Майя Федорченко: «Рынок аренды стал более адекватным»

Редакция «КС» продолжает цикл материалов, посвященный условиям аренды в крупных торгово-развлекательных центрах Новосибирска. Мы приглашаем арендаторов высказываться на страницах газеты и портала о том, как им живется в торговых центрах, с какими проблемами они сталкиваются и как оценивают текущую динамику покупательского спроса и платежеспособность сибиряков. Продолжает рубрику интервью с руководителем отдела розничных продаж группы компаний «Обувь России» МАЙЕЙ ФЕДОРЧЕНКО.

Группа компаний «Обувь России» — федеральная компания, входит в пятерку крупнейших обувных ритейлеров России. Основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. «Обувь России» развивает пять обувных сетей: Westfalika, «Пешеход», Emilia  Estra, Rossita и Lisette. Обувная сеть «Обуви России» на сегодняшний день насчитывает более 450 магазинов в более 100 городах. Выручка компании в 2015 году по РСБУ составила 9 млрд рублей, чистая прибыль — 1,3 млрд рублей.

Мнение арендатора

— Майя, сколько всего точек «Обуви России» на текущий момент расположены в торговых центрах Новосибирска? Каких брендов?

— В настоящий момент в торгово-развлекательных комплексах Новосибирска у нас работают семь розничных точек брендов Westfalika, «Пешеход», Emilia Estra, Rossita и Lisette. Магазины находятся в таких торговых центрах, как «Аура», «Сибирский Молл», «Версаль» и «Ройял Парк». В целом в торговых центрах Новосибирска компания «Обувь России» присутствует с 2012 года, когда мы запустили отдельный формат магазинов Westfalika для ТЦ.

Магазины Lisette в среднем занимают 70 кв. метров, по остальным брендам – порядка 100 кв. метров.

— Что вас устраивает и не устраивает в торговых центрах Новосибирска как арендатора?

— Прежде всего, я бы отметила, что некоторые торговые центры имеют свойство со временем терять трафик при появлении на рынке новых игроков, обладающих определенными преимуществами в глазах покупателя. В среднем по рынку за 2015 год покупательский трафик в ТРЦ снизился на 15-20%, сейчас, по нашим наблюдениям, он постепенно начинает восстанавливаться.

Второй момент – достаточно высокие ставки аренды, прежде всего, в популярных торговых центрах Новосибирска. К топ-3 самых дорогих ТРЦ в городе можно отнести «Ауру», «МЕГУ» и «Галерею Новосибирск».

Что привлекает как арендатора? При грамотном позиционировании торгового комплекса – сгенерированный высокий трафик, причем целевой аудитории, необходимый для хорошего уровня продаж. Также играет роль лояльность арендодателя.

К примеру, ТРЦ «МегаГринн» в Курске засчитал нам в счет арендной платы в виде скидки в течение года все капитальные расходы, понесенные при открытии магазина. Хотя это не слишком распространенная ситуация: федеральные сети торгово-развлекательных центров редко соглашаются на значительные уступки, поскольку достаточно популярны и в текущей ситуации сохраняют высокий трафик. Тем не менее, они также идут навстречу арендодателю: так, в конце 2014 года ТРЦ, в которых у нас были валютные договоры, зафиксировали курс на докризисном уровне, перевели все договоры в рубли. Это, на мой взгляд, важное достижение.

— Считаете ли вы, что арендная плата в торговых центрах Новосибирска сейчас завышена?

— Если говорить о ценовой политике, то рынок аренды стал более адекватным. Если раньше арендодатели все свои растущие расходы компенсировали за счет повышения арендных ставок, сейчас такого не происходит. Собственники торговых центров остро заинтересованы в том, чтобы имеющиеся площади не пустовали — за 2015 год ряд fashion-брендов, и не только, ушли с рынка и закрыли магазины. Оставшимся же маркам нужно дать возможность зарабатывать, иначе и они могут перейти на другую площадку.

Поэтому на текущий момент мы отчетливо наблюдаем, что рынок развернулся в сторону арендатора, собственники торговых центров идут навстречу. Если подводить итоги 2015 года, то в среднем по нашей розничной сети нам удалось добиться снижения арендных ставок на 15-20%.

— Сети Westfalika и Lisette имеют достаточно много точек в Сибири. В каких городах вы отмечаете максимальную проходимость? С чем это связываете?

— Что касается бренда Lisette, по итогам I квартала 2016 года самый высокий трафик по Сибири зафиксирован в Новокузнецке, в торговом центре «Сити-Молл». В Новосибирске по бренду Lisette наибольшей проходимостью отличается ТРЦ «Аура».

По марке Westfalika максимальный трафик мы фиксируем в стрит-ритейле. По сравнению с торговыми центрами он выше примерно на 10-15%. На мой взгляд, это отчасти можно связать с тем, что бренд пока не представлен в популярных ТЦ, таких как «МЕГА» и «Аура». Исторически сложилось, что Westfalika развивалась в Сибири именно как стрит-формат, и сейчас порядка 80% всех магазинов данного бренда работают в этом формате.

— Что, на ваш взгляд, важно учитывать, кроме цены и проходимости, при выборе площадки под аренду?

— Конечно, проходимость и популярность торгового центра в том или ином городе является основополагающим критерием при выборе площадки. Второй момент, который важен для нас, – расположение магазина в обувном «кластере» ТРЦ. Далее – хорошие витрины, для того, чтобы просматриваемость товара была оптимальной; допустимость размещения сопутствующих товаров, потому что в некоторых торговых центрах есть ограничения по ассортименту.

И последний момент — это возможность подключения дополнительных финансовых сервисов: оформления рассрочки, работы с займами, страховыми продуктами, подключения собственных платежных систем.

— Как вы считаете, нужны ли Новосибирску новые торговые центры? Вы бы в них разместили свои точки?

— На мой взгляд, в Новосибирске сегодня достаточно ТРЦ с качественными торговыми площадями и сопутствующими интересными форматами для потребителя. Поэтому нашей компании как арендатору площадей хватает.

В 2016 году «Обувь России» не планирует активное расширение сети, однако, могу сказать, что перспективными площадками для себя мы считаем «МЕГУ» и «Галерею Новосибирск». Так, в «МЕГЕ» есть хороший якорь в виде IKEA, на который покупатель едет всегда. А «Галерея Новосибирск» собрала хороший пул арендаторов, в том числе, новых для города брендов, которые также интересны потребителю. К тому же, у «Галереи», по моему мнению, очень удачная локация.

По Сибири в целом нам было бы интересно также встать в ТРЦ «Планета» в Красноярске.

Оценка потребительской способности

— Как изменилась динамика спроса на продукцию «Обуви России» в Новосибирске за последний год?

— В 2015 году спрос в натуральном выражении на обувь снизился в среднем по рынку на 18-20%. В «Обуви России» значительного падения спроса мы не наблюдали. К тому же, уже в сезоне осень-зима 2016-2017 ожидается рост продаж за счет отложенного спроса: обувь имеет свойство изнашиваться.

— Проводили ли вы когда-нибудь анализ покупок, которые совершают покупатели? В каких точках по Новосибирску/Сибири вы бы отметили более платежеспособных покупателей?

— Мы постоянно отслеживаем, какие категории товаров пользуются наибольшим спросом у наших покупателей, какие – наименьшим. В Европе уже давно сформировалась тенденция к приобретению комфортной обуви в стиле casual. Этот тренд приходит и на российский рынок. Спросом у покупателей все больше пользуется обувь лаконичного дизайна с минимумом декора, комфортная в носке.

В Новосибирске наиболее платежеспособные покупатели, как правило, посещают точки «Обуви России», расположенные на правом берегу. Это неудивительно – здесь сосредоточен деловой центр города. К примеру, по бренду Lisette, самый высокий чек мы фиксируем в ТРЦ «Аура». Он составляет 3200 рублей. Аналогичной эта цифра была и в 2015 году.

Как ни странно, но средний чек в торговых центрах выше на 10-15%, нежели в стрит-ритейле. При этом, что интересно, в магазинах, расположенных в торговых центрах, покупки совершаются реже, однако они комплексные: за один раз покупатель приобретает, к примеру, две пары обуви или обувь и сумку. Вообще сопутствующие товары пользуются спросом в нашей сети: сейчас их доля в розничной выручке «Обуви России» доходит до 30%.

— Как изменилась структура спроса за последний год? Возможно, какие-то товары стали более востребованы, какие-то – менее?

— Активно развивающаяся категория – верхняя одежда, мы внедрили ее в 2014 году. В 2015 году продажи верхней одежды в сетях ГК «Обувь России» выросли на 40% по отношению к 2014 году. Всего за минувший год компания реализовала 83 тыс. изделий — на 60% больше, чем в 2014 году.

Менее востребована модельная обувь. Но в большей степени я бы связала это не с кризисом, а со смещением акцентов на обувном рынке в целом. Как я уже говорила, из Европы к нам пришла мода на комфортную, удобную обувь. Именно поэтому мы пересмотрели модельный ряд: сейчас на долю классической обуви и обуви в стиле casual приходится порядка 85% ассортимента, модельной – лишь 15%. Для сравнения в 2014 году доля модельной обуви в коллекциях Westfalika доходила до 30%.

— Развиваете ли вы магазины по франчайзингу или только под собственным управлением?

— В настоящее время ГК «Обувь России» развивает по франчайзингу преимущественно марку Lisette. У нас четыре собственных точки в Новосибирске и Новокузнецке, а также восемь франчайзинговых в Сибири (Абакан, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск, Иркутск, Кемерово, Минусинск). На 2016 год, в соответствии со стратегией развития компании, новых открытий не запланировано. Будем работать над эффективностью существующих точек, и наращивать интернет-продажи.

— Какие компании, бренды вы бы назвали своими прямыми конкурентами на сибирском рынке?

— Если говорить о местных операторах, то это «Аскания», «Под каблуком», из федеральных сетей – Respect Shoes. Они работают в той же ценовой категории и имеют схожий с нами ассортимент.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ