Углю помогут не прогореть

Вчера, 4 апреля, в Новокузнецке Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное состоянию и перспективам развития угольной отрасли, а также вопросам обеспечения безопасности труда. В центре внимания участников традиционно оказались «вечно зеленые» вопросы неподъемных, по мнению бизнеса, железнодорожных тарифов, затоваренность мировых рынков и падение внутреннего спроса. Кроме того, докладчики выступили с новыми инициативами по снижению травматизма в отрасли.

В последние три-четыре года угольная отрасль в России и Кузбассе находится в весьма сложном положении. «С 2011 года падают мировые цены на угольную продукцию, с 2014 года тенденция роста потребления угля в мире сменилась на противоположную: сокращается объем международной торговли твердым топливом», — отметил министр энергетики России Александр Новак. Он также уточнил, что за это время  экспортные цены на российский энергетический уголь в долларах сократились в 1,6 раза, на коксующийся — в 2,2 раза. «Цена в рублях даже с учетом девальвационного эффекта снизилась на 21%. Мы прогнозируем, что в текущем году тенденция падения контрактных цен сохранится», ─ сказал он. Значительное падение стоимости «черного золота» на внешнем и внутреннем рынках, по данным министра, привело к существенному ухудшению финансово-экономических показаний угольных компаний. Например, с 2012 года начала снижаться отраслевая сальдированная прибыль до налогообложения. «В 2013 году она сменилась на убыток, который в 2014 году достиг наибольшего отрицательного значения – более 100 млрд. рублей. Доля убыточных компаний по итогам прошлого года составила 31%, — поделился Александр Новак. —  Высокий рост курса доллара не только не компенсировал падение цен, но даже ухудшил ситуацию», — заключил он.

В первую очередь, это связано с высокой закредитованностью отрасли. Так, по словам спикера, задолженность по займам и кредитам почти удвоилась и превысила 620 млрд. рублей. Увеличились расходы на обслуживание кредитов, прежде всего, валютных. За последние два года убытки от переоценки кредитных обязательств выросли до 80 млрд. рублей, или более чем в 13 раз. «По итогам прошлого года убыточными были и крупные, системообразующие угольные компании – СУЭК, СДС-Уголь, Мечел», — перечислил Александр Новак.

Положение дел в отрасли осложнила и возросшая конкуренция со стороны подешевевших нефти и газа. Тем не менее, половина электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке, по данным господина Новака, производится угольной генерацией. Однако, внутренний рынок постепенно сжимается. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев заявил, что в таких условиях ставку необходимо делать на экспорт, который во многом зависит от цены железнодорожных перевозок.

«Железнодорожный тариф должен быть предсказуемым и долгосрочным, — высказал мнение глава Кузбасса. — В 2012 году он составлял 40%, а сейчас  его доля достигла 60% (в конечной стоимости угля). За это время железнодорожные перевозки угля выросли более чем в 1,5 раза. Если тарифы и дальше будут расти, то перевозки угля уменьшатся», — заключил Аман Тулеев.

Согласно данным, озвученным на совещании, уголь составляет более трети всех железнодорожных грузоперевозок страны. «Мы просим, хотя бы на сегодняшний день сохранить базовый принцип прейскуранта 10-01: груз массовый – типа угля, руды – надо везти дешевле», — обратился к собравшимся Аман Тулеев. Дмитрий Медведев заметил, что вопрос тарифа для отрасли является «вечно зеленым».

Другой центральной темой встречи стала безопасность горных  работ.  Дмитрий Медведев уточнил, что из 99 шахт, находящихся в госреестре производственных объектов, к опасным по выбросам газа относятся 19, а к категории сверхкатегорийных, — 25. «С учетом этих обстоятельств, вопросы безопасности должны оставаться в центре внимания, быть приоритетом как для собственников шахт, так и для надзорных органов», — призвал премьер-министр.

Глава Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что ведомство считает целесообразным рассмотреть возможность введения уголовной ответственности, в первую очередь руководителей, за неоднократное грубое нарушение требований безопасности, отклонения от которых создают угрозу жизни и здоровью людей. Также он озвучил предложение об изменении схемы проведения дегазации шахт, а именно, создание независимых компаний по дегазации, главным показателем которых будет качество работ. В настоящее же время такие фирмы организовывают сами угольные холдинги.

Сократить травматизм должна помочь и продолжающаяся реструктуризация угольной отрасли. В Кузбассе на принципах государственно-частного партнёрства реализуется утверждённая в июле 2015 года комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт. Всего же с 2013 года ликвидировано 11 опасных предприятий в городах Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск. Аман Тулеев рассказал, что в настоящее время в регионе остаются восемь «сверхопасных» шахт, которые одномоментно закрыть власти региона не могут. «Мы предлагаем для них просто запретить отработку угольных пластов, пока не будет реально снижено содержание метана до безопасного уровня, и жёстко это контролировать, — сказал губернатор. —  А с другой стороны, угольным компаниям предоставить упрощённый порядок списания экономически нецелесообразных из особо опасных участков для отработки угля», — заключил он.

Тенденция сокращения доли подземной добычи стала устойчивой для Кемеровской области. В настоящее время в регионе осталось 47 действующих шахт, где добывается 44% топлива. Доля открытой добычи, соответственно, возросла до 66% (до 1998 года этот показатель был равен 40%) Аман Тулеев заявил, что регион и дальше будет «идти по этому пути».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ