Федор Туров
Корреспондент издания «Континент Сибирь»

Нащупывая равновесие

Итоги 2015 года на рынке сотовой связи Сибири

тут«Билайн» и МТС удерживают свои места, «МегаФон» активно наращивает позиции, Tele2 продолжает расти вширь — так в нескольких словах можно охарактеризовать итоги сибирского рынка сотовой связи в 2015 году. Основой для таких выводов послужили оценки информационно-аналитического агентства J’son & Partners Consulting, которое провело исследование специально для «КС». Показатели 2015 года немногим отличаются от 2014-го и даже 2013 года — может ли их что-нибудь изменить в условиях 160–180%-ного проникновения?

Лидеры и аутсайдеры

То, что за последние несколько лет доли так называемой «большой четверки» почти не менялись, объясняется очень высокой насыщенностью рынка. Еще в 2013 году проникновение сотовой связи в Новосибирской области приблизилось к показателю в 180%, по СФО — к 160%, и до сих пор остается на данном уровне. Как, впрочем, и доли операторов, не менявшиеся со времени введения MNP (услуга переносимости номеров) более чем на 1–2% (единственным исключением, по мнению аналитиков, оказались Tele2, но сам оператор эту точку зрения не разделяет).

Первое место по доле рынка, рассчитанной на основе численности абонентской базе в сегменте B2C, сохранилось за МТС, несмотря на то что оператор «просел» в Новосибирской области на 1 процентный пункт — до 40%, а по Сибири остался на уровне 30%. В самой компании МТС оценивают итоги года положительно. «Абонентская база МТС в Новосибирской области выросла за год (в компании сравнивают первое полугодие 2015 года с первым полугодием 2014 года. — «КС») почти на 3%, по Сибири — более чем на 2%, — делится цифрами директор по маркетингу «МТС Сибирь» Виктор Сатышев. — Передача  данных в нашей сети выросла почти на 30% за год, мобильным Интернетом пользуются 46% абонентов МТС в Сибири».

Доля «Билайна», занимающего четвертое место, тоже осталась прежней: 16% в Новосибирске (против 15% годом ранее) и 20% — в Сибири. И эта статистика также совпадает в целом с собственными данными оператора: «В 2015 году, несмотря на кризис, мы продемонстрировали положительную динамику абонентской базы как по Сибири в целом, так и по Новосибирску в частности», — отметил региональный директор региона «Восток» ГК «ВымпелКом» Владимир Шилин.

Больше всех, по статистике J’son & Partners Consulting, в 2015 году вырос «МегаФон»: на 2 процентных пункта как по Новосибирской области, так и по Сибири, до 20% и 24% соответственно. «Наши собственные оценки в целом совпадают с указанными, хотя мы и не владеем информацией о показателях других операторов, — дает свою оценку директор Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Андрей Шишковский. — В Новосибирской области абонентская база «МегаФона» на конец 2015 года превысила 980 тыс. абонентов и увеличилась на 10% по сравнению с прошлым годом. Если рассматривать в целом Сибирский регион, то в 2015 году «МегаФон» вырос еще больше — на 11,5%, до 5,6 млн абонентов. Такой существенный рост абонентской базы в условиях насыщения рынка связан с эффективной маркетинговой стратегией компании, в том числе с развитием Yota в нашем регионе». Основной причиной успеха представители «МегаФона» называют повышенное внимание, оказываемое мобильному Интернету («пионерство» «МегаФона» и Yota в развитии 3G и 4G сетей), который сегодня становится ведущей услугой операторов сотовой связи.

Нащупывая равновесие - Изображение

И все же первое место «по изменениям» осталось не за ними, а за компанией Tele2, которая, если верить J’son & Partners Consulting, потеряла 3 процентных пункта в Новосибирской области и 2 процентных пункта в Сибири. Тем не менее компания сохранила второе место в четверке с 24% абонентов по Новосибирской области и 26% — по СФО. Представители оператора с такой статистикой не согласны: «Согласно данным нашего внутреннего исследования, доля Tele2 на рынке Новосибирской области по-прежнему составляет около 26%. Понимая, что большинство исследований долей рынка мобильных операторов имеют значительную погрешность, мы предпочитаем оперировать абсолютными цифрами. Весь 2015 год мы наблюдали рост абонентской базы, а в конце года количество активных пользователей наших услуг превысило 1 миллион, — говорит коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Алексей Ядрышников. — Данные по доле рынка в Сибирском федеральном округе у нас также отличаются. Это связано прежде всего с тем, что мы пока не оказываем услуги под собственным брендом в двух регионах СФО — Читинской области и Республике Алтай (Tele2 продолжает интеграцию мобильных активов с «Ростелекомом». — «КС»)». В целом 2015 год Алексей Ядрышников характеризует как время «оздоровления» абонентской базы: по статистике Tele2, во всех сибирских регионах, где присутствует рассматриваемый оператор, снижается количество «молчащих» SIM-карт, и доля активных абонентов растет.

Кадровые изменения

Подводя итоги на рынке сотовой связи, нельзя не отметить, что у трех из четырех крупнейших операторов произошли важные кадровые перестановки. Так, у «МегаФона» на смену Алексею Тютину, перешедшему на позицию директора Кавказского филиала оператора, пришел Андрей Шишковский. Алексей Ноздрин, возглавлявший макрорегиональный филиал Tele2 в Сибири, уехал из региона и получит пост коммерческого директора «Tele2 Казахстан». На его место пришел Дмитрий Кромский, который ранее занимал позицию вице-президента по развитию бизнеса в странах СНГ «ВымпелКома». В свою очередь сам «ВымпелКом» реорганизовал свое региональное присутствие. В частности, Сибирь и Дальний Восток в прошлом году были объединены в один укрупненный регион Восток, главой которого был назначен Владимир Шилин. Бывший региональный директор ГК «ВымпелКом» в Сибири Сергей Козерод покинул компанию. Таким образом, среди всех членов «большой четверки» свое кресло в регионе в рассматриваемом периоде сохранил только глава «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук.

Впрочем, кадровые изменения затрагивают не только топ-менеджмент операторов. Согласно данным ряда участников рынка, в кузбасском филиале «ВымпелКома» в режим хоум-офиса может быть переведена большая часть сотрудников. Называется даже цифра в 80%. В пресс-службе оператора эти данные не подтверждают, но и не опровергают, отмечая, что назвать точные цифры в этом вопросе пока не могут. «В настоящее время мы тестируем систему удаленной работы в ряде регионов компании. В таком формате основным фокусом является результат и качество решения задач, а не место их выполнения. Для нас это инструмент повышения эффективности и вместе с тем — метод дополнительной мотивации и лояльности персонала. Сотрудники получают возможность работать там, где они могут работать максимально комфортно и эффективно, экономя время на дороге в офис и обратно. По этому пути с успехом идут многие мировые компании — например такие, как IBM и ebay», — отмечают в пресс-службе «ВымпелКома», добавляя, что этот проект не коснется сотрудников офисов продаж и других подразделений, непосредственно работающих с клиентами.

Конкурентные факторы

Главным драйвером роста телеком-рынка, по мнению всех представителей «четверки», сегодня является мобильный Интернет. «Учитывая растущий интерес абонентов к мобильному Интернету, действия игроков рынка направляются на повышение скоростей передачи данных, на запуск акций, позволяющих пользоваться сервисом безлимитно, на проникновение смартфонов в базу», — отмечает Владимир Шилин.

Ключевым направлением развития в 2016 году Андрей Шишковский назвал рост проникновения пользователей услуг мобильного Интернета: «Из-за того, что современная связь — это комплексная услуга, существенно изменились и предпочтения абонентов. Если в эпоху голосовой связи 90% пользователей выбирало тарифные планы без абонентской платы, и любые упоминания про абонентскую плату воспринимались, как говорится, «в штыки», то сегодня уже более 50% новых подключений формируются за счет пакетированных тарифов с фиксированной абонентской платой». Аналогичной точки зрения о тарифной политике придерживается и Виктор Сатышев. По его словам, растет популярность V&D-тарифов, то есть тарифных планов, абонентская плата в которых начисляется за интернет-трафик, а пакеты голосовой связи и SMS-сообщений предоставляются в качестве бонуса.

operator2По статистике «МегаФона», к концу 2015 года проникновение интернет-пользователей среди абонентов в Новосибирской области составило 42% и за год увеличилось на 25%. В среднем один пользователь сети в месяц потребляет 3,29 ГБ данных, это на 26% больше, чем годом раньше. Общий объем дата-трафика в Новосибирской области за 2015 год увеличился более чем на 30% и продолжил расти более высокими темпами, чем количество пользователей услуг мобильного Интернета. ARPDU (среднемесячная выручка от пользователей услуг передачи данных) в 2015 году составила 233 рубля, что на 10,4% больше, чем в 2014 году (211 рублей).

Для B2C-сегмента одной из самых востребованных услуг стала передача данных без ограничений по трафику. «Клиенты мобильных операторов тратят все больше мобильного интернет-трафика, поэтому операторы постепенно начинают задумываться о безлимитных data-тарифах, — рассуждает директор макрорегиона Сибирь Yota Марина Багаева. — Другой вопрос, насколько операторы связи готовы к введению безлимита». Как показывает опыт — готовы. «Ориентируясь на востребованность акции в Москве, с сентября прошлого по февраль этого года мы открыли возможность пользоваться 4G-интернетом без ограничений для пользователей тарифов «ВСЕ», — приводит пример Владимир Шилин. — В результате количество новых пользователей 4G-интернета в Сибири значительно выросло, как и объем скачиваемого трафика. В сравнении с обычным периодом интернет-трафик в сети LTE на одного новосибирского абонента увеличился практически втрое. Оценив, что безлимитный 4G является действительно востребованным сервисом, уже в марте мы снова запустили возможность пользоваться неограниченным доступом в сеть с мобильных устройств, причем в любых сетях: 2G, 3G или 4G».

В стремлении «мобилизировать» Интернет конкуренты иногда забывают о соперничестве. Соглашение между «ВымпелКом» и МТС о совместном использовании и эксплуатации 4G-сети помогло, по словам Владимира Шилина, увеличить число базовых станций LTE «Билайна» в 1,7 раза в течение года, а также ускорить развитие технологии в Красноярске, Омске, Иркутске. МТС также сохраняет темпы модернизации — в 2016 году оператор планирует открыть LTE-сети еще в 40 населенных пунктах СФО. «МегаФон» в свою очередь сделал ставку на кобрендинговые и конвергентные услуги, перенеся их из B2B сегмента в B2C. «Как показывает практика, заказчик, использующий сразу несколько услуг — мобильную связь и фиксированный широкополосный доступ в Интернет (ШПД), — намного сильнее привязан к своему оператору, чем клиент, который пользуется услугами разных поставщиков, — рассуждает Андрей Шишковский. — Оператор в свою очередь предоставляет такому клиенту скидку на весь комплекс телеком-продуктов». В качестве примера можно привести совместный проект с федеральным ШПД-оператором «ЭР-Телеком», в котором абонент, пользующийся услугами мобильной связи и домашнего Интернета, получает скидку на лицевой счет у каждого из операторов. «В Новосибирске, Омске и Красноярске «МегаФон» не развивал сети ШПД для частных клиентов, но эффект от этого стратегического альянса может быть сопоставим с теми операторами, которые владеют ШПД-активами, но при существенно меньших затратах», — делает вывод Андрей Шишковский.

Не отстает от «тройки» и Tele2: «Мы продолжаем работать над увеличением количества пользователей мобильного Интернета 3G Tele2 и увеличением доли смартфонов в наших сетях. Также мы уже видим рост продаж тарифа «Интернет для устройств» и рост числа людей, использующих наши SIM-карты для мобильного Интернета, — высказывается Алексей Ядрышников. — Прежде всего мы концентрируемся на увеличении емкости существующей сети 3G, чтобы предоставить абонентам возможность комфортно использовать быстрый мобильный Интернет и дополнительные сервисы. По нашим оценкам, именно 3G будет наиболее востребованной технологией доступа к мобильному Интернету в ближайшие два-три года. Однако мы уже ощущаем рост интереса пользователей к стандарту 4G. Поэтому в 2016 году запланирован запуск сетей 4G в Кемерове, Новосибирске и Иркутске. В Кемерове запуск состоится уже совсем скоро, до конца первого полугодия. Во втором полугодии жители Новосибирска и Иркутска смогут пользоваться стандартом 4G».

Еще одним приоритетным направлением для роста Андрей Шишковский называет B2B-сегмент, который сейчас расширяется быстрее массового: «В отличие от кризиса 2009 года, корпоративный сегмент практически не пострадал в современных экономических условиях. Если раньше корпоративная связь воспринималась как имиджевая составляющая и своеобразный социальный пакет для сотрудников, то современные корпоративные решения тесно интегрированы в бизнес-процессы предприятий, и исключить их уже просто невозможно. Это услуги фиксированной связи, M2M, сети VPN, услуги виртуальных серверов и многое другие. Так, сегодня невозможно представить себе, чтобы заказчик отказался от использования M2M в терминалах оплаты, банкоматах, мониторинге коммерческого транспорта или в системах дистанционного учета тепла и электроэнергии. Единственная альтернатива — заменить их живыми людьми, услуги которых стоят еще дороже. Например, за 2015 год количество устройств M2M в новосибирской сети «МегаФона» увеличилось на 20%».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

15_07_YOTAДля компании Yota Новосибирск имеет особое значение. Именно в этом городе оператор запустил первую в России сеть LTE. С чем это связано, как компания планирует дальше развиваться в Сибири и почему Yota до сих пор позиционирует себя как четвертый федеральный оператор сотовой связи, несмотря на то что входит в состав «МегаФона», в интервью «КС» рассказала директор макрорегиона Сибирь Yota МАРИНА БАГАЕВА.

— Марина, почему в свое время вы решили развернуть первую сеть LTE именно в Новосибирске?

— Ключевые факторы, которые помогли нам сделать выбор в пользу Новосибирска — это развитая технологическая база, обеспечившая нам готовность к запуску, и большая потенциальная аудитория. Новосибирск по численности населения — третий город в России, спрос на услугу LTE потенциально мог быть высоким.

— Что все-таки подсказало вам такую идею: «без проводов и без лимита»? И каким путем она прошла от замысла до воплощения?

— Еще в 2007 году при создании компании мы понимали, что люди будут пользоваться Интернетом все больше и больше, мобильные устройства будут проникать в их жизнь все шире, и очень скоро безлимитный Интернет станет не экзотикой, а базовой потребностью. И мы не стали идти тем путем, которым в то время шла «большая тройка»: постепенно, шаг за шагом, снижать цены на эту услугу и повышать лимит трафика. Мы изначально строили вою ИТ-инфраструктуру для безлимита.

— Как вы пришли к сотрудничеству с «МегаФоном»? Почему выбрали именно их в качестве партнера и в каком сейчас статусе ваше сотрудничество?

— В 2013 году «МегаФон» выкупил 100% акций компании «Скартел», которой принадлежит бренд Yota. Сейчас мы являемся дочерней структурой, но при этом по-прежнему остаемся самостоятельной компанией с собственным именем, поскольку работаем по модели MVNO (виртуальный мобильный оператор). Такая модель сотрудничества предполагает возможность быть полноценным федеральным мобильным оператором со своим биллингом, целевой аудиторией, набором услуг, маркетинговой стратегией, обслуживанием и т. д.

Безусловно, объединенная техническая инфраструктура дает определенные преимущества, например, в области частотного спектра и покрытия по России.

Работа на объединенной сети позволяет за год запускать дистрибуцию SIM-карт в нескольких десятках новых регионов России. Сейчас мы вышли в 75 регионов России, это стало возможным во многом благодаря сотрудничеству с «МегаФоном».

— Что вы сейчас думаете относительно 5G?

— На текущий момент на телеком-рынке России технология LTE является передовой, и об исчерпании всех возможностей 4G говорить пока рано. Растет количество устройств, меняется культура потребления услуг пользователями. Все больше клиентов мобильных операторов используют смартфоны с поддержкой LTE не просто как средство для совершения звонков, а в качестве девайса для работы и развлечений. Мы видим эту тенденцию на примере увеличения трафика в сетях 4G. О «смене поколений» говорить пока рано.

— А почему вы придумали себе именно такое название? И что означает ваш логотип?

— Есть такая единица изменения объема памяти — йотабайт (Yottabyte), которая равна двум в восьмидесятой степени байтам или 1024 зеттабайтам. Это очень большой объем, и создатели компании решили, что будет правильно назвать так компанию, которая занимается безлимитным Интернетом. Наш логотип родился из желания посмотреть на мир под другим углом. Кстати, человечка, стоящего на логотипе вверх ногами, зовут Нуф — это слово «fun» наоборот.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ