Почему в Новосибирске плохие дороги?

Действительно ли дороги в Новосибирске плохие потому, что город мало тратит на их обновление? Или, наоборот, их качество не выдерживает критики и эксплуатации потому, что решается задача освоения средств одним и тем же кругом подрядчиков, для которых чем быстрее разрушается дорожное покрытие, тем лучше, так как это гарантирует новый заказ? «Континент Сибирь» продолжает серию материалов, посвященных транспортно-логистическим проблемам третьего по величине города страны, и приглашает принять участие в обсуждении темы все заинтересованные стороны.

Асфальт растаял

Пришла весна, и как все чаще выражаются новосибирцы, асфальт растаял вместе со снегом. То и дело в социальных сетях люди предупреждают друг друга об образовавшихся ямах, попадая в которые, водители пробивают колеса. Еще немного и пора будет создавать карту самых внушительных ям на новосибирских дорогах.

На днях Росавтодор опубликовал заявление, что хорошее качество дорог на федеральных трассах становится причиной увеличения количества ДТП. «На хорошей дороге водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП», — говорится в заявлении. В Новосибирске, напротив, можно наблюдать обратную тенденцию, когда причиной ДТП, в том числе и с общественным транспортом, становятся именно разбитые дороги.

По словам директора ООО «Белмарс» Георгия Платоненко, пассажирский транспорт ездит по новосибирским дорогам в хаотичном порядке, стараясь объезжать выбоины и ямы. «Состояние дорог этой весной в городе намного хуже, чем прошлой, можно сказать, что они разрушены, — отметил Георгий Платоненко. — Все это влияет как на дорожную безопасность, так и на техническое состояние автомобиля».

Председатель правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП), владелец транспортной компании, выполняющей междугородные пассажирские перевозки, Алексей Лядусов также отмечает, что состояние нынешних дорог прямым образом сказывается на ведении бизнеса, особенно это касается транспортных компаний и пассажирских перевозчиков.

«Дорогостоящий автобус, проезжая по разбитым дорогам, разбалтывает кузов и ходовую часть. Соответственно, его необходимо все время ремонтировать, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, а это в свою очередь непредвиденные расходы, — рассказал Алексей Лядусов «КС». — Серьезных ДТП с участием наших автобусов этой весной не было только потому, что водитель обязан двигаться в соответствии с дорожными условиями. При этом местами в городе вместо дорог одно название, их нет вообще, например, в районе улицы Петухова, возле карьера Мочище и при выезде в сторону Криводановки. Там выезжаешь из одной ямы — и тут же заезжаешь в другую. Как правило, на федеральных трассах дорожное покрытие значительно лучше, чем в городе, за исключением трассы М5 на территории Урала».

Дорожные заплатки

Чтобы обеспечить хотя бы временную безопасность движения автомобилей на новосибирских дорогах, мэрия была вынуждена засыпать ямы асфальтным отсевом и приступить к ямочному ремонту с первыми плюсовыми температурами. Как рассказал «КС» начальник МКУ «Управление дорожного строительства» Юрий Алексеевский, изначально на текущий ремонт было выделено порядка 35 млн рублей для ремонта 48 тыс. кв. м дорог. Работы осуществлялись как подрядными организациями, так и ДЭУ.

«На сегодня выделены дополнительные 30 млн рублей, чтобы завершить текущий ремонт дорог, но конкурсы еще не проведены, — добавил Юрий Алексеевский. — Всего планируется провести ремонт 100 тыс. кв. м, это больше, чем в прошлом или позапрошлом году. На мой взгляд, этого будет достаточно, потому что те дороги, которые имеют небезопасный вид, будут отремонтированы уже капитально. Например, улица Нарымская полностью включена в план капитального ремонта, а улица Кирова — от Богаткова до Добролюбова».

Примечательно, что некоторые дороги, на которых был произведен текущий ремонт, уже успели разрушиться в этом году по второму кругу. На перекрестке улиц Ипподромской и Военной рабочие уже укладывали асфальт в образовавшиеся после зимы ямы. Но спустя непродолжительное время на том же самом месте эти ямы образовались снова.

Юрий Алексеевский отметил, что на ямочный ремонт распространяется гарантия продолжительностью два года. «Рядом асфальт может разрушиться, а отремонтированная яма будет стоять. Как сейчас и получается», — отметил начальник МКУ «УДС». К примеру, в Германии по гарантии разрушенный участок дороги не ремонтируют так называемым ямочным способом, а укладывают часть дороги новым покрытием. Это делается для того, чтобы от частично разрушенного участка не пошли трещины и новые разрушения, иначе дорожно-строительную компанию неминуемо ждут судебные иски и разбирательства.

На погодные условия в этом году списывают основную массу дорожных разрушений в Новосибирске. Об этом не раз говорил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Сергей Райхман. По его мнению, «наступившая весна не худшая, но такой зимы за время своей работы не припомнит, когда семь раз переходило выше нуля». Все это якобы сказывается на дорогах, поскольку на них образуются трещины, которые впоследствии расширяются.

Идею «плохой» сибирской погоды охотно поддерживают и дорожные строители. Директор по строительству и реконструкции автомобильных дорог «Новосибирскавтодора» Денис Юминов рассказал «КС», что среди причин разрушения дорог в Новосибирске необходимо рассматривать сразу несколько факторов. Но одним из них действительно являются погодные условия — этой зимой были резкие перепады температур, что пагубно сказалось на качестве дорожного полотна. «Дело в том, что вода, находящаяся долгое время на поверхности дороги, имеет свойство впитываться в микропоры. При резком похолодании замерзшая влага расширяется и повреждает асфальт изнутри. В большей степени это характерно в весенне-осенний период, но в этом году такие явления можно было наблюдать и в течение зимы», — отметил Денис Юминов.

Помимо погодных условий, в общем списке причин разрушения асфальта в Новосибирске дорожником называется и отсутствие должного финансирования при капитальном ремонте новосибирских дорог.

«Объем ремонтных работ по отношению к общему количеству нуждающихся в них дорог слишком мал. То, что ежегодно ремонтируют около миллиона квадратных метров дорог, не может охватить все нуждающиеся в реконструкции и капитальном ремонте улицы, при таких темпах роста потока автотранспорта. Поэтому за последние годы в городе накопилось слишком много дорог с нарушенным межремонтным сроком. После сдачи строительно-дорожных работ они уже прослужили без ремонта по два–три положенных срока вместо одного, то есть примерно по 12–18 лет. По этой же причине некорректно сравнивать новосибирские дороги с московскими — в столице основные магистрали ремонтируют раз в пять лет, они просто не успевают разрушиться. Если в Новосибирске увеличить периодичность капитального ремонта и своевременно выполнять поддерживающий ремонт улично-дорожной сети, то и у нас дороги будут на уровне московских», — добавил директор по строительству и реконструкции автомобильных дорог «Новосибирскавтодора».

Новые дороги

В этом году капитально отремонтировать планируется порядка 950 тыс. кв. м дорог, что составит около 166 км дорог шириной примерно в шесть метров. Для этого из городского бюджета выделяется 500 млн рублей и дополнительно из областного бюджета порядка 100 млн рублей на ремонт дорог в частном секторе. По словам Юрия Алексеевского, по факту отремонтированных дорог будет даже больше, чем в прошлом году, когда дорожное покрытие обновили на площади в 1 млн кв. м. При этом по нормативу в Новосибирске ежегодно должно ремонтироваться 1 млн 200 тыс. кв. м в год.

Для примера: в Москве в этом году будет отремонтировано 11 млн кв. м дорожного покрытия. На официальном сайте Москвы сообщается, что в 2016 году планируется построить и реконструировать около 95 км дорог. На сайте не уточняется, сколько полос предполагается сделать в реконструируемых и строящихся дорогах. Также столичный портал приводит тот факт, что прошлый год был для города рекордным по количеству построенных дорожных объектов, а в 2016-м Москва претендует стать первой по вводу метро и железных дорог. «Стройкомплекс планирует открыть 54 километра путей Московской кольцевой железной дороги и еще 20 километров метро. Сейчас ведется строительство более 60 километров линий метрополитена, 35 станций и пяти депо», — говорится на сайте.

В Новосибирске сейчас уже проведены все конкурсы на определение подрядчиков для капитального ремонта. Ими традиционно оказались крупнейшие дорожно-строительные организации: «Новосибирскавтодор», «Сибавтобан» и «Дорсибплюс». Как заявил Юрий Алексеевский, все организации имеют свои заводы, технику и высококвалифицированных рабочих.

По капитальному ремонту дорог в 2016 году, согласно данным сайта госзакупок, МКУ «УДС» заключило договоры на выполнение работ с «Дорсибплюс» на 108 млн рублей, с «Новосибирскавтодором» — на сумму 244 млн рублей с указанием на «ремонт дорог в Новосибирске», с «Сибавтобаном» — почти на 140 млн рублей. По Мочищенскому шоссе реконструкцию дороги будет выполнять «Союздорстрой» по двум договорам на 88 млн рублей и 258 млн рублей. «Сибмост» в свою очередь осуществит ремонт проезжей части на Октябрьском мосту на сумму 16,8 млн рублей.

Судя по озвученным цифрам, Новосибирск вполне укладывается в норматив по количеству метров ремонтируемых дорог — 1 млн кв. м из положенных 1 млн 200 тыс. кв. м. Что же тогда стало дополнительным фактором, из-за которого новосибирцы теперь гораздо чаще наведываются в СТО?

Начальник Главного управления благоустройства и озеленения мэрии города Новосибирска Юрий Сердюк, отвечая на вопросы корреспондента «КС» о весенних разрушениях на наших дорогах, заметил, что такое количество образовавшихся ям не объяснить только перепадами температур. «Здесь комплекс проблем, может быть, как снежный ком накопилось», — посетовал Юрий Сердюк.

Откуда ямы?

Координатор проекта «Дороги Новосибирска» регионального отделения ОНФ, руководитель Межрегиональной общественной организации «Федерация автомобилистов России» в Новосибирске Михаил Мезенцев в разговоре о прошедшей аномальной зиме в Сибири говорит, что вовсе не перепады температур стали тем критическим моментом, когда на дорогах одновременно образовалось столько ям и выбоин. По его мнению, нынешняя погода стала своего рода экзаменатором на прочность новосибирских дорог. Пресловутые переходы через ноль обнажили все те проблемы, которые скрывались под толщей льда на протяжении предыдущих морозных зим, а именно — качество исполнения дорожных работ.

«Не всегда дорожно-строительные работы принимаются согласно нормативам, — рассказал Михаил Мезенцев. — Вода действительно разрушает асфальт, особенно когда она впитывается внутрь, как в губку, а потом замерзает. Но здесь возникает вопрос, был ли соблюден необходимый осевой наклон, чтобы вода стекала, сделаны ливневые канализации? Никто из руководства Управления дорожного строительства не ездит и не следит за качеством выполнения дорожных работ. А тем временем самих рабочих необходимо все время контролировать, потому что как только за ними перестаешь следить, они начинают работать «спустя рукава». Могут и асфальт в воду начать укладывать, как это было в одном из ДЭУ, в котором после этого инцидента уволили мастера».

Если сравнить технологии укладки дорожного полотна за границей и в Новосибирске, то выясняется интересный факт. Так, в Германии ни за что не начнут укладывать дорожное покрытие, если грунт не просох, поэтому ни о каких работах под дождем не может быть и речи. На загородных автобанах при укладке асфальтобетона немецкие рабочие накрывают дорогу от дождя и солнца, чтобы дорожное покрытие не деформировалось и просохло должным образом.

Михаил Мезенцев отмечает, что глубокие ямы также свидетельствуют  о некачественном содержании дорог зимой, когда снег вовремя не вывозится с городских улиц. По его словам, он лично наблюдал, как весной рабочие ДЭУ-1 скидывали снег на проезжую часть, чтобы его раскатали своими колесами автомобили. Все бы ничего, но этот самый снег в ночные часы превращался в лед, который и разрушает впоследствии дорожное полотно. При обращении Михаила Мезенцева к руководству ДЭУ начальник управления Дмитрий Мальцев оправдал поступки своих сотрудников дефицитом денежных средств, выделенных на уборку снега.

На прямой вопрос о возможной коррупции при распределении средств на улично-дорожную сеть общественник ответил, что на самом деле на сегодняшний день это не самая злободневная тема. Михаил Мезенцев отметил, что деньги не всегда воруют, чаще выделенные средства вынуждены «размазать» на строительство сразу нескольких объектов. «То есть вместо одной нормальной дороги за 100 млн рублей мы латаем множество дыр по всему городу. В результате на следующий год мы получаем еще большее разрушение дорог, потому что ни одна из них не была сделана должным образом. Как говорится, из одной овечки шьют сразу несколько шапок, но маленьких. И здесь уже вопрос к департаментам, которые распределяют деньги. Поэтому проблема даже не финансирования, а правильного использования выделенных средств, ведь никто не хочет нормально работать и выполнять свои обязанности в полном объеме», — констатировал Михаил Мезенцев.

Вопрос качества исполняемых дорожно-строительных работ обсудил с корреспондентом «КС» и генеральный директор группы компаний «Стрижи» Игорь Белокобыльский. При сдаче своих микрорайонов строительная компания обязана согласно договорам благоустраивать территорию, прилегающую к возведенным домам. Как правило, дороги возле новых домов стоят дольше без каких-либо признаков разрушения. По словам Игоря Белокобыльского, одновременно с дорогами, построенными ГК «Стрижи», были построены дороги, у которых заказчиком выступала мэрия. Глава ГК «Стрижи» отмечает, что у муниципальных дорог уже успел провалиться асфальт, в то время как внутриквартальные дороги по-прежнему остаются в хорошем состоянии. При этом обе дороги выполнялись по одной и той же технологии, только разными подрядными организациями.

«Провалившиеся дороги нам пришлось ремонтировать за свой счет, — заметил Игорь Белокобыльский. — Несмотря на то что по нашим дорогам нет никакой гарантии, они стоят по несколько лет, и там даже выбоины ни одной нет. Мы так же строим полотно, как и положено по технологии, просто мы более тщательно и внимательно к этому относимся. Потому что в отличие от города у нас есть цель построить экономически обоснованно. В итоге, чтобы сделать микрорайон красивым не только внутри, но и за его пределами, мы вынуждены благоустраивать гораздо больше той территории, которую необходимо».

Технологии строительства

Если руководство ГК «Стрижи» предпочитает использовать те же технологии, что и муниципальный заказчик, только в более качественном исполнении, то другие частные заказчики нередко обращают свои взоры при строительстве новых дорог на новые технологии, в частности, стабилизацию и укрепления грунтов. Директор дорожно-строительной компании «Полимеравтодор» Владимир Комолов неоднократно рассказывал «КС» о том, что его заказчики предпочитают строить раз и на несколько лет. Об использовании данной технологии «КС» также писал после проведенного круглого стола «Инновации в дорожном строительстве». Специалисты тогда отметили, что множество современных трасс уже строится с использованием стабилизации и укрепления грунтов. В той же Финляндии прежде чем начать строительство новой дороги, обязательно займутся укреплением существующего грунта, после чего никакие болота не смогут стать оправданием «плавающей» земли. Но это касается строительства вновь возводимых дорог. Относительно капитального ремонта уже существующих за границей активно применяется технология холодного и горячего ресайклинга, когда снимается верхний слой дорожного покрытия при помощи ресайклера, смешивается с вяжущими добавками и укладывается снова. Как отметил Юрий Алексеевский, в Новосибирске данная технология была опробована, но себя не зарекомендовала по причине того, что ресайклер во время снятия старого покрытия «захватывает» по пути крышки люков и решетки ливневых канализаций.

По словам Юрия Сердюка, мэрия Новосибирска все же пытается связываться с коллегами из соседних регионов, чтобы обменяться опытом использования новых технологий.

Как рассказал Юрий Алексеевский, из новых технологий в прошлом году в Новосибирске применили так называемый тонкослой. Это асфальт толщиной в 3 см, укладываемый на дорогах, которые не сильно разрушены. Также начальник УДС рассказал, что гарантия на дороги с покрытием асфальта в два слоя — пять лет, с одним слоем — три года. Тем временем в США на бетонные дороги гарантия распространяется в течение 25 лет. Федеральные трассы на бетонной основе также строятся и в Новосибирской области, но они обходятся государству почти в 1,5–2 раза дороже. По времени процесс строительства бетонной дороги также более длительный, чем асфальтовой — бетону необходимо «отстояться» почти месяц. Для города это может показаться непозволительной роскошью.

«Средств не хватает, стараемся сделать больше и качественнее. В 2015 году по технологии тонкослоя мы провели торги на 30 млн рублей. Я могу привести пример, что она экономична, и за счет нее было сделано больше квадратных метров, чем предполагалось — на улицах Дуси Ковальчук и Фрунзе. Также зарекомендовал себя мультисюрфейсинг — защитный слой толщиной 1,5 см, который способен держаться на протяжении трех лет эксплуатации. Технология применяется для того, чтобы сделать как можно больше квадратных метров и закрыть дороги от разрушений», — резюмировал начальник УДС.

По словам Дениса Юминова, в мэрии на совещаниях постоянно рассматриваются вопросы об использовании новых технологий, но они не решаются одномоментно. Для того чтобы та или иная технология начала использоваться на практике, ее нужно для начала опробовать и внести в проектно-сметную документацию.

«Это длительная и планомерная работа, — заметил директор по строительству и реконструкции автомобильных дорог «Новосибирскавтодора». — Но в городе современные технологии уже применяются, например, с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) на полимер-битумном вяжущем, как на развязке по улице Петухова. Дорожное покрытие с ЩМА обладает более высокими потребительскими качествами, оно долговечно и не подвержено колееобразованию в течение долгого времени. Список технологий, применяемых в городе, постоянно пополняется, Новосибирск в этом плане не стоит на месте».

Пока продолжаются эксперименты с использованием различных технологий, частные заказчики продолжают строить по «старинке», но качественно, чтобы их вложения не оказались зарытыми в асфальт, а работали на них. Возможно, Новосибирску стоит начать эксперименты не с технологиями, а с усиленным контролем над непосредственным процессом строительства и капремонта. Во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным главой государства были обозначены меры по усилению контроля за распределением денежных средств, выделяемых на дорожное строительство и капитальный ремонт. Так, глава государства рассказал, что эффективной мерой могло бы стать «окрашивание» денег из дорожного фонда с той целью, чтобы они не могли быть использованы не по назначению. Кроме этого, после повышения акцизов на топливо, по мнению Владимира Путина, 1 рубль с каждого литра должен оставаться в регионе, чтобы в дальнейшем собранные средства были направлены на строительство и капремонт дорог.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Капишников, генеральный директор ГК «Регион»

— Говоря о проблемах дорожного сектора, нужно понимать, что мы живем в сложном климате, и это по идее не должно являться новостью ни для мэрии города, ни для подрядчиков, производящих дорожные работы. Безусловно, температурные колебания оказывают дополнительную нагрузку на дорожное покрытие – но ведь мир не стоит на месте, и для любых диапазонов температур разработаны технологии, добавки, позволяющие повысить износоустойчивость дорожного полотна в самых сложных климатических условиях. С одной стороны, мы говорим об инновациях, устраиваем форумы, создаем научные кластеры, а с другой стороны, на фоне этих инноваций, так сказать, поставили колоду и рубим дрова допотопным топором. В осуществление дорожных работ вкладываются огромные деньги. На мой взгляд, жалобы тут не уместны. Гарантийный срок на производство дорожного полотна должен составлять не менее 10-15 лет! Наши подрядчики не хотят работать на таких условиях – нужно открыть свой рынок для любых других организаций, которые возьмутся за это. И заказчик этих работ не просто должен вкладывать бюджетные деньги в очередные ямы на дороге, а ставить задачу по поиску оптимального решения своим подведомственным структурам. Да, подрядчики несут ответственность перед мэрией, а мэрия отвечает перед горожанами, и ответственность подрядчиков не снимает ответственности мэрии в этом вопросе. На мой взгляд, ответственность за качество дорог должна быть вынесена в виде отдельного законопроекта и регулироваться не только административным кодексом, но и уголовным. Это деньги налогоплательщиков, и за них нужно спрашивать по всей строгости.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ