Как выбраться из кредитной ловушки и улучшить финансовое состояние?

Для большинства автодилеров всей страны на сегодня характерна проблема высокой закредитованности. Если этому вопросу не уделять должного внимания, то можно очень легко попасть в ситуацию, из которой уже не будет выхода. Примеры мы с вами хорошо знаем. В этом материале вице-президент ассоциации «Российские автодилеры», глава PSB Consulting Group, бывший член совета директоров ГК «СЛК-Моторс» (в 2011 году) Олег Мосеев специально для читателей «КС» даст пошаговый алгоритм действий для собственников и генеральных директоров автодилерских предприятий, чтобы улучшить  свое финансовое состояние.

Перед тем, как говорить о путях решения проблемы, необходимо понять, как ее идентифицировать. Существует множество индикаторов, но если обращать внимание на 4 основных, то этого будет достаточно. При этом, пороговые значения, при которых необходимо срочно начинать процесс оздоровления, следующие

п/п Наименование показателя Принцип расчета Пороговое значение
1 Коэффициент долговой нагрузки Чистый долг / EBITDA более 3,5
2 Коэффициент левериджа Заемный капитал / Собственный капитал более 1,5
3 Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / Краткосрочные обязательства менее 1,5
4 Коэффициент покрытия процентов Проценты по кредитам и займам / EBITDA более 0,5

Необходимо понять, что начинать процесс реструктуризации надо не тогда, когда все плохо, «проедены» оборотные средства, и нечем платить по кредиту, а когда компания выглядит еще не очень плохим заемщиком, но тенденция уже очевидна. В этом случае шансы на успех значительно выше.

После идентификации проблемы необходимо проанализировать возможность улучшения ситуации за счет внутренних ресурсов. Часто слышу, что сделали все, что могли, но при анализе оказывается, что далеко не все. Основные составляющие повышения финансовой устойчивости за счет внутренних ресурсов.

  • сокращение дебиторской задолженности,
  • снижение товарных запасов,
  • увеличение кредиторской задолженности,
  • снижение операционных расходов (в том числе за счет оптимизации бизнес-процессов, «коммунальных квартир», отказа от заведомо убыточных направлений),
  • отсрочка инвестиционных расходов.

Для полноценного понимания ситуации и подготовки к переговорам с кредиторами необходимо иметь финансовую модель компании, задачами которой являются оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды, анализ текущих финансовых потоков и прогноз будущих  расходов и поступлений по различным видам деятельности. Также требуется моделирование нескольких сценариев развития бизнеса, оценка возможных рисков.  При этом следует учесть два момента: на основании расчетов, выполненных в финансовой модели, будет  формироваться предложения банку (банкам) по реструктуризации кредитного портфеля, финансовая модель должна обладать достаточной степенью детализации.

Следующим коротким шагом является осознание, на что же мы можем рассчитывать: оптимизацию и реструктуризацию кредитного портфеля. В первом случае речь идет о компании, которая заранее озаботилась возможными проблемами и еще представляет интерес как надежный заемщик. Во втором же случае проблемы уже налицо: от невыполнения оговоренных с банков показателей (самый легкий вариант) до остановки выплаты даже процентов по кредиту. Соответственно и подходы будут разные.

И вот в этот момент (когда компания решила вести с банком переговоры) абсолютное большинство совершает главную ошибку. Все привыкли, что банк анализирует заемщика. Но мало кто анализирует банк. Тем не менее, для успешного завершения процесса вам необходимо:

  • проанализировать финансовую отчетность банка (какую прибыль или какой убыток фиксировал в последние отчетные даты, какие резервы создавал…),
  • определить соответствие финансовых возможностей банка и потребностей вашего предприятия (являетесь вы для него крупным заемщиком или нет),
  • обратить внимание на управленческую структуру банка, понять систему принятия решений на разных уровнях (если на том уровне, на котором вы общались в стандартных условиях решения не принимаются, а требуется согласование выше, то возможно надо будет выходить на переговоры туда),
  • оценить лояльность банка и его заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве,
  • проанализировать ковенанты и залоговую массу на предмет соответствия требованиям банка,
  • сделать сравнительный анализ нескольких банков.

В общем, от того как вы проведете анализ будет зависеть больше половины успеха.

На основании проведенного анализа вы выбираете с кем идете на переговоры. Возможно не со всеми банками, которые у вас в портфеле. Или возможна разная тактика с разными банками. Или привлекаете нового партнера. В общем, вариантов может быть много. И, повторю еще раз, зависят они от вашего понимания, возникшего на предыдущем этапе.

Но дальше вы все равно не бежите в банки. Вам еще надо подготовиться. А именно:

  • разработать стратегию финансового оздоровления компании,
  • составить бизнес-план компании (который будет содержать базовый и стресс-сценарии),
  • подготовить маркетинговое обоснование (данные в маркетинговом обосновании должны быть подкреплены ссылками на официальные источники отраслевой статистики, аналитические исследования, произведенные общепризнанными компаниями или независимыми экспертами),
  • подготовить финансовую отчетность с комментариями, обосновывающими причины снижения платежеспособности компании, прописать (если не сделано до этого) алгоритм сопоставления официальной (бухгалтерской) и управленческой отчетности, подготовить расшифровки по строкам баланса и отчета о прибылях и убытках, за отчетные периоды собрать статистику по натуральным показателям, которые использовались при составлении финансовой модели,
  • определить перечень залогов и произвести их предварительную оценку собственными силами.

И вот теперь, полностью подготовленными можно выходить на переговоры с кредиторами, имея для каждого из них как минимум по два варианта предложения по реструктуризации, которые должны включать в себя:

  • структура кредитного портфеля компании,
  • процентная ставка и схема уплаты процентов,
  • период пролонгации,
  • грейс-период в погашении процентов и/или тела кредита,
  • график погашения основного долга,
  • залоговое обеспечение,
  • размер дисконтирования.

Дополнительными факторами успеха могут быть следующее договоренности:

  • соглашение о характере и способах мониторинга деятельности компании со стороны банка, включая представительство лица, аффилированного с банком, в совете директоров компании,
  • соглашение о дополнительных гарантиях и обеспечениях,
  • соглашение о дальнейшем взаимодействии кредиторов (в случае если не один).

В заключении хотел бы сказать, что в большинстве случаев проблем можно было бы избежать при условии качественного финансового менеджмента, включающего в себя (но, естественно, не ограниченного этим):

  • наличие достоверного и своевременного учета,
  • тщательного планирования деятельности организации в краткосрочном периоде,
  • актуализация долгосрочной финансовой модели в зависимости от меняющейся экономической ситуации,
  • установление четких лимитов, рассчитанных с учетом возможных рисков,
  • постоянный контроль за ликвидностью компании.

Надеюсь, эти рекомендации позволят вам избежать попадания в кредитную ловушку.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ