Итальянское кино — всегда новое, всегда любимое

Восьмой фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E прошел в новосибирском кинотеатре «Победа» с 21 по 25 апреля. За многие годы он уже обзавелся собственными традициями и обрел постоянных зрителей. На сей раз в программе фестиваля было семь новых фильмов современных талантливых режиссеров и несколько интересных встреч. Корреспондент «КС» побывал на открытии, поговорил о кино с исполнительным директором фестиваля Альберто Ди Мауро и режиссером Маттео Бини.

Полное название фестиваля New Italian Cinema Events, и каждый фильм в его программе — действительно многообещающее событие. Главная задача фестиваля заключается в популяризации талантливых полнометражных дебютов итальянских режиссеров во всем мире. История N.I.C.E насчитывает уже четверть века, а своему английскому названию он обязан США, где фестиваль прошел впервые. С тех пор праздник молодого итальянского кино полюбили зрители во всем мире. В России фестиваль проходит в Москве и Санкт-Петербурге, и уже восьмой год — в Новосибирске. Фестиваль дал миру несколько громких имен, достаточно вспомнить, что именно с его афиши начался путь к мировой славе таких режиссеров, как Паоло Соррентино и Маттео Гарроне.

Основной критерий отбора картин — художественная ценность, при этом кураторы любят режиссеров, способных открыто говорить о проблемах современной Италии. Как отметил прибывший в Новосибирск новый исполнительный директор фестиваля N.I.C.E Альберто Ди Мауро, выбор качественного кино важен не только для фестивальной политики. В наши непростые времена итальянское министерство культуры в первую очередь делает ставки на качество, поддерживая лучшие традиции умного европейского кинематографа, так как пытаться противостоять огромной голливудской индустрии в количественном отношении просто невозможно.

В этом году для Новосибирска было отобрано семь фильмов, фестиваль открылся комедией «Если Господь пожелает» режиссера Эдоардо Фальконе. Его дебютная лента была отмечена престижной премией «Давид Ди Донателло» за лучшую режиссуру. Рассказ о том, как молодой человек из медицинской семьи решил стать священником, режиссер наполнил юмором и печалью, философией и любовью, гротеском и лирикой, особенно удался автору открытый финал. Безусловным украшением церемонии открытия стало присутствие посла Италии в РФ господина Чезаре Мария Рагальини, который прибыл в Новосибирск во главе группы итальянских бизнесменов. «Победа» в тот вечер была наполнена итальянской речью, прекрасной музыкой и кинематографией. Фестиваль начался на высокой ноте, билетов на открытие было не достать.

Джорджио Пазотти и Маттео Бини
Джорджио Пазотти и Маттео Бини

Еще один фильм, о котором стоит упомянуть, сняли сразу два режиссера-дебютанта, Маттео Бини и Джорджио Пазотти. «Я, Арлекин» — история о том, как модный ведущий столичного телевизионного шоу приезжает в родной провинциальный городок в глубинке провинции Бергамо в связи с болезнью отца. Именно здесь он нашел настоящее вдохновение, а заодно и истинную любовь. Фильм снят при поддержке государства и местных властей, и кроме рассказанной истории, может быть интересен как путеводитель по Бергамо. Кстати, по словам Альберто Ди Мауро, даже для итальянцев эти места — далеко не общее место. Возможно, после фильма «Я, Арлекин» интерес туристов к этой красивой и поэтичной местности возрастет. «Задача маркетинга территорий напрямую не ставится при создании художественных фильмом. Но мы прекрасно помним, как после оглушительного успеха «Великой красоты» в Риме были востребованы специальные экскурсии по мотивам этого фильма», — вспоминает Альберто Ди Мауро.

Кстати, сам он — заядлый путешественник и фотограф, в Сибири уже почти как дома. Несколько лет назад делал выставку фотографий в Новосибирске, не раз бывал в Красноярске и даже добрался до Якутии. Самым фотогеничным объектом Новосибирска Альберто считает Обь. «Меня всегда привлекает ваша прекрасная река, глядя на нее, хочется продолжать смотреть и думать. Обычно я снимаю на профессиональную камеру, но для друзей и соцсетей сделал несколько фото на телефон. Это хороший способ рассказать о том, где я нахожусь», — рассказал Альберто.

Говоря о стратегии развития фестиваля, Ди Мауро отметил, что основа останется неизменной: N.I.C.E будет по-прежнему знакомить мир с первыми полнометражными работами режиссеров, однако в каждой стране организаторы стараются учитывать местные традиции и особенности. Фестиваль развивается как живой организм, прирастает выставками, мастер-классами, дискуссиями и театральными показами. По мнению исполнительного директора фестиваля, кинотеатр «Победа» можно считать оптимальной площадкой, а новосибирская публика произвела на него впечатление своим энтузиазмом и заинтересованностью.

Подводя итоги, Альберто Ди Мауро отметил, что культура была и остается одним из самых коротких путей к взаимопониманию, позволяя лучше узнать друг друга, радуясь сходству и задумываясь о различиях. При этом знаменитое итальянское жизнелюбие он считает едва ли не мифом — сами итальянцы вовсе не считают себя неисправимыми оптимистами. Возможно, производить лучезарное впечатление на весь мир им помогает богатый культурный багаж? Как бы там ни было, очередная встреча с итальянским кино получилась радостной.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Маттео Бини, режиссер фильма «Я, Арлекин», специально для «КС»:

Кадр из фильма «Я Арлекин»
Кадр из фильма «Я Арлекин»

— Наша картина — история взаимоотношений отца и сына, столкновение истории и современности, столицы и провинции. К сожалению, традиция комедии дель арте сегодня исчезает. Большинство людей имеют лишь общее представление о ее персонажах, их внешности и характере. Так, об Арлекине все знают, что у него цветная одежда, сшитая из разноцветных лоскутков, и странные движения. При этом мало кто помнит, что именно комедия дель арте послужила развитию современного театра во всем мире.

Мне очень пригодился опыт монтажа на картинах разных режиссеров — надеюсь, мне удалось многому научиться у каждого из них. Особенно полезным профессиональным тренингом можно считать работу в документальном кино, где невозможно спрятаться за сценографию. Думаю, что монтаж и режиссура — это две вещи, которые почти невозможно разделить. Когда ты оцениваешь фильм, ты оцениваешь и монтаж этого фильма, даже не осознавая этого. Очень часто можно услышать от зрителей, что понравился фильм, но не понравилась «картинка», или наоборот, но редко кто скажет вам, что не понравился монтаж. Когда мы воспринимаем и комментируем фильм, его сюжет, структуру, ритм, мы, по сути, говорим о монтаже, хотя и не думаем об этом.

Два режиссера в одном фильме? Работать вместе с Джорджио Пазотти, который также исполнил главную роль, было легко. Мы обсуждали каждую часть фильма, обдумывали эпизоды накануне каждого съемочного дня, находили общие решения. Его великолепный актерский опыт и мое знание техники монтажа дополняли друг друга, это обогатило процесс.

Особую глубину и прелесть нашему фильму, на мой взгляд, придало участие Роберто Херлицка, который сыграл отца главного героя, актера провинциального театра комедии дель арте. Без него фильм, конечно, был бы совсем другим. Когда мы послали ему сценарий, то очень боялись отказа, но он ответил, что будет счастлив сыграть эту роль, особенно потому, что в ней есть образ Арлекина.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ