Потенциал новосибирской промышленности задействован недостаточно

Редакция «Континента Сибирь» провела круглый стол с представителями КПРФ в региональных и федеральных органах законодательной власти. Парламентарии обсудили проблемы, которые сдерживают развитие новосибирских промышленных предприятий, рассказали о процессе поиска путей их решения и о том, что для этого предпринимают законодатели от коммунистической партии.

Без поддержки не обойтись

Круглый стол, посвященный проблемам региональной промышленности и взаимодействию депутатов КПРФ с промпредприятиями Новосибирска, прошел в гостинице «Ривер Парк» 26 апреля. Участниками обсуждения стали депутаты Госдумы Александр Абалаков и Вера Ганзя, члены фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области Андрей Жирнов и Лариса Шашукова, а также заместитель председателя горсовета Новосибирска Ренат Сулейманов.

Тема поддержки отечественной промышленности находится в зоне особого внимания КПРФ как на местном, так и на федеральном уровне. Это демонстрирует в том числе антикризисная программа партии, тезисы которой были озвучены в феврале 2016 года на экономическом форуме в Орле. Представители коммунистической партии в Государственной думе и в законодательных органах власти на местах сходятся во мнении: абсолютно независимо от положения дел на том или ином предприятии, промышленники нуждаются в постоянной поддержке. С точки зрения спикеров круглого стола, без участия государства успешное развитие этой отрасли экономики представляется практически невозможным. К каким бы результатам ни стремились и чего бы ни добивались компании, они сталкиваются с различными трудностями, которые тормозят или значительно усложняют процесс выхода на новые уровни производства.

Ренат Сулейманов
Ренат Сулейманов

По словам вице-спикера городского Совета, второго секретаря Новосибирского обкома КПРФ Рената Сулейманова, в Новосибирске немало предприятий, которые считаются достаточно успешными, они способны поставлять высокотехнологичную и уникальную продукцию на отечественный рынок и на экспорт. Но эти возможности остаются во многом невостребованными, что в свою очередь отражается на развитии компаний и на экономических показателях региона, в котором они работают. Политик убежден: потенциал новосибирской промышленности используется максимум на 15–20%. По мнению Рената Сулейманова, это можно сказать и об одном из лидеров в Новосибирской области в области оборонзаказа — авиационном заводе имени В. П. Чкалова, производственные мощности которого по производству самолета «Сухой Суперджет» загружены лишь на треть. И это далеко не единственный пример. «У «СибНИА имени С. А. Чаплыгина» есть грандиозные проекты. Предприятие может уже сегодня переоснастить 1200 самолетов малой авиации новыми двигателями, которые в два раза увеличивают дальность полетов. Но продукция остается недостаточно востребованной, потому что российские авиакомпании предпочитают закупать иностранные самолеты по лизинговым схемам», — сетует Ренат Сулейманов.

В похожей ситуации оказался «НЭВЗ-КЕРАМИКС», готовый поставлять эндопротезы и имплантаты суставов. Потребности в этой продукции колоссальны, а аналоговая немецкая продукция стоит в два раза дороже той, что может сходить с конвейера в Новосибирске. Но местная компания не может пробить себе место на рынке.

Лариса Шашукова
Лариса Шашукова

К числу новосибирских компаний, которым удалось выйти в разряд успешных, принадлежит «Сиблитмаш». По словам его руководства, путь к высоким показателям является очень непростым, его проблематично пройти самостоятельно, без поддержки со стороны властей. Заместитель гендиректора завода по экономике ОАО «Сиблитмаш», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Лариса Шашукова на круглом столе рассказала, что за последние пять лет организация смогла увеличить объем производства продукции на 400%, зарплата сотрудников выросла на 300%. Эти показатели — результат постепенной модернизации. Но перевооружение исключительно за счет собственных средств — неподъемная задача для предприятия.

При этом рассчитывать на достаточную помощь со стороны городского или регионального бюджета не приходится, а банковские кредиты выдаются под слишком высокие проценты. «Приходится искать выход. Мы пользуемся различными способами финансирования: снижение процентной ставки под оборотные средства, под модернизацию производства. Кроме того, обращаемся за помощью в фонд поддержки промышленности», — рассказала Лариса Шашукова.

Хотели помочь, а получилось как всегда

Стоит отметить, что возможность рассчитывать на средства фонда поддержки промышленности — один из результатов взаимодействия КПРФ с представителями реального сектора. Учреждение фонда стало следствием законодательной инициативы фракции КПРФ в Государственной думе. «С 1 января 2015 года вступил в силу закон, который позволил органам региональной власти и органам местного самоуправления организовать подобные формы поддержки. Эти изменения были приняты по инициативе КПРФ и предусматривают ряд полезных новшеств, в числе которых и фонд поддержки промышленности, который дает предприятиям субсидии на осуществление конкретных проектов. Такую субсидию получил в прошлом году «НЭВЗ-КЕРАМИКС», — напомнил Ренат Сулейманов.

Вера Ганзя
Вера Ганзя

Но не всегда новые законы облегчают жизнь промышленников. Это признает депутат Государственной думы Вера Ганзя. Она обратила внимание участников круглого стола на то, что федеральным парламентариям время от времени приходится иметь дело с «сырыми законопроектами», которые принимаются и негативно сказываются на предприятиях. Депутат рассказала, что одним из пострадавших от некачественной законодательной работы оказалось, например, ОАО «Новосибирский авторемонтный завод» («НовосибАРЗ»). Уязвимость его положения усугубляется еще и тем, что он не смог получить оборонный заказ. «Проблема возникла буквально из ничего. С февраля этого года они попали под закон об утилизационном сборе. Для того чтобы платить этот налог, заводу необходимо повышать стоимость своей продукции на 23%. Но в профильном комитете Госдумы мне пояснили, что закон проработан так, что цену повышать нельзя. Как предприятию выходить из положения?

Было принято решение, что оно получит компенсацию в виде субсидий. Но когда средства придут, остается неясным. Ситуация, на мой взгляд, бредовая — круговорот денег в природе, нагромождение бюрократических шагов. Все это — результат закона, который не был продуман и проработан должным образом. Причем принимался для того, чтобы защитить нашего отечественного производителя. Но кого защитили в итоге? Непонятно», — рассуждает Вера Ганзя.

Она подчеркнула, что законодатели пытаются делать работу над ошибками, исправлять положение приходится фактически в ручном режиме. Чтобы помочь выйти из непростой ситуации «НовосибАРЗу» и другим предприятиям, оказавшимся заложниками закона, Вера Ганзя обратилась в комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, который в свое время разрабатывал проект.

Парламентарий передала членам комитета предложения тех, кто от этого закона пострадал, то есть предложения специалистов Новосибирского авторемонтного завода. «Теперь должны пройти стандартные процедуры, а пока придется продолжать работать по введенному закону и ждать субсидий. Но механизм запущен, я рассчитываю, что в этом созыве удастся прийти к какому-то результату», — заключает Вера Ганзя.

Участники круглого стола рассказали о других примерах взаимодействия представителей КПРФ с региональными промышленниками, которые привели к конкретным результатам. В конце прошлого года в Новосибирск приезжал заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, секретарь ЦК КПРФ Павел Дорохин. Он посетил несколько предприятий, в числе которых был и вышеупомянутый «Сиблитмаш». В итоге предприятие получило крупный заказ на 1 млрд 200 млн рублей.

Как заметила Вера Ганзя, подобное лоббирование — главная задача законодателей, представляющих на федеральном уровне не только определенные регионы, но и различные сферы экономической и социальной жизни страны.

Выход найти непросто

Александр Абалаков
Александр Абалаков

Депутат Государственной думы и член бюро ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Александр Абалаков рассказал о взаимодействии представителей КПРФ с некоторыми из новосибирских предприятий, которые сегодня существуют в очень сложных условиях. Одно из них — завод «Катод», о проблемах которого теперь знают в профильных комитетах федерального парламента (по обороне и по промышленности) и в «Лиге оборонных предприятий». Кроме того, Александр Абалаков неоднократно встречался с руководством ОАО «СИБЭЛЕКТРОТЕРМ». Также политик держит на контроле ситуацию, сложившуюся на «Электроне», который, по данным Александра Абалакова, недополучил за работу по обронзаказу 100 млн рублей, еще 140 млн рублей предприятию не доплатили за участие в возведении нового корпуса НГУ. «Общий долг — 300 миллионов рублей. Как в таких условиях предприятие может развиваться?» — недоумевает Александр Абалаков.

Советник мэра Новосибирска, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Жирнов обратил внимание участников круглого стола на то, что, с его точки зрения, в Новосибирской области складывается парадоксальная ситуация. В структуре валового регионального продукта доля промышленности слишком мала. Он привел данные, согласно которым в 1994 году на нее приходилось 29%. К 2014-му промпроизводство снизилось до 18%. Похожая тенденция наблюдается и в сельском хозяйстве: в 1994 году его доля в ВРП была 14%, к 2014-му достигла 5%. «При этом посмотрим на показатели в торговле и сфере услуг: в 1994-м — 44%, в 2014-м — 72%.

Андрей Жирнов
Андрей Жирнов

Но в других регионах дело обстоит иначе. Например, в Алтайском крае доля торговли в ВРП — 55%, а промышленности — 44%. В Иркутской области это 52% и 48% соответственно. В Томской — 46% и 54%. В Красноярском крае 39% приходится на торговлю и 61% — на промышленность. В Кузбассе — 44% и 57%. Эти цифры показательны», — констатирует Андрей Жирнов. И это наглядная демонстрация того, какое огромное поле для деятельности простирается перед представителями различных уровней власти.

С точки зрения Александра Абалакова, стратегия государства в области экономической политики должна проходить по двум направлениям: поддержка экспорта и создание хорошей институциональной среды. Депутат напомнил участникам круглого стола, что представители КПРФ первыми начали предпочитать термину «импортозамещение» словосочетание «экспортно ориентированная несырьевая экономика». «Это большая разница. Импортозамещение предполагает, что мы пытаемся выгнать конкурентов со своей территории. Экспортно ориентированная несырьевая экономика направлена на то, чтобы отечественные производители выходили на зарубежные рынки сами», — объясняет Александр Абалаков.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ