«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

Делиться впечатлениями, сравнивать трактовки, спорить или думать в унисон — особое удовольствие. Рубрика «Культурное впечатление» дает читателям «КС» возможность обменяться мыслями и чувствами на страницах газеты и бизнес-портала ksonline.ru. Повод для публикации — посещение концерта, спектакля или выставки, прочитанная книга, новый фильм или благотворительная акция. Главное, чтобы это действительно было вам интересно. Пишите на ks@sibpress.ru.

 Екатерина Майдибор уже не раз становилась автором нашей рубрики. На сей раз она отправилась в Большой ради ожидаемой оперной премьеры в постановке Тимофея Кулябина.

Екатерина Майдибор, директор ООО «СибФитнес»:

— Серия премьерных показов оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в постановке новосибирского режиссера Тимофея Кулябинана на Новой сцене Большого театра завершилась 24 апреля. Пропустить это событие, конечно же, не представлялось возможным! Вдохновленная его драматическими спектаклями — почти балетным, психологичным и откровенным «Евгением Онегиным» и напряженно молчаливым «Три сестры» в «Красном факеле», — я устремилась в Москву.

Последняя dramabuffo Доницетти — истинный шедевр жанра и вершина творчества плодовитого композитора из Бергамо, перу которого принадлежит 74 оперы. Способность маэстро сочинять музыку легко и быстро даже получила название poeticadellafretta, то есть «поэтика спешки». Трагические обстоятельства жизни Доницетти (за короткий срок он потерял отца, мать, троих детей и жену) не могли не отразиться на его творчестве. «Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья», — писал композитор одному из родственников, начиная работу над «Доном Паскуале». Маэстро отдыхал душой на комической истории озабоченного женитьбой богатого старика, молоденькой вдовушки, интригана и юного любовника.

Традиционный оперный сюжет банален: старик дон Паскуале влюбляется в молоденькую и женится на ней. Та мгновенно из скромницы превращается в фурию и устраивает муженьку «веселенькую» жизнь: оскорбляет, унижает и транжирит деньги. Брак не настоящий. Его придумал хитрый доктор Малатеста ради одной цели — устроить счастье вдовушки Норины и своего друга Эрнесто (племянника дона Паскуале). Когда обман раскрывается, пожилой дон всех прощает и благословляет юную пару. Доницетти превращает банальный сюжет в музыкальный шедевр с красивейшей музыкой и яркими образами главных героев. Премьера оперы состоялась в 1843 году в Париже, с тех пор она не исчезает из репертуара всех оперных домов. Но в Большом театре ее не исполняли уже 150 лет. В режиссерских работах Тимофея Кулябина я не могу припомнить обращения к комическому жанру, тем интереснее было увидеть его новую работу на главной оперной сцене страны.

Ходульные персонажи комедии dell’arte Кулябин наполняет биографией, социальными ролями и переносит в современные реалии. Доктор Малатеста — специалист по фандрайзингу, дон Паскуале — ученый муж, известный археолог, лауреат различных премий и руководитель придуманного постановщиками Римского университета Св. Иеронима. Практически все действие оперы происходи в его стенах, созданных сценографом Олегом Головко. Панели благородного темного дерева украшены круглыми барельефами на темы науки — архитектурная цитата мастера эпохи итальянского Ренессанса Делла Робиа. Интерьер поменяетсялишь однажды — это комната Норины. Икеевская мебель, мягкие игрушки, разбросанные вещи. Норина с маской на лице пьет из фужера шипучий аспирин, страдая головной болью после вчерашней вечеринки. Норина, Эрнесто, Малатеста и его кузен Карлотто больше напоминают банду молодых аферистов, чем влюбленных и их доброжелателей. Они по-эйджистски циничны, жестоки и уверены в успехе своего проекта. Став под чутким руководством Малатесты «женой» дона Паскуале, Норина заставляет всех сотрудников университета плясать под свою дудку. Она руководит организацией празднования 70-летия дона. Благородные университетские стены густо украшаются надувными шариками, приглашаются циркачи, сексапильные девушки-саксофонистки, диджеи, световое шоу. На общем собрании коллективу преподавателей и научных сотрудников вручаются клоунские рожки, которые те беспрекословно надевают на головы. Сцена пощечины Норины дону Паскуале добавляет оторопи.

«Тут старым нет пристанища. Юнцы в объятьях, соловьи в самозабвенье…» — эти строки Уильяма Йейтса как нельзя лучше обрамляют происходящее на сцене. Смотрите, как высота человеческого духа попирается высотой человеческого нюха. Проект «развода» (во всех смыслах) удался. Успешные менеджеры Норина, Малатеста и Эрнесто получили, что хотели. Заключительная ее ария про то, что дурно «жениться, когда уже не молод», в этом контексте звучит как морализаторство, карт-бланш для жестокости и цинизма, гимн эйджизма.

Музыкальный руководитель постановки — Михаил Клауза. Оркестр играл стройно и добротно. Понравилась чистота звука медных. Голоса солистов великолепны. Очень цельный и гармоничный получился состав: Николай Диденко, Константин Шушаков, Алексей Татаринцев и Кристина Мхитарян. Они не только прекрасно пели, но и вдохновенно играли своих персонажей. Арии Норины и Эрнесто, скороговорки дуэта Малатесты и Паскуале срывали аплодисменты. Тимофею Кулябину и постановочной команде удалось соединить смешное и драматичное, музыкальные красоты бельканто и актуальность сюжета. Жду новых его работ на оперной сцене.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ