузопотоков.

Примечательно, что в рамках международного форума «Транспорт Сибири» также открыта и выставочная экспозиция индустрии транспорта, транспортной и складской логистики и инфраструктуры TransSiberia–2016. До закрытия форума будут проведены конференции, круглые столы и дискуссионные площадки, посвященные  вопросам развития и функционирования всех видов транспорта — авиационного, железнодорожного, речного, автомобильного.

Валерий Окулов в свою очередь заметил, что относительно проектов, реализуемых в СФО в рамках стратегий РФ, не отмечается критического отставания. «Не все проходит гладко, и проблемы, которые имеются, связаны в основном с сокращением финансирования по ряду проектов. Но мы как транспортное ведомство проводим активную работу с Министерством финансов в рамках правительственной комиссии по бюджетным проектировкам с тем, чтобы те проекты, которые уже запущены в действие, не замораживались. Потому что хуже и дороже всего — это замораживание и последующее размораживание проектов», — прокомментировал финансовую ситуацию замминистра транспорта РФ.

Подводя итоги первого дня форума, Владимир Городецкий отметил, что главным достоинством подобных мероприятий является возможность собраться специалистам со всех регионов и обменяться опытом с экспертным и профессиональным сообществом.

«На форуме речь не идет о целевых контрактах, — подчеркнул губернатор Новосибирской области. — Мероприятие призвано в первую очередь вооружить дополнительными представлениями в решении тех или иных задач. Благодаря транспортному форуму мы добавляем себе представлений о тех технологиях, которые есть в других регионах и мировой практике по дорожному строительству и транспортно-логистической отрасли. Мы как организаторы мероприятия, на чьей площадке проводится форум, можем в большей степени демонстрировать наши проекты и имеющиеся перспективы. Поэтому я рад, что сегодня прошел разговор об интеграции, и не просто о единичных проблемах, а об интеграционных проблемах формирования транспортно-логистической сети в целом. Это обсуждение актуально с точки зрения объединения регионов для получения еще большего эффекта в достижении целевых задач. То, что ежегодно форум собирает все большее количество участников, говорит об увеличивающемся интересе со стороны специалистов к этому мероприятию, а также о его востребованности».

Во второй день форума — 26 мая — выставку TransSiberia–2016 посетили гости из Москвы: первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков и помощник президента России, экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин, которые совместно с губернатором Владимиром Городецким осмотрели экспозицию.

Игорь Левитин проявил особый интерес к стенду под общим лозунгом «Движение к безопасному пространству», в рамках которого сотрудники ГИБДД представили проект, позволяющий оперативно узнавать о штрафах госавтоинспекции, систему автоматизированного распознавания госзнаков и нарушений ПДД, а также макет нового знака «пешеходный переход». Гость из Москвы поинтересовался возможностями интерактивного обучения детей правилам дорожного движения, которые реализуются в Новосибирске. Также в процессе обхода стенда Владимир Городецкий рассказал помощнику президента, что благодаря представленным на выставке нововведениям в Новосибирской области уже удалось снизить уровень ДТП.

В свою очередь Александр Жуков обратил внимание в первую очередь на стенды компаний «Сибмост» и «РЖД». Он отметил значимость представленных проектов нового моста через Обь, транспортных развязок и развития железной дороги. «Новосибирск — это крупнейший транспортный центр, — прокомментировал депутат в разговоре с журналистами. — И конечно же, проведение таких выставок должно привлечь и потенциальных инвесторов, и крупнейшие компании, которые участвуют в строительстве этих объектов и их дальнейшей эксплуатации. Поэтому мне кажется, что все, что здесь представлено, очень интересно и перспективно не только для развития региона, но и для бизнеса в том числе». Особенно Александр Жуков выделил работу «РЖД» и, в частности, ее пригородной компании, которую охарактеризовал как «достаточно успешную».

Отвечая на вопрос представителей СМИ об эффективности выставки и форума в целом, Владимир Городецкий напомнил, что мероприятие проводится в регионе уже в пятый раз, что доказывает высокую потребность в нем со стороны профессионального сообщества. «Здесь ведется профессиональный заинтересованный диалог», — отметил губернатор. Также он добавил, что новая информация, полученная в ходе мероприятия, особенно интересна для Новосибирской области в свете реализации проектов реиндустриализации экономики и агломерационного развития региона. «Поэтому понимание подхода к развитию транспортной системы для нас очень полезно», — подытожил глава области.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ