Личное страхование: стабильный тренд на сокращение рынка?

С падением уровня жизни россияне, казалось бы, должны стать более экономными и в первую очередь урезать свои расходы, в частности, дополнительные услуги, которые дублируются государством, например в полисе ДМС. Почему в России этот вид страхования показал прирост, а в Новосибирской области — падение, а также что нужно сделать, чтобы в будущем россияне активнее страховались по ДМС, выяснял корреспондент «КС».

Обратный эффект

«КС» уже писал о том, что рынок страхования в Новосибирской области показывает более уверенную динамику, чем в целом по стране: 8,5% за 2015 год в сравнении с 3,6% соответственно. Однако если рассмотреть рынок страхования по отдельным сегментам, получается, что Новосибирская область не всегда может похвастать высокими темпами роста.

В 2015 году личное страхование в России показало падение почти на 5%, сократившись с 219 млрд рублей до 209 млрд рублей. Новосибирская область в этом сегменте показала уже более значительное снижение — на 12%, до 1 млрд 985 млн рублей.

На рынке ДМС и вовсе происходит обратная динамика. Если в России этот вид страхования вырос хотя бы на 3,9% — с 124,1 млрд рублей до 129 млрд рублей, то в Новосибирской области он и вовсе сократился на 3% — с 962 млн до 934 млн рублей.

То же самое касается и страхования от несчастных случаев и болезней. В целом по стране этот сегмент потерял свою долю рынка в размере 15,3%: сборы сократились с 95,5 млрд до 80,9 млрд рублей. Новосибирская область показывает темпы снижения почти на 20% — с 1 млрд 319 млн до 1 млрд 50 млн рублей. К слову, по СФО страхование от несчастных случаев и болезней уменьшилось и того больше — на 31,7%.

По словам вице-президента ОАО «АльфаСтрахование», директора Сибирского и Дальневосточного регионального центра Вадима Маслова, такая тенденция может быть связана с общим сокращением объемов потребительского кредитования, которое ранее активно развивалось.

В то же время на рынке страхования Новосибирской области есть несколько игроков, у которых наблюдалась положительная динамика в отношении страхования от несчастных случаев и болезней. В их числе «АльфаСтрахование», которое увеличило свои сборы на 134,9% — с 39,3 до 92,3 млн рублей, а также «ВТБ Страхование», у которого сборы в 2015 году составили 200 млн рублей против 168 млн в 2014 году. Одновременно с этим у «ВТБ Страхования» выплаты составили всего 23 млн рублей, и компания стала бесспорным лидером, заняв 19% рынка.

«Большие сборы в сегменте страхования от несчастных случаев связаны с активными продажами коробочных продуктов такого вида страхования, в первую очередь через банковский канал, — прокомментировал ситуацию на рынке директор Новосибирского филиала «ВТБ Страхования» Алексей Игошин. — Тем не менее говорить сегодня о соотношении выплат и сборов на активно растущем портфеле не совсем корректно, так как выплаты по договорам, заключенным в прошлом году, будут продолжаться и в этом».

Того же мнения придерживается и генеральный директор «Д2 Страхования» Юрий Вавилов, констатируя, что сейчас действительно страховые выплаты «отстают» от сборов: страховые премии получены в отчетном периоде, а ответственность страховщик несет еще следующие 3–4 года.

«В дальнейшем не исключено, что мы увидим «коррекцию» в этом сегменте, поскольку банки смещаются в продажи некредитных страховых продуктов. Теперь они фокусируются на других видах, интересных розничным клиентам, в частности, страховании домашнего имущества и ответственности. Определенную часть страхования от несчастных случаев и болезней может заместить «лайфовое» страхование, но это вопрос среднесрочной перспективы, который в том числе коррелирует со стабилизацией ситуации в экономике», — добавил глава «Д2 Страхования».

Все те же лица

В ДМС в 2015 году по сравнению с 2014-м у всех игроков произошло снижение по сборам с некоторой расстановкой сил. На протяжении нескольких лет лидером рынка являлся «Ингосстрах», который сместился в прошлом году на второе место, собрав 113,5 млн рублей. Теперь более 12% рынка занимает «СОГАЗ» с общими сборами по Новосибирской области в 115 млн рублей, что на 1 млн меньше, чем в 2014 году. Примечательно, что уровень выплат практически сопоставим с уровнем страховых премий — немногим более 113 млн рублей.

По словам директора Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Ольги Гаенко, добровольное медицинское страхование никогда не было для них высокомаржинальным бизнесом — ДМС имеет прежде всего социальную направленность, являясь важной частью соцпакета на предприятиях.

У «Росгосстраха», напротив, сборы значительно превышают выплаты. Так, в 2015 году страховая компания собрала 84 млн рублей и выплатила всего 28 млн рублей. И это несмотря на то, что «Росгосстрах» традиционно делает ставки в ДМС на розничные продажи, в отличие от других страховщиков, которые зачастую отдают предпочтение корпоративным страховкам.

«Розничные продажи можно с уверенностью назвать нашим драйвером роста, при этом мы заключаем и корпоративные договоры по ДМС, — рассказал «КС» директор Новосибирского филиала ПАО «Росгосстрах» Артем Сычев. —  Исторически так сложилось, что мы — агентская страховая компания и занимаемся именно розничным страхованием. На сегодня «Росгосстрах» силен в «клеще» — полисы по этому виду страхования обеспечивают нам сборы, сравнимые с корпоративными видами. Это объясняется тем, что клиенты в полном объеме обеспечены иммуноглобулином в случае укуса клещом — мы единственные в регионе, кто закупает этот препарат, и потому он всегда в наличии».

Для компаний, не обладающих развитой агентской сетью, действительно выгоднее осуществлять оптовые продажи. Так, по словам Вадима Маслова, в ДМС «АльфаСтрахование» основное внимание уделяет именно корпоративному страхованию.

«Если это классический рисковый ДМС, то он связан в первую очередь со страхованием коллективов. Потому что если к нам придет физическое лицо и попросит его застраховать по рисковой программе ДМС, то, скорее всего, человек уже знает, сколько денег ему нужно отнести в медучреждение, и будет так называемая не случайная выборка, а специальная. Это то же самое, как если бы клиент со сломанной машиной пришел за каско», — объяснил позицию своей компании Вадим Маслов.

По словам Артема Сычева, такие действия со стороны клиентов сложно назвать мошенническими, но они имеют место и потому создают свою убыточность наряду с действиями клиник. При этом мошенничество в медицинском страховании развито в меньшей степени, чем в том же ОСАГО.

«Если застрахованный пытается избыточно получить медицинскую помощь, иными словами, отбить страховку, то клиники назначают пациенту ненужные процедуры, чтобы лечебно-профилактическое учреждение смогло получить со страховой компании как можно больше денег, — отметил Артем Сычев. — Дело в том, что застрахованный не всегда обладает специфическими знаниями по медицине, и как следствие, не может самостоятельно определить необходимость того или иного обследования или лечения. Поэтому в каждой страховой компании существует команда экспертов, в том числе и у нас, чтобы отслеживать и пресекать такие случаи. Стоит отметить, что нам с большинством ЛПУ удается выстроить взаимоотношения и уменьшить количество случаев мошенничества».

Как выйти на прирост?

Несмотря на то что рынок ДМС показал не настолько критическое снижение, как другие виды страхования, страховые компании все же прогнозируют его сужение. По мнению директора СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрия Шевченко, отказ от добровольного страхования — одно из самых заметных для страхового рынка влияний кризиса. В сложившихся условиях местные предприятия стараются максимально сократить затраты, и одними из первых под урезание попадают расходы на ДМС.

«Вероятность перелома тенденции и выхода рынка ДМС, в том числе регионального, на положительную динамику в 2016 году низкая, поэтому основными задачами по-прежнему останутся удержание роста убыточности и сохранение клиентской базы, в первую очередь за счет предложения инновационных продуктов, программ и технологий», — добавил Дмитрий Шевченко.

По мнению Алексея Игошина, рост сегмента ДМС по России обусловлен удорожанием медицинских услуг, что автоматически приводит к повышению стоимости полисов ДМС. Из-за кризиса многие работодатели действительно стали сокращать пакеты ДМС для сотрудников, искать другие способы оптимизации затрат на страхование. Но говорить о массовых отказах страхования здоровья сотрудников, на его взгляд, не приходится.

Вероятно, для Новосибирской области удорожание страховки не смогло обеспечить должные сборы. Более того, такая тенденция сможет стать негативным фактором, влияющим на конечный выбор клиента — покупать или отказаться и сэкономить.

На этом фоне привлечение дополнительных драйверов роста в ДМС актуально как никогда. Ряд страховщиков обращает внимание на то, что значительным драйвером роста в ДМС может стать увеличение числа предложений с франшизой, то есть участие застрахованного в частичной оплате предоставляемых услуг.

«С позиции клиента — как розничного, так и корпоративного — такой подход позволяет снизить стоимость полиса. А с позиции страховщика — получить сознательного застрахованного, который не пытается полечиться «про запас» и вникает в то, сколько стоит каждая медуслуга и действительно ли она ему нужна», — прокомментировал Юрий Вавилов.

Ольга Гаенко в поисках новых драйверов роста для ДМС предлагает обратиться к опыту некоторых западных стран, где дополнительным медицинским страхованием пользуются до 90% населения. На сегодня в России, в отличие от этих стран, по ДМС застраховано только 10% населения, и то преимущественно своими работодателями — порядка 90% от всего числа страховок. По мнению Ольги Гаенко, в стране оптимальным вариантом медицинского страхования могло бы стать создание единой системы, в которой ДМС стало бы дополнением к ОМС, а не альтернативным видом, каким оно является на сейчас практике.

«Сегодня ОМС и ДМС, по сути, две параллельные системы страхования, которые между собой почти не взаимодействуют, — заметила глава Новосибирского филиала АО «СОГАЗ». — Вопросы сочетания программ, принципы ценообразования и софинансирования лечения в правовом отношении не регулируются. Действующий закон не дает лечебному учреждению возможность оказать пользователю ОМС часть услуг по ДМС. Как следствие, предприятия и организации вынуждены платить за одни и те же страховые медицинские слуги дважды: в первом случае в форме налоговых отчислений на ОМС, во втором — при покупке полисов ДМС, если хотят, чтобы их сотрудники получали те же услуги, но с более высоким уровнем сервиса и без очередей. По мнению большинства специалистов, синергия ОМС и ДМС позволила бы не только существенно повысить качество медицинского обслуживания, но и снизить стоимость программ добровольного страхования в 2–3 раза. А значит, сделать ДМС более доступным для граждан».

В отношении личного страхования Юрий Вавилов придерживается мнения, что импульсом к развитию может стать осознанный подход розничных клиентов к управлению рисками, связанными с жизнью и здоровьем. По его словам, страховщики уже предлагают продукты, которые содержат рассчитанный на это маркетинговый посыл — «защита домашнего бюджета» и другое.

«По содержанию такие продукты являются классическим страхованием от несчастных случаев и болезней. Кроме того, как для личного страхования, так и для других розничных видов драйвером является выход в Интернет, где клиент может сравнить предложения нескольких страховщиков, прочитать отзывы и получить полис, не выходя из дома, — добавил Юрий Вавилов. — Интересным направлением является страхование на случай диагностирования критического заболевания. В категорию критических, как правило, входят онкологические заболевания, инфаркт, инсульт, трансплантация органов. При наступлении страхового события клиент направляется на лечение, причем на выбор предлагаются как российские, так и зарубежные клиники, а страховая выплата может покрывать не только непосредственное лечение, но и сопутствующие расходы: проезд и проживание застрахованного и сопровождающего, услуги переводчика».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ